Утверждена на
педагогическом совете
протокол № 1
от 28.09.2010 г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Больше-Арбайский детский сад
Рабочая программа
по учебной дисциплине
«Изобразительная деятельность – Аппликация»
Группа: Старшая разновозрастная
(средняя, подготовительная)
Автор: Просянникова Н.П. , воспитатель ДОУ
Рецензент: Алексейцева Г.Д., заведующая ДОУ;
с. Большой Арбай, 2009г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний – часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Настоящая программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности «Аппликации», детей дошкольного возраста 4-5, 6-7 лет (средняя, подготовительная группы)
Цель: Формирование у детей умений и навыков в аппликации, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
-
Развивать творческие способности детей
-
Подводить детей к созданию выразительного образа.
-
Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
-
Обогащать представление об искусстве (скульптура малых форм)
-
Формировать умение оценивать свои работы и работы других детей
-
Воспитывать интерес к аппликации.
-
Учить использовать средства выразительности в аппликации.
-
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
-
Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.
Программа предполагает проведение двух занятий в месяц в средней и подготовительной группе в первую половину дня. Продолжительность занятия 15-20 мин (средняя), 25-30 мин (подготовительная). Общее количество учебных занятий в год – 18. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 1 раз в год, в мае.
Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей. И межпредметных связей по разделам:
«Развитие речи» и «Ознакомление с художественной литературой». Аппликация по впечатлениям прочитанных сказок, литературных произведений. Развитие монологической речи при описании своих работ.
«Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомство со строением предметов, объектов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Подготовительная группа |
|
Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с коротких полос, а затем длинных. Учить создавать из полос изображения разных предметов. Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов из готовых форм. Учить преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части. Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания. Поощрять проявление активности и творчества.
|
Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу и по мотивам народного искусства. Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой. При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений; учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества. |
Тематический план
(средняя группа)
Тема недели |
Тема занятия |
Содержание занятия |
|||
Базовая программа |
Национально-региональный компонент |
Компонент ДОУ |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Сентябрь |
«Ягоды и фрукты» |
«Что нам осень принесла»
|
Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов |
Овощи Саянского района |
Согласованно работать |
«Золотая осень» |
«Роняет лес Осенний свой убор…»(Коллективная работа) |
Воспитывать интерес к аппликации |
Красота окружающей природы |
Работать коллективно распределяя работу между собой |
|
Октябрь |
«Хлеб» |
«Колосок» |
Вырезание коротких полосок |
|
|
«Домашние животные» |
«Мой кролик»
|
Продолжать учить вырезать круг из квадрата, овал из четырехугольника |
|
Раскладывать и наклеивать изображение кролика |
|
Ноябрь |
«Животный мир жарких стран» |
«Хищные кошки Африки»
|
Воспитывать аккуратность в работе |
|
Создание композиции из разноцветных ниток |
«Наземный транспорт» |
«Машина и светофор» |
Продолжать учить вырезать из квадрата круг. |
|
Составлять и наклеивать изображение светофора |
|
Декабрь |
«Воздушный транспорт» |
«Парад воздушных шаров»
|
Вырезание круга из квадрата |
|
Самостоятельно украшать свою работу |
«Народные праздники на Руси. Русский фольклор» |
«Узоры на стекле»
|
Составление узора |
|
Развитие фантазии и воображения |
|
Январь |
«Как звери в лесу зимуют» |
«Рукавички» |
Создание композиции по замыслу |
Сочувствие к животным |
Развивать воображение |
«Наша родина — Россия» |
«Кремль» (Обрывание)
|
Развивать навыки аккуратного наклеивания |
Наша родина |
Воспитывать любовь к родине |
|
Февраль |
«Народные праздники на Руси. Масленица» |
«Дымковский петушок» |
Развитие мелкой моторики |
Народные праздники |
Развитие умения работать коллективно |
«Детям об огне и пожаре» |
«Пожар»
|
Оформление аппликации из готовых силуэтов |
|
Развитие чувства композиции |
|
Март |
«Что нам стоит дом построить» |
«Строим дом» |
Развивать умение составлять изображение дома из геометрических фигур. Вырезание полосок для забора. |
Дома на улице |
Использование всей площади листа |
Апрель |
«Мебель» |
«Кукольный уголок»
|
Гармоничное размещение деталей композиции на листе |
|
Развитие чувства композиции |
«Цветущая весна» |
«Цветущая весна»
|
Создание композиции используя всю площадь листа |
Знакомство с первыми весенними цветами региона |
Уточнить знания о строении дерева |
|
Май |
«Насекомые» |
«В гостях у Мухи — цокотухи»
|
Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания |
|
Развивать чувство композиции |
«Россия моя мастеровая» |
«Матрешки в хороводе» |
Развитие творческой фантазии |
|
Свобода выбора изобразительных средств и способа выполнения аппликации |
|
«Дружба» |
«Открытка» |
Продолжать развивать навыки работы с ножницами и клеем |
|
Развитие творческой активности |
Тематический план
(подготовительная группа)
|
Тема |
Содержание занятия |
|||
Базовая программа |
Национально-региональный компонент |
Компонент ДОУ |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Сентябрь |
«Ягоды и фрукты» |
«Что нам осень принесла»
|
Вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной гармошкой |
Овощи Саянского района |
Согласованно работать, правильно располагать композицию |
«Золотая осень» |
«Роняет лес Осенний свой убор…»(Коллективная работа) |
Развивать навыки работы с кистью и клеем |
Красота окружающей природы |
Сочетать метод обрывания с контурным вырезыванием |
|
Октябрь |
«Хлеб» |
«Колосок» |
Продолжать учить вырезать симметричные формы из бумаги сложенной гармошкой |
Злаки с полей Саянского района |
Воспитывать уважение к труду людей выращивающих хлеб |
«Домашние животные» |
«Мой кролик»
|
Развивать чувство композиции |
|
Сочетание приема вырезания ножницами с приемом обрывания |
|
Ноябрь |
«Животный мир жарких стран» |
«Хищные кошки Африки»
|
Создавать выразительный образ, дополняя деталями |
|
Нетрадиционная техника- мелко нарезанные шерстяные нитки |
«Наземный транспорт» |
«Машина и светофор» |
Вырезание из бумаги сложенной вдвое |
Наблюдение за транспортом на улицах родного села |
Выполнение аппликации с натуры (игрушка — автомобиль) |
|
Декабрь |
«Воздушный транспорт» |
«Парад воздушных шаров»
|
Силуэтное вырезание фигур круглой и каплевидной формы |
|
Учить работе в коллективе |
«Народные праздники на Руси. Русский фольклор» |
«Узоры на стекле»
|
Развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания |
Народные праздники |
Совмещать обрывание с вырезанием для получения красивого узора |
|
Январь |
«Как звери в лесу зимуют» |
«Рукавички» |
Создание композиции по замыслу, а не по образцу |
Сочувствие к животным |
Развитие воображения |
«Наша родина — Россия» |
«Кремль» (Обрывание)
|
Развивать умение делать аппликацию методом обрывания |
Наша родина |
Воспитывать любовь к родине |
|
Февраль |
«Народные праздники на Руси. Масленица» |
«Дымковский петушок» |
Развитие цветоощущения |
|
Уважение к творчеству народных мастеров |
«Детям об огне и пожаре» |
«Пожар»
|
Продолжать учить вырезать симметричные формы из бумаги сложенной гармошкой |
|
Развитие чувства композиции |
|
Март |
«Что нам стоит дом построить» |
«Строим дом» |
Развивать умение составлять изображение дома из геометрических фигур |
Дома на улице родного села |
Учить украшать поделку деталями выполненными из бросового материала |
Апрель |
«Мебель» |
«Кукольный уголок»
|
Развивать навыки симметричного вырезания по контуру |
|
Развитие чувства композиции |
«Цветущая весна» |
«Цветущая весна»
|
Гармонично размещать детали аппликации с соблюдением перспективы |
Знакомство с первыми весенними цветами региона |
Создание изображения с помощью ткани |
|
Май |
«Насекомые» |
«В гостях у Мухи — цокотухи»
|
Совершенствовать приемы выполнения аппликации методом симметричного вырезания |
|
Применение полученных ранее знаний |
«Россия моя мастеровая» |
«Матрешки в хороводе» |
Закреплять навыки симметричного вырезания. |
|
Свобода выбора изобразительных средств и способа выполнения аппликации |
|
«Дружба» |
«Открытка» |
Продолжать учить сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой и гармоничной композиции |
|
Применение полученных ранее знаний |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
Требования к уровню подготовки детей по учебной дисциплине «Аппликация»
Базовая программа |
Компонент ДОУ |
Национально-региональный компонент |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Знать |
|
Различные методы выполнения аппликации |
|
Уметь |
Средняя группа. Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали; вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей. Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур. Подготовительная гр. Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания. Создавать сюжетные и декоративные композиции. |
Пользоваться различными методами выполнения аппликации. Использовать различные материалы. Использовать бумагу нужных оттенков, определенную цветовую гамму в соответствии с настроением, временем года, суток. Проявлять самостоятельность. |
Передавать особенности внешнего вида животных. Передавать особенности строения растительности и сезонные изменения в природе.
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
-
Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982. – 175 с. ил.