муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №13 города Кирова
Открытый урок по теме:
«Деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд»
Урок провела
учитель математики МОУ СКОШ №13
Татьяна Владимировна Лопатина
г. Киров – 2011 г.
Оглавление
-
Цели урока 3
-
Ход урока 4 — 9
-
Самоанализ урока 10 — 11
Тема: Деление трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд.
Цель: 1. Познакомить учащихся с алгоритмом действия деления трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд.
2. Учить учащихся правильно и осмысленно выполнять деление трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд, через отработку алгоритма деления трехзначного числа на однозначное число.
3. Коррекция и развитие речи через составление монологического рассказа по предложенному алгоритму; развитие и коррекция произвольного внимания через различные приемы изучения нового материала.
4. Воспитывать мотивацию к учению через обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий.
Оборудование: таблица с алгоритмом; раздаточный материал; индивидуальные карточки.
Ход урока
-
Вводная часть
-
Организационный момент
— Здравствуйте, садитесь.
-
Проверка домашнего задания
— Выберите только те карточки, на которых числа соответствуют ответам домашнего задания (д/з: с. 172, № 826).
963 704 208
718 856 134
816 940 562
— Как называются эти числа? (трехзначные)
— Почему? (состоят из трех разрядных единиц: сотен, десятков и единиц).
3. Актуализация опорных знаний
а) запишите в тетрадь только ответ. Примеры записаны на доске.
226 : 2 280 : 7 (для учащихся, обучающихся по 1 и 2 вариантам)
636 : 5 840 : 8
248 : 2 810 : 9
64 : 2 36 : 3 (для учащихся, обучающихся по 3 варианту, на карточках)
69 : 3 84 : 4
40 : 4 70 : 7
— назовите ответы первого столбика.
— назовите ответы второго столбика.
— сравните (в первом столбике ответы записаны в виде трехзначных чисел. Во втором столбике – двузначных.)
— почему получились двузначные числа? (т. к. количество сотых меньше делителя.)
б) задача С одного участка собрали 242кг моркови, а с другого вдвое меньше. Сколько килограммов моркови собрали со второго участка?(для учащихся, обучающихся по третьему варианту предложены карточки с ответами на выбор: 121кг, 484кг, 212кг)
в) В какой из строк при делении получатся только двузначные числа? (устно)
-
963 : 3 242 : 2 488 : 4
-
140 : 7 250 : 5 270 : 9
-
462 : 2 264 : 2 936 : 3 — таблица на плакате
— Докажите (количество сотен меньше делителя)
4. Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока
— задания с каким действием выполняли в примерах в устном счете?(деление)
— какой вид деления выполняли?(деление трехзначного числа на однозначное число без перехода через разряд)
— прочитайте тему сегодняшнего урока.
— исходя из темы урока, поставьте перед собой цель урока. (будем учиться делить трехзначное число на однозначное число с переходом через разряд)
— а это вам пригодится?(да)
— запишите тему урока в тетрадь.
II. Основная часть
-
Усвоение новых знаний
— посмотрите на пример 632 : 4
— может ли кто-то из вас объяснить решение данного примера? (ученик дает свое видение алгоритма действия деления)
— послушайте мое объяснение, а потом ответьте на вопрос «Что нужно знать для правильного выполнения действия деления трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд.
— пишу пример столбиком
_632 4
4 158
_23
20
_32
32
0
-
Определяю количество цифр в частном. Количество сотен больше делителя, значит в частном будет три числа.
-
Разделю сотни: 6сот. на 4. 6 делится на 4 получится 1сот.
-
В частное пишем 1.
-
Умножу 1 на 4.
-
Вычту. Остаток меньше делителя цифра частного подобрана верно.
-
Делю десятки. Сносим 3дес.; 23дес.: 4=5дес.
-
Умножу. 5 на 4=20
-
Вычитаем. 23дес. – 20дес.=3дес. Остаток меньше делителя.
-
Делю единицы. Сносим 2ед.; 32ед.: 4=8ед.
-
Умножу 8 на 4=32
-
Вычитаем. Деление закончено.
-
Частное равно 158.
— так что же нужно знать для правильного выполнения действия деления трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд? (алгоритм действия деления)
— Обобщение. Только запомнив всю последовательность выполнения деления, вы сможете делить легко и быстро.
2. Первичная проверка понимания учащимися нового материала (открываю следующий пример 725 : 5)
— Сможет ли кто-нибудь из вас выполнить деление следующего примера, используя данный алгоритм?
3. Динамическая пауза
— Вдох и выдох!
Раз – присели! Два – привстали!
Чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись и достали до ноги одной рукой!
Встали. Вдох – выдох. Сели.
4. Первичное закрепление знаний
— откройте учебники с. 175, № 841 (1, 2 ст.)
— прочитайте задание. Примеры будем выполнять с проверкой. Вспомните, каким действием выполняется проверка деления? (умножением)
5. Контроль и самопроверка знаний
— с. 175, №844. Посмотрите.
— что дано? (задача)
— прочитайте про себя.
— прочитайте вслух.
— о чем говорится в задаче? (о грузе, который привезли на барже)
— какой груз перевозили? (арбузы и дыни)
— что известно в задаче? (известно, что привезли 411т арбузов, а дынь — в 3 раза меньше, известно, что разгрузили четвертую часть)
— назовите главный вопрос задачи. (сколько тонн арбузов и дынь разгрузили?)
— каких данных не хватает? (неизвестно, сколько тонн дынь привезли и сколько всего тонн арбузов и дынь разгрузили)
— что можно узнать сначала? (узнаем сколько тонн дынь привезли )
— каким действием? (делением)
— почему? (сказано «в … меньше»)
— что узнаем потом? (сколько привезли арбузов и дынь)
— каким действием? (сложением)
— что узнаем потом? (ответим на вопрос задачи – сколько тонн арбузов и дынь разгрузили)
— каким действием? (делением)
— почему? (часть от числа находится действием деления)
— составьте план решения задачи, наметьте действия.
— выполните решение самостоятельно.
1) 411т 3
3 137 т – дынь привезли на барже.
11
9
21
21
0
2) 411т
137т
548т – весь груз.
3) 548т 4
4 137т
14
12
28
28
0
Ответ: 137 тонн арбузов и дынь разгрузили.
Обобщение.
— какой ответ получили в задаче? (137 тонн)
— сравните свое решение и решение на доске. (задача записана на оборотной стороне доски)
Повторение (на карточках по вариантам, с учетом возможностей обучения)
II вариант |
III вариант |
|
1.Найди 3 от 808 8 2.Найди 5 от 459 9 3.Найди 4 от 497 7 4.Найди 3 от 255 5 |
309 : 3 + 819 246 : 3 + 278 208 : 4 + 129 696 : 3 + 148
|
1.Уменьши 287 в 7 раз. 2.Уменьши 568 в 8 раз. 3.Уменьши 189 в 3 раза. 4.Уменьши 546 в 6 раз. |
III. Заключительная часть
1.Подведение итогов урока
— вспомните, какую цель урока вы для себя поставили?
— как вы думаете, вы ее достигли?
— при помощи чего?
2. Оценки и их комментирование
— на уроке вы поработали достаточно хорошо. Особо хотелось бы отметить … им я ставлю «5», … надо чуть подтянуться и у них тоже будет «5», а пока только «4»… и т. д.
3.Информация по домашнему заданию, инструктаж
— д/з с. 174, № 840(2; 1,2 ст.) – с проговариванием алгоритма.
Индивидуально, для более сильных учащихся, примеры с окошками.
Урок закончен, всем спасибо.
Если останется время, занимательная минутка.
— задумайте число от 1 до 9.
— увеличьте его в 4 раза.
— из полученного числа вычтите задуманное число.
— полученное число разделите на задуманное число.
— какой ответ получили? (3)
Самоанализ
Данный урок проводился в 5 классе, в котором обучается 10 учащихся.
По возможностям обучения класс разноуровневый:
40% — учащиеся первой группы;
20% — учащиеся второй группы;
40% — учащиеся третьей группы.
Тема соответствовала месту урока в системе уроков по данной теме. (Общая тема «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд», а конкретная тема «Деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд» — первый урок).
Структура урока соответствовала изучению нового материала и первичного закрепления новых знаний, т. е. включала этапы вводной части, проверки домашнего задания, актуализации опорных знаний, подготовки к основному этапу, основной этап, первичная проверка понимания, закрепления, самопроверка и заключительная часть.
С учетом этого была поставлена образовательная цель урока – познакомить учащихся с алгоритмом действия деления трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд. Исходя из этой цели, была сформулирована дополнительная образовательная цель – учить учащихся правильно и осмысленно выполнять действие деления трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд, через отработку алгоритма.
В связи с этим на уроке применялись различные методы и приемы обучения.
В частности: при проверке домашнего задания перед учащимися была поставлена проблема в поиске и вычленении из общего конкретных ответов, присутствующих в домашнем задании.
Во время актуализации опорных знаний применялось сочетание взаимоконтроля и самоконтроля для установления правильности выполнения заданий и коррекции пробелов. Применение коррекционно – развивающих упражнений на данном этапе способствовало повышению мотивации к учению.
На этапе усвоения новых знаний частично применялся проблемно – поисковый метод обучения, который реализовался через обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, а так же выявления способа действия. На данном этапе дети учились сравнивать, устанавливать сходства и различия, анализировать, логически обрабатывать материал. А также применялся объяснительно – иллюстративный метод обучения.
При первичной проверке понимания изученного материала использовался репродуктивный метод обучения. Происходила ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
При подведении итогов урока была проанализирована работа класса, была намечена перспектива на следующую работу. На этапе рефлексии хорошо прослеживалась самооценка действий учащихся в выборе дифференцированного задания.
Домашнее задание было дано с учетом возможностей обучения учащихся. Учащимся первой группы были предложены усложненные задания (примеры с «окошками»), когда были пропущены некоторые числа в решенном примере.
Таким образом, на уроке применялись различные методы и приемы обучения для лучшего достижения дидактических задач каждого этапа урока.
Учащиеся работали активно, на сколько это возможно в данном классе, т. к. большая часть учащихся относится к второй группе по возможностям обучения.
Таким образом, я думаю, что урок достиг поставленной цели в правильном и осмысленном применении алгоритма деления трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд, с учетом того, что это первый урок по данной теме.
Темп урока был рассчитан на среднего ученика, т. к. главной целью было доведение нового материала до каждого ученика.