Рабочая программа по химии 8-9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»

Оленегорского района Мурманской области

Рабочая программа

по химии

на 8-9 класс

подготовила

учителя химии

Гнездиловой Юлии Владимировны

н.п. Высокий

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса химии 8 – 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии 2004 г., соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования 2004г.

Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень практических занятий и расчетных задач.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами предмета химии.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Содержание рабочей программы структурировано по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь.

Цели

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Реализация учебной программы обеспечивается УМК (входит в список учебников, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в 2013-2014 учебном году:

Габриелян О.С. Химия-8: учебник для общеобразовательного учреждения – М.: «Дрофа», 2010- стр. 267.

Габриелян О.С. Химия-9: учебник для общеобразовательного учреждения. – М.: «Дрофа», 2010- стр. 271.

В соответствии с учебным планом, годовым календарным графиком школы на 2013-2014 учебный год , рабочая программа в 8 классе рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю), из них лабораторных опытов- 11, практических работ-7 , контрольных работ — 4. В 9 классе рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю), из них лабораторных опытов- 12, практических работ -6, контрольных работ- 8.

Материально-техническое оснащение

Кабинет химии оснащен всеми необходимыми материалами для проведения лабораторных работ и демонстраций в 8- 9 классах. Также в кабинете имеются: ноутбук, выход в сеть Интернет, интерактивный комплекс

В ходе реализации рабочей программы планируется использовать следующие формы промежуточного контроля: лабораторные работы, практические работы, тестирования, работа по индивидуальным карточкам, проверочные и контрольные работы.

Сравнительный анализ содержания рабочей программы и Примерной программы среднего общего образования по химии (2004 г.) свидетельствует о выполнении государственного образовательного стандарта по предмету:

Содержательный анализ

Разделы

По примерной программе среднего общего образования

Рабочая программа

8 класс

9 класс

всего

Методы познания веществ и химических явлений

8

3

5

8

Вещество

25

21

4

25

Химическая реакция

15

15

15

Элементарные основы неорганической химии

62

24

38

62

Первоначальные представления об органических веществах

10

10

10

Химия и жизнь

6

6

6

Резерв

10

5

5

10

Итого

136

68

68

136

Рабочая программа рассчитана на 136 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10 учебных часов. Резервное время было потрачено на изучение разделов: «Методы познания веществ и химических явлений», «Элементарные основы неорганической химии».

Лабораторные и практические работы

Раздел программы

Лабораторные и практические работы

8 класс

9 класс

всего

  1. Методы познания веществ и химических явлений

Лабораторные опыты

1.Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

2.Разделение смесей.

3.Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).

3

Практические работы

Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Получение кристаллов солей.

Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой».

Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды»

3

2.Вещество

Лабораторные опыты

  1. Знакомство с образцами веществ различных классов.

1

Практические работы

Практическая работа №4 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе».

1

3.Химическая реакция

Лабораторные опыты

1.Окисление меди в пламени спиртовке.

2.Взаимодействие оксида магния с кислотами.

3.Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

4.Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

5.Реакции, характерные для растворов кислот (соляной и серной).

6.Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия и калия).

7.Реакции, характерные для растворов солей (хлорида меди (II)).

7

Практические работы

Практическая работа №5 «Признаки химических реакций».

Практическая работа №6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».

Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач»

5

4.Элементарные основы неорганической химии

Лабораторные опыты

  1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

  2. Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

  3. Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия. Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

  4. Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

  5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

  6. Качественные реакции на ионы железа (2+ и 3+).

  7. Распознавание катионов натрия, калия, кальция, бария.

  8. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).

  9. Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов.

9

Практические работы

Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений металлов».

Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов ».

Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ».

Практическая работа №4 «Экспериментальные задач и по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая работа №5 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода».

Практическая работ №6 «Получение, собирание и распознавание газов».

6

5.Первоначальные представления об органических веществах

Лабораторный опыт

  1. Изготовление моделей углеводородов.

1

Практическая работа

6. Химия и жизнь

Лабораторный опыт

  1. Знакомство с образцами лекарственных препаратов.

  2. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.

2

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 час)

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (8 час).

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

Демонстрации

Образцы простых и сложных веществ.

Горение магния.

Растворение веществ в различных растворителях.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

Разделение смесей.

Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).

Практические занятия

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

Очистка загрязненной поваренной соли.

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

ВЕЩЕСТВО (25 час).

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

Демонстрации

Химические соединения количеством вещества в 1 моль.

Модель молярного объема газов.

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.

Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Возгонка йода.

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Образцы типичных металлов и неметаллов.

Расчетные задачи

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (15 час).

Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Демонстрации

Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты

Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

Практические занятия

Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (62 час).

Водород, физические и химические свойства, получение и применение.

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.

Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).

Демонстрации

Взаимодействие натрия и кальция с водой.

Образцы неметаллов.

Аллотропия серы.

Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Распознавание соединений хлора.

Кристаллические решетки алмаза и графита.

Получение аммиака.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).

Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.

Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.

Практические занятия

Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).

Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ (10 час).

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Демонстрации

Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Модели молекул органических соединений.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Образцы изделий из полиэтилена.

Качественные реакции на этилен и белки.

Практические занятия

Изготовление моделей углеводородов.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ ( 6 час).

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Демонстрации

Образцы лекарственных препаратов.

Образцы строительных и поделочных материалов.

Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.

Практические занятия

Знакомство с образцами лекарственных препаратов.

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.

Резерв времени- 10 часов

График контрольных работ 8 класс.

Тема

Сроки

1

«Атомы химических элементов»

Октябрь

2

«Соединения химических элементов»

Декабрь (админ.)

3

«Изменения, происходящие с веществами»

Февраль

4

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

Май (админ.)

График контрольных работ 9 класс.

Тема

Сроки

1

«Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса»

Октябрь

2

Общая характеристика металлов

Ноябрь

3

Металлы IIII главных подгрупп

Декабрь

4

Металлы

Январь

5

Общая характеристика неметаллов

Февраль (админ.)

6

Неметаллы

Март

7

Первоначальные представления об органических веществах

Апрель (админ.)

8

Итоговая контрольная за курс основной школы

Май

Учебно-методический комплект, включающий:

  • Габриелян О.С. Химия-8: учебник для общеобразовательного учреждения [Текст] / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2010

  • Габриелян, О.С. Химия-8: настольная книга учителя [Текст] / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2006.

  • методическое пособие для учителя (Габриелян О.С.. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008. – 78 с.)

  • Габриелян О.С. Химия-9: учебник для общеобразовательного учреждения [Текст] / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2010

  • Габриелян, О.С. Химия-9: настольная книга учителя [Текст] / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2006.

  • Образовательная коллекция. Химия- базовый курс, 8-9 класс. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2001, 2003.

  • 1С: Репетитор. Химия. АОЗТ «1С», 1997- 2001.

  • Открытая химия. ООО «Физикон», 2002.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

Критерии и нормы оценки

Ответ ученика на каждый вопрос оценивается по пятибалльной шкале.

Оценка «5» ставится, если содержание ответа на вопрос представляет собой связанный рассказ, в котором используется все необходимые понятия по данной теме, раскрывается сущность описываемых явлений и процессов. Рассказ сопровождается правильной записью химических формул и уравнений, степенью раскрытия понятий соответствует требованиям государственного общеобразовательного стандарта для выпускников основной школы, в ответе отсутствуют химические ошибки.

Оценка «4» ставится в случае правильного, но неполного ответа на вопрос, если в нем: отсутствует некоторые несущественные элементы содержания; присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы. Но при их раскрытии допущены неточности или незначительные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными умениями (ошибка при составлении химических формул и уравнений, выделение признаков классификации).

Оценка «3» ставится, если в ответе на вопрос отсутствует некоторые понятия, которые необходимы для раскрытия сущности описываемого явления или процесса. Нарушается логика изложения материала.

Оценка «2» ставится, если в ответе на вопрос практически отсутствуют понятия, которые необходимы для раскрытия содержания темы, а излагаются лишь отдельные его аспекты.

Календарно- тематическое планирование 8 класс

п/п

Тема урока

Основное содержание

Эксперимент

(Д-демонстрация, ЛО- лабораторный опыт)

Лабораторное оборудование

Домашнее задание

Примечание

Введение (5 часов)

1(1)

Предмет химии. Вещества.

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете и при проведении практических и лабораторных работ

Химия- наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятия о химическом элементе и формах его существования.

Л. О. № 1 Знакомство с образцами простых и сложных веществ

Простые вещества (алюминий гранулы, сера), сложные вещества (малахит, известь, мел, кислота, основание)

§ 1, упр. 3,4,6

2(2)

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии.

Отличие химических реакций от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. История возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химии.

§ 2, упр. 1,2, § 3, упр. 1,5

3(3)

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ее структура.

Малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система, как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Д. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

§ 4, упр. 1-5

4(4)

Химическая символика. самостоятельная работа № 1.

Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

§ 5, упр. 1-5

5(5)

Практическая работа № 1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Примеры обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Знакомство с правилами по технике безопасности при работе в химическом кабинете. Пользование металлическим штативом. Укрепление пробирки в штативе. Пользование пробиркодержателем. Пользование мерной посудой. Приготовление фильтра.

Штатив, пробирка, фарфоровая чашка, спиртовка (или электронагреватель), лучина, спички, химический стакан, пробиркодержатель

Практическая работа № 1(глава 5)

  1. Атомы химических элементов (10часов)

1(6)

Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны

Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Характеристика нуклонов. Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число

Д. Модели атомов химических элементов

Модели атомов химических элементов

§6, упр. 1,3

2(7)

Изменение числа протонов в ядре- образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре- образование изотопов.

Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидность атомов одного химического элемента.

§7, упр. 1-4

3(8)

Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов № 1- 20

Строение электронных оболочек атомов элементов № 1- 20. Понятие о завершенном и незавершенном электронных уровнях

§8, упр 1-5

4(9)

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов. самостоятельная работа № 2

Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

§9(с. 34-36), упр. 1

5(10)

Изменение числа электронов на внешнем электроном уровне атома химического элемента- образование положительных и отрицательных ионов. Ионная химическая связь.

Понятие иона. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионных соединений.

§9 (до конца), упр. 2,3

6(11)

Взаимодействие атомов элементов- неметаллов между собой- образование молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

Схемы образования двухатомных молекул (H2, Cl2, S2, N2). Электронные и структурные формулы. Кратность химической связи

§10, упр. 1-4

7(12)

Взаимодействие атомов элементов- неметаллов между собой- образование молекул соединений. Электроотрицательность (ЭО). Ковалентная полярная химическая связь.

Схемы образования молекул соединений (HCl, H2O, NH3 и др.). Электронные и структурные формулы. Понятие об ЭО и ковалентной полярной химической связи.

§11, упр. 1-4

8(13)

Взаимодействие атомов элементов- металлов между собой- образование металлических кристаллов

Понятие о металлической связи.

§12, упр. 1-3

9(14)

Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах и неметаллах, о видах химической связи

Выполнение упражнений, подготовка к контрольной работе.

§10, упр. 5

10(15)

Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов»

  1. Простые вещества (8часов)

1(16)

Простые вещества- металлы. Общие физические свойства металлов. Аллотропия.

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов металлов. Металлическая связь (повторение). Важнейшие простые вещества- металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Аллотропия на примере олова.

Д.1. Коллекция металлов

2. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора

1. Коллекция металлов: Fe, Al, Ca, Mg, Na, Hg (последние 2 запаяны),

2. белое и серое олово, белый и красный фосфор

§13, упр. 1,3,4

2(17)

Простые вещества- неметаллы. Физические свойства неметаллов- простых веществ

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов неметаллов. Ковалентная связь (повторение). Важнейшие простые вещества- неметаллы: водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Аллотропные модификации кислорода, фосфора. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Д. 1. Коллекция неметаллов

2. Получение озона

1. коллекция неметаллов — Н2, О2 (в газомере) S, Р, уголь акт, бром (в ампуле), озонатор

§14, упр. 3,4

3(18)

Количества вещества

Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро

Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством 1 моль

Простые вещества (металлы и неметаллы), сложные вещества количеством в 1моль

§15 (с. 54-55), упр. 1,2

4(19)

Молярная масса вещества

Расчеты молярных масс веществ по их химическим формулам. Миллимолярная и киломолярные массы. Выполнение упражнений с использованием понятий «постоянная Авогадро», «количество вещества», «масса», «молярная масса».

§15 (до конца), упр. 3,4

5(20)

Молярный объем газообразных веществ.

Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Миллимолярный и киломолярный объем. Выполнение упражнений с использованием понятий «объем», «молярный объем», «количество вещества», «масса», «молярная масса».

Д. Модель молярного объема газов

Модель молярного объема газов

§16, упр. 1,2

6(21)

Урок- упражнение самостоятельная работа № 3

Решение задач и упражнений с использованием понятий «молярный объем газа», «количество вещества», «постоянное Авогадро», «молярная масса»

§15, упр. 5, §16, упр. 3

7(22)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества»

Обобщение и систематизация знаний по теме «простые вещества»

§16, упр. 4,5

8(23)

Практическая работа № 2 Наблюдение за изменениями происходящими с горящей свечой, и их описание

Проведение опытов: физические явления при горении свечи; обнаружение продуктов горения в пламени; влияние воздуха на горение свечи.

Свеча, тигельные щипцы, изогнутая под прямым углом стеклянная трубка, пробирки, жесть от консервной банки, пробиркодержатель, кусок картона, пол-литровая банка, двухлитровая банка, спички

Практическая работа № 2 (глава 5)

  1. Соединения химических элементов (14часов)

1(24)

Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др.

Понятие о степени окисления. Определение степени окисления элементов по формулам соединений. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.

ЛО №2. Знакомство с образцами неорганических веществ разных классов

Оксиды, основания, кислоты

§17, упр. 1,2

2(25)

Важнейшие классы бинарных соединений- оксиды, летучие водородные соединения

Составление формул, их названия. Расчеты по формулам. Характеристика важнейших соединений. Их представители: H2O, CO2, CaO HCl, NH3

Д. Образцы оксидов: СаО, CuO, СО2, SiO2, H2O

образцы оксидов металлов: СаО, CuO;

образцы оксидов неметаллов: СО2, SiO2, H2O

§18, упр. 1-6

3(26)

Основания

Состав и названия оснований, их классификация. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Расчеты по формулам оснований. Представители: NaOH, KOH, Ca(OH)2

Д. Образцы оснований

образцы щелочей (твердых и в растворе) и нерастворимых оснований, набор индикаторов, пробирки

§19, упр. 1-6

4(27)

Кислоты

Состав и названия кислот, их классификация.

Расчеты по формулам кислот. Представители кислот.

Д. Образцы кислот

Образцы минеральных кислот: HCI, НNО3, Н2SO4, Н3РО4, и органических кислот (уксусная, щавелевая, стеариновая), набор индикаторов, пробирки

§20, упр. 1-3

5(28)

Соли как производные кислот и оснований

Состав и название солей. Расчеты по формулам солей. Представители: NaCl, CaCO3, Ca3(PO4)2

Д. Образцы солей

Кристаллический хлорид натрия, карбонат калия, нитрат алюминия

§21, упр. 1-3

6(29)

Урок- упражнение самостоятельная работа № 4

Классификация сложных веществ, определение принадлежности соединений к различным классам по их формулам. Упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам. Расчеты по формулам соединений.

§20, упр. 4,5

7(30)

Амфотерные кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Молекулярные кристаллические решетки. Ионные, атомные и металлические решетки

Понятие о межмолекулярном взаимодействии и молекулярной кристаллической решетке. Свойства веществ с этим типом решетки. Свойства веществ с разным типом кристаллических решеток, их принадлежность к разным классам соединений. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Д. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).

Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV)

§22, упр. 1, 4,5

8(31)

Чистые вещества и смеси

Понятие о чистом веществе и смеси, их отличия. Примеры жидких и газообразных смесей. Способы разделения смесей.

Д.1. Взрыв смеси водорода с воздухом.

2. Способы разделения смесей.

3. Дистилляция воды

ЛО №3. Способы разделения смесей

Пробирки, газоотводная трубка, гранулы цинка, раствор соляной кислоты.

Смесь соли с песком, химический стакан, 20-30 мл воды, стеклянная палочка, фильтр, стеклянная воронка, фарфоровая чашка, спиртовка спички.

Дистиллятор

Смесь древесных и железных опилок, смесь соли и глины

§23, упр. 1,2, 4

9(32)

Массовая и объемная доля компонентов смеси, в том числе и доля примесей

Понятие о доли компонента смеси. Вычисление ее в смеси и расчет массы или объема вещества в смеси по его доле

§24, упр. 1-3

10(33)

Расчеты, связанные с понятием «Массовая доля »

Решение задач и упражнений на расчет массовой доли и нахождение массы компонентов смеси

§24, упр. 4,5

11(34)

Расчеты, связанные с понятием «Объемная доля»

Решение задач и упражнений на расчет объемной доли и нахождение объема компонентов смеси

§24, упр. 6, 7

12(35)

Контрольная работа № 2 «Соединения химических элементов»

13(36)

Практическая работа № 3 Анализ почвы и воды

Проведение опытов: механический анализ почвы; получение почвенного раствора и опыта с ним, определение прозрачности воды, определение интенсивности запаха воды

Смесь соли с песком, химический стакан, 20-30 мл воды, стеклянная палочка, фильтр, стеклянная воронка, фарфоровая чашка, спиртовка, спички

Практическая работа № 3 (глава 5)

14(37)

Практическая работа № 5 Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе

Проведение опытов: приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе

Сахар, химический стакан, весы, стеклянная палочка, пробирки, стеклянная воронка

Практическая работа № 5 (глава 5)

  1. Изменения, происходящие с веществами (10часов)

1(38)

Физические явления

Способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах. Очистка питьевой воды. Перегонка нефти

Д. Примеры физических явлений:

а) плавление парафина;

б) возгонка йода или бензойной кислоты;

в) растворение перманганата калия;

г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания

Л.О. № 4 Химические явления

Пробирка, пробиркодержатель, спиртовка, спички, парафин, йод, бензойная кислота, кристаллический перманганат калия, эфирные масла, горящая лампа накаливания

Спиртовка, медная проволока

§25, упр. 2-4

2(39)

Химические реакции. Закон сохранения массы веществ

Понятие о химических явлениях, их отличие от физических. Признаки и условия протекания химических реакций. Реакция горения. Экзо- и эндотермические реакции. Количественная сторона химических реакций в свете учения об атомах и молекулах. Значение закона сохранения массы веществ. Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в открытии и утверждении закона сохранения массы веществ.

Д. Примеры химических явлений:

а) горение магния и фосфора, б) взаимодействие HCI с мрамором или мелом, в) получение Cu(OH)2, г) растворение полученного гидроксида в кислотах.

Спиртовка, спички, металлическая ложечка, магний и фосфор. Штатив для пробирок, пробирки, растворы хлорида меди(II), гидроксида натрия, соляная кислота, мрамор

§26, упр. 1-5

3(40)

Химические уравнения. Реакции разложения

Понятие о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Сущность реакций разложения и составление уравнений реакций, проделанных учителем. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Ферменты.

Д. 1. Электролиз воды.

2. Разложение перманганата калия

3. Разложение пероксида водорода

ЛО №5. Окисление меди в пламени спиртовки

Электролизер, вода, источник постоянного электрического тока.

Перманганат калия, пероксид водорода, оксид марганца (II), пробирка, спиртовка, тлеющая лучина.

Медная проволока, горелка, тигельные щипцы

§27, упр. 2,3, §29, упр. 1-4

4(41)

Реакции соединения

Сущность реакций соединения и составление уравнений реакций, проделанных учителем. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Л.О. № 6 Взаимодействие углекислого газа с известковой водой

Газоотводная трубка, пробирка, известковая вода

§30, упр. 1-4

5(42)

Реакции замещения

Сущность реакций замещения и составление уравнений реакций, проделанных учителем. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Д. 1. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании.

2. Взаимодействие металла с растворами кислот.

ЛО №7. Взаимодействие оксида магния с кислотами

Оксид меди (II), серная кислота;

Гранулы цинка и алюминия, растворы соляной и серной кислот, спиртовка;

Штатив для пробирок, пробирки, оксид магния, кислоты

§31, упр. 2-5

6(43)

Реакции обмена

Сущность реакций обмена и составления уравнений реакций, проделанных учителем. Реакции нейтрализации. Условия течения реакций между растворами кислот, щелочей и солей до конца

§32, упр. 3-6

7(44)

Расчеты по химическим уравнениям

Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества, объему одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции

§28, упр. 3,4

8(45)

Расчеты по химическим уравнениям с использованием понятия «доля»

Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества

§28, упр. 1,2

9(46)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

§33, упр. 1-5

10(47)

Контрольная работа № 3 «Изменения, происходящие с веществами»

11(48)

Практическая работа № 4 Признаки химических реакций

Проведение опытов: прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой; взаимодействие мрамора с кислотой; взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия; взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция

Штатив для пробирок, пробирки, медная проволока, раствор серной кислоты, спиртовка, пробиркодержатель, мел, раствор соляной кислоты, раствор хлорида бария, фенолфталеин, гидроксид натрия

Практическая работа № 4
(глава 5)

  1. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (20часов)

1(49)

Растворение как физико- химический процесс. Растворимость. Типы растворов

Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Зависимость растворения веществ от температуры. Кривые растворимости. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Различная растворимость веществ в воде. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

§34, упр. 1-7

2(50)

Электролитическая диссоциация

Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации веществ с разным видом связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Д. 1. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

2. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации

Постоянный источник тока, растворы поваренной соли, кислоты, глюкозы

концентрированная и разбавленная уксусная кислота

§35, упр. 1-6

3(51)

Основные положения теории электролитической диссоциации

Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов по составу (простые и сложные), по заряду (катионы и анионы), по наличию водной оболочки (гидратированные и негидратированные). Основные положения ТЭД.

Д. Движение окрашенных ионов в электролитическом поле

Кристаллические сульфат меди (II) безводный, перманганат калия, хлорид железа (III), вода, постоянный источник тока

§36, упр. 1-5

4(52)

Ионные уравнения реакций

Реакции обмена, идущие до конца. Запись уравнений реакций (молекулярных и ионных) с использованием таблицы растворимости

Практическая работа № 6

Пробирки, сульфат натрия, калия, хлорид бария, хлорид натрия, нитрат серебра, хлорид калия, сульфат магния, нитрат свинца(II), карбонат аммония,

§37, упр. 1-5

5(53)

Кислоты в свете ТЭД, их классификация

Определение кислот как электролитов, их диссоциация. Классификация кислот по различным признакам

ЛО №8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной)

Штатив для пробирок, пробирки, шпатель, спиртовка. Спички, пробиркодержатель, тигельные щипцы, стеклянная палочка, оксид меди (II), раствор серной кислоты, соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, сульфата железа (III), фенолфталеин, раствор карбоната калия, гранулы цинка, алюминия, меди

§38, упр. 1-3

6(54)

Кислоты в свете ТЭД, их свойства

Взаимодействие кислот с металлами, условия течения этих реакций. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов и основаниями. Реакции нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

§38, упр. 4-6

7(55)

Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства

Определение оснований как электролитов, их диссоциация. Классификация оснований по различным признакам. Взаимодействие оснований с кислотами (повторение). Взаимодействие щелочей с солями (работа с таблице растворимости) и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований.

ЛО №9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксида натрия или калия)

ЛО №10. Получение и свойства нерастворимого основания, например, гидроксида меди (II)

Мел, соляная кислота, пробирка с газоотводной трубкой, раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, штатив для пробирок, известковая вода, сульфат меди (II), спиртовка

§39, упр. 1-5

8(56)

Оксиды

Состав оксидов, их классификация: несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов.

§40, упр. 1-5

9(57)

Соли в свете ТЭД, их свойства

Определение солей как электролитов, их диссоциация. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций и взаимодействие солей с солями (работа с таблицей растворимости). Взаимодействие солей с кислотами и щелочами (повторение)

ЛО №11. Рекции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)

Штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, раствор гидроксида натрия, нитрат серебра, железный гвоздь, медная проволока

§41, упр. 1-5

10(58)

Генетическая связь между классами неорганических веществ

Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов

Практическая работа № 7

Пробирки, сульфат меди (II), хлорид калия, сульфат алюминия, гидроксид натрия, фосфат натрия, хлорид бария, сульфит натрия, карбонат натрия, азотная кислота, фенолфталеин, соляная кислота, серная кислота,

§42, упр. 1-2

11(59)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» Самостоятельная работа № 5

Решение расчетных задач по уравнениям, характеризующим свойства основных классов соединений и выполнение упражнений этого плана на генетическую связь

§42, упр. 3-4

12(60)

Классификация химических реакций

Различные признаки классификации химических реакций

Итоговая контрольная

§42, упр. 5

13(61)

Окислительно- восстановительные реакции и реакции ионного обмена

Определение степени окисления элементов, образующих вещества различных классов. Реакции окислительно- восстановительные и реакции ионного обмена, их отличия

Д. 1. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлорида меди (II).

2. Горение магния

Гранулы цинка, кристаллическая сера, раствор соляной кислоты, раствор сульфата меди (II), штатив с пробирками, магний, спиртовка

§43, упр. 1

14(62)

Окислительно- восстановительные реакции

Понятие об окислителе и восстановителе, окислении и восстановлении

§43, упр. 2

15(63)

Составление окислительно- восстановительных реакций

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса

§43, упр. 3

16(64)

Свойства изученных классов веществ в свете окислительно- восстановительных реакций

Характеристика свойств простых веществ металлов и неметаллов, а также кислот и солей в свете ОВР

§43, упр. 4

17(65)

Обобщение и систематизация знаний по теме ОВР

Выполнение упражнений. Подготовка к контрольной работе

§43, упр.5.

18(66)

Контрольная работа № 4 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

19(67)

Практическая работа № 6 Свойства кислот, оснований, оксидов, солей

Осуществить реакции, характеризующие свойства растворов: соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида меди (II). Получение оксида серы (IV) и проделать реакции, характеризующие его свойства

Штатив для пробирок, пробирки, оксид меди (II), раствор серной кислоты, раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, спиртовка, пробиркодержатель, раствор сульфата меди (II), прибор для получения газов, растворы карбоната натрия, серной кислоты, известковая вода, раствор хлорида бария

20(68)

Практическая работа № 7 Решение экспериментальных задач

Осуществить реакции между серной кислотой и цинком; между хлоридом магния и гидроксидом натрия; между хлоридом магния и сульфатом калия; между хлоридом магния и карбонатом натрия; между хлоридом магния и нитратом цинка; между хлоридом магния и фосфатом калия; между хлоридом магния и сульфидом натрия.

Штатив для пробирок, пробирки, гранулы цинка, раствор серной кислоты, хлорида магния, гидроксида натрия, сульфата калия, карбоната натрия, нитрата цинка, фосфата калия, сульфида натрия, хлорида железа (III), сульфата меди (II), медная проволока, конц. серная кислота

Календарно- тематическое планирование 9 класс

п/п

Тема урока

Основное содержание

Эксперимент (Д-демонстрация, ЛО- лабораторный опыт)

Лабораторное оборудование

Домашнее задание

Примечание

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса – 6 часов

1(1)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Строение атома, характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соединениями по периоду и подгруппе элементами; состав и характер высшего оксида, его гидроксида, состав летучего водородного соединения (для неметалла).

§1, упр. 1-4

2(2)

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления и восстановления.

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете ТЭД и ОВР, их состав и классификация. Расчет доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

§2, упр. 3. §1, упр. 10

3(3)

Генетические ряды металла и неметалла

Генетическая связь между классами неорганических веществ (повторение)

§2, упр. 2

4(4)

Амфотерные оксиды и гидроксиды

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Л.О. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойства

Штатив для пробирок, пробирки, растворы серной кислоты, гидроксида натрия, хлорида цинка

§2, упр. 1, 4

5(5)

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома. Значение ПЗ и ПС. Предсказания Менделеева для германия, скандия и галлия

§3, упр. 2, 3, 4

6(6)

Контрольная работа №1 «Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса»

  1. Металлы- 18 часов

1(7)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов металлов.

Характеристика положения металлов в периодической системе. Строение атомов металлов. Металлическая кристаллическая решетка. Металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Физические свойства металлов.

Л.О. 2. Ознакомление с коллекцией образцов металлов

Образцы металлов (магния, алюминия, цинка, железа, свинца, меди)

§4, упр. 2, 4, §5 упр. 3

2(8)

Химические и физические свойства металлов

Характеристика общих химических свойств металлов на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений в свете представлений ОВР

Л.О. № 3 Вытеснение одного метала другим из раствора соли

Штатив с пробирками,хлорид бария, сульфат натрия

§6, упр. 2, §8, упр. 5, 7

3(9)

Сплавы

Характеристика сплавов, их свойства. Важнейшие сплавы и их значение

Д. Образцы сплавов

Чугун, сталь, бронза, латунь

§7, упр. 2

4(10)

Коррозия металлов и способы борьбы с ней

Общие понятия о коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии

§10, упр. 1,2

5(11)

Способы получения металлов.

Тест № 2 «Общая характеристика металлов»

Самородные металлы и основные соединения металлов в природе. Важнейшие руды. Понятие о металлургии и ее разновидностях: пиро-, гидро-, электрометаллургии

§9, упр. 4

6(12)

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы

Сравнительная характеристика щелочных металлов по плану:

  1. Строение атомов.

  2. Простые вещества, их физические и химические свойства

  3. Кислородные соединения (оксиды, гидроксиды)

Д. Взаимодействие натрия и лития с неметаллами, водой, кислородом.

Вода, натрий, сера, литий, спиртовка.

§11, упр. 5

7(13)

Соединения щелочных металлов

Обзор важнейших соединений щелочных металлов: щелочи, соли (NaCl, Na2CO3, NaHCO3) их свойства и применение в народном хозяйстве. Понятия о калийных удобрениях. Природные соединения щелочных металлов

Л.О. 4 Ознакомление с образцами природных соединений:

а) натрия

б) кальция

Каменная соль, глауберова соль, сильвинит

§ 11, упр. 1

8(14)

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы

Характеристика щелочноземельных металлов, аналогичная характеристике щелочных металлов

Д. Образцы щелочноземельных металлов

Д. Взаимодействие Са с водой, кислородом, неметаллами

Кальций, магний, вода, пробирки, сера, спиртовка

§12, упр. 4

9(15)

Соединения щелочноземельных металлов

Обзор важнейших соединений щелочноземельных металлов и в первую очередь соединений калция: оксиды, гидроксиды, соли (CaCO3 и его разновидности, Ca3(PO4)2 и др.) Их свойства и применение в народном хозяйстве.

Л.О. 5 Распознавание катионов натрия, калия, кальция, бария

Штатив с пробирками, хлорид бария, хлорид кальция, карбонат натрия, сульфат калия.

§12, упр.5

10(16)

Практическая работа № 1 Осуществление цепочки химических превращений металлов

Штатив для пробирок, стеклянная палочка, пробирки, шпатель, воронка, фильтровальная бумага, карбонат магния, соляная кислота, серная кислота, гидроксид натрия, хлорид цинка

Практическая работа № 1 (глава 2)

§12, упр. 1

11(17)

Алюминий, его физические и химические свойства

Строение атома алюминия, физические и химические свойства алюминия – простого вещества. Применение алюминия на основе его свойств

Л.О. 6. Получение Аl(ОН)3 и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей

Корунд, полевой шпат, боксит

Штатив для пробирок, пробирки, соляная кислота, гидроксид натрия, хлорид алюминия

§13, упр. 4, 5

12(18)

Соединения алюминия

Тест №3 «Металлы IIII группы»

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Глинозем и его модификации. Распространенность алюминия в природе

§13, упр. 6

13(19)

Железо, его физические и химические свойства

Особенности строения электронных оболочек атомов элементов побочных подгрупп на примере железа. Степени окисления железа в соединениях. Физические и химические свойства железа – простого вещества.

§14, упр. 2,3

14(20)

Генетические ряды Fe2+ и Fe3+

Характеристика химических свойств оксидов (II) и (III) и гидроксидов железа (II) и (III). Важнейшие соли железа (II) и (III): хлориды, сульфаты. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+

Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Л.О. 7 Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+

Штатив для пробирок, пробирки, гидроксид натрия, хлорид железа (II), хлорид железа (III), железный купорос, ферриты

§14, упр. 4

15(21)

Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов

Подгруппа щелочноземельных металлов: пробирки, штатив, спиртовка (электронагреватель), кристаллические вещества хлорид кальция, гидроксид натрия, карбонат калия, карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия.

Алюминий: гранулы алюминия, азотная и серная кислоты (разб. и конц.), гидроксид натрия, оксид алюминия, спиртовка, химический стакан.

Железо: пробирки, свежеприготовленный р-р сульфата железа (II), хлорид железа (III), гидроксид натрия, соляная кислота (разб.)

Практическая работа № 2 (глава 2)

§14, упр. 5

16(22)

Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ

Штатив для пробирок, пробирки; 3 пробирки, в которых находятся:

В-1 — растворы гидроксида натрия, карбоната калия, хлорида бария; растворы реактивов на ион бария, хлорид-ион, индикаторы

В-2 — кристаллические вещества — карбонат калия, сульфат натрия, хлорид калия; дистиллированная вода, соляная кислота, растворы реактивов на сульфат-ион, хлорид — ион

Практическая работа № 3 (глава 2)

§14, упр. 6

17(23)

Обобщение по теме «Металлы»

Обобщение знаний, решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе

§14, упр. 1

18(24)

Контрольная работа №4 по теме «Металлы»

  1. . Неметаллы- 26 часов

1(25)

Общая характеристика неметаллов

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, особенности строения их атомов. Электроотрицательность как мера неметалличности, ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Озон. Состав воздуха. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Л.О. № 8 Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями

Хлорид натрия, сульфид натрия, карбонат кальция

§15, упр. 3, §16

2(26)

Водород, его физические и химические свойства

Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение

§17, упр. 2,4

3(27)

Общая характеристика галогенов

Строение атомов галогенов, их степе окисления. Строение молекул галогенов. Галогены – простые вещества. Закономерности в изменении их физических и химических свойств в зависимости от увеличения порядкового номера химического элемента

Д. 1. Образцы галогенов – простых веществ.

2. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием.

3. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей

Образцы галогенов – простых веществ (хлора, йода), натрий, алюминий, раствор бромида и иодида калия

§18, упр. 1-6

4(28)

Соединения галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.

Хлороводород и соляная кислота. Хлориды их применение в народном хозяйстве. Биологическая роль фтора. Хлора, брома йода. Применение хлора и соединений фтора, хлора и йода

Д. 1. Образцы природных соединений хлора.

Л.О. 9. Качественная реакция на хлорид — ионы

Каменная соль, сильвинит

Штатив для пробирок, пробирки, пипетка, растворы хлорида натрия и нитрата серебра

§19, упр. 4, §20, упр. 1

5(29)

Кислород

Нахождение в природе. Газообмен в легких и тканях. Фотосинтез.

§21, упр. 1,6

6(30)

Сера, ее физические и химические свойства

Строение атомов серы. Аллотропия. Физические свойства ромбической серы. Характеристика химических свойств серы в свете представлений об ОВР

Д. Взаимодействие серы с металлами, с водородом и кислородом

Кристаллическая сера, железо, спиртовка

§22, упр. 2,3

7(31)

Окиси серы (IV) и (VI)

Получение и свойства оксидов серы (IV) и (VI) как кислотных оксидов. Характеристика реакции 2SO2+O2 – 2SO3 и рассмотрение условий смещения равновесия вправо. Сероводородная и сернистая кислоты

§23, упр. 1-3

8(32)

Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли

Характеристика состава и свойств серной кислоты в свете представлений ТЭД и ОВР. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Распознавание сульфат – иона.

Л. О. 9. Качественная реакция на сульфат-ион.

Д. Ознакомление с образцами природных соединений серы

Штатив для пробирок, пробирки, пипетка, серная кислота, растворы сульфата натрия, хлорида или нитрата бария, медный купорос, глауберова соль, гипс

§23, упр. 4, 5

9(33)

Получение серной кислоты

Производство серной кислоты: сырье, химизм процессов

§23, упр. 6, 7

10(34)

Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода

Подгруппа кислорода: растворы хлорида натрия, сульфата натрия, серной кислоты (разб.), иодид калия, бромид калия, гранулы цинка, гидроксид натрия, хлорид меди (II), пробирки, спиртовка (или электронагреватель), химический стакан, индикатор лакмус

Практическая работа № 4 (глава 4)

§23, упр. 8

11(35)

Решение расчетных задач на избыток и недостаток. Тест № 5 «Общая характеристика неметаллов»

Задачи на избыток и недостаток

12(36)

Азот и его свойства

Строение атома азота. Строение молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений ОВР

§24, упр. 2, 1

13(37)

Аммиак и его свойства

Строение молекулы аммиака. Физические свойства, получение, собирание и распознавание аммиака. Химические свойства аммиака: восстановительные и образование иона аммония по донорно–акцепторному механизму

§25, упр. 4-6

14(38)

Соли аммония

Соли аммония: состав, получение, физические и химические свойства. Представители. Применение в народном хозяйстве

Штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, пробиркодержатель, вата, растворы хлорида аммония, сульфата аммония, гидроксида натрия

§26, упр. 1, 4

15(39)

Азотная кислота и ее свойства

Оксиды азота (II) и (IV). Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной кислоты: ее взаимодействие с медью. Получение азотной кислоты из азота и аммиака. Применение HNO3в народном хозяйстве.

Д. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью

Концентрированная азотная кислота, медная проволока, пробка

§27, упр. 2, 5

16(40)

Соли азотной кислоты

Д 1. Знакомство с образцами нитратов.

2. Знакомство с коллекцией азотных удобрений

Натриевая селитра, калийная селитра, аммиачная селитра

§27, упр. 3,4

17(41)

Фосфор. Соединения фосфора

Строение атома. Аллотропия. Сравнение свойств белого и красного фосфора. Химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота. Соли ее. Фосфор в природе. Фосфорные удобрения.

Д. Знакомство с образцами природных соединений фосфора и коллекцией фосфорных удобрений

Фосфориты, апатиты, суперфосфат

§28, упр. 2, 3

18(42)

Решение расчетных задач на выход продукта реакции

Задачи на выход продукта реакции. §28, упр. 5

19(43)

Углерод

Строение атома углерода. Аллотропия, свойства модификаций – алмаза и графита

Д. 1. Поглощение углем растворенных веществ или газов

2. Восстановление меди из ее оксида углем

3. Образцы природных соединений углерода, важнейшие для н/х карбонаты

Активированный уголь, раствор перманганата калия, спиртовка, оксид меди (II)

Гипс, поташ, мел, мрамор

§29, упр. 2, 5, 8

20(44)

Оксиды углерода (II) и (IV). Карбонаты

Строение молекулы CO и CO2. Физические и химические свойства оксидов углерода. Получение и применение CO и CO2. Важнейшие карбонаты: кальцит, сода, поташ – их значение и применение. Распознавание карбонатов. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно

Л.О. 9 Качественная реакция на карбонат-ион

Лабораторный штатив с муфтой и лапкой, штатив для пробирок, пробирка и пробка с газоотводной трубкой, пробирка, мел, соляная кислота, известковая вода, лучина, карбонат натрия

§30, упр. 3, 5, 6

21(45)

Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

Подгруппа азота: фарфоровая ступка, пестик, кристаллический хлорид аммония и гидроксид кальция, пробирки, лакмусовая бумага, штатив, спиртовка (или электронагреватель), вата, по 1 мл конц. соляной, серной и азотной кислот, фенолфталеин.

Образцы минеральных удобрений: суперфосфат, нитрат аммония, сульфат аммония, хлорид аммония, хлорид калия, пробирки, стеклянная палочка, шпатель.

Подгруппа углерода: штатив, пробирки, газоотводная трубка, химический стакан, карбонат кальция (мел, мрамор), соляная кислота, кристаллические вещества сульфата натрия, хлорида цинка, карбоната натрия,

силиката калия, индикаторы

Практическая работа № 5 (глава 4). §30, упр. 7

22(46)

Кремний. Оксид кремния

Строение атома, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний, сравнение его свойств со свойствами углерода. Природные соединения кремния: SiO2, силикаты и алюмосиликаты

Д. Образцы природных соединений кремния

Кремнезем, кварц, полевой шпат

§31, упр. 4

23(47)

Кремниевая кислота. Силикаты

Производство стекла, фарфора, цемента, их применение в народном хозяйстве

Д. Образцы стекла, керамики, цемента

Силикатный кирпич, фарфор, фаянс, цемент, хрусталь, оптическое стекло, оконное стекло

§31, упр. 1

24(48)

Практическая работа №6. Получение, собирание и распознавание газов

Для работы по получению кислорода необходимо:

штатив, пробирка, газоотводная трубка, химический стакан, стекловата, спиртовка (или электронагреватель), цилиндр, стеклянная пластинка, кристаллизатор, перманганат калия.

Для работы по получению водорода необходимо: 2 штатива, пробирки, стеклянная воронка, газоотводная трубка, гранулы цинка, разбавленная соляная кислота, оксид меди (II).

Для работы по получению углекислого газа необходимо:

штатив, 2 пробирки, газоотводная трубка, химический стакан, карбонат кальция (мел), соляная кислота

Практическая работа № 6 (глава 4). §31, упр. 3

25(49)

Обобщение знаний по теме «Неметаллы»

Обобщение знаний, решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе

§31, упр. 1,2

26(50)

Контрольная работа №6 по теме «Неметаллы»

  1. Первоначальные представления об органических веществах – 10 часов

1(51)

Предмет органической химии. Строение атома углерода. Химическое строение органических соединений

Органическая химия – химия соединений углерода. Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия углеродных соединений. Природные и синтетические органические вещества. Валентность и степень окисления. Основные положения теории строения А.М. Бутлерова Молекулярные и структурные формулы органических веществ

§32, упр. 1,2

2(52)

Метан и этан: строение молекул

Гомологический ряд алканов: общая формула, номенклатура, изомерия углеродного скелета, радикал. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Л.О. 10. Изготовление моделей молекул углеводородов

Д. Модели молекул алканов

Набор моделей атомов, модели молекул бутана и изобутана; этилена и его гомологов.

§33, упр. 4, таблица

3(53)

Химическое строение молекулы этилена

Гомологический ряд алкенов: общая формула, номенклатура, изомерия. Двойная связь. Физические свойства этилена. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение

Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия

Смесь этилового спирта и серной кислоты, приборы для получения и собирания газов, спиртовка, раствор перманганата калия и бромной воды

§34, упр. 1-3

4(54)

Понятие о предельных одноатомных и многоатомных спиртах Понятие об альдегидах

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Метанол и этанол, их физиологические свойства и значение. Атомность спиртов. Трехатомный спирт- глицерин Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Д. 1. Образцы этанола, глицерина. 2. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Образцы этанола, глицерина. Вода, глицерин, гидроксид натрия, медный купорос, штатив для пробирок, пробирки

§35, упр. 1,2, 4,5

5(55)

Одноосновные предельные карбоновые кислоты

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты, ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных кислот

§36, упр. 1

6(56)

Понятие о сложных эфирах. Жиры

Взаимодействие уксусной кислоты с этиловым спиртом. Реакция этерификации, ее обратимость. Сложные эфиры в природе, их применение. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот

Д. 1. Получение уксусноэтилового эфира

2. Омыление жиров

Растворы этилового спирта и уксусной кислоты, конц. серная кислота, раствор поваренной соли, вода, маргарин, раствор щелочи, образцы твердых и жидких жиров

§36, 37, упр. 2,3., упр. 1

7(57)

Понятие об аминокислотах и белках

Аминокислоты как продукты замещения атома водорода в радикале карбоновых кислот на аминогруппу. Пептидная связь. Состав и строение белков. Реакции поликонденсации. Белки, их биологическая роль.

§38, упр. 4

8(58)

Понятие об углеводах

Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль

Д. 1. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра

2. Качественная реакция на крахмал

Л.О. 11. Знакомство с образцами лекарственных препаратов

Л.О. 12. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены

Штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, пипетка, пробирка с аммиачным раствором оксида серебра, раствор сульфата меди (II), пробиркодержатель, гидроксид натрия, глюкоза, крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода.

Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза

§39, упр. 1,2

9(59)

Представления о полимерах (полиэтилен, белки)

Понятие о полимерах, макромолекуле, синтетические полимеры, пластмассы, волокна.

Д. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков, цветные реакции белков

Штатив для пробирок, пробирки, раствор аминоуксусной кислоты, гидроксида натрия, соляной кислоты, белка, сульфата меди, конц. азотной кислоты, аммиака, спиртовка

§40, упр. 1, 2

10(60)

Контрольная работа №7 по теме «Первоначальные представления об органических веществах»

  1. Обобщение знаний по химии за курс основной школы- 8 часов

1(61)

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

§ 3, упр. 1,2

2(62)

Типы химических связей и типы кристаллических решеток

Свойства веществ с разным типом кристаллической решетки, их принадлежность к разным классам соединений. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи. Взаимосвязь строения и свойств веществ

§2,упр. 3,4

3(63)

Классификация химических реакций по разным признакам

Число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степени окисления атомов

§2, упр. 5

4(64)

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов металлов и неметаллов. Ковалентная и металлическая связь. Аллотропные модификации кислорода, фосфора. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы

§1, упр. 4

5(65)

Оксиды Гидроксиды

Состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления- восстановления. Основания, амфотерные гидроксиды и кислоты: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления- восстановления

§1, упр. 5

6(66)

Соли, кислоты

Состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представления о процессах окисления- восстановления

7(67)

Контрольная работа №8 за курс основной школы

8(68)

Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла

Осуществление переходов:

Р Р2О5Н3РО4Са3(РО4)2

СаСаОСа(ОН)2Са3(РО4)2

AlAl2O3AlCl3Al(OH)3 Na3AlO3

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *