Государственное бюджетное образовательное учреждения Республики Хакасия
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат».
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель ШМО Директор школы-интерната
_______ Ф.И.О ___________ Ф.И.О
Протокол № ________ «____»____________20___г «____»____________20___г
от «___»_______20__г.
Заместитель директора по УР
_________Ф.И.О
«___»___________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
5-9 классы.
на 20__- 20__уч.г.
Преподаватель-организатор ОБЖ
Бутенко Сергей Иванович.
Пояснительная записка
Одной из проблем ДТП является попадание детей в ДТП. Промежуток времени в которых получили телесные повреждения различной тяжести это лица в возрасте до 16 лет. Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: Переход проезжей части вне установленном месте. Переход перед близко идущим транспортом. Выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами. Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков: Поведения на дорогах и, как следствие, — неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке. Особое внимание необходимо уделять детям с нарушением интеллекта. Ему очень трудно дается и обучение, и воспитание, и развитие, и тем более социализация. Нарушены не только различные важные виды деятельности, понимание окружающей действительности, и даже самоощущение себя, — нарушена детская жизнь. Нередко, ребенок с нарушением интеллекта не может сам себя обслужить, одеться, причесаться, понять какое действие нужно выполнить в данный момент. Такой маленький гражданин подвержен ещё большей опасность со стороны окружающей среды и социума.
Считаю, что детям с нарушением интеллекта необходимо ещё больше давать знаний по правилам дорожного движения, и еще большее требовать их знание и неукоснительное выполнение. Так как они подвержены наибольшему плохому внушению, повышенному травматизму. Поэтому в рамках факультативных занятий по ОБЖ предусмотрено увеличено количество часов на изучение правил дорожного движения.
Настоящая программа по изучению правил дорожного движения создана на основе Положения ОУ о рабочей программе, базисного учебного плана ОУ, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 — 9 кл.».
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание типовой программы, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОБЖ. Рабочая программа по ПДД представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; количество учебных часов (в том числе практических и контрольных работ); цели; задачи; перечень обязательной и дополнительной литературы для учителя и обучающихся; формы промежуточной аттестации; основное содержание программы; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-тематическое планирование.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся с нарушением интеллекта навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей.
Задачи: — расширить общей кругозор по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;
— изучить Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;
— сформировать практических умений пешеходов;
— сформировать культуру участника дорожного движения;
— воспитать отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;
— развить самостоятельность и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической, коррекционной деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников. Коррекционно-развивающая работа включает несколько направлений. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-
коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
-
коррекция – развитие памяти;
-
коррекция – развитие внимания;
-
развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
-
развитие наглядно-образного мышления;
-
развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
-
развитие умения сравнивать, анализировать;
-
выделять сходство и различие понятий;
-
умение работать по инструкциям, алгоритму;
-
планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
-
формирование адекватности чувств;
-
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи: -
коррекция нарушений устной и письменной речи;
-
коррекция монологической речи;
-
диалогической речи;
-
обогащение словаря.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические, учебно-практические работы.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся, которые содержат следующие компоненты: знать/уметь — перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь — перечень конкретных умений и навыков, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
Теоретические занятия |
5 |
4 |
7 |
6 |
6 |
Практические занятия |
2 |
|
1 |
1 |
1 |
Всего часов |
7 |
4 |
8 |
7 |
7 |
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учебно- методический комплекс
-
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. N I089)
-
Примерная программа по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образования Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 1263)
-
Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11классы. Под редюл. Воробьева М.: Дро2007
Методическая литература
-
УМК (Учебники, методические пособия к учебникам) 5 — 7 классы /Латчук В.Н., Марков В.В .. Маслов А.Г. М.: Дрофа, 2005, 2009, 2010.8-9
классы /Вангородскийс.н, Кузнецов М.И, ЛатчукВ.Н.М.:Дрофа, 2004,2010.0БЖ. -
Правила дорожного движения Российской Федерации
-
Кирьянова В.Н. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. Методическое пособие — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007
-
Методические рекомендации: для органов управления образования и образовательных учреждений — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
-
Оривенко Л.П. Уроки по Правилам дорожного движения, Екатеринбург: «Калан», 2000.
-
Рыбин А.Л.Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей,М: «Просвещение»,2008.
-
Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения, М: «Глобус».
-
Игровые занятия в курсе «ПДД» 5-9 кл. Маслов А.Г.
Учебники
-
ОБЖ: 5-9-е кл.: учеб.для общеобразовательных учреждениЙ;/МЛ. Фролов, Е.н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.;под ред. юл. Воробьева. М.: АСТ: Астрель, 2008 — 174, [2], с.: ил. НОВЫЙ. (основной учебник).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Правила движения — законы улиц и дорог. Исторический очерк о возникновении правил движения в России. Правила движения едины на всей территории России. Увеличение производства автомобилей и других транспортных средств. Рост численности населения в городах и населённых пунктах. Интенсивность транспортного пешеходного движения. Задачи обеспечения безопасности движения в современных условиях. Дисциплина пешеходов, пассажиров и велосипедистов — необходимое условие безопасности движения. Обязательность выполнения правил движения пешеходами и водителями. Ответственность пешеходов за нарушение этих правил. Роль общественности и учащихся в обеспечении безопасности движения. Участие школьников в предупреждении нарушений правил движения детьми. Отряды юных инспекторов движения.
2. Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды. Назначение улиц и дорог. Элементы улицы: проезжая часть, тротуар. Их назначение. Трамвайное полотно. Элементы дороги: проезжая часть, кювет, обочина. Главная улица (дорога). Улицы с односторонним и двусторонним движением. Перекрёсток — место пересечения улиц, дорог. Виды перекрёстков: трёхсторонние, четырёхсторонние, площадь.
3. Разметка проезжей части улиц и дорог. Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. Разметка проезжей части и её значение для регулирования движения транспорта. Продольная, поперечная и другие виды разметки. Значение разметки проезжей части для велосипедистов. Правила движения пешеходов, групп и колонн.
4. Формы регулирования движения. Сигналы светофоров и регулировщиков. Место установки светофоров. Значение сигналов светофоров. Светофоры для пешеходов. Регулировщик. Положение корпуса, жесты регулировщика и их значение. Правила перехода улиц и дорог на регулируемых перекрёстках.
5. Правила пользования транспортом. Виды транспортных средств и их значение. Автомобили. Виды городского транспорта. Транспорт общественного пользования. Сельскохозяйственные самоходные машины. Мотоциклы и мотороллеры. Правила пользования трамваем, троллейбусом, автобусом, такси. Правила посадки и высадки пассажиров. Правила поведения пассажира в трамвае, троллейбусе, автобусе, такси. Правила выхода из автомобиля, такси. Правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, мотоциклах, мотороллерах.
6. Дорожные знаки. Назначение дорожных знаков. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие и указательные. Дополнительные средства информации, их назначение.
7. Велосипед с подвесным двигателем и мопед. Устройство велосипеда с подвесным двигателем, устройство мопеда. Техническое обслуживание их. Правила пользования. Возрастной ценз на право управления велосипедом с подвесным двигателем и мопедом.
8. Дополнительные требования к движению велосипедистов. Технические требования, предъявляемые к велосипеду (в том числе к велосипеду с подвесным двигателем). Осмотр велосипеда перед выездом. Возрастной ценз на право управления велосипедом.
9. Проверка знаний учащимися правил дорожного движения и приёмов оказания пострадавшим первой доврачебной помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Выдача удостоверения о сдаче зачёта по правилам движения и оказания пострадавшим первой помощи при дорожно-транспортном происшествии.
5 класс
Опасные ситуации на дорогах и транспорте (7 часа)
Улица и движение в нашем городе. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Правила пользования транспортом. Основные понятия и термины правил дорожного движения. Элементы улиц и дорог. От «бытовой привычки – к трагедии на дороге. На железной дороге. Езда на велосипеде. Правила оказания первой помощи при ДТП (при кровотечении и ожогах, потере сознания).
Обучающиеся должны знать: Уметь уберечься от опасности и соблюдать правила поведения на дороге и транспорте.
Тема |
Количество часов |
Дата |
Основные понятия, словарные слова |
|
1 |
Улица и движение в нашем городе. Дорожные знаки и дополнительные средства информации |
1 |
|
Правила дорожного движения. Дорожные знаки. |
2 |
Элементы улиц и дорог. От «бытовой привычки – к трагедии на дороге |
1 |
|
Дорога. Тротуар. Пешеходный переход |
3 |
Правила пользования транспортом. На железной дороге. |
1 |
|
Вид транспорта |
4 |
Езда на велосипеде. |
1 |
|
Правила езды на велосипеде. |
5 |
Правила оказания первой помощи при ДТП (при кровотечении и ожогах, потере сознания). |
1 |
|
Виды кровотечения. |
6 |
Экскурсия: Безопасная дорога в школу. |
1 |
|
|
7 |
Тестирование. |
1 |
|
|
|
|
7 часов. |
|
|
6 класс.
Правила дорожного движения (4 часа)
Причины ДТП. Поведение учащихся при ДТП.Знаки для пешеходов и водителей. Движение транспортных средств. Движение по загородным дорогам.
Обучающиеся должны знать: Уметь уберечься от опасности и соблюдать правила поведения на дороге и транспорте.
Тема |
Количество часов |
Дата |
Основные понятия, словарные слова |
|
1 |
Причины ДТП. Поведение учащихся при ДТП. |
1 |
|
ДТП.паника, страх. |
2 |
Знаки для пешеходов и водителей. |
1 |
|
Дорожные знаки |
3 |
Движение транспортных средств. |
1 |
|
Грузовой, пассажирский транспорт |
4 |
Движение по загородным дорогам. |
1 |
|
|
|
|
4 часа |
|
|
7 класс
Правила дорожного движения (8 часа)
Дорожные «ловушки». Поведение участников и очевидцев ДТП. Светофоры для пешеходов. Сигналы регулировщика. Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере. Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание. Движение велосипедистов группами. Велоэстафета. Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Правила наложения жгута. Общие правила транспортировки пострадавшего.
Обучающиеся должны знать: Уметь уберечься от опасности и соблюдать правила поведения на дороге и транспорте.
Тема |
Количество часов |
Дата |
Основные понятия, словарные слова |
|
1 |
Дорожные «ловушки» |
1 |
|
Дорожная опасность, откуда ее ждать. |
2 |
Поведение участников и очевидцев ДТП |
1 |
|
Дорожно-транспортное происшествие, виды ДТП. |
3 |
Светофоры для пешеходов. Сигналы регулировщика. |
1 |
|
Регулировщик – кто он. |
4 |
Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере. |
1 |
|
Чем опасна езда на мотоцикле и мотороллере. |
5 |
Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание. Движение велосипедистов группами. Велоэстафета. |
1 |
|
Вид транспорта – велосипед. Предвидеть опасность. |
6 |
Оказание первой помощи при ДТП. Остановка наружного кровотечения. Общие правила транспортировки пострадавшего. Эвакуация пострадавших в ДТП. |
2 |
|
Кровотечения. Первая помощь при ДТП. |
7 |
Практическое занятие по теме. Тестирование. |
1 |
|
|
|
|
8 часов. |
|
|
8 класс.
Правила дорожного движения (7 часа)
Разметка проезжей части улиц и дорог. Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика. Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Перевозка учащихся на пассажирском и грузовом транспорте. Пассажиром быть не просто.
Обучающиеся должны знать: Знать правила дорожного движения. Ориентироваться на дороге. Знать правила перевозки пассажиров. Знать виды дорожных знаков.
Тема |
Количество часов |
Дата |
Основные понятия, словарные слова |
|
1 |
Разметка проезжей части улиц и дорог. |
1 |
|
Дорожная разметка |
2 |
Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика. |
2 |
|
Групповые пешие колонны. Дорожный этикет. |
3 |
Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. |
1 |
|
Специальный транспорт |
4 |
Остановочный и тормозной путь автомобиля. |
1 |
|
Тормозной путь |
5 |
Перевозка учащихся на пассажирском и грузовом транспорте. Пассажиром быть не просто.
|
1 |
|
Пассажир. Пассажирский, грузовой транспорт |
6 |
Обобщающий урок по теме: Тестирование. |
1 |
|
|
|
|
7 часов. |
|
|
9 класс.
Правила дорожного движения (7 часа)
Ответственность за нарушение ПДД. Государственные структуры регулирующие и контролирующие соблюдение правил на дороге. Дорожные знаки и их значение на дороге. Перекрестки их виды. Предупредительные сигналы водителей. Движение в темное время суток в сложных погодных условиях.
Обучающиеся должны знать: Знать правила дорожного движения. Ориентироваться на дороге. Уметь предвидеть опасность на дороге. Знать виды дорожных знаков.
Тема |
Количество часов |
Дата |
Основные понятия, словарные слова |
|
1 |
Ответственность за нарушение ПДД. Государственные структуры регулирующие и контролирующие соблюдение правил на дороге. |
2 |
|
Водительские права. Технический осмотр. . ГИБДД.
|
2 |
Дорожные знаки и их значение на дороге. Перекрестки их виды. |
3 |
|
Предупреждающие, запрещающие, предписывающие знаки. |
3 |
Предупредительные сигналы водителей. Движение в темное время суток в сложных погодных условиях. |
1 |
|
Гололед, скользкая дорога, плохая видимость. |
4 |
Практические занятия: тестирование |
1 |
|
|
|
|
7 часов. |
|
|