План-конспект логопедического занятия учителя-логопеда
Борис С.Е.
Коррекции смешанной дисграфии у учащихся вторых классов.
Лексическая тема: Дикие животные и их детёныши.
Грамматическая тема: Повторение написания суффиксов ОНОК, ЁНОК в названии детёнышей.
Форма: комбинированное занятие.
Цель: Систематизировать знания учащихся .
Задачи:
коррекционно-образовательные: учить детей правильному написанию данных суффиксов, активизировать и расширять словарный запас учащихся, развивать умение работать в группах и самостоятельно;
коррекционно-развивающие: Развивать слуховую и зрительную память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), активизировать коммуникативную деятельность;
здоровьесберегающие: укреплять здоровье учащихся с помощью гимнастики для глаз, развивать общую и мелкую моторику.
Формы работы в соответствии с ФГОС: самостоятельная работа учащихся, работа в парах, индивидуальный подход к учащимся.
Ход занятия
Содержание учебного материала
|
Деятель ность учителя |
Деятель ность обучающих ся
|
Формирование универсальных учебных действий |
|
I Организационный момент |
Готовность к уроку. |
Организа ция детей, готовность к занятию. |
Подготовка рабочего места . |
Коммуникативные ( планировние ) |
II Гимнастика для пальцев. Минутка чистопи сания |
Выполнение пальчиковой гимнастики. Написание элементов букв по образцу.
|
Показ образца , наблюдение, оказание помощи по необходимости. |
Сравнить написание с образцом |
Личностные, регулятивные (прогнозирование, контроль, коррекция) |
III Введение лексичес кой темы |
Отгадайте загадки: Ночами рыщет, добычу ищет, зубами щёлк…Кто это? (волк) Слайд 1 Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, рога раскинув широко.(лось) Слайд 2 Эта рыжая плутовка,кур ворует очень ловко. Волку серому сестричка, а зовут её…(лисичка). Слайд 3 Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает.(медведь). Слайд 4 Какие ещё звери живут в наших лесах? … Как вы думаете о ком мы будем говорить на занятии? |
Загадывание загадок. |
Дети отгадывают загадки. Смотрят на слайды. |
Познаватель ные (общеучебные, логические).
Регулятивные
(целеполага ние, прогнозирование) |
IV Введение грамматической темы |
Давайте назовём детёнышей наших животных. Будем записывать папу, маму и детёныша.(Во время записи детёныша вспоминаем правило написания суффиксов ОНОК и ЁНОК,выделяем их. Слайд 5 Медведь, медведица, медвежонок.(аналогичнолис, заяц, ёж, волк…) |
Создать условия для самоконтроля учащихся у доски. Фиксация затруднений и помощь в их преодолении. |
Слушание задания.
Дети смотрят на слайд и делают запись в тетрадь( по одному выходят к доске и записывают с объяснением слова, выделяя суффикс.) |
Познаватель ные (общеучебные, логические).
Регулятивные (прогнозирова ние, контроль, коррекция, оценка). |
V Физминутка |
Я буду называть слово, а вы подбирать к нему животного. Рыжая(белка), косолапый (медведь), трусливый (заяц), колючий (ёж). Теперь я буду называть маму, а вы детёнышей во множественном числе: медведица(медвежата), волчица, белка, лось, лиса, ёж. Гимнастика для глаз. |
Инструкция, проведение игры. |
Дети перекидывают друг другу мяч, давая ответ (Профилактика утомляемости, психоэмоциональная разрядка) |
Личностные (развивать умение высказывать своё мнение, формировать мотивацию к обучению и познавательной деятельности), коммуникативные (развивать умение слушать других, строить речевое высказывание ) |
VI Закрепление умений, применение знаний. |
Соберите по картинкам слова и запишите их на доске в нужный столбик.(Детям выдаются карточки с картинками. Они должны собрать слово по первым буквам. ) Выделите корень и суффикс. На доске запись: медвежонок лосёнок волчонок лисёнок бельчонок рысёнок |
Создать обстановку для выполнения задания. Дать инструкцию, анализировать выполняемые задания. |
Дети получают карточки с картинками и собирают слова из первых букв картинок(развитие фонематического ананлиза и синтеза), затем выходят к доске и записывают своё слово, аргументируя своё решение. Остальные проверяют. |
Познаватель ные (развивать умение извлекать информацию из иллюстраций, анализировать, делать вывод на основе анализа) Регулятивные (развивать умение высказывать свое мнение на основе проделанной работы, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, развивать самоанализ) |
VII Профилктика дисграфии |
Работа в тетради. Запишем в тетради слова гласными. Записывая слова, ставьте ударение. Слова: медведь, белка, лиса, заяц, кабан. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу соседа.(Правильный образец диктуется учителем: ее, еа, иа, ая, аа). |
Организовать работу учащихся, дать возможность оценить сеятельность своего товарища. |
Дети записывают слова гласными, ставят ударение, затем проверяют тетради друг друга. |
Регулятивные (развивать умение прогнозировать предстоящую задачу, оценивать учебные действия).
|
VIII Чтение |
Чтение текста: Кто как зиму встретил Летучие мыши забрались в дупла деревьев и на чердаки вомод. Ёж прикрылся имихус листьями. Лягушки зарылись в хом. Медведь отъелся за отел и ьнесо и спит в берлоге. Белка сменила на зиму укбуш. Лиса в ерон из листьев сделала тёплую ьлетсоп. |
Создать условия для восприятия текста, анализировать понимание прочитанного по ответам на вопросы. |
Дети читают текст со словами, которые нужно читать с конца (работа на дислексией), отвечают на вопросы по тексту. |
Познаватель-ные (общеучебные: поиск и выделение информации, развивать умение извлекать информацию из текста). |
IX Итог занятия |
Написание синквейна.
1 Медведь 2 Косолапый, бурый. 3 Спит, бродит, рычит. 4 Бурый медведь спит в берлоге. Проверка, обсуждение, рефлексия. |
Создать условия для работы. Напомнить правила написания синквейна. Подведение итогов. |
Дети составляют самостоя тельно синквейн, затем читают своё пятистрочие. |
Регулятивные (постановка учебной задачи, определение последователь ности действий, проверка и коррекция). Рефлексия. |