Утверждена на
педагогическом совете
протокол № 1
от 28.09.2010 г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Больше-Арбайский детский сад
Рабочая программа
по учебной дисциплине
«Изобразительная деятельность – Лепка»
Группа: Старшая разновозрастная
(средняя, подготовительная)
Автор: Просянникова Н.П., воспитатель ДОУ
Рецензент: Алексейцева Г.Д.., заведующая ДОУ;
с. Большой Арбай, 2009г.
Рабочая программа по учебной дисциплине
«Изобразительная деятельность — Лепка»
(средняя, подготовительная группа)
Автор: Просянникова Н.П., воспитатель ДОУ
Рецензент: Алексейцева Г.Д., заведующая ДОУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, усидчивость ребенка, умение наблюдать, выделять главное. Развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.
Настоящая программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (Лепке) детей дошкольного возраста 4-5, 6-7 лет (средняя, подготовительная группы)
Цель: Формирование у детей умений и навыков в лепке, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
-
Развивать творческие способности детей
-
Подводить детей к созданию выразительного образа.
-
Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
-
Обогащать представление об искусстве (скульптура малых форм)
-
Формировать умение оценивать свои работы и работы других детей
-
Воспитывать интерес к лепке.
-
Продолжать развивать навыки декоративной лепки
-
Учить использовать средства выразительности в лепке.
-
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
-
Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.
Программа предполагает проведение двух занятий в месяц в средней и подготовительной группе в первую половину дня. Продолжительность занятия 15-20 мин (средняя), 25-30 мин (подготовительная). Общее количество учебных занятий в год – 18. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 1 раз в год, в мае.
Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей. И межпредметных связей по разделам:
«Развитие речи» и «Ознакомление с художественной литературой». Лепка по впечатлениям прочитанных сказок, литературных произведений. Развитие монологической речи при описании своих работ.
«Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомство со строением предметов, объектов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Подготовительная группа |
|
Продолжать развивать интерес к лепке; Учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей. Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки. |
Учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные прием, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы. Учить создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей. Декоративная лепка. Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Создавать из разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции. |
Тематический план
(средняя группа)
Тема недели |
Тема занятия |
Содержание занятия |
|||
Базовая программа |
Национально-региональный компонент |
Компонент ДОУ |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Сентябрь |
«Овощи» |
«Овощи» |
Познакомить с овальной формой, учить передавать ее в лепке |
|
Лепить овощи с натуры |
«Грибы» |
«Гриб боровичок» |
Продолжать развивать интерес к лепке |
|
Разминание и размазывание пластилина |
|
Октябрь |
«Деревья» |
«Кисть рябины» |
Развивать навыки разминания и размазывания по картону |
Красота окружающей природы |
Развитие мелкой моторики |
«Перелетные птицы» |
«Учимся лепить птиц» |
Учить лепить птицу из целого куска передавая форму ее туловища, пропорции частей тела |
|
Предложить вылепить птичку-невеличку |
|
Ноябрь |
«Дикие животные средней полосы России» |
«Учимся лепить зайцев» |
Учить лепить зайцев конструктивным способом |
|
|
«Животный мир полярных районов земли» |
«Животные полярных областей» |
Учить вытягиванию отдельных частей из целого куска |
|
|
|
Декабрь |
«Водный транспорт» |
«Кораблик»
|
Учить сглаживать поверхность пальцами |
|
|
«Зима» |
«Веселый снеговик» |
Учить лепить снеговика конструктивным способом |
|
Вызвать эмоциональное отношение к образу Снежной бабы |
|
«Русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство» |
«Малыши на прогулке» |
Учить лепить фигуру человека |
|
Доброжелательное отношение к младшим товарищам |
|
Январь |
«Жизнь птиц зимой» |
«Птицы на кормушке» |
Продолжать учить лепить птицу из целого куска передавая характерные особенности |
Птицы прилетающие на участок |
|
Февраль |
«Телевидение» |
«Хрюша Филя и Степашка смотрит детскую телепередачу» |
Учить лепить фигурки различных персонажей передачи «Спокойной ночи, малыши» |
|
Оформление коллективной композиции |
«Наша армия» |
«Солдат» |
Продолжать учить лепить фигуру человека |
|
Воспитывать уважительное отношение к профессии военного |
|
Март |
«О любимых мамах» |
«Подарок маме» |
Развивать навыки разминания и размазывания пластилина |
|
Развитие творческой фантазии |
«Вода» |
«Морское царство» |
Развивать навыки размазывания пластилина по пластине для создания общего фона |
|
Работа в подгруппах 2-3 человека |
|
«Что из чего и для чего» |
«Лепка на тему сказки «Федорино горе» |
Лепка из целого куска; Учить прищипыванию с легким оттягиванием . |
|
|
|
Апрель |
«Покорение космоса» |
«Космонавты» |
Лепка фигуры человека, конструктивным способом |
|
Первый российский космонавт Ю.А. Гагарин |
«Травы» |
«Ваза для весенних цветов» |
Украшение привычных изделий, придавая им новый вид |
Весенние цветы района |
Работа с нетрадиционными материалами |
|
Май |
«Перелетные птицы» |
«Малиновка в гнезде»
|
Развивать навыки лепки из целого куска пластилина |
|
|
«Лето» |
«Дудочка и кувшинчик» |
Лепка из целого куска |
|
|
Тематический план
(подготовительная группа)
Тема недели |
Тема занятия |
Содержание занятия |
|||
Базовая программа |
Национально-региональный компонент |
Компонент ДОУ |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Сентябрь |
«Овощи» |
«Овощи»
|
Самостоятельно находить способы лепки овощей, для передачи характерных особенностей применять стеку |
Овощи Саянского района |
Лепить овощи с натуры |
«Грибы» |
«Гриб боровичок»
|
Развивать навыки создания рельефного изображения на пластине |
|
Пользоваться стекой для придания выразительности |
|
Октябрь |
«Деревья» |
«Кисть рябины»
|
обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
|
Деревья и кустарники характерные для региона |
Передача характерных особенностей |
«Перелетные птицы» |
«Учимся лепить птиц»
|
Самостоятельно создавать образ птицы по мотивам народной игрушки |
|
Демонстрируют детям из средней группы, как оттягивать хвост и крылья |
|
Ноябрь |
«Дикие животные средней полосы России» |
«Учимся лепить зайцев» |
Вызвать желание отразить образ зайца в лепке |
|
Познакомить с несколькими способами лепки зайцев |
«Животный мир полярных районов земли» |
«Животные полярных областей»
|
Развивать умение передавать в лепке различные фигурки животных, выделяя характерные особенности |
Наблюдение за транспортом на улицах родного села |
Использовать различные приемы лепки- раскатывание, оттягивание, сплющивание, сглаживание и т.д. |
|
Декабрь |
«Водный транспорт» |
«Кораблик»
|
Побуждать к самостоятельному поиску способов лепки кораблика |
|
Новый способ лепки — цветовая растяжка (вода-небо) |
«Зима» |
«Веселый снеговик»
|
Учить добиваться выразительности образа снеговика, придумывать что-то свое |
|
Вызвать эмоциональное отношение к образу Снежной бабы |
|
«Русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство» |
«Малыши на прогулке» |
Передавать в лепке характерные особенности фигуры человека; добиваться выразительности при передаче движений |
|
Оформление коллективной композиции |
|
Январь |
«Жизнь птиц зимой» |
«Птицы на кормушке» |
Добиваться выразительности образа птицы, передача особенностей характерных для каждого вида |
Зимующие птицы нашей местности |
|
Февраль |
«Телевидение» |
«Хрюша Филя и Степашка смотрит детскую телепередачу» |
Соединение деталей с помощью примазывания. Передача движения фигур |
|
Создание общей композиции |
«Наша армия» |
«Солдат»
|
Учить передавать в лепке характерные особенности фигуры человека, добиваться выразительности при передаче движений |
Зимние игры и забавы |
Воспитывать уважительное отношение к профессии военного |
|
Март |
«О любимых мамах» |
«Подарок маме»
|
Научить приему неполного примазывания и создания объемной композиции |
|
Развивать чувство композиции, умение гармонично размещать изображение на поверхности основы |
«Вода» |
«Морское царство»
|
Развивать навыки липки барельефа; развивать навыки создания выпуклого изображения |
|
Развивать навыки коллективной работы (подгруппа 2-3 человека) |
|
«Что из чего и для чего» |
«Лепка на тему сказки «Федорино горе»
|
Совершенствовать приемы лепки и соединения частей в единое изделие. Украшать налепами |
|
Пополнить знания детей о керамике и истории производства посуды из глины |
|
Апрель |
«Покорение космоса» |
«Космонавты» |
Лепка фигуры человека в движении, передача характерных особенностей космонавта |
|
Первый российский космонавт Ю.А. Гагарин |
«Травы» |
«Ваза для весенних цветов» |
Учить основам дизайнерского искусства; украшать привычные изделия придавая им новый вид |
Знакомство с первыми весенними цветами региона |
Работа с нетрадиционными материалами |
|
Май |
«Перелетные птицы» |
«Малиновка в гнезде»
|
Лепка фигурки из составных частей, соединение их при с помощью примазывания; Развивать умение пользоваться стекой |
|
Развивать навыки смешивания пластилина; Учить новому приему плетение из пластилина |
«Лето» |
«Дудочка и кувшинчик» |
Развивать навыки лепки по представлению |
|
Развитие творческого воображения |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
Требования к уровню подготовки детей по учебной дисциплине «Изобразительная деятельность — Лепка»
Базовая программа |
Компонент ДОУ |
Национально-региональный компонент |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Знать |
Основные приемы работы с пластилином |
|
|
Уметь |
Использовать все многообразие усвоенных приемов. Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создавать сюжетные композиции из 2-3 и более изображений. Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
|
Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать в работе нетрадиционные материалы. Проявлять самостоятельность
|
Передавать особенности внешнего вида птиц, животных, человека. Передавать особенности строения растительности и сезонные изменения в природе.
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
-
Горичева В.С. , Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. – 192., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
-
Делай и играй «Веселые игры» Рей Гибсон и Дженни Тайлер. Ил. Симона Абель, Сью Стит и Грэхем Раунд. – М.: «Росмэн», 1997.