Открытый урок по математике в 3 классе по теме: «Методика работы над разными видами текстовых задач»

Открытый урок по математике

в 3 классе

по теме:

«Методика работы над разными видами текстовых задач»

Автор: Пшукова М.С.

начальных классов

МКОУ «СОШ им.Х.Х.Абазова» с.п.Псынадаха

Дата проведения 21.02.2012г

Тема: Закрепление пройденного материала. Решение задач.

Цель:

— систематизировать текстовые задачи, обозначить пути их решения;

— продолжить формирование вычислительных навыков;

— способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления;

— способствовать воспитанию интереса к предмету через применение ИКТ.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего нашего урока.

II. Сообщение темы и цели урока.

— ребята, сегодня на уроке перед нами стоит важнейшая задача. Мы должны собрать воедино все свои знания и ответить на вопрос «Как решаются текстовые задачи». Если вы будете очень внимательны, я надеюсь, что в конце урока мы эту проблему разрешим.

III. Работа по теме урока.

— Скажите, какую задачу решить проще: в одно действие или в несколько действий?

Ученик: решить задачу в одно действие проще.

— Как называются задачи в одно действие?

Ученик: задачи в одно действие называются простыми.

— Какие виды простых задач мы знаем?

Ученик: а) на сложение части – нахождение целого и вычитание части из целого.

б) на умножение и деление (на взаимосвязь величин по формулам: a a = b * c,

b = a : с

с = а : b

в) на разностное сравнение

г) на кратное сравнение

— Какой вывод мы можем сделать?

Ученик: простые задачи делятся на 4 типа:

(Таблица на доске – слайд)

Попробуем, используя эту таблицу, решить устно несколько задач.

  1. Мама купила 3кг муки по цене 15 рублей за 1кг. Сколько денег потратила мама?

Ученик: второй тип, на умножение ( на взаимосвязь величин по формулам). Решение: 15*3=45(р.)

Ответ: 45 рублей потратила мама.

  1. У собаки 42 зуба, а у кошки 30 зубов. На сколько зубов больше у собаки, чем у кошки?

Ученик: на разностное сравнение. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше, чем другое, надо от большего отнять меньшее.

Решение: 42-30=12

Ответ: на 12 зубов больше у собаки, чем у кошки.

  1. Ученик решил 20 примеров за 4 минуты. С какой производительностью

он занимался?

Ученик: второй тип (на взаимосвязь величин по формулам.)

Решение: 20:4=5

Ответ: 5 примеров решил ученик за 1 минуту.

  1. Первый день машина проходит 30км, во второй день – 10км. Сколько км проехала машина за 2 дня?

Ученик: первый тип. Сложение части – нахождение целого.

Решение: 30+10=40

Ответ: 40км проехала машина за 2 дня.

  1. Отцу 32 года, а сыну 8 лет. Во сколько раз отец старше сына?

Ученик: четвертый тип: на кратное сравнение. Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее разделить на меньшее.

Решение: 32:8=4

Ответ: в 4 раза отец старше сына.

  1. Во дворе стоят 12 автомобилей. Сколько легковых машин, если грузовых 4?

Ученик: первый тип: вычитание части из целого.

Решение: 12-4=8

Ответ: 8 легковых автомобилей стоят во дворе.

— Как решить простую задачу остались вопросы?

— Какие текстовые задачи еще бывают?

Ученик: еще бывают составные задачи.

— Как решить составную задачу? Вслушайтесь в название: составная, значит её из чего-то составили. Как вы думаете, из чего?

Ученик: составная задача — это цепочка простых задач. Нужно разбить составную задачу на несколько простых задач и по очереди их решить. Решение последней простой задачи будет ответом составной задачи.

— Хорошо! Ребята, нам дается задача:

Книга стоит 90руб, а дневник в 3 раза дешевле. На сколько рублей книга дороже, чем дневник?

— Прочитайте задачу.

— Кто прочитает условия задачи?

— Кто прочитает вопрос задачи?

— Составьте краткую запись задачи.

— По краткой записи определите вид задачи.

Ученик: в краткой записи у нас 2 вопросительных знака, значит, эта задача составная, а состоит она из двух простых задач.

(Даётся таблица — слайд).

— Ну-ка, ребята, определите типы этих простых задач.

Ученик: первая задача на кратное сравнение, а вторая на разностное сравнение.

— Что нам осталось сделать?

Ученик: записать решение задачи и ответ задачи.

Решение: 90-(90:3)=60

Ответ: на 60 рублей книга дороже, чем дневник.

— Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Когда мы разбирали задачу, компьютер шел вслед за нами и у него получился рисунок. Посмотрите внимательно, на что он похож?

(Даётся рисунок -слайд)

Ученик: на компас, только с одной стрелкой.

— А давайте вспомним, что такое компас?

Ученик: это прибор для определения сторон горизонта.

— А как можно назвать наш рисунок?

Ученик: компасом решения задач.

— А что показывает наш компас?

Ученик: наш компас показывает нам правильный путь решения задачи.

— А сейчас, ребята, чтобы закрепить ещё лучше наши знания, мы встретимся с персонажами одной русской сказки. Ведь где считают дружно, решают умело, там сказке можно появиться смело. Вы должны показать как вы умеете умножать и делить числа, решать задачи, оказывать помощь тому, кто оказался в беде. Ведь и в сказке, и в жизни дружба и добро всегда побеждают зло.

(Показ слайдов с персонажами сказки «Гуси-лебеди»)

-Кто вспомнит, из какой сказки эти герои?

Ученик: из сказки «Гуси-лебеди»

— А кто нам поможет вспомнить начало сказки?

Ведущий: а начинается эта сказка так: Жили-были муж да жена. У них была дочка, да сынок маленький. Отец с матерью в город собрались, а Машеньке наказали, чтобы она за братцем смотрела, никуда не ходила. А сестрица заигралась и забыла про братца. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь – братца нету! Кинулась она его искать и видит: метнулись вдалеке гуси-лебеди(слайд). Догадалась сестрица, что это они унесли Ванюшу. Бросилась Машенька догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь(слайд).

Маша: Печка, Печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели.

Печка: выполни моё задание – выпиши уравнения, которые решаются делением и реши.

Ведущий: не стала Машенька считать, торопилась очень и побежала дальше.

— Ребята, может мы выполним это задание – решим уравнения?

х:18=5 96:х=16

х*11=55 х:4=13

(Решают уравнения у доски)

Физминутка.

— Молодцы, ребята, а теперь посмотрим, куда добежала Маша?

Ведущий: бежит девочка, видит — стоит яблоня(слайд).

Маша: Яблоня, Яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: выполни моё задание – скажу. Реши примеры.

Ведущий: Маша опять не стала решать, побежала дальше.

— Ребята, а кто из вас может решить эти примеры?

64:16 77:7 34:2

(Решают у доски)

-Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Интересно, а где сейчас наша девочка?

Ведущий: а девочка бежит дальше и видит – течет молочная река в кисельных берегах(слайд).

Маша: Молочная река-кисельные берега, куда гуси лебеди полетели?

Река: реши задачу – скажу.

Маша: некогда мне.

Ведущий: и побежала Маша Ванюшу искать.

— Ребята, давайте мы решим задачу за Машу, откройте учебники на странице 21 и прочитайте самостоятельно задачу №9.

— Прочитайте условие задачи.

— Прочитайте вопрос задачи. Как можно по другому поставить вопрос?

Ученик: на сколько меньше времени летит самолет, чем идет поезд?

— Кто составит краткую запись задачи?

(Записывают краткую запись задачи на доске)

— Определите вид задачи.

Ученик: задача составная, состоит из двух простых задач: первая задача на кратное сравнение, вторая – на разностное сравнение.

— Самостоятельно запишите решение и ответ задачи.

Решение: 28-(28:14)=26(ч) – экономит самолет для пассажира.

Ответ: 26 часов.

— Пока мы решали задачу, Маша где-то очутилась(слайд).

Ведущий: девочка долго бегала по лесам, по полям. Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках. В избушке Баба Яга. А на лавочке сидит братец. Вошла Машенька в избушку и попросила погреться. Баба Яга дала ей работу: Баба Яга: найди площадь моей избушки, если её длина 5м, а ширина 3м.

А я пошла баню топить.

— Ну-ка, ребята, пусть Машенька берет братца и бежит, а мы самостоятельно найдем площадь избушки.

(Запись решения задачи в тетрадях.)

— Проверим самостоятельную работу по парам.

Ведущий: Баба Яга вытопила баню и пришла за девочкой. А в избушке никого нет. Закричала она.

Баба Яга: Гуси- лебеди! Летите в погоню! (слайд)

-Тут, ребята, пригодились Машеньке те задания, которые мы выполнили за неё. Благодаря нашей помощи и Молочная река, и Яблоня, и Печка с радостью прятали её от гусей. Не найдя её гуси-лебеди вернулись ни с чем к Бабе Яге. А девочка с братцем вернулась домой. Тут отец с матерью пришли, гостинцы принесли: (слайд)

Машеньке платочек за 13 рублей, Ванюше рубашку – в 4 раза дороже платка и сладостей на 34 рубля. Сколько денег заплатили родители за всю покупку?

(Разбор задачи, запись краткой записи задачи на доске)

— Вид задачи?

Ученик: Задача составная.

— Типы простых задач?

Ученик: Умножение, сложение части, нахождение целого.

Решение: 13+(13*4)+34=99(р)

Ответ: 99 рублей заплатили родители за всю покупку.

— Хорошо, молодцы, ребята! Мы хорошо помогли Маше, а эта сказка должна нас научить чему-то. Как вы думаете, чему?

(Ответы учащихся)

IV. Итог урока:

— А теперь внимательно посмотрите еще раз на таблицы видов задач и «компас решения задач». (слайд)

— Как вы думаете, справились ли мы с проблемой «как решать задачу»?

— Кому помог в этом составленный «компас решения задач»?

— Хорошо, ребята!

V. Оценивание.

Так скажу: ни дать ни взять –

Вам оценка нынче «пять».

Домашнее задание: стр. 21, №6, 8, задание на смекалку.

Окончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам!

За то, что упорно и дружно трудились,

За то, что задачи решать не ленились!

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *