Рабочая программа «Ознакомление с окружающим миром»

Утверждена на

педагогическом совете

протокол № 1

от 28.09.2010 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Больше-Арбайский детский сад

Рабочая программа

по учебной дисциплине

«Ознакомление с окружающим миром»

Группа: Старшая разновозрастная

(средняя, подготовительная)

Автор: Просянникова Н.П., воспитатель ДОУ

Рецензент: Алексейцева Г.Д., заведующая ДОУ;

с. Большой Арбай, 2009г.

Рабочая программа по учебной дисциплине

«Ознакомление с окружающим миром»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по познавательному развитию для дошкольных образовательных учреждений. Программа

описывает курс подготовки по «Ознакомлению с окружающим миром» детей дошкольного возраста 4-5, 6-7 лет (средняя, подготовительная группы)

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

  1. «Изодеятельность», где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой.

  2. «Математическое», где изучаются математические знаки, ориентировка в пространстве, на листе бумаги, времени.

  3. «Художественная литература, где используются произведения познавательной направленности.

  4. «Музыкальное», где разучиваются музыкальные произведения в соответствии с тематикой.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в средней и подготовительной группе в первую половину дня. Продолжительность занятия 15-20 мин (средняя), 25-30 мин (подготовительная). Общее количество учебных занятий в год – 36. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 1 раз в год, в мае.

Цель: Ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры

Задачи:

  1. Формировать элементарные представления об окружающем мире

  2. Расширять и обобщать знания детей об окружающем мире.

  3. Развивать общие познавательные способности (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей). Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.

  4. Развивать интерес к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных растений), местам обитания человека, животных растений (земля, вода, воздух);

  5. Знакомить с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

  6. Воспитывать любознательность; любовь и интерес к родному краю, Родине, детскому саду; уважение к людям труда; бережное отношение к природе.

  7. Формировать первоначальное представление о себе, о ближайшем социальном окружении, о простейших родственных отношениях

  8. Формировать первоначальное представление о макросоциальной среде (магазин, школа, поликлиника, транспорт и др.);

  9. Продолжить знакомство с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда;

  10. Формировать представление о явлениях природы, суточных, сезонных и пространственных изменениях в природе;

  11. Формирование экологических представлений, целостных основ отношения к окружающему миру.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Блок

Средняя группа

Подготовительная группа

1

2

3

1.Предметное окружение

Продолжить знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказать о материалах из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Учить устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.

Обогащать представление о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).

Формировать представление о предметах, облегчающих труд людей на производстве.

Углублять представление о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

Учить применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т.д.).

2.Явления общественной жизни

а) Семья

Формировать первоначальное представление о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т.д.) Семья- это все, кто живет вместе с ребенком.

Обязанности ребенка по дому.

а) Семья

Знать домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, их профессии.

Рассказывать о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.

б) Детский сад

Продолжить знакомство с детским садом и его сотрудниками. Привлекать к обсуждению оформления групповой и раздевалки. Учить свободно ориентироваться в помещениях детского сада.

Закрепить знание правил дорожного движения.

б) Детский сад

Учить свободно ориентироваться в помещениях детского сада и на участке. Продолжать учить соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Познакомить с дорожными знаками и их назначением. Дать представление о школе. Знакомить с библиотеками, музеями.

в) Родная страна

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, селу.

Дать представление о государственных праздниках.

Рассказать о Российской армии, о воинах (пограничники, моряки, летчики)

в) Родная страна

Расширять представления о родном крае. Знакомить с достопримечательностями края, района. Углублять знания о Родине – России. Воспитывать чувство гордости за ее достижения.

Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширить знания о Москве –главном городе, столице России. Расширять знания о государственных праздниках. Рассказать о Ю.А. Гагарине..Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

г) Труд взрослых

Продолжить знакомить с профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач). Формировать интерес к профессиям родителей.

г) Труд взрослых

Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о назначении их труда для общества.

д) Наша армия

Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов: возлагать цветы к обелискам, памятникам.

е) Наша планета

Рассказывать детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран. Объяснить, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

3.Мир природы

Расширить представления детей о природе.

Знакомить с домашними животными, птицами.

Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) их внешним видом и способами передвижения

Расширить представление детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

Продолжить знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук), ягодами (малина, смородина, крыжовник), грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

Закреплять знания о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, и др.).

Рассказать о свойствах песка, глины и камня. Учить наблюдать за птицами, подкармливать их замой.

Расширить представление детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (вода, воздух, питание и т.д.).

Учить замечать изменения в природе.

Расширять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; Растениях луга, сада, леса.

Конкретизировать представления об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения. Знакомить с лекарственными растениями.

Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных.

Продолжать знакомить с дикими животными. Расширить знания о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся.

Расширить представление о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни. Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек и жуков. Уметь сравнивать насекомых по способу передвижения.

Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей. Воспитывать желание помогать взрослым.

Учить обобщать и систематизировать представление о временах года. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Закреплять умение правильно вести себя в природе.

Знакомить с народными приметами.птицах; домашних отныхжения.х, травянистых растениях;труда для общества., памятникам.х национальностей и

Тематический план

(средняя группа)

Месяц

Тема

блока

Содержание занятия

Базовая программа

Национально-региональный компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

«Овощи»

3

Продолжить знакомство с овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук)

Овощи Саянского района

«Ягоды и фрукты»

3

Продолжить знакомство с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), ягодами (малина, смородина, крыжовник)

Ягоды и фрукты Красноярского края

«Царство растений: грибы»

3

Продолжить знакомить с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

Грибы в нашем лесу

«Золотая осень»

3

Учить замечать изменения в природе

Красота окружающей природы

Октябрь

«Беседа о лесе»

3

Учить узнавать и называть некоторые виды деревьев (елка, береза, сосна и др.)

Знакомство с растениями ближайшего окружения. (береза)

Деревья их характерные признаки

«Откуда хлеб пришел»

2

Уточнить знания детей о хлебе

Воспитывать бережное отношение к хлебу

«Перелетные птицы»

3

Познакомить детей с некоторыми видами перелетных птиц

Воспитывать любознательность бережное отношение к природе

«Домашние животные»

3

Расширить представление о домашних животных и их детенышах

Роль человека в жизни домашних животных

Ноябрь

«Дикие животные»

3

Расширить представления о диких животных

«Вот так Африка»

3

Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха)

Внешние признаки ящерицы и черепахи

«Животные полярных районов земли»

3

Знакомство с животными полярных районов земли

«Наземный транспорт»

1

Расширить знания об общественном транспорте (автомашина, автобус, поезд)

Многообразие транспорта на улице села

Декабрь

«Водный транспорт»

1

Расширить знания об общественном транспорте (теплоход)

«Воздушный транспорт»

1

Расширить знания об общественном транспорте (самолет)

«Зима»

3

Учить замечать изменения в природе.

«Народные праздники на Руси. Русский фольклор»

2

Дать представление о народных праздниках

«Русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»

Знакомить с правилами поведения в гостях

Воспитывать такое качество, как гостеприимство.

Январь

«Как звери в лесу зимуют»

3

Уточнить знания о диких животных

Бережное отношение к природе, чувство доброты.

«Зимующие птицы»

3

Уточнить знания о зимующих птицах

Птицы ближайшей округи

Заботливое отношение к птицам. Подкормка птиц

«Наша родина — Россия»

2

Продолжать знакомить детей с детским садом;

Обратить внимание на особенности родного села, детского сада

Рассказать о достопримечательностях родного села.

Февраль

«Что такое телевидение»

2

Продолжить знакомить с профессиями

«Масленица»

2

Дать представление о народных праздниках

Особенности зимы (одежда, игры)

«Военные профессии»

2

Рассказать о Российской армии, о воинах которые охраняют нашу родину (пограничники, моряки, летчики)

Воспитывать уважение к военным профессиям

«Чтобы не было беды»

2

Добрые и злые дела огня

Воспитывать уважение к труду пожарных

Март

«Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

2

Профессии мам

«Вода в жизни человека»

3

Расширить представление о свойствах воды, о значении воды в жизни человека

«Кто построил этот дом?»

1

Различные профессии людей

«Сравнительные свойства железа и дерева»

1

Расширить представление об окружающем

Апрель

«Что такое интерьер?»

1

Рассказать о материалах из которых сделаны предметы

«Покорение космоса»

2

Рассказать детям о первом космонавте Ю.А. Гагарине

Воспитывать чувство гордости за родную страну.

«Весна, весна на улице, весенние деньки»

3

Учить узнавать и называть время года. Выделять признаки весны.

«Царство растений: травы»

3

Расширить знания о растениях

Знакомство с первыми весенними цветами региона

Май

«Шестиногие малыши»

3

Расширить представления детей о некоторых видах насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка)

«Перелетные птицы»

3

«Россия моя мастеровая»

2

Рассказать об особенностях народного и декоративно-прикладного искусства.

Вызвать интерес народному творчеству

«Круглый год»

3

Расширить представления детей о летних изменениях в природе.

Тематический план

(подготовительная группа)

Месяц

Тема

блока

Содержание занятия

Базовая программа

Национально-региональный компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

«Овощи»

3

Обобщающее понятие «Овощи»

Овощи Саянского района

Воспитывать уважение к труду людей, работающих на земле

«Ягоды и фрукты»

3

Обобщающее понятие «ягоды» и «фрукты». Познакомить с понятием «консервирование»

Ягоды и фрукты Красноярского края

Любовь к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами

«Царство растений: грибы»

3

Закрепить знания детей о грибах, их разнообразии и свойствах.

Грибы в нашем лесу

Понимание целесообразности и взаимосвязи всего живого.

«Золотая осень»

3

Обобщить и систематизировать знания об осени. Знакомство с народным календарем

Красота окружающей природы

Устанавливать взаимосвязь, делать выводы.

Октябрь

«Беседа о лесе»

3

Закрепить знания о деревьях и кустарниках, как представителей флоры.

Деревья и кусты характерные для Саянского района.

Правила поведения в лесу.

Бережное отношение к природе, Правила поведения в лесу.

«Откуда хлеб пришел»

2

Закрепить знания о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.

Злаки с полей Саянского района

Уважение к труду хлеборобов, хлебу.

«Перелетные птицы»

3

Уточнить и закрепить знания о перелетных птицах.

Дать понятие «насекомоядные» и «водоплавающие»

«Домашние животные»

3

Закрепить названия домашних животных, знания об их пользе для человека.

Интерес к животным, бережное отношение к ним

Ноябрь

«Дикие животные»

3

Уточнить и закрепить знания детей о диких животных средней полосы России

Понятие «хищник» и «травоядное»; Способы самозащиты. Составление экологических цепочек.

«Вот так Африка»

3

Знакомство с Африкой – самый жаркий континент.

Понятие «жаркие страны»

«Животные полярных районов земли»

3

Животные полярных районов земли

Особенности погодных условий крайнего севера. Приспособленность растений и животных.

«Наземный транспорт»

1

Расширить знания о наземном транспорте

Наблюдение за транспортом на улицах родного села

Вида наземного транспорта, значение в жизни людей

Декабрь

«Водный транспорт»

1

Названия водных видов транспорта

История развития водного транспорта

«Воздушный транспорт»

1

Знакомство с воздушным транспортом

История воздухоплавания

«Зима»

3

Признаки зимы

Зимние явления природы края

Сезонные изменения в природе.

«Народные праздники на Руси. Русский фольклор»

2

Знакомство с древними русскими праздниками «Рождество», «Святки»

Воспитывать интерес к изучению истории России.

«Русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»

2

Повторить правила поведения в гостях, приема гостей, жизни в обществе

Старинные русские обычаи. Воспитывать такие качества, как взаимопомощь, гостеприимство и сострадание

Январь

«Как звери в лесу зимуют»

3

Сезонные изменения в жизни животных

Сочувствие к животным

Значение внешних факторов в жизни животных. Питание животных зимой, способы передвижения, места обитания.

«Зимующие птицы»

3

Сезонные изменения в жизни птиц

Зимующие птицы ближайшей округи

Заботливое отношение к птицам. Подкормка птиц

«Наша родина — Россия»

2

Уточнить знания детей о Родине

Обратить внимание на особенности родного села

Достопримечательности Москвы

Февраль

«Что такое телевидение»

2

Рассказать о телевидении, как неотъемлемой части современной жизни

Воспитывать интерес к профессиональной деятельности людей работающих на телевидении

«Масленица»

2

Продолжить знакомство с народными праздниками

Зимние игры и забавы

Развивать интерес к изучению истории России.

«Военные профессии»

2

Развивать познавательный интерес к профессиям пап

Воспитывать уважение к труду военного

«Чтобы не было беды»

2

Уточнить и закрепить знания о осторожном обращении с огнем

Пожарный пост в селе

Воспитывать уважение к опасной профессии пожарного

«Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

2

Профессии мам, их важность для людей

Уважение к труду мам.

Март

«Вода в жизни человека»

3

Формировать знания о значении воды в жизни человека

Использование воды человеком. Необходимость экономии воды. Вода и наше здоровье.

«Кто построил этот дом?»

2

Знакомство с разными строительными профессиями

История развития строительства домов; национальные особенности строительства домов

«Сравнительные свойства железа и дерева»

1

Свойства предметов, сделанных из железа и дерева;

Объяснить, как человек использует свойства железа и дерева для своей пользы.

Апрель

«Что такое интерьер?»

1

Значение слова «интерьер»

История создания различных предметов мебели. Значение различных предметов мебели.

«Покорение космоса»

2

Объяснить, что такое космос, космическое пространство.

Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать

«Весна, весна на улице, весенние деньки»

3

Сезонные изменения в природе

Воспитывать любовь к природе, наблюдательность, любознательность, желание разобраться в явлениях природы, понять их суть.

«Царство растений: травы»

3

Закрепить знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе

Знакомство с первыми весенними цветами села

Многообразие трав и их польза. Многообразие цветов.

Май

«Шестиногие малыши»

3

Многообразие насекомых, их сходства и отличия.

Доброе отношение к «маленьким соседям»,

«Перелетные птицы»

3

Совершенствовать знания о перелетных птицах. Сезонные изменения в жизни птиц

Прилет грачей, уток.

Формировать обобщенное представление о птицах

«Россия моя мастеровая»

2

Закрепить знания о русском декоративном искусстве, о русских промыслах

Воспитывать уважение к труду народных мастеров

«Круглый год»

3

Сезонных изменениях в природе

Закрепить знание о временах года

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

Требования к уровню подготовки детей по учебной дисциплине «Ознакомление с окружающим миром»

Воспитанник должен

Базовая программа

Компонент ДОУ

Национально-региональный компонент

1

2

3

4

Знать

Средняя группа. Предметы ближайшего окружения (в квартире, на участке, на улице), и их назначение.

Польза домашних животных для человека;

Элементарные правила поведения в природе.

Подготовительная группа

Герб, флаг, гимн России.

Иметь представление о родном крае; его достопримечательностях.

Иметь представление о школе и библиотеке.

Знать некоторых представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые.

Характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.

Правила поведения в природе.

Животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные).

Основные признаки диких и домашних животных.

Растения (деревья, кустарники, травы, цветы, их характерные признаки).

Символы государства РФ.

О труде работников сельского хозяйства, торговли, почты, военных, пожарных.

Достопримечательности Красноярского края, Саянского района, родного села. Воинская часть Саянского района. Труд работников сельского хозяйства.

Некоторые виды деревьев, кустарников, травянистых растений луга, леса, цветущих растений сада, ягод, грибов.

Первые весенние цветы Красноярского края

Птиц своей местности.

Уметь

Средняя группа. Называть предметы ближайшего окружения (в квартире, на участке, на улице), и их назначение. Называть признаки и количество предметов.

Рассказывать о своем родном селе.

Называть домашних животных, времена года,

Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения;

Подготовительная группа

Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Называть главный город страны.

Устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

Соблюдать элементарные правила поведения в природе;

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой, уборка мусора).

Наблюдать, описывать и строить предположения по поводу исторического и географического содержания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

  2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.

  3. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 112 с.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *