Рабочая программа «Конструирование и ручной труд»

Утверждена на

педагогическом совете

протокол № 1

от 28.09.2010 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Больше-Арбайский детский сад

Рабочая программа

по учебной дисциплине

«Конструирование и ручной труд»

Группа: Старшая разновозрастная

(средняя, подготовительная)

Автор: Просянникова Н.П., воспитатель ДОУ

Рецензенты: Алексейцева Г.Д., заведующая ДОУ;

.

с. Большой Арбай, 2009г.

Рабочая программа по учебной дисциплине

«Конструирование и ручной труд»

(средняя, подготовительная группа)

Автор: Просянникова Н.П., воспитатель ДОУ

Рецензент: Алексейцева Г.Д.., заведующая ДОУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Конструирование обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и т.п.).

Настоящая программа описывает курс подготовки по конструированию и ручному труду детей дошкольного возраста 4-5, 6-7 лет (средняя, подготовительная группы)

Цель: Формирование у детей умений и навыков в конструировании и ручном труде, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Задачи:

  1. Формировать интерес к различным зданиям, сооружениям;

  2. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни, радоваться красоте природы, окружающих предметов, зданий, сооружений..

  3. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

  4. Формировать умение оценивать созданные композиции.

  5. Развивать эмоциональную отзывчивость.

  6. Развивать творческие способности детей.

  7. Развивать умение работать сообща, в коллективе.

  8. Воспитывать у детей интерес к конструированию и ручному труду.

  9. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Программа предполагает проведение двух занятий в месяц, чередуясь, в средней и подготовительной группе в первую половину дня. Продолжительность занятия 15-20 мин (средняя), 25-30 мин (подготовительная). Общее количество учебных занятий в год – 18 по «Конструированию» и 18 – по «Ручному труду». Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 1 раз в год, в мае.

Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей. И межпредметных связей по разделам:

«Развитие речи». Развитие монологической речи при описании собственных работ и работ своих товарищей.

«Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Средняя группа

Подготовительная группа

2

3

Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции.

Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки, открытка). Приклеивать к основной форме детали (к дому – окна, двери; к автобусу –колеса).

Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала.

Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках различный бросовый материал.

Закреплять навыки коллективной работы;

Учить сооружать конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта).

Продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки.

Продолжать учить сооружать постройки объединенные общей темой (улица, машины, дома).

Учить складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу; создавать игрушки забавы.

Учить создавать предметы из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и оттенки. Формировать умение использовать образец.

Закреплять знания о поделках киригами.

Учить создавать объемные игрушки в технике оригами.

Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия швом «вперед иголку». Учить делать аппликацию, используя кусочки ткани разной фактуры.

Учить создавать фигуры людей, животных

Тематический план

(средняя группа)

Месяц

Тема недели

Тема занятия

Содержание занятия

Базовая программа

Национально-региональный компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

«Овощи»

«Веселый крокодил»

Приобщать к работе с природным материалом

Учить скреплять детали

«Ягоды и фрукты»

«Гроздь винограда»

Упражнять в скатывании комочков

Учить самостоятельно выбирать цвет ягод

«Грибы»

«Мухомор»

(оригами)

Учить совмещать стороны и углы

Воспитывать аккуратность, усидчивость

«Золотая осень»

«Ваза для осеннего букета»

Применение в поделке бросового материала

Развитие творческой активности

Октябрь

«Деревья»

«Старичок-лесовичок»

Учить выполнять фигурки из природного материала

Деревья растущие в регионе (береза)

Создание сюжетной композиции

«Хлеб»

«Букет из засушенных листьев, цветов и колосьев»

Развивать чувство композиции

Формировать навык работы с засушенными растениями

«Перелетные птицы»

«Утки на пруду»

Учить вырезать полоски из бумаги (траву, камыши), последовательно их наклеивать

Продолжать учить работы с ножницами, цветной бумагой

«Домашние животные»

«Мои любимые животные»

Учить делать игрушку на основе готового конуса

Развитие творческих способностей

Ноябрь

«Дикие животные средней полосы России»

«Зайчик» (Волшебные полоски)

Учить резать бумагу на длинные полоски по контура

Бережное отношение к животным

«Животный мир жарких стран»

«Жираф»

Упражнять в складывании квадратной заготовки пополам

Учить вырезанию по разметке

«Животный мир полярных районов земли»

«Пингвины и другие обитатели Антарктиды»

Учить склеивать полоску петелькой

Упражнять в плавном срезании углов

«Наземный транспорт»

«Автобус»

Продолжать учить вырезать круг из квадрата

Транспорт на улицах села

Декабрь

«Водный транспорт»

«Лодочка»

Украшение поделки

«Воздушный транспорт»

«Воздушный змей»

Учить хорошо проглаживать линии сгиба.

Изготовление воздушного змея вместе с воспитателем

«Зима»

«Елочка»

Изготовление бахромы из бумаги

Воспитывать аккуратность при работе с клеем

«Народные праздники на Руси. Русский фольклор»

«Елочная игрушка «Тигренок»

Отрабатывать приемы вырезания и наклеивания

Развитие воображения и фантазии

Январь

«Как звери в лесу зимуют»

«Трусишка зайка беленький»

Упражнять в вырезании фигур круглой и овальной формы

Воспитывать усидчивость и аккуратность

«Жизнь птиц зимой»

«Кормушка»

Изготовление кормушек из бросового материала

Учить нетрадиционному видению привычных вещей

Февраль

«Наша родина – Россия»

«Кошельки»

Упражнять в сгибании листа бумаги пополам

Обратить внимание на особенности родного села

Украшение поделки аппликацией

«Телевидение»

«В гостях у рубрики «Оч.умелые ручки»

Развивать умение использовать полученные ранее знания и умения

«Народные праздники на Руси. Масленница»

«Тряпичная кукла – Закрутка»

развитие мелкой моторики рук

Зимние игры и забавы

Воспитывать усидчивость

«Наша армия»

«Подарок папе»

Упражнять в умении складывать лист бумаги пополам

Упражнять в последовательном приклеивании деталей аппликации

«Детям об огне и пожаре»

«Пожарная техника»

Развивать навыки конструирования по схеме

Учить поиску новых конструктивных решений

Март

«О любимых мамах»

«Необычные цветы»

Учить использовать для скрепления частей клей и пластилин

Создание цветочной композиции из бросового и природного материала

«Ранняя весна»

«Весенний ручеек. Кораблик»

Использование приема обрывания для создания ручейка

Весенняя природа

Коллективная работа

«Вода»

«Летучие рыбы»

Упражнять в складывании квадратного листа по диагонали, пополам.

Украшать поделку дополнительными деталями

«Что нам стоит дом построить»

«Дома»

Учить измерять постройку

Апрель

«Что из чего и для чего» (инструменты и материалы)

«Предметы мебели»

Упражнять в складывании по разметке

Украшение объемной поделки аппликацией

«Мебель»

«Интерьер детской комнаты»

Учить делать предметы мебели из конструктора

«Покорение космоса»

«Наш космический корабль»

Учить создавать поделки из бросового материала. Совершенствовать навыки работы с ножницами, кисточкой, клеем

Учить работать коллективно

«Цветущая весна»

«Бумажные цветы»

Упражнять в вырезании круга из квадрата

Знакомство с первыми весенними цветами региона

«Травы»

«Букет»

Учить создавать разнообразные композиции из природного и бросового материала

Развивать творческое воображение

Май

«Насекомые»

«Бабочки»

Развивать навыки конструирования из бумаги

Красота весенней природы

«Перелетные птицы»

«Грачи прилетели» (оригами)

Учить украшать поделку

Грач-перелетная птица обитающая в регионе

«Россия моя мастеровая»

«Цветочные горшки»

Учить украшать привычные изделия

Работа с нетрадиционными материалами

«Лето»

«Воздушный змей»

Учить создавать модели воздушных змеев

Тематический план

(подготовительная группа)

Месяц

Тема недели

Тема занятия

Содержание занятия

Базовая программа

Национально-региональный компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

«Овощи»

«Веселый крокодил»

Развитие навыков работы с природным материалом

Овощи Саянского района

Совершенствовать умение самостоятельно определять последовательность работы

«Ягоды и фрукты»

«Гроздь винограда»

Учить передавать форму грозди винограда

Ягоды и фрукты Красноярского края

«Грибы»

«Мухомор»

Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях

Развитие глазомера

«Золотая осень»

«Ваза для осеннего букета»

Самостоятельно выбирать средства для создания задуманного

Осенняя природа региона

Учить основам дизайнерского искусства

Октябрь

«Деревья»

«Старичок-лесовичок»

Совершенствовать навык выполнения фигурок из природного материала

Деревья и кусты характерные для региона

Создание сюжетной композиции

«Хлеб»

«Букет из засушенных листьев, цветов и колосьев»

Развивать чувство композиции

Развивать навык работы с засушенными растениями

«Перелетные птицы»

«Утки на пруду»

Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях

Создавать из бумаги объемные игрушки

«Домашние животные»

«Мои любимые животные»

Познакомить со способом закручивания заготовки (полукруга) в конус

Оказывать помощь младшим. Анализировать игрушку, выделять основные части

Ноябрь

«Дикие животные средней полосы России»

«Зайчик»

Изготовление игрушки забавы

Бережное отношение к животным

Развитие образного мышления

«Животный мир жарких стран»

«Зоопарк»

Самостоятельный выбор поделки, подбор шаблона и цвет заготовки

Закреплять умение делать поделки киригами

«Животный мир полярных районов земли»

«Пингвины и другие обитатели Антарктиды»

Закреплять умение склеивать полоску петелькой. Украшение поделки по замыслу

Учить делать поделку по образцу

«Наземный транспорт»

«Автобус»

Вырезание с помощью трафарета

Транспорт на улицах села

Аккуратность в работе

Декабрь

«Водный транспорт»

«Лодочка»

Развивать умение складывать бумагу в разных направлениях

«Воздушный транспорт»

«Самолет»

Учить создавать поделку по чертежу, читать и понимать линии на чертеже

«Зима»

«Елочка»

Склеивание конуса. Изготовление елочки на основе конуса.

Зимняя природа региона

Воспитывать аккуратность

«Народные праздники на Руси. Русский фольклор»

«Елочная игрушка «Тигренок»

Упражнять в склеивании цилиндров, нарезании бумаги мелкими полосками

Развитие воображения и фантазии

Январь

«Как звери в лесу зимуют»

«Трусишка зайка беленький»

Упражнять в вырезании фигур круглой и овальной формы

Воспитывать усидчивость и аккуратность

«Жизнь птиц зимой»

«Кормушка»

Изготовление кормушек из бросового материала

Сострадание к зимующим птицам

Учить нетрадиционному видению привычных вещей

Февраль

«Наша родина – Россия»

«Кошельки»

Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях

Обратить внимание на особенности родного села

Украшать поделка аппликацией

«Телевидение»

«В гостях у рубрики «Оч.умелые ручки»

Развивать навыки точных, ровных сгибов

Учить пользоваться схемой при выполнении поделок «оригами»

«Народные праздники на Руси. Масленница»

«Тряпичная кукла – Закрутка»

Упражнять в завязывании узелков.

Зимние игры и забавы

Воспитывать желание помогать младшим

«Наша армия»

«Подарок папе»

Развивать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, шить швом «вперед иголку»

Учить делать разметку по шаблону при изготовление объемных игрушек

«Детям об огне и пожаре»

«Щенок — Огонек»

Развивать навыки складывания квадратного листа по диагонали

Развивать интерес к работе с бумагой

«О любимых мамах»

«Необычные цветы»

Учить сочетать засушенные растения, сухие ветки, разноцветные ленты, ткань, бумагу, сетку и др.

Создание цветочной композиции из бросового и природного материала

Март

«Ранняя весна»

«Весенний ручеек. Кораблик»

Закреплять умение складывать лодочку в технике оригами

Весенняя природа

Развивать интерес к технике оригами

«Вода»

«Летучие рыбы»

Выполнение базовой формы «двойной треугольник»

Учить украшать поделку дополнительными деталями

«Что нам стоит дом построить»

«Дома»

Учить составлять конструкцию по схеме

Дома на нашей улице

Использование построек в играх

Апрель

«Что из чего и для чего» (инструменты и материалы)

«Предметы мебели»

Упражнять в складывании по разметке, закруглять углы, склеивать детали

Украшать объемные поделки аппликацией

«Мебель»

«Интерьер детской комнаты»

Закреплять умение делать предметы мебели из конструктора

«Покорение космоса»

«Наш космический корабль»

Учить создавать поделки из бросового материала. Развивать творческую фантазию.

Учить работать коллективно, получать удовольствие, радость от совместной работы

«Цветущая весна»

«Бумажные цветы»

Упражнять в нарезании бахромы по краю круга

Знакомство с первыми весенними цветами региона

«Травы»

«Букет»

Учить создавать красивые композиции, комбинируя различные материалы

Воспитывать желание создавать красивые композиции

Май

«Насекомые»

«Бабочки»

Отрабатывать прием создания разнообразных форм из полос бумаги

Красота окружающей природы

Развивать вариативность мышления.

«Перелетные птицы»

«Грачи прилетели» (оригами)

Развивать навыки конструирования по схеме. Учить читать схему, понимать условные обозначения

Грач-перелетная птица обитающая в регионе

Развивать интерес к искусству оригами

«Россия моя мастеровая»

«Цветочные горшки»

Учить основам дизайнерского искусства

Работа с нетрадиционными материалами

«Лето»

«Воздушный змей»

Учить создавать модели воздушных змеев разных видов, соединяя тонкие деревянные рейки и обклеивая получившуюся форму бумагой

Развивать навыки коллективной работы, умение координировать и объединять общие усилия для получения красивой поделки

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

Требования к уровню подготовки детей по учебной дисциплине «Конструирование» и «Ручной труд»

Воспитанник должен

Базовая программа

Компонент ДОУ

Национально-региональный компонент

1

2

3

4

Знать

Уметь

Использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;

Соотносить конструкцию предмета с его назначением.

Создавать модели из пластмассового конструктора.

Приклеивать к основной форме детали.

Делать разметку по шаблону при изготовлении игрушек

Использовать природный и бросовый материал для создания поделок

Создавать декоративные композиции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

  2. Делаем 50 поделок из бумаги/ Худ. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001. – 56 с.: ил.

  3. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с., ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада.)

  4. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000. – 192 с.: ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).

  5. Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду / И.В. Новикова; худож. М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 96 с.: ил. – (Детский сад: днень за днем. В помощь воспитателям и родителям).

  6. Романовская А.Л., Чезлов Е.М. Забавные поделки, крупные и мелкие: Бумага, ткань, соломка, глина, камушки/ А.Л. Романовская, Е.М. Чезлов. – М.: АСТ, Мн.: ООО «Харвест», 2008. – 96 с.: ил.

  7. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 224 с., ил. (Серия: «Вместе учимся, играем»).

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *