Портфолио – как форма развития социальной инициативы воспитанников детского дома


«Портфолио – как форма развития социальной инициативы воспитанников детского дома».

Одно из направлений деятельности нашего образовательного учреждения является создание системы презентации и учета личных достижений.

Задача, которую ставим при работе с детьми нашей группы – раскрытие потенциала ребенка посредством достижения социально и личностно значимых результатов в различных видах деятельности.

Одной из форм работы по реализации данной задачи является создание портфолио воспитанника.

Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений воспитанника. Портфолио позволяет учитывать результаты достигнутые в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой, социальной, коммуникативной.

Дети детского дома активны во всех мероприятиях и к выпуску из детского дома у них накапливается определенное количество грамот, сертификатов, дипломов, чтобы все это систематизировать решили заняться составлением портфолио.

В группе был проведен познавательный час по теме «Что такое портфолио и как его построить». Дети приветствовали идею создания портфолио. Определили разделы портфолио.

  • 1 раздел «Давайте познакомимся», в котором ребята рассказывают о себе.

  • 2 раздел :Портфолио документов», сюда входят документы о конкурсах, олимпиадах, грамоты, свидетельства, сертификаты.

  • 3 раздел: «портфолио работ»- включает в себя собрание творческих работ: фотографии поделок, рисунки, презентации, сочинения и т.д.

Главный принцип работы над портфолио: Помогать, но не делать вместо…

и очень важно не допустить следующих ошибок:

ОШИБКА N 1. Нарушение принципа добровольности при формировании портфолио.

Ни в коем случае нельзя принудительно, без согласия самого ребенка включать те или иные материалы в его портфолио.

ОШИБКА N 2. Сбор материалов взрослыми, а не ребенком.

Очень важно, чтобы ребенок сам приложил определенные усилия, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений.

ОШИБКА N 3. Отказ от всякой помощи ребенку при формировании портфолио.

Ребенок должен работать над материалами своего портфолио самостоятельно, однако это не значит, что взрослые должны самоустраняться из процесса.

Помощь может состоять, например, в том, чтобы просто время от времени напоминать ребенку о необходимости сбора и систематизации материалов. Или в том, чтобы попробовать вместе с ребенком обсудить различные способы демонстрации своих достижений. Следует всячески стимулировать собственную активность школьника.

Собирая материал для раздела «Давайте познакомимся» дети учатся рассказывать о себе, исследуют свои индивидуальные особенности, черты характера, интересы и склонности, сюда дети могут поместить результаты исследований психолога. Все это побуждает задуматься над вопросом «Какой Я».

Работая над портфолио возникает соревнование в коллективе воспитанников, что способствует желанию достичь более высоких результатов и как следствие повышение активности. У детей, которые ведут портфолио, наблюдается рост уровня участия в мероприятиях. Для того чтобы заполнить раздел «Творческие работы» дети должны создать какой то продукт деятельности, а это значит поработать в мастерской, принять участие в конкурсах. Повышение интереса ко всем видам деятельности свидетельствует о развитии чувства ответственности за себя и свою группу. Показателем также является то, что несколько лет по результатам конкурса «Группа года» наша группа становится победителем.

Сколько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной! Если на первых этапах работы над портфолио воспитанник старается как можно больше набрать различных документов, работ, не задумываясь над их содержанием и значением, то через некоторое время он работает уже на качество. Ребенку уже хочется не просто поставить отметку об участии в мероприятии или олимпиаде, не просто заработать сертификат участника, а получить диплом, грамоту, медаль.

Что же дает портфолио выпускнику детского дома?

  1. Своеобразное наглядное приложение к личному делу

  2. Альбом, в котором отражается его жизнь в детском доме

  3. Средство адаптации в социуме

  • Ребенок-сирота имеет возможность самостоятельно продемонстрировать свои собственные успехи

  • окружающие получают информацию о положительном опыте воспитанника,

  • портфолио раскрывает его лучшие стороны, особенности его внутреннего мира,

  • помогает ему самоутвердиться, поверить в свои силы, избежать проблем в новом коллективе.

  • формирует образ полноценной личности, что поможет преодолеть стереотипы в отношении ребенка из детского дома.

Таким образом, портфолио способствует повышению самооценки ребенка, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого воспитанника. Оно необходимо как ребенку из благополучной семьи, и вдвойне необходимо ребенку из детского дома.

В качестве примера предлагаю посмотреть портфолио ученицы 5 класса, Пересторониной Оли. Девочка воспитывается в детском доме с 2007 года, с 1 класса. Оля достаточно активна во всех видах деятельности, занимается в музыкальной школе, хорошо владеет компьютером. Электронный вариант портфолио Оля полностью оформила сама.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *