План открытого урока по математике в 3 классе по учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой УМК «Планета знаний». Учитель: Карабанова С.И.
Используемое оборудование: ноутбуки, интерактивная доска, мерный стакан, пластиковый стакан, банка ёмкостью 1 литр, графин с морсом.
Тема: Измеряем ёмкости. Знакомство с единицами емкости (литр, миллилитр).
Изучение нового материала |
|
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представлений о новых единицах ёмкости (литр, миллилитр, баррель); установить взаимоотношения между ними. |
Планируемые результаты |
Предметные УУД: сравнение и упорядочение объектов по вместимости; получат возможность научиться складывать и вычитать единицы объёма; решать текстовые задачи; единицы вместимости (литр, миллилитр, баррель), измерение емкости сосудов. Метапредметные УУД: Регулятивные: самостоятельное определение цели своей деятельности; планирование её достижения; движение по заданному плану; оценивание и коррекция полученного результата. Познавательные: различение обоснованных и необоснованных суждений; определение этапов решения учебной задачи; проведение анализа и преобразование информации (используя при решении разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Коммуникативные: высказывание суждения с использованием математических терминов и понятий; формулирование вопросов и ответов в ходе выполнения задания, доказательства верности и неверности выполненного действия; обоснование этапов решения учебной задачи. Личностные: самостоятельно определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества) |
Организация структура урока
Методы и приёмы обучения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД, формирующиеся на данном этапе |
|
Мотивация к учебной деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. |
Словесный |
— Сегодня на уроке нас ожидает интересная и разноплановая работа. К нам на урок пришли учителя нашей школы. Давайтепожмём друг другу руки, улыбнёмся и пожелаем успешной работы. |
Пожимают друг другу руки и желают успешной работы на уроке.
|
Коммуникативные: Доносят свой позитивный настрой до других детей. Личностные: самостоятельно создают ситуациях успеха. |
Актуализация опорных знаний Цель: повторение материала, необходимого для «открытия нового знании», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся. |
Словесно-практический |
Подпишите число, классная работа На какие вопросы мы планируем ответить на уроке?Зачем нам это нужно знать?Слайд 1 — Ёмкость -Что значит измерить ёмкость? — Миллилитр — Баррель — На все ли вопросы можете ответить, поставьте себе уровень. На каждом этапе урока ставим определённую задачу Слайд 2 Чтение стихотворения: — В светлой солнечной палате, Возле мамы, на кровати, На виду у прочих мам, Спит ребёнок небывалый, Не малыш, а целый малый – Полных восемь килограмм. — Вспомните, о какой величине идёт речь в этом отрывке? — что такое масса? — в каких единицах измеряется? Устный счёт 1.- Сколько будет весить малыш через 3 месяца, если он будет прибавлять по 600 г каждый месяц? 2. Игра: «Цепочка»(на доске см прил. 1) — Какие умения потребуются при выполнении этого задания? — Сейчас поработаем в группах. Повторим правила работы в группе. Слайд 3 3.Посмотрите на следующий слайд. Какие знания потребуются при выполнении этого задания? Для работы повторим правило умножения однозначного числа на двух и трёхзначного. Слайд 4 Объясните, как нужно выполнить умножение Слайд 5 1 вариант 2 вариант 74* 6 68 * 4 435•4 167•5 — Работать будете в парах Повторим правила работы в парах.Слайд 6 — Проверьте, правильно ли выполнили умножение. Слайд 7 |
Пописывают число, классная работа Читают Ставят себе прогностическую оценку Отвечают на вопросы -о массе — это вес предмета — в килограммах, граммах, центнерах, тоннах. 8 кг + 600 * 3 = 9 кг 800 г — Знание таблицы умножение, умение устно складывать, вычитать, умножать и делить. Работа в группах. -Уметь правильно письменно умножать однозначное число на двузначное и трёхзначное Устно объясняют правило умножения: -записываю умножение в столбик, умножаю единицы, записываю под единицами, а десятки запоминаю и записываю их над десятками — умножаю десятки, записываю под десятками, а сотни запоминаю и записываю их над сотнями — умножаю сотни, записываю под сотнями. (Работа в парах на ноутбуках) Взаимопроверка Самопроверка (на доске решение) 74 * 6 =444 68 * 4 = 272 435•4=1740 167•5=835 |
Регулятивные: ставят себе прогностическую оценку; составляют план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: отвечает на вопросы учителя; соблюдает простейшие нормы речевого этикета. Личностные: Проявляют познавательный интерес к математике; положительное и адекватное представление об учебной деятельности. |
Постановка учебной задачи, целеполагание Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. |
Проблемно-поисковый |
— В зной, в мороз ли — всё равноСлайд 8 Раскрывает он окно. Быстро делает зарядку, Ест на завтрак яйца всмятку, Пять картофельных котлет, два стакана простокваши И тарелку манной каши – Каша тоже не во вред! — Что выпивал дядя Стёпа? — А можно ли узнать сколько жидкости? Работа по учебнику стр. 78. -Прочитайте тему урока. -Сформулируйте цель урока.
|
— Два стакана простокваши. — Да! Нужно измерить и сравнить. — Измеряем ёмкость. — Сегодня на уроке, я буду учиться измерять ёмкости. |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении. |
Освоение нового материала. Цель: знакомство с новыми знаниям: со способами и единицами измерения ёмкости, обучение выполнению практической работы, развитие коммуникативных компетенций. |
Проблемно-поисковый Работа по учебнику |
— Что обозначает слово ёмкость, объясните. Слайд 9 — Как вы его поняли. — На какой вопроснам нужно ответить на уроке? — Что значит измерить ёмкость? — А в каких единица измеряют жидкость? — Литр – это единица измерения ёмкости. — А если нам нужно измерить сколько жидкости в стакане? Можно ли измерить в литрах? Слайд 10 -В каких ещё единицах измеряют жидкость? — Сколько в 1 литре миллилитров?Слайд 11 — В чём удобно держать жидкость? Сосуд или ёмкость. Ёмкость можно употребить в другом значении. Ёмкость – это предмет, в который помещена жидкость. Когда вы приходите в магазин, вы покупаете жидкости в чём? Слайд 12 — Это вид тары, на этих предметах указывают сколько жидкости в него помещено. — У меня на столе стоит жидкость, как вы думаете, что это? Отгадайте загадку: — Я красна, я кисла, — Какой напиток делают из клюквы? -Знаете ли вы, чем полезен морс? — Сколько человек может выпить морса за 1 раз? — Как узнать, сколько морса в одном стакане? -Чтобы определить количество жидкости в стакане нужно измерить её с помощью мерного стакана. На таком стакане есть чёрточки, они отмеряют количество жидкости в миллилитрах. Практическая работа: «Измерение ёмкость пластикового стакана». Выходит ученик и измеряет количество жидкости мерным стаканом. — Сделайте вывод. — Где нам потребуется это умение? -Удобно ли измерять таким стаканом ёмкость ведра? -Прочитайте правило на странице 78. Назовите единицу измерения ёмкостей. — Сделайте вывод чем ещё можно измерить количество жидкости? |
Читают на доске значение слова — Ёмкость-это вместимость (объясняют) -Что значит «измерить ёмкость» — Узнать сколько вмещается жидкости. Отвечают. В литрах. Нет. — В миллилитрах. — В 1 литре — 1000 мл ( см прил.) — Всосудах — В пакетах, в банках, коробках? — Это клюква. Из клюквы делают клюквенный морс. -В нём есть витамин С и много железа. Витамины нужны для того, чтобы наш организм был крепкий и здоровый. Отвечают на вопрос (1 стакан) Строят предположения -Нужно измерить. — Слушают объяснение. -Выполняет практическую работу. Записывают вывод: в данном стакане ___ миллилитров воды. — При помощи мерного стакана я могу измерить количество жидкости в ёмкости, в сосуде. Ответы учащихся. -Нет. Оно слишком большое. Читают правило. -Читают правило. Называют единицу измерения «литр». |
Регулятивные: определяют цель выполнения заданий на уроке; отличают верно выполненное задание от неверного. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений; анализируют текст учебника. Коммуникативные: слушают и вступаютв диалог; участвуют в коллективном обсуждении. Личностные: дают оценку ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. |
Физкультминутка |
|
Организует проведение и выполнение физических упражнений |
Выполняют упражнения |
Личностные: осознают важность сохранения и укрепления здоровья |
Первичное закрепление нового материала Цель: формирование учебно-познавательной деятельности; проговаривание нового знания — учить сравнивать ёмкость различных сосудов. |
Проблемно-поисковый Работа по учебнику
|
-Рассмотрите рисунок к №1 на странице 78. Какие сосуды вы видите и каков объём каждого из них? -Ответьте на следующие вопросы: — На сколько больше литров воды умещается в канистру, чем в ведро? — Во сколько раз больше воды умещается в бочке, чем в банке? — Где уместится больше воды: в ведре или в 4 банках? -Сколько литров воды можно налить в: 3 ведра? 2 банки? — Сколько банок надо налить, чтобы наполнить канистру?
|
-Ведро-9 литров, канистра-15 литров, банка-3 литра, бочка-45 литров. — Надо из 15 вычесть 9. Получится 6. Значит в канистру вмещается на 6 литров воды больше, чем в ведро. — Надо 45 разделить на 3. Получится 15. Значит в бочке умещается в 15 раз воды больше, чем в банку. — В ведре 9 литров, а в чтобы узнать сколько в банках надо 4•3=12 литров, это больше, чем в ведре. -9•3=27 литров -3•2=6 литров -15:3=5 литров |
Регулятивные: определяют цель выполнения заданий на уроке; отличают верно выполненное задание от неверного. Познавательные: сравнивают различные единицы объёма; выполняют с ними математические действия. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: осознают необходимость совершенствования; понимают значение границ собственного знания и незнания. |
Освоение нового материала. Цель: знакомство с новыми знаниям: |
Информационно-поисковый
|
— Мы живём в огромной стране. Слайд 13 В России большие залежи нефти. Нефть – это жидкость. – Может кто-то знает, в измеряют нефть? — При международной торговле нефть измеряют в баррелях.Слайд 14 |
Ответы учащихся. Информационный доклад ученика о барреле. |
Регулятивные: определяют цель выполнения заданий на уроке; Коммуникативные: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений; анализируют текст учебника. Личностные: дают оценку ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. |
Включение в систему знаний и закрепление пройденного материала Самоконтроль и самопроверка по эталону Цель: учить применять полученные знания о мерах ёмкости при решении выражений |
Проблемно-поисковый
|
Выполнение заданий самостоятельно. Слайд 15 Работа по учебнику Стр.78 № 4 по вариантамСлайд 16 1 в. – 2 выражение 2 в. – 3 выражениеСлайд 17 Слайд 18
|
Выполняют задание.
|
Регулятивные: адекватно оцениваютправильность своих учебных действий. Познавательные: осуществляют поиск существенной информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные: вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают их, уточняют непонятное); договариваются и приходят к общему решению. Личностные: осознают необходимость самосовершенствования; понимают значение границ собственного знания и незнания. |
Итог урока. Рефлексия деятельности Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей и всего класса деятельности |
|
-На какие вопросы мы планировали ответить в начале урока? Слайд 19 -Удалось ли нам ответить на этот вопрос? Как? -Где мы можем применить новые знания? -Оцените работу всего класса на уроке. Слайд 20 -Поставьте каждый себе оценку на уроке.Слайд21 Запишите домашнее задание Спасибо за урок. Урок окончен. |
— Что значит измерить ёмкость? — Измерить ёмкость, это значит, определить сколько литров или миллилитров жидкости поместилось в сосуде. Приводят примеры.
|
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке. Коммуникативные: слушают и вступают в диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: дают оценку своей работе на уроке и деятельности одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности |
Приложение 1
(запись на доске)
Оформление доски
Новые слова:
Ёмкость — вместимость
Миллилитр (мл.)
Вопрос урока
Ёмкость
Что значит «измерить ёмкость»?
Миллилитр
Баррель
Число
Классная работа.
Измерение ёмкости. Единицы измерения ёмкости.
В 1 литре — 1000 мл
Баррель = 159 литров