Открытый урок по окружающему миру «Золотое кольцо России». 3-й класс

Открытый урок по окружающему миру «Золотое кольцо России». 3-й класс

Учитель: Приходько Е.А. Ученик: Артем (индивидуальное обучение)

Цель: обобщить знания об интересных городах нашей Родины.

Задачи: образовательная – усвоить понятие «Золотое кольцо России;

— знать основные города Золотого кольца и их достопримечательности;

— учиться работать в проекте «Виртуальная школа», уметь выполнять разные виды заданий

коррекционно-развивающая – коммуникативная:

— развивать умение работать с географической (политической) картой;

— развивать умение работать самостоятельно, выполнять разные виды заданий;

— помогать ребенку разобраться в самом себе и лучше понимать других людей;

— корригировать внимание, память;

— развивать мыслительные операции, умение ориентироваться в пространстве и на местности;

— обогащать словарный запас путём знакомства с новыми понятиями;

— развивать навыки самоконтроля

воспитательная — воспитывать у учащегося чувство гордости за свою страну

— воспитывать интерес к предмету «Окружающий мир»,

— воспитывать бережное отношение к памятникам истории и старины.

здоровьесберегающая — планировать материал с учётом психологических особенностей уч-ся;

— способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке;

— профилактика утомления и истощения уч-ся

Оборудование:

  • Учебник, Рабочая тетрадь по программе «Школа России»;

  • компьютеры;

  • звездочки – награды; клей, ножницы;

  • магнитофон, флешка с записями песен «Дороги» Н.Кадышева, «Золотое кольцо России» Дмитрий Михеев;

  • раздаточный материал – изображения городов; слова с названиями городов; карточки — открытки с городами России

  • карта Золотого Кольца;

  • презентация «Золотое кольцо России»

Характеристика учащегося:

Артем обучается в данной школе 2-ой год. Сначала ребенок обучался в классе, но потом был переведен на индивидуальную форму обучения. В настоящее время учится индивидуально.

Семья полная – в воспитании принимают участие оба родителя.

На контакт идет формально. На вопросы отвечает не всегда, иногда кажется, что он даже не понимает смысла обращенной к нему речи, так как продолжает говорить о своем, как бы продолжая начатую когда-то мысль. В речи возможны стереотипичные повторы, эхолалии, резонерство. Речь эмоционально не окрашена, осложнена, не выговаривает некоторые буквы и звуки. Выглядит несколько младше своего возраста. Интересуется конструкторами ЛЕГО, компьютером, телевизором. В последнее время полностью поглощен айпадом и пока перед уроком утром не поиграет, то от учебы будет категорически отказываться!

Письмо затруднено. По образцу работать не желает, в книгу смотреть не хочет «Я не могу одновременно смотреть и писать – сам в этом признается», пишет с трудом, за урок успевает написать немного. Есть и некоторые особенности при письме – не пишет большие буквы слов и начала предложений, не пишет повторяющиеся буквы в словах и совершенно не умеет применять изученные правила и орфограммы, очень редко видит ошибки в своих словах. Лучше всего работает под диктовку учителя с пошаговой и послоговой инструкцией. Счетные навыки сформированы в пределах возрастной нормы. Словарный запас достаточный. Устно работает гораздо лучше, чем письменно. Любимый предмет – окружающий мир, но даже и здесь не всегда может связно пересказать изученное, предпочитая краткие устные и письменные ответы на поставленные вопросы. Продуктивность деятельности на уроке очень низкая и не соответствует классу обучения.

Темп деятельности очень замедленный, за урок успевает мало, особенно на уроках математики и русского языка. Бывают моменты полного отказа от выполнения задания (встает со своего места, ложится на пол, выходит из класса и лежит на скамейке в коридоре). Иногда необходимо дать время включиться в работу, несколько раз повторить и показать одно и то же, чтобы ребенок услышал обращение к нему и включился в деятельность. Не всегда успешно работает даже по образцу.

Работоспособность значительно снижена, требует постоянной организующей и направляющей помощи, совершенно не может работать самостоятельно, как в силу личностных особенностей, так и повышенной отвлекаемости, пресыщаемости и недостаточной мотивации учебной деятельности. При отсутствии внимания взрослого, направленного только на него, начинает ходить по кабинету, полностью выключается из учебного процесса — поведение полевое. Чтобы вернуть ребенка к первоначально поставленной задаче, необходимы значительные усилия. Эффективность работы крайне невысокая.

Внимание непроизвольное, неустойчивое, объем, переключаемость, концентрация и распределяемость значительно снижены. Нуждается в постоянном направлении внимания на объект, на задание. Пресыщаем, утомляем.

Память – низкий уровень кратковременной зрительной – 3 из 10 слов после 3-его чтения и кратковременной слуховой – 5 из 16 картинок. Объем смысловой недостаточный.

УАР не соответствует возрастной норме.

Умственное развитие — трудности обобщения понятий, нахождения аналогичного понятия, подбор простых и сложных ассоциаций.

Мышление – наглядно-образное. Операции анализа и синтеза развиты недостаточно. Не всегда доступен переносный смысл простых пословиц и метафор. Не до конца сформированы временные и пространственные представления, родовые понятия.

Самооценка неадекватная, уровень притязаний невысокий.

Эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью, инфантильностью, аутичными личностными чертами. Ребенок практически не общается со сверстниками, не принимает участие в коллективных играх. Хотя в последнее время начал разговаривать с другими детьми, представляться и спрашивать – как кого зовут, пытается рассказывать о себе.

Таким образом, при планировании работы с данным учеником на первый план выступают особенности эмоционально-волевой сферы в виде повышенной утомляемости и пресыщаемости, личностного своеобразия, некоторых аутистических черт личности, резкого снижения побуждений к деятельности, нецеленаправленности в поведении, своеобразной моторики, двигательных и речевых стереотипий, а также непоследовательности мышления, неустойчивости внимания, недостаточного объема памяти. Кроме этого, следует отметить низкую работоспособность, очень замедленный темп деятельности, трудности в обучении новым способам действий.

Рекомендовано: настойчивая стимуляция для упорядочения поведения и повышения мотивации. В связи с повышенной отвлекаемостью на посторонние раздражители, несформированностью основных учебных навыков, необходимо добиваться полного включения ребенка в работу и контролировать ее выполнение. Постепенно развивать самостоятельность, усидчивость, задания дозировать, учебную нагрузку распределять, исходя из самочувствия ребенка, постепенно и плавно повышая. Для стимулирования активной деятельности можно использовать компьютер, а также наиболее продуктивное время – вторая половина дня в четверг и в пятницу.

Мониторинг познавательной и эмоционально-волевой сферы

Фамилия, имя

Само

оценка

Уровень притяза-ний

Кр.слух.

память

Кр.зрит.

память

Темп

деят-ности

Внимание

сентябрь

апрель

Сентябрь/ апрель

Сентябрь

апрель

сентябрь

апрель

сентябрь

апрель

сентябрь

апрель

3

Артем

(инд)

неадекв

завыш

Низкий/завыш

4 из 10 слов после 3-го чтения

6 из 10 после 4-го чтения

5 из 10 картинок

9 из 16 картинок

повысился

низкий,

неравном

Неравн., снизился

Неустойч, объем, снижен

Неустойч низкий объем.

Ход урока

Этапы работы

Виды работы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Задачи, решаемые в ходе работы

I. Организационный момент

Приветствие

— Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

— Здравствуй, Артем! Сегодня у нас урок «Окружающий мир». К нам на урок пришли гости. Посмотри, пожалуйста – сколько человек хотят увидеть, как хорошо ты умеешь работать на уроках.

— Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать!

Артем кивает головой.

Развитие двигательной и слухоречевой памяти

II. Сообщение темы и цели урока

III. Актуализация знаний

IV. РЕЛАКСАЦИЯ

V .Основная часть.

Обобщение материала

1. Беседа

2.Работа по карте путешествия «Золотое кольцо России»

2.Работа в Рабочей тетради и с учебником

1.Сообщение ученика о городе Золотого кольца — Суздале

2. Работа с открытками

«Города Золотого кольца»

3. Работа с учебником и Рабочей тетрадью

— Кто в своей жизни не мечтал попутешествовать, открыть для себя что-то новое, неизведанное. Даже если эти путешествия воображаемые, они все равно интересны. Сердце России – это ее центральная часть. Отсюда начинается история страны. Она имеет ведущее значение в жизни нашего государства. Не зря сюда стекаются туристы из разных стран. Многие хотят посмотреть и прикоснуться к древним городам, к святыням.

— Мы тоже отправимся в путешествие. Что нам нужно для этого?

— Верно!! И сначала нам надо договориться о том, как мы будем оценивать твою работу по ходу урока.

— Хорощо! А в конце мы подсчитаем количество звездочек и выставим оценку за урок.

— Итак! В путь!

-Всем путешественникам необходима карта путешествия

-Для чего она нужна?

-Мы тоже приготовили для карту путешествия. Давай выберем транспортное средство и отправимся в путь по городам.

— Поедем мы из города….

-Верно! Давай немного расскажем о главных достопримечательностях нашего города!

— А чтобы веселее нам было путешествовать, мы будем это делать под музыку — песню «Дороги» ансамбля «Золотое кольцо» в исполнении Надежды Кадышевой. Итак, выезжаем из Москвы и двигаемся …..

— Молодец, Артем! Давай немного расскажем об этом городе. Чем он знаменит?

— Двигаемся к следующему городу.

— Едем дальше

— Следующий город

— Был такой князь – Ярослав Мудрый. А еще великий Федор Волков. С их именами связан город.

— Следующий город по Кольцу расположен на реке Волге там, где она делает поворот – угол!

— Едем дальше

— Небольшой город, был построен как укрепление – это

— Потом приезжаем в город, где находится монастырь, по праву считающийся главным!

— Наше путешествие подходит к концу и мы возвращаемся в город, откуда начали свое движение – это город

— Молодец, Артем! Ты по праву заслужил свою первую звездочку и можешь повесить ее на доску!

— А сейчас следующий тур нашего урока и способ заработать еще одну звездочку. Ты поработаешь в Рабочей тетради, вырежешь и наклеишь правильно все города Золотого кольца!

Молодец, Артем! Ты заслужил свою вторую звездочку и можешь повесить ее на доску.

— Работа, как мы видим, была тяжелая и непосильная. Надо нам немножко отдохнуть

-А теперь Артем расскажет нам о понравившемся ему городе Золотого кольца.

— Молодец, Артем! Ты заслужил свою третью звездочку и можешь повесить ее на доску. Двигаемся дальше!

Учитель предлагает открытки с видами городов Золотого кольца и предметы, которые соответствуют некоторым из них:

— Артем, посмотри, какие-то путешественники привезли из городов сувениры. Ты можешь сказать – что и из какого города привезено? А чтобы тебе было легче – в помощь возьми открытки с видами городов и разложи их по кругу, по КОЛЬЦУ так, как мы с тобой путешествовали

— Молодец, Артем! Ты заслужил свою четвертую звездочку и можешь повесить ее на доску.

— Теперь тебе будет легко найти и разложить по городам карточки с изображением достопримечательностей

— Молодец, Артем! Ты получаешь следующую звездочку и можешь повесить ее на доску.

— Молодец! Я могу поставить тебе хорошую оценку, как ты думаешь?

(Дети могут высказать свои предположения)

-Хорошее настроение, знания, внимание.

— За каждое правильно выполненное задание я буду получать золотую звездочку!

— Чтобы не сбиться с пути

— Чтобы правильно назвать все города

Артем выбирает из 3-х игрушек – мотоцикл ЛЕГО, машинка, детская машинка транспорт для путешествия

— Москвы!

— Кремль, Храм Христа Спасителя, Красная площадь (ребенок отвечает либо сам, либо по наводящим вопросам учителя)

— Поедем мы на северо-восток. К городу Владимир.

Здесь находятся знаменитые Золотые ворота. Город основан князем Владимиром.

— Это город Суздаль. Знаменит своим музеем деревянного зодчества под открытым небом.

— Город художников – Плес. Здесь Дом-музей И.И.Левитана

— Кострома, он похож на веер.

— Ярославль. И первый в России народный театр

— Это древний город Углич

— Приезжаем в белый город – Ростов великий, знаменитый своими украшениями из финифти, Кремлем

— Переславль – Залесский

— Это город Сергиев Посад и Троице-Сергиева лавра

— Москва!

— Ура!

Артем наклеивает названия городом в пустые клеточки в Рабочей тетради. Это же задание предлагается гостям на уроке. Они выполняют задание по образцу, пользуясь картой

Артем берет коврик и выполняет под музыку движения на дыхание, расслабление и напряжение мышц

— Город Суздаль – это музей деревянного зодчества. Он расположен на Волге. Здесь много старинных памятников и монастырей. Сюда приезжают со всего мира туристы.

Артем находит соответствие предметам по городам:

Веер – Кострома, дерево – Суздаль, угол – Углич, финифть – Ростов, Икона Сергия Радонежского – Сергиев Посад, картина – Плес, и т.д.

— Золотые ворота – Владимир, театр – Ярославль, дом-музей И.И.Левитана — Плес

— Уже 5 звездочек!

Развитие речи: формирование правильного развёрнутого ответа

Положительный настрой на предстоящий урок

Развитие пространственного мышления, воображения

Развитие мелкой моторики, мышления умения пользоваться учебником как подсказкой. Развитие переключения внимания.

Развитие понятийного мышления

Формирование умения правильно пользоваться речью, развитие и активизация губных мышц.

Развитие умения пользоваться конспектами

Развитие мышления – процессов сравнения, анализа и синтеза.

Развитие мышления – процессов сравнения, анализа и синтеза. Развитие координации движений и мелкой мускулатуры пальцев

VI. Самостоятельная работа уч-ся

Кроссворд в проекте «Виртуальная школа»

— А давай в виде дополнительного плюса и бонуса поработаем с тобой на компьютере – ты сможешь получить еще одну звездочку и получишь удовольствие от работы!

— Пока Артем работает, я предлагаю нашим гостям небольшое завершающее путешествие по городам и достопримечательностям в виде Презентации. А чтобы было не так скучно – под музыку Дмитрия Михеева «Золотое кольцо России»

— Молодец, Артем! Ты получаешь еще одну – бонусную звездочку!

Работает самостоятельно на компьютере

Развитие самостоятельности, зрительной памяти, переключения внимания, мышления и быстроты реакции

VII.

Подведение итогов

1. Рефлексия

Подсчет звездочек

2.Оценка деятельности учащегося

а) самим учащимся

б) педагогом

— Мы сегодня хорошо поработали и настало время подвести итоги нашего путешествия, подсчитать количество набранных звездочек и выставить оценку за урок.

— О чем был наш необычный урок?

— Что тебе больше всего понравилось на уроке?

— Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

— О городах Золотого кольца России

(ответы Артема)

Карточки для игры «Кроссворд»

МОСКВА

КОСТРОМА ЯРОСЛАВЛЬ УГЛИЧ

РОСТОВ СЕРГИЕВ ПОСАД

ВЛАДИМИР СУЗДАЛЬ ПЛЕС

РОСТОВ ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *