Рабочая программа «Изобразительная деятельность – Лепка»

Утверждена на

педагогическом совете

протокол № 1

от 28.09.2010 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Больше-Арбайский детский сад

Рабочая программа

по учебной дисциплине

«Изобразительная деятельность – Лепка»

Группа: Старшая разновозрастная

(средняя, подготовительная)

Автор: Просянникова Н.П., воспитатель ДОУ

Рецензент: Алексейцева Г.Д.., заведующая ДОУ;

с. Большой Арбай, 2009г.

Рабочая программа по учебной дисциплине

«Изобразительная деятельность — Лепка»

(средняя, подготовительная группа)

Автор: Просянникова Н.П., воспитатель ДОУ

Рецензент: Алексейцева Г.Д., заведующая ДОУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, усидчивость ребенка, умение наблюдать, выделять главное. Развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.

Настоящая программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (Лепке) детей дошкольного возраста 4-5, 6-7 лет (средняя, подготовительная группы)

Цель: Формирование у детей умений и навыков в лепке, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.

Задачи:

  1. Развивать творческие способности детей

  2. Подводить детей к созданию выразительного образа.

  3. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

  4. Обогащать представление об искусстве (скульптура малых форм)

  5. Формировать умение оценивать свои работы и работы других детей

  6. Воспитывать интерес к лепке.

  7. Продолжать развивать навыки декоративной лепки

  8. Учить использовать средства выразительности в лепке.

  9. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

  10. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.

Программа предполагает проведение двух занятий в месяц в средней и подготовительной группе в первую половину дня. Продолжительность занятия 15-20 мин (средняя), 25-30 мин (подготовительная). Общее количество учебных занятий в год – 18. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 1 раз в год, в мае.

Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей. И межпредметных связей по разделам:

«Развитие речи» и «Ознакомление с художественной литературой». Лепка по впечатлениям прочитанных сказок, литературных произведений. Развитие монологической речи при описании своих работ.

«Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомство со строением предметов, объектов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Средняя группа

Подготовительная группа

Продолжать развивать интерес к лепке;

Учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей. Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные прием, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы.

Учить создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.

Декоративная лепка.

Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Создавать из разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

Тематический план

(средняя группа)

Месяц

Тема недели

Тема занятия

Содержание занятия

Базовая программа

Национально-региональный компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

«Овощи»

«Овощи»

Познакомить с овальной формой, учить передавать ее в лепке

Лепить овощи с натуры

«Грибы»

«Гриб боровичок»

Продолжать развивать интерес к лепке

Разминание и размазывание пластилина

Октябрь

«Деревья»

«Кисть рябины»

Развивать навыки разминания и размазывания по картону

Красота окружающей природы

Развитие мелкой моторики

«Перелетные птицы»

«Учимся лепить птиц»

Учить лепить птицу из целого куска передавая форму ее туловища, пропорции частей тела

Предложить вылепить птичку-невеличку

Ноябрь

«Дикие животные средней полосы России»

«Учимся лепить зайцев»

Учить лепить зайцев конструктивным способом

«Животный мир полярных районов земли»

«Животные полярных областей»

Учить вытягиванию отдельных частей из целого куска

Декабрь

«Водный транспорт»

«Кораблик»

Учить сглаживать поверхность пальцами

«Зима»

«Веселый снеговик»

Учить лепить снеговика конструктивным способом

Вызвать эмоциональное отношение к образу Снежной бабы

«Русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»

«Малыши на прогулке»

Учить лепить фигуру человека

Доброжелательное отношение к младшим товарищам

Январь

«Жизнь птиц зимой»

«Птицы на кормушке»

Продолжать учить лепить птицу из целого куска передавая характерные особенности

Птицы прилетающие на участок

Февраль

«Телевидение»

«Хрюша Филя и Степашка смотрит детскую телепередачу»

Учить лепить фигурки различных персонажей передачи «Спокойной ночи, малыши»

Оформление коллективной композиции

«Наша армия»

«Солдат»

Продолжать учить лепить фигуру человека

Воспитывать уважительное отношение к профессии военного

Март

«О любимых мамах»

«Подарок маме»

Развивать навыки разминания и размазывания пластилина

Развитие творческой фантазии

«Вода»

«Морское царство»

Развивать навыки размазывания пластилина по пластине для создания общего фона

Работа в подгруппах 2-3 человека

«Что из чего и для чего»

«Лепка на тему сказки «Федорино горе»

Лепка из целого куска;

Учить прищипыванию с легким оттягиванием .

Апрель

«Покорение космоса»

«Космонавты»

Лепка фигуры человека, конструктивным способом

Первый российский космонавт Ю.А. Гагарин

«Травы»

«Ваза для весенних цветов»

Украшение привычных изделий, придавая им новый вид

Весенние цветы района

Работа с нетрадиционными материалами

Май

«Перелетные птицы»

«Малиновка в гнезде»

Развивать навыки лепки из целого куска пластилина

«Лето»

«Дудочка и кувшинчик»

Лепка из целого куска

Тематический план

(подготовительная группа)

Месяц

Тема недели

Тема занятия

Содержание занятия

Базовая программа

Национально-региональный компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

«Овощи»

«Овощи»

Самостоятельно находить способы лепки овощей, для передачи характерных особенностей применять стеку

Овощи Саянского района

Лепить овощи с натуры

«Грибы»

«Гриб боровичок»

Развивать навыки создания рельефного изображения на пластине

Пользоваться стекой для придания выразительности

Октябрь

«Деревья»

«Кисть рябины»

обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

Деревья и кустарники характерные для региона

Передача характерных особенностей

«Перелетные птицы»

«Учимся лепить птиц»

Самостоятельно создавать образ птицы по мотивам народной игрушки

Демонстрируют детям из средней группы, как оттягивать хвост и крылья

Ноябрь

«Дикие животные средней полосы России»

«Учимся лепить зайцев»

Вызвать желание отразить образ зайца в лепке

Познакомить с несколькими способами лепки зайцев

«Животный мир полярных районов земли»

«Животные полярных областей»

Развивать умение передавать в лепке различные фигурки животных, выделяя характерные особенности

Наблюдение за транспортом на улицах родного села

Использовать различные приемы лепки- раскатывание, оттягивание, сплющивание, сглаживание и т.д.

Декабрь

«Водный транспорт»

«Кораблик»

Побуждать к самостоятельному поиску способов лепки кораблика

Новый способ лепки — цветовая растяжка (вода-небо)

«Зима»

«Веселый снеговик»

Учить добиваться выразительности образа снеговика, придумывать что-то свое

Вызвать эмоциональное отношение к образу Снежной бабы

«Русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»

«Малыши на прогулке»

Передавать в лепке характерные особенности фигуры человека; добиваться выразительности при передаче движений

Оформление коллективной композиции

Январь

«Жизнь птиц зимой»

«Птицы на кормушке»

Добиваться выразительности образа птицы, передача особенностей характерных для каждого вида

Зимующие птицы нашей местности

Февраль

«Телевидение»

«Хрюша Филя и Степашка смотрит детскую телепередачу»

Соединение деталей с помощью примазывания. Передача движения фигур

Создание общей композиции

«Наша армия»

«Солдат»

Учить передавать в лепке характерные особенности фигуры человека, добиваться выразительности при передаче движений

Зимние игры и забавы

Воспитывать уважительное отношение к профессии военного

Март

«О любимых мамах»

«Подарок маме»

Научить приему неполного примазывания и создания объемной композиции

Развивать чувство композиции, умение гармонично размещать изображение на поверхности основы

«Вода»

«Морское царство»

Развивать навыки липки барельефа; развивать навыки создания выпуклого изображения

Развивать навыки коллективной работы (подгруппа 2-3 человека)

«Что из чего и для чего»

«Лепка на тему сказки «Федорино горе»

Совершенствовать приемы лепки и соединения частей в единое изделие. Украшать налепами

Пополнить знания детей о керамике и истории производства посуды из глины

Апрель

«Покорение космоса»

«Космонавты»

Лепка фигуры человека в движении, передача характерных особенностей космонавта

Первый российский космонавт Ю.А. Гагарин

«Травы»

«Ваза для весенних цветов»

Учить основам дизайнерского искусства; украшать привычные изделия придавая им новый вид

Знакомство с первыми весенними цветами региона

Работа с нетрадиционными материалами

Май

«Перелетные птицы»

«Малиновка в гнезде»

Лепка фигурки из составных частей, соединение их при с помощью примазывания; Развивать умение пользоваться стекой

Развивать навыки смешивания пластилина;

Учить новому приему плетение из пластилина

«Лето»

«Дудочка и кувшинчик»

Развивать навыки лепки по представлению

Развитие творческого воображения

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

Требования к уровню подготовки детей по учебной дисциплине «Изобразительная деятельность — Лепка»

Воспитанник должен

Базовая программа

Компонент ДОУ

Национально-региональный компонент

1

2

3

4

Знать

Основные приемы работы с пластилином

Уметь

Использовать все многообразие усвоенных приемов.

Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создавать сюжетные композиции из 2-3 и более изображений.

Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.

Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать в работе нетрадиционные материалы.

Проявлять самостоятельность

Передавать особенности внешнего вида птиц, животных, человека.

Передавать особенности строения растительности и сезонные изменения в природе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

  2. Горичева В.С. , Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. – 192., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).

  3. Делай и играй «Веселые игры» Рей Гибсон и Дженни Тайлер. Ил. Симона Абель, Сью Стит и Грэхем Раунд. – М.: «Росмэн», 1997.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *