Открытый урок по Окружающему миру в 3 классе по теме: «Превращение и круговорот воды»

Автор: Соловьева Лидия Ивановна ГБОУ СОШ №1256 с углубленным изучением английского языка ЮВАО города Москвы.

Предмет : окружающий мир.

3 класс.

Тип урока: получение новых знаний, урок-презентация.

Технологическая карта изучения темы: «Превращения и круговорот воды»

Тема

Превращения и круговорот воды.

Цели

Образовательные:

-сформировать представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе;

-связать круговорот воды со свойствами воды.

Развивающие:

-развивать логическое мышление, воображение, память, наблюдательность;

-развивать умение обобщать, делать выводы;

-развивать коммуникативные компетенции.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемый результат

Предметный:

-учащиеся должны получить знания о взаимосвязи природных процессов.

Метапредметный:

-умение добывать знания при помощи технических средств обучения;

-умение чётко и ясно формулировать свои умозаключения;

Методы реализации

Информационно-коммуникативный, практический, проблемный, контроля и самоконтроля

Формы реализации

Фронтальная , работа в парах.

Оборудование

Компьютер , медиапроектор, экран, презентация учителя «Круговорот воды в природе».

Для опыта: спиртовка, колба с водой, блюдце со льдом.

Учебник А. А. Плешаков «Окружающий мир»

Этапы урока

Время

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организа-

ционный

момент

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

-Здравствуйте, ребята!

-Отгадайте загадку:

Меня льют,
Меня пьют,

Всем нужна я,

Кто я такая? (вода)

-Сегодня на уроке продолжим изучать свойства воды, познакомимся с важным природным явлением.

Словесный.

Ф

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создаёт эмоциональный настрой на предстоящую работу.

Приветствуют учителя. Отгадывают загадку.

Повторение пройденного материала

Проверить усвоение знаний предыдущего урока.

Сделать эту работу привлекательной для детей.

-Проиллюстрируем стихотворение В. Маяковского:

Плыли по небу тучки,

Тучек четыре штучки:

От первой до третьей- _люди.

Четвёртая была верблюдик.

-Эти тучки послали к нам на урок капельки с вопросами. Снимаем каплю, читаем вопрос.

-О каких свойствах воды вы знаете?

-Как доказать , что вода прозрачна?

-Как доказать , что вода растворитель?

-Как вы используете это свойство воды?

-Как можно очистить загрязнённую воду?

Словесный,

наглядный,

повторения,

контроля.

Ф

Организует диалог с учащимися , в ходе которого ребята повторяют основные свойства воды.

По ходу чтения стихотворения учащиеся прикрепляют к доске изображения тучек и пяти капелек воды. Отвечающий ученик снимает капельку и читает вопрос.

Сообщение темы урока

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Презентация . Слайд 1.

Тема урока : «Круговорот воды в природе».

Слайд 2, 3.

-Какие три состояния воды вы можете назвать?

-Как именно вода из жидкости превращается в лёд?

-Что произойдёт с водой, если её поместить в морозильную камеру?

Слайд 4, 5.

-Что вы можете сказать о молекулах воды?

-Чем они отличаются от молекул льда? (Молекулы льда выстраиваются в определённом порядке. Из-за этого вода расширяется.

-Теперь объясните, почему воду в бутылке нельзя надолго оставлять в морозильной камере?

Слайд 6.

-Чем молекулы пара отличаются от молекул воды и льда?

Слайд 7, 8, 9.

-Где в природе вода встречается в жидком виде, в твёрдом, в газообразном?

-_Есть ли связь между этими прцессами?

Информа-

ционно-

коммуни-

кативные,

частично-

поисковые,

приобрете-

ния ЗУН.

Ф

Озвучивает тему и цель урока.

Читают стихотворение .

Формулируют свои предположения.

Практическая работа. (опыт)

Наглядно продемонстри-

ровать процесс

круговорота во-

ды.

Заинтересовать

учащихся .

Создать условия

Для более наглядного понимания сложных природных явлений.

-Проведём опыт. Нагреем воду при помощи спиртовки. Как только вода закипит, начинается процесс, похожий на один из тех, о которых мы недавно говорили. Что это за процесс? ( испарение)

-Над колбой с водой поместим блюдце со льдом. На дне блюдца также начинается процесс, о котором мы упоминали на уроке. Что это за процесс? (охлаждение)

-А теперь вы наблюдаете процесс, который регулярно наблюдаете в природе. Как он называется?( выпадение осадков)

Практичес-

кий,частич-

но-поисковый,

формиро-

вания СУД,

СДП.

Ф

Учитель демонстрирует опыт.

Побуждает детей к высказыванию своего мнения.

Учащиеся выявляют закономерности между опытными действиями и явлениями природы.

Работа по теме урока

Обобщить полученные знания, систематизи-

ровать их.

Слайд 10.

-Глядя на фотографию, объясните , как происходит круговорот воды в природе?

Слайд 11.

-С помощью схемы проговорим основные этапы круговорота воды в природе.

Информац-

онно-ком-

муника-

тивные

Ф

Побуждает детей к мыслительной деятельности.

Подводит обучающихся к выводу о круговороте воды.

Высказывают свои предположения.

Формулируют выводы.

Рассказ о путешествии капель

Дать детям понятие о сложном природном процессе в доступной форме.

-С тем, что происходит на поверхности земли ,всё понятно. А куда девается вода, которая попала в землю? Что с ней? Послушайте рассказ о путешествии капель.( Приложение)

-Вот и замкнулся круг!

Словесный,

частично-

Поисковый.

Ф

Организует мыслительную деятельность по поиску ответа на поставленный вопрос.

Высказывают свои предположения.

Формулируют выводы.

Беседа об охране воды.

Наглядно показать угрозу экологической катастрофы, пути её решения.

-Докажите, что вода – источник жизни.

Слайд 12.

-Какие фотографии вам не нравятся? Почему?

-Если даже смотреть на эти фотографии страшно, то представить себе эту картину рядом и повсеместно ещё страшнее.

-Какие меры принимает государство, чтобы сохранить воду чистой?

-Как вы сами можете сохранять , беречь воду?

Информа-

ционно-

коммуни

кативный.

Ф

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Высказывают своё мнение.

Закрепление изученного

Выявить уровень усвоения полученных знаний.

-Проведём тест.(Приложение)

Практичес-

кие, конт-

роля, само-

контроля.

Г

Учитель раздаёт детям листочки по одному на двоих. Организует взаимопроверку.

Работают по тестам в паре. Обсуждают свои предположения.

Подведение итогов.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

-Что узнали на уроке?

-Что понравилось?

-Что не удалось?

Рефлексия , контроль.

Ф

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Домашнее задание.

Закрепить полученные знания .

-Нарисовать диафильм «Путешествие капли – Капитошки»

Закрепле-

ния,повто-

рения

Ф

Организует самостоятельную работу детей игровым методом

Дети с радость готовы приступить к выполнению домашнего задания.

Приложение .

Рассказ о путешествии капель.

Упала на землю капля, ещё и ещё одна, в ручей скатилась, в воздух не испарилась. Что же с ними стало?

Первую каплю всосали корни дерева. По стволу, по веточкам и листочкам бежала капля. Из листочка паром вверх ушла – испарилась.

Вторая капля побежала вглубь земли, через верхний слой почвы, в песок или гравий попала. А там с камешка на камешек бежит, с песчинки на песчинку перепрыгивает, и всё глубже и глубже забирается. Вдруг на пути глина встретилась. Стоп. Не пропускает глина капельку. Упрётся в неё капля – и ни с места! И может остаться под землёй вместе с другими каплями, пока не найдёт её человек и не использует для своих нужд.

Но у капли есть ещё одна дорога: двигаться по склону по слою глины, искать выхода из земли. По ней и побежала третья капля. Слой глины обязательно где-нибудь оборвётся: на берегу оврага, ручья или речки, и выйдет наша капля из тёмного подземелья на белый свет. Другие капли – за ней. Глядишь, и ключик объявился, тонкой струйкой родничок вышел.

А уж из родника по реке – прямая дорога к морю. С поверхности моря опять капелька испарится и полетит высоко-высоко.

( По В. Архангельскому.)

Тест.

1.Вода встречается в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.

Да. Нет .

2.Вода превращается в лёд при температуре + 10 градусов.

Да . Нет.

3.Лёд и снег – вода в твёрдом состоянии.

Да. Нет.

4.При превращении в лёд вода сжимается.

Да. Нет.

5. Водяной пар – вода в газообразном состоянии.

Да. Нет.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *