Программа развития речевого творчества у учащихся начальной школы 2-3 классы

Развитие речевого творчества

учащихся на уроках и во внеурочной работе

Цели: углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребёнка.

Задачи:

  1. Осуществлять идейное, нравственное, эстетическое воспитание младших школьников в разнообразные внеклассные мероприятия.

  2. Постоянно поддерживать и развивать интерес к русскому языку, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

  3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

  4. Постоянно обогащать память учащихся новыми словами, грамматическими формами, конструкциями.

  5. Формировать навыки внеклассного чтения, подготавливая учащихся к самостоятельному чтению книг.

Объяснительная записка.

Русский язык в начальных классах является основным учебным предметом. Младшие школьники усваивают систему важнейших языковых понятий, овладевают умениями и навыками в области речи, чтения и письма, без чего невозможно успешное обучение в школе. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и наоборот, мир, окружающий дитя, отражен в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка … — писал К.Д. Ушинский. Поэтому преподавание родного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты». Велико значение развития речевого творчества: оно открывает школьникам дорогу в мир природы, человеческих отношений, науки и искусства, формирует этические и эстетические качества личности ребёнка.

Важнейшая задача учителя – создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Разнообразные методы и приёмы, используемые на занятиях речевого творчества, повышают эмоциональный уровень ребёнка, способствуют формированию позитивного отношения к учёбе.

Все занятия по речевому творчеству входят как составная часть в систему изучения грамматико-орфографических тем по традиционной методике обучения.

Они состоит из двух частей: лингвистической и литературоведческой. В первой части большое внимание уделяется мыслительной деятельности учащихся: выполняются учебные задания повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во второй части ученики занимаются творчеством.

Занятия по речевому творчеству представляют собой интеграцию уроков русского языка, развития речи и литературного чтения. Примерная структура урока: формулировка темы учащимися, эмоциональная речевая разминка, конкурс «скороговорителей» (чтецов),орфографическая минутка, языковые игры, весёлая минутка, речевое творчество (написание сочинения- миниатюры, иллюстрирование).

Средства развития речевого творчества:

  1. Выразительное чтение поэтических и прозаических произведений.

  2. Внеклассное чтение произведений устного народного творчества.

  3. Создание собственных творческих работ.

I.Выразительное чтение как средство развития младших школьников.

Владение речью является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Наши дети нередко терпят неудачи в учебе, общении и, в конечном итоге, в жизни вовсе не потому, что они глупы, бездарны, а от того. Что не было должного развития их речи.

Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития.

Задача развития речи ребенка предполагает постепенное и качественное формирование процессов слушания, говорения, чтения и письма, которые очень влияют друг на друга. Например, недоразвитие слушания может породить трудности в овладении письмом, а некачественное чтение – отразиться на правописании.

Разные виды речевых умений формируются по-разному: одними можно овладеть на основе подражания, другими только в ходе специального обучения. 
Программа курса выразительного чтения предполагает обучение правильному произношению слов при чтении, развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста, выработку умения убыстрять и замедлять темп чтения, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шепота и наоборот) в зависимости от ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Большое внимание уделяется развитию четкой дикции, отработке правильной артикуляции гласных и согласных звуков в словах и фразах. Проводится работа над интонацией (темп, ритм, тон, логическое ударение, мелодика речи и чтения). Современная система работы по развитию связной речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. С этой целью в системе работы над развитием связной речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер упражнений. Используются разнообразные виды изложений и сочинений (изложение по вопросам, подробное, сжатое изложение, сочинение по наблюдениям, по рисунку или серии рисунков и др.)

Широко применяются речевые разминки, которые решают следующие задачи:

  1. Учат детей слушать вопрос;

  2. Устраняют разного рода неточности в произношении;

  3. Вырабатывают четкую дикцию, правильное дыхание, ритм чтения, выразительность;

  4. Учат понимать жесты, мимику, разыгрывать небольшие сценки и т.д.

2. Внеклассное чтение произведений устного народного творчества.

 Устное народное творчество – богатейший духовный источник, в котором отражены народная жизнь, черты русского характера.

Широко использую в своей работе произведения народного творчества – сказки, загадки, пословицы, поговорки. Особое место на уроках отвожу пословицам. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знание. Поэтому на уроках литературного чтения пословицы вводят детей в тему, помогают обогатить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать основную мысль прочитанного. Пословицы могут стать эпиграфом всего урока или служить созданием определенной проблемной ситуации.

К пословицам могут быть даны следующие задания:

1. Что объединяет данная пословица?

  • От человека утаишь, а от совести не утаишь.

  • Совесть без зубов, а грызет.

  • Хотя на мне платье черно, а моя совесть бела.

  • Без совести и при большом уме не проживешь.

2. Придумай или расскажи случай из собственной жизни, которому соответствует одна из пословиц.

3. Объясни смысл особенно понравившейся пословицы. Как поступил бы ты?

4. Какое из произведений помогает понять смысл следующих пословиц, докажи.

Например, даны пословицы и названия произведений:

  • В споре и белая ворона черна, и черная бела.

  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

  • Вместе тесно, а врозь скучно.

  • Слово не стрела, а сердце насквозь ранит.

3. Создание собственных творческих работ.

Работу по формированию умения четко излагать свои мысли нужно начинать с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее нужно учить детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включать в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа.

После того как учащиеся научились последовательно передавать содержание услышанного, учимся составлять выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ. Подготовительные задания на уроках русского языка включали в себя упражнения поискового и творческого характера, что активизировало речевую и мыслительную деятельность детей, и были составлены по принципу увеличения сложности. Проводились упражнения в составлении предложений из слов, объединенных одной темой. Дети учились определять и формулировать тему и основную мысль текста, озаглавливать полученный текст. Отрабатывалось умение корректировать составленные предложения. Лексические упражнения позволяли сосредоточить внимание учащихся на семантике новых слов, обогатить их словарный запас. Были использованы задания, в которых предлагалось восстановить предложения, вписав пропущенные слова, которые необходимо было выбрать из данных синонимичных рядов слов.

В целях повышения речевой культуры учащихся стараюсь использовать в своей работе упражнения лексического характера. Они направлены на расширение активного словаря детей, на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают последнее не только правильным и точным, но и выразительным. Обогащение словарного запаса учащихся осуществляется через овладение значением новых, ранее неизвестных детям слов, через раскрытие богатства лексических значений слова. Одним из приемов работы над значением слова является объяснение его значения через иллюстрацию употребления его в тексте упражнения. Например, глагол “встрепенуться” означает внезапно вздрогнуть, оживиться. Пример, иллюстрирующий употребление этого глагола в тексте упражнения: “Лес проснулся, встрепенулся и весенним полон шумом”. Глагол “моросить” означает накрапывать мелкими каплями. Пример: “Ветер в поле воет, дождик моросит”.

Для повышения речевой активности детей часто использую на занятиях игровые формы.

На лингвистическом этапе: речевая разминка, чтение шуточных стихов, составление слов (кто больше слов составит в течение одной минуты) из предложенного слова, чтение анаграмм. Игра «Четвёртое лишнее», разгадывание шарад, ребусов, загадок, составление словарика на заданную тему.

На литературоведческом: чтение и сочинение чистоговорок, идеографическое письмо, слушание сочинений-миниатюр по рисунка, игра «Пословицы шутят», игры на отгадывание имён, инсценирование (формирование чувства собственного «я»), рисование автопортрета, составление устного сочинения «Какой я?»

Работу на уроке я дополняю внеурочными занятиями. Внеклассная работа по русскому языку дает возможность более широко, чем на уроке, использовать разнообразные средства для выработки у учащихся навыков практического владения языком.

Планируемые результаты

В процессе занятий по данной теме учащиеся должны научиться:

— пополнять свой словарный запас;

— строить устное и письменное высказывание;

— выражать свои эмоции и чувства и понимать чужие;

— научиться выразительно читать стихотворные и прозаические произведения;

— писать сочинение-миниатюру на заданную тему и иллюстрировать его.

Контроль и учет ЗУН учащихся будет осуществляться в форме устного собеседования, группового или индивидуального выступления, смотра творческих работ, инсценировок, конкурсов, олимпиад и других формах

Развивающий курс по развитию речевого творчества

Курс рассчитан на 2 года обучения

Количество часов в неделю – 1.

Количество часов за год – 32 часа.

Общее количество часов — 64

Цели внеклассной работы по русскому языку: активизации познавательной деятельности учащихся, воспитание интереса к родному языку и развитие их творческих способностей.

Тематическое планирование

1 – й год обучения ( 2 класс)

темы

Темы занятий

Кол-во

часов

Задачи

1

Что такое творчество

1

Дать понятие «Творчество».

2

Я и моё настроение.

2

Познакомить уч-ся с различными чувствами, весёлом и грустном настроении человека. Отрабатывать чёткость в произношении звуков речи.

3

Мои летние каникулы

2

Знакомство с лексическим значением слова «каникулы». Обогащать тематический словарик на тему «Лето». Учить строить предложения. 

4

Автопортрет

2

Дать понятие автопортрета. Обогащать тематический словарик на тему «Автопортрет. Обучать инсценированию при помощи мимики и жестов; написание сочинения-миниатюры «Какой я?»

5

Моя дружная семья

2

Обогащать тематический словарик на тему «Черты характера человека», учить составлять рассказ-миниатюру о семье по опорным словам.

6

Положительные и отрицательные эмоции

2

Формировать навык выразительного чтения стихотворного и прозаического произведений.

7

Слово. Чувство. Образ.

2

Формировать навык выразительного чтения, составление рассказа по своим рисункам.

8

Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка.

2

 Познакомить уч-ся с такими понятиями как чувство, эмоция, настроение. Обогащать тематический словарик на тему «Игрушки»; коллективное составление рассказа об игрушке.

9

Игры со словом.

2

Развивать сообразительность детей; показать приёмы сочинения стихотворения по данным рифмам. 

10

Родное слово в пословицах и поговорках. Иллюстрирование знакомых пословиц.

2

Обучать работе с пословицами (Инсценирование и иллюстрирование)

11

Задачи. Загадки. Шутки.

2

Отрабатывать навыки беглого выразительного чтения.

12

Устное сочинение по пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

2

Показать мудрость, заложенную в пословицах; обогащать тематический словарик; продолжить формирование умения инсценировать.

13

Сочинение считалки.

1

Помочь весело распределить роли в игре; обогатить словарик.

14

Сочинение скороговорки.

1

Познакомить с малым жанром русского фольклора, отрабатывать навык выразительного чтения. Формировать умение составления рассказа по иллюстрациям.

15

Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю…»

2

Познакомить уч-ся с фразеологизмами и пиктограммами; отрабатывать навык построения связной речи.

16

Олимпиада

1

17

Эмоции. Мимика. Жесты.

2

Познакомить уч-ся со способами выражения настроения; обогатить лингвистический словарик. 

17

Компьютер

1

Пополнить словарный запас уч-ся, показать пользу и вред компьютера.

18

Итоговое занятие «Чему меня научили уроки развития речевого творчества?»

1

Итого

32 часа

1I – й год обучения (3 класс )

темы

Темы занятий

Кол-во

часов

Задача

1

Правила вежливости. Написание сочинения-миниатюры на темы «Вежливый мальчик», «Правила вежливости», «Что такое вежливость?»

2

Составить словарик вежливых слов; формировать умение высказывать свои мысли по предложенной теме.

2

Волшебное слово. Как нужно вести себя во время разговора.

2

Познакомить детей с правилами поведения во время разговора. Учить употреблять различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации.

3

Кому и как подражать.

2

Познакомить учащихся с одним из секретов художественной речи – звукоподражанием.

4

Увидел, услышал, рассказал…

2

Сформировать представление о рассказе как о тексте, в котором говорится о случае, действительно происшедшем с рассказчиком.

5

Раз словечко. Два словечко…

2

Учить детей находить опорные слова в тексте.

6

Будем сказки сочинять… (сочинение сказки по опорным словам)

2

Учить детей сочинять сказки по опорным словам, развивать их творческое воображение.

7

Новогодняя ёлка в школе

1

8

Викторина: “Отгадайте сказку”.

1

9

Настроение животных.

Сочинение на тему «Моё любимое животное»

2

 Показать учащимся, что художественная речь способна пробуждать различные чувства.

10

Фантастическое животное. Сочинение, иллюстрирование.

2

Познакомить детей с тем, как можно определить значение слова и как его толковать. Обогатить словарный запас детей.

11

Настроение цветов. Составление словарика на тему «Растения»

1

Создать словарик на тему «Растения», показать уч-ся, как при помощи цвета можно выразить настроение; продолжить обучение составлению рассказа о настроении.

12

Сочинение на тему «Мой любимый цветок»

1

Отрабатывать интонационную окраску голоса для выражения различных чувств и эмоций.

13

Село и город

1

Расширить кругозор учащихся, обогатить их тематический словарик.

14

Домашние животные и птицы

2

 Отрабатывать умение сочинять рассказ на заданную тему

15

Таяние снега. Конкурс чтецов стихов о весне.

1

Составить словарик на тему «Весна», отрабатывать интонацию, передающую весеннее настроение

16

Что я чувствую и представляю, когда слышу слова «зима» и «весна»…

2

Познакомить детей с историей названия зимних и весенних месяцев. Обучать составлению рассказа по картине, написанию сочинения-миниатюры, его иллюстрированию.

17

Путешествие в космос…

2

 Составить словарик на тему «Космос»; фантастический рассказ на эту же тему.

18

Сочинение и рисование на тему «Мой друг» («Моя подруга»)

2

Учить строить рассуждение; формировать понятие о важности умения дружить, дорожить дружбой, быть хорошим другом

19

Сочинение на тему «Моя парта» («Глазами моей парты»)

1

Формировать умение строить высказывание от первого лица.

20

Итоговое занятие. Конкурсы, викторины. Вручение дипломов ученикам, достигшим большего успеха.

1

Итого:

32 часа

 

Анализ проведенной работы на уроках русского языка и чтения, во внеклассной работе показал, что использование различных типов речевых упражнений и словарной работы развивают речевую деятельность учащихся, обогащают словарный запас. Изложения и сочинения учащихся становятся более выразительными и эмоциональными.

Литература.

  1. Речевые секреты. Книга для учителя начальных классов. Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1992.

  2. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.– Л.: Просвещение. 1990.

  3. Развиваем речь. Учебное пособие для письменных творческих заданий Девина И.А., Девина В.А. – М.: Издательство, 2003.

  4. Учись! Твори! Развивайся! Игры для развития мышления, речи, общения, творчества. Зельцерман Б., Рогалева Н.– ПЦ, 1997.

  5. Развитие речи.Дети7 – 10 лет. Мельникова И.И.- Ярославль, Академия развития. 2002.

  6. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2003.

  7. Я иду на урок в начальную школу: Развитие речи: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2004.

  8. Стихи для развития речи. СПб.. Издательский Дом “Литера” 2004.

  9. Уроки речевого творчества. Н.Н. Каландарова. Москва. «Вако» 2009

Аннотированный список

1.I.http://infoosy.narod.ru/larisa/portfolio/tema.htm

Данный документ содержит дидактические материалы по теме “Развитию речи учащихся начальной школы”: фонетическая зарядка, чистоговорки, скороговорки, игры, диалоги и т.д.

2. Работа по развитию речи учащихся начальной школы на уроках ...

festival.1september.ru/articles/211297/

Данная работа включает подготовительные задания на уроках русского языка. включая в себя упражнения поискового и творческого характера, что активизирует речевую и мыслительную деятельность детей, и составлены по принципу увеличения сложности. Показаны упражнения в составлении предложений из слов, объединенных одной темой. Дети учатся определять и формулировать тему и основную мысль текста, озаглавливать полученный текст. Отрабатывается умение корректировать составленные предложения.

3. Ресурс

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=7&cad=rja&ved=0CGEQFjAG&url=http%3A%2F%2Fwww.shkola-dlya-vseh.ru%2Fshkola%2Fu4itel%2F47-yazik%2F207-rechevoe-razvitie-uchashhixsya-nachalnyx-klassov.html&ei=M4TIUPOZJM6N4gSA3IH4BA&usg=AFQjCNHzLywtouVsDAlJtyoYaw9pMBOxGw&sig2=QEQFbXbXLmvQzZiM6p-Zew&bvm=bv.1355272958,d.bGE

В данной работе излагаются методы:

  • Методы анализа содержания учебного текста и планирования высказывания.Эти методы направлены на углубление смыслового восприятия текста.

  • Метод сообщения признаков изучаемых понятий.

  • Метод упражнений на их закрепление.

4. Ресурс

letopisi.ru/…/Развитие_речи_учащихся_начальных_классов…

В данной работе предлагается анализ сформированных у учащихся умений учеников стать на точку зрения слушателя и следующих коммуникативных умений:

  1. Умение раскрывать тему высказывания.

  2. Умение раскрывать основную мысль высказывания.

  3. Умение собирать материал к высказыванию.

  4. Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.

  5. Умение совершенствовать написанное.

  6. Умение строить высказывания в определенной композиционной форме.

  7. Умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно, и по возможности ярко.

5. Ресурс

www.tc-sfera.ru/…/razvitie-svyaznoy-ustnoy-rechi-u-uc..

Содержит направления работы, по которым необходимо работать по развитию речи, игры, список используемой и рекомендуемой литературы

6. Ресурс

www.rae.ru/forum2012/264/1217

Содержит приёмы работы над выразительностью речи учащихся начальной школы.

Программа развивающего курса по развитию речи в третьем классе.

Темы занятий

Задача

1

Устная речь. Говорить выразительно.

Жесты и мимика.

Научить слышать усиление и ослабление силы голоса; помочь понять , что умелое использование жестов и мимики, делает нашу речь выразительнее.

2

Соберем свой словарик.

Русские пословицы и поговорки.

Научить детей подбирать тематический словарик, готовясь к высказываниям.

3

Брэйн – ринг “О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”

 

4

О чем рассказывает план.

Составляем план своего рассказа.

Показать, что по хорошему плану можно узнать, о чем будет говориться в тексте.

5

Я думаю… мне кажется…

Викторина “ 50 вопросов о

Показать учащимся, что отвечая на вопрос “почему?”, можно не только объяснять, но и доказывать.

6

Это интересно. Сочиним загадку.

Познакомить с приемами конструирования загадки.

7

Выделить, отличить, найти…

Главное в описании.

Показать учащимся, как важно правильно отбирать для описания признаки предмета.

8

Эти забавные животные.

Игра. Дети рассказывают о своем любимом животном.

9

Шарады. Ребусы.

 

10

Умники и умницы.

 

11

Докажите, что у вас самый острый в мире глаз.

Раскрыть суть операции сравнения.

12

Высоко, далеко, низко…

Предупредить появление логических ошибок при сравнении.

13

Из истории языка.

 

14

Развиваем творчество. Учимся составлять слова.

Обогащение словарного запаса слов.

15

Если слово непонятно.

Показать, что значение слова можно объяснить, растолковать с помощью других, знакомых слов.

16

Очень важные слова.

Закрепить умение употреблять различные формы словесной вежливости.

17

Страна Словакия.

 

18

Смеемся, грустим, задумываемся…

Показать учащимся, что художественная речь способна пробуждать различные чувства.

19

Как нужно вести себя во время разговора.

Познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

20

Волшебное слово.

Научить детей употреблять различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации.

21

Кому и как подражать.

Познакомить учащихся с одним из секретов художественной речи – звукоподражанием.

22

Увидел, услышал, рассказал…

Сформировать представление о рассказе как о тексте, в котором говорится о случае, действительно происшедшем с рассказчиком.

23

Раз словечко. Два словечко…

Учить детей находить опорные слова в тексте.

24

Будем сказки сочинять…

Учить детей сочинять сказки по опорным словам, развивать их творческое воображение.

25

Викторина: “Отгадайте сказку”.

Познакомить детей с опорными словами.

26

Из истории языка.

 

27

Отгадай слово.

Познакомить детей с тем, как можно определить значение слова и как его толковать.

28

Занимательная грамматика.

 

29

Два секрета считалки. Сочиняем считалку.

Познакомить с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи.

30

В гостях у дедушки Корнея. КВН.

Чтение сказок К. Чуковского.

31

Угадай… ( угадывание сказок.)

 

32

Итоговое занятие. Конкурсы, викторины. Вручение дипломов ученикам, достигшим большего успеха.

 

Внеклассная работа по русскому языку.

Основные задачи внеклассной работы:

  1. на русском языке осуществлять идейное, нравственное, эстетическое воспитание младших школьников в разнообразных внеклассных мероприятиях;

  2. постоянно поддерживать и развивать интерес к русскому языку, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы;

  3. активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;

  4. создавать во внеклассной работе условия для постоянного слушания правильной русской речи;

  5. постоянно обогащать память учащихся новыми словами, грамматическими формами конструкциями;

  6. формировать навыки внеклассного чтения, подготавливая учащихся к самостоятельному чтению русских книг.

Во внеклассной работе учитель не может обходиться только тем словарным запасом, который дается в учебниках и программах. Поэтому учителю приходится разъяснять новые понятия, работать с новыми словами.

Как же я организую работу в кружке русского языка?

В первую очередь сообщаю о создании кружка и его задачах.

На первом кружковом занятии рассказываю ребятам о значении изучения русского языка.

На кружковых занятиях проводится беседы на различные темы, например:

Наша школа”, “ Моя будущая профессия”, “ Моя мечта” и другие.

Часто в беседах закрепляется то, что дети узнали на уроках.

Важное место в кружковой работе занимают игры, которые способствуют развитию у детей памяти и внимания.

В дидактических подвижных хоровых играх с текстом дети быстрее усваивают слова и предложения на русском языке.

На занятиях кружка мы читаем сказки. При рассматривании и рассказывании используются сказки-иллюстрации. Рисунок в детской книге дополняет текст, оказывает на учащихся эмоциональное воздействие, помогает осмыслить содержание, стимулирует желание говорить по-русски, выразить словами содержание той или иной части произведения.

Большое внимание уделяется рассказам из детских книг, журналов, газет .

Так же почти на каждом кружке используются загадки, кроссворды, ребусы. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном мышлении, развитие детской сообразительности, воображения. Работа над загадками обогащает словарь учащихся, , развивает речь, воспитывает любовь к русскому языку. Учащиеся учатся составлять загадки, ребусы, маленькие рассказы, сказки, делают первые шаги в написании стихотворений.

Основная задача кружка: углубить знания детей по русскому языку, развивать их интерес к русскому языку, воспитывать любовь к предмету.

Кружок тесно связан с тематикой материалов урока, что дает возможность осуществить задачу взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями по русскому языку.

Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.

Внеклассная работа решает важные образовательные и воспитательные задачи: воспитывает у учащихся более ответственное отношение к урокам русского языка; развивает у ребят быстроту мышления; желание научиться говорить выразительно.

В начале каждого занятия, урока провожу артикуляционную работу по выработке чистоты аудирования. Проводится речевая зарядка при помощи скороговорок, упражнений по подражанию животным, птицам и т.д.

Скороговорки.

Кот Пушок пошёл на лужок.

Чистоговорки.

Жи-жи-жи- живут в лесу ежи.

Жа-жа-жа- я нашел ежа.

Жу-жу-жу- молоко даю ежу.

Недостаток эмоциональной окраски разговорной речи, неправильное интонирование восполняются упражнениями на правильное интонирование.  

Дается всем задание на интонирование слова или предложение капризно, требовательно, просительно, извинительно, сердито, виновато произнести слово. Отсутствие практической среды развития разговорной речи заставляет моделировать ситуации, создавать искусственную среду (игровую).

Заключение.

Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремиться показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.

Внеклассная работа решает важные образовательные и воспитательные задачи: воспитывает у учащихся более ответственное отношение к урокам русского языка; развивает интерес к языку, быстроту мышления, желание учиться говорить выразительно.

Проблема развития речевого творчества детей средствами искусства является актуальной на протяжении долгих лет. Многие исследователи и педагоги отмечают, что речь играет уникальную роль в становлении и развитии личности человека, начиная с дошкольного детства. Одновременно она является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, служит основным каналом приобщения ребенка к ценностям духовной культуры, выступает необходимым условием воспитания и обучения.

Как показали многолетние наблюдения за процессом речевого развития дошкольников и младших школьников, у большинства детей не развита способность правильно воспринимать художественную информацию, адекватно выражать словами эмоционально-чувственную отзывчивость, описывать художественный образ, используя в речи изобразительно-выразительные средства языка.

По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии, лингвистики (Арутюнова, М.М. Бахтин, Л.И. Божович, Богоявленская, Л.С. Выготский, Н.В. Гавриш, Л.II. Колунова и др.), труды которых составляют методологическую базу исследования, именно произведения искусства, в частности живопись, музыка и литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активно творческой личности. Исследователи подтверждают и тот факт, что развитие речевого творчества необходимо осуществлять в период дошкольного и младшего школьного возраста, так как происходит активное становление и развитие таких психических процессов как мышление, воображение, речь, память, восприятие. Применение произведений живописи, музыки и литературы в процессе обучения оказывает позитивное влияние на проявление интеллектуальных напряжений при создании творческих продуктов.

Возникает вопрос: каким образом разработать технологию обучения, представляющую целенаправленный процесс, способствующий эффективности развития речевого творчества детей средствами искусства, который, в свою очередь, является подготовительной ступенью в развитии устной и письменной речи учащимися в средних и старших классах?

Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Развитие речевого творчестваучащихся начальных классов средствами искусства».

Цель исследования: провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и найти пути решения данной проблемы.

В соответствии с целью была определена следующая задача: выявить эффективные условия для развития речевых умений при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством.

Как видно из темы, основным направлением в изучении является творчество – деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное [Философская энциклопедия].

В процессе исследования рассмотрены работы, посвященные этой проблеме. Л.С. Выготский являлся бескомпромиссным сторонником естественнонаучной психологии, ориентированной на учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова, которое он считал фундаментом для выстраивания новой системы представлений о детерминации человеческого поведения, в том числе при восприятии произведений искусства. Было показано, что в «зависимости от того, какой степени достиг ребенок в развитии значения слов, находятся все основные системы его психических функций» [Выготский Л.С. «Лекции по общей педологии. Мышление и речь»].

В работе Бахтина М.М. «Слово – это акт индивидуального творчества» «социальный кругозор» определяется как та область значений, которая отведена индивидуальному сознанию данной эпохой и данной культурной ситуацией. Он трактовал высказывание как «звено в очень сложно организованной цепи других высказываний», вступающий с ним в те или иные отношения, когда всякий говорящий является в большей или меньшей степени отвечающим.

Художник Б.М. Неменский пишет, что разработанная им программа по изобразительному искусству «исходит из принципов и методов, позволяющих ввести учащегося именно в духовную сущность искусства, делая знания и навыки не целью, а средством образования».

В результате автор статьи приходит к выводу, что школьники с одной стороны, должны видеть художественную ценность живописи (но если бы только живописи, то это были бы уроки изобразительного искусства), а с другой стороны, чувствовать образность слова, причем стремиться сделать так, чтобы одно знание не существовало в отрыве от другого, дополняло его, соединяясь в сознании учащегося как одно целое.

Например, чтобы дети, определяя основную мысль в картине учились видеть ее в тексте, а понимая, что при помощи композиции и изобразительно-выразительных средств художник реализует замысел произведения, переносили бы это понимание на другие виды художественного творчества, в том числе и на сочинения. Так школьники учатся понимать общие законы искусства, а это важно, как важно любое обобщенное знание.

Сопоставив мнение этих авторов, можно сказать, что приобщение ребенка к искусству, «погружение» его в мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал. Таким образом, нельзя решать актуальные проблемы современности вне искусства – мощнейшего средства воспитания и образования.

Следовательно, задачей подобных уроков является развитие не просто мышления, а художественного мышления, не просто речи, а речи художественной. Для достижения эффективности речевого развития были проведены уроки во 2 классе по теме «Вальс цветов», в 3 классе «Волшебные узоры России».

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и опираясь на требования «Федерального государственного стандарта начального общего образования», мы делаем вывод, что современные программы ориентируются на особенности младших школьников и изменившуюся социальную ситуацию. В этой связи новой задачей начальной школы становится подача информации в определенной системе, имеющей позитивный характер. Развитие речи учащихся начальных классов может быть успешно реализовано с учетом требований современных программ, так как они предусматривают целенаправленную и систематическую работу в этом направлении. Таким образом, именно в условиях взаимосвязи языкового обучения и художественного творчества более успешно формируется не только определенный комплекс речевых умений у ребенка, но и полноценная «языковая личность».

Литература

1. Выготский С.Л. Воображение и творчество в детском возрасте. Спб, 1997.

2. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1.1997.

3. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. / Под общей редакцией Т.Г. Рамзаевой. – Спб., 1998.

Созданная система работы, направленная на осуществление связи между деятельностными процессами обучения русскому языку и русской речи, развитие языкового мышления позволила исследовать закономерности речевого развития личности школьника в условиях внедрения произведений устного народного творчества в систему обучения русскому языку в начальной школе и доказать методическую целесообразность и эффективность предлагаемой системы.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/nauchnye-osnovy-ispolzovaniya-proizvedenii-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-v-sisteme-razvitiya#ixzz2Uqf42gJf

Выводы

1. Содержание работы по развитию русской речи учащихся в системе использования произведений устного народного творчества определено в условиях экспериментального обучения, органически входящего в общую систему обучения русскому языку, сложившуюся структуру курса русского языка для начальной школы. Необходимым условием научной организации работы по развитию речи в условиях изучения устного народного творчества являются также определение и учет жизненных потребностей учащихся, обусловленных коммуникативными целями. Основу реализации коммуникативного подхода к решению проблемы использования устного народного творчества в аспекте развития речи учащихся определяют общепедагогические и частнометодические принципы обучения русскому языку.

2. Анализ требований показывает, что для решения избранного нами пути создания методики развития речи на основе использования произведений устного народного творчества необходима такая теория обучения, которая рассматривает процесс обучения как формирование познавательной деятельности учащихся, поэтапного становления языковой личности, осваивающей общественный и созидающий опыт индивидуально.

3. Важную роль в экспериментальной работе играли методы: практического изучения языка (объяснение непонятных слов, подготовка устных сообщений, письменных сочинений, составление планов, исправление ошибок грамматических и стилистических), методы теоретико-практического изучения языка (беседа, сообщение, чтение правил в учебнике), метод наблюдения и анализ языковых явлений в работе с фольклорным текстом разных жанров. Особая роль отводилась типологии упражнений (рецептивные, репродуктивные, продуктивные, устные, письменные, языковые и речевые).

4. Результаты проведенной работы по развитию речи у учащихся начальных классов дает основание для выводов об эффективности используемой системы работы, предусматривающей полный и неполный (частичный) лингвистический анализ фольклорных текстов как в устной, так и в письменной форме. Внимание к языку произведений устного народного творчества восполняет в определенной степени недостатки в обучении и воспитании школьников, обусловленные еще не утвердившимся признанием роли различных жанров устного народного творчества в обучении русскому языку.


Программа

Развитие речевого творчества учащихся начальной школы

Автор: Назина Г.И.,

учитель начальных классов

ГБОУ гимназии №227

Фрунзенского района

г. Санкт-Петербурга

2012-2013

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *