МБОУ «СОШ №13 с этнокультурным компонентом образования»
«Утверждаю» Рассмотрено на
Директор МБОУ «СОШ №13» методическом совете
_______________ ______________________
Н.Б. Городенко методист С.А.Белоусова
ОПЫТНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
«ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ МИНИ-АКАДЕМИЯ»
РАЗРАБОТАЛА:
учитель русского языка
Посошкова О.В.
.
сентябрь 2013 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здорового учащегося, а впоследствии здорового выпускника и члена общества может воспитать только здоровый учитель. В научно-педагогической литературе имеется немало публикаций о специфических особенностях профессии педагога. Учеными выявлены такие эффекты, как педагогическая усталость, синдром выгорания и т.п. По оценке специалистов, до 79% работников образовательных учреждений имеют заболевания различной тяжести. Так же много исследования и публикаций на тему нездоровья учащихся.
Крайне высокий уровень патологии у школьников указывает на приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения. Здоровье школьников социально обусловлено и зависит от таких факторов, как окружающая среда, наследственность, от условий жизни и воспитания в семье, характера питания, режима двигательной активности и т.д.
Если учесть, что здоровье на 50 % определяется образом жизни, на 20 % — экологией, на 20 % — наследственностью (которая, в свою очередь, зависит от образа жизни и экологии) и только на 10 % медицинским обслуживанием, то можно понять, что основное внимание в политике государства и общества должны занимать те ключевые факторы, которые могут привести к сохранению, формированию и укреплению здоровья.
Для общеобразовательной школы особое значение приобретает педагогическая валеология как сфера практической деятельности учителя, направленная на активизацию резервных возможностей школьника, гармонизацию его отношений с самим собой, окружающим миром, природой, на организацию здоровьетворящей и здоровьесохраняющей среды в школе.
В школе ведется определенная работа в этом направлении. Это, прежде всего, спортивно-оздоровительная работа, охватывающая учащихся всех ступеней образования. Проводятся спортивные праздники, соревнования по различным видам спорта, эстафеты, Дни здоровья. В школе работают секции, сформированы специальные медицинские группы. Воспитательная работа предусматривает профилактические беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Проводятся мероприятия, обеспечивающие «здоровый» досуг учащихся: дети посещают существующие на базе нашей школы кружки, студии, принимают участие в различных рода экскурсиях и культпоходах.
Однако следует отметить небольшой процент учащихся, занимающихся в спортивных секциях вне школы (12%). Число учащихся, занятых в художественных студиях и кружках по интересам вне школы тоже незначительное (39 %).
Можно выделить еще ряд причин:
— слабая заинтересованность родителей в организации полноценного досуга детей;
— недостаточная пропаганда здорового образа жизни;
— недостаточная связь школы и семьи по формированию ЗОЖ, особую тревогу вызывает все более возрастающее количество семей, где дети воспитываются в неблагополучной обстановке;
— недостаточная валеологическая грамотность учителей-предметников.
Данная программа разработана для педагогических работников и учащихся общеобразовательной школы, их родителей — с целью повышения их валеологической грамотности.
Задачи программы:
-пропаганда здорового образа жизни,
-развитие методической, психологической и воспитательной служб школы,
-разнообразие спортивной и общественной жизни в СОШ №13 г.Читы.
В разработанной программе «Валеологическая мини-академия» использованы уже готовые, созданные врачами, психологами и педагогами приемы, методы, формы работы, способные сформировать у педагогов и учащихся готовность к ведению здорового образа жизни, развить такую потребность.
Слушатели мини-академии знакомятся с основами позитивного программирования жизни, основными секретами здоровьесбережения. Кроме того, учителя, родители и учащиеся практикуются в усвоении приемов саморегуляции организма, а по окончании теоретической части посещают спортивный зал.
Деятельность мини-академии рассчитана на 1 учебный год, проводится во внеурочное время, курируется заместителем директора по воспитательной работе, осуществляется на принципах педагогики сотрудничества учителями физвоспитания, биологии, русского языка, педагогом-психологом, советом старшеклассников. Занятия предполагают посещение педагогами, родителями и учениками в зависимости от темы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
В ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ МИНИ-АКАДЕМИИ
Тема занятия |
продолжительность |
Формы и содержание занятия |
сроки |
ответственные |
|
1 |
Позитивное программирование жизни. |
3 ч. |
Лекция «Основные принципы сохранения здоровья». Тренинги «Определи свое состояние» Совместные «Веселые старты» |
сентябрь |
Учитель биологии
педагог-психолог совет старшеклассников
|
2 |
Здоровый образ жизни. |
3 ч. |
Дискуссия «Способны ли мы вести здоровый образ жизни?» Практическое занятие «Диагностика стресса» Физические упражнения для снятия напряжения с мышц туловища. |
октябрь |
Учитель русского языка
Педагог-психолог
Учитель физвоспитания |
3 |
Здоровые семьи как фактор благополучия общества. |
3 ч. |
Изучение нормативных документов Правительства РФ по охране и укреплению здоровья граждан. Тренинг «Освобождаемся от стресса» «Большие и маленькие» — спортивное мероприятие для семей педагогов и учащихся |
ноябрь |
ЗДВР
Педагог-психолог
Учитель физвоспитания, Совет старшеклассников
|
4 |
Валеология – учителю. (для пед.работников) |
3 ч. |
Беседа-дискуссия «Здоровьесберегающее обучение – мифы или реальность?» Аутогенная тренировка «Я – хороший учитель, у меня – хорошие ученики!» Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. |
декабрь |
Методист
Педагог-психолог
Учитель физвоспитания |
5 |
Гуманизация образовательного процесса |
4 ч. |
Лекция «Психологические основы педагогической деятельности по созданию ситуации успеха в образовательном процессе» Когнитивно-поведенческий тренинг «Технология создания ситуации успеха»:
Командная спортивная игра |
январь |
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Учитель физвоспитания |
6 |
Основы психического здоровья. |
3 ч. |
Лекция «От чего зависит психическое здоровье» Тренинг-диагностика.
Физические упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата. |
февраль |
Учитель биологии
Педагог-психолог
Учитель физвоспитания |
7 |
Здоровьесберегающие технологии (для пед.работников) |
3 ч. |
Лекция «Здоровьесберегающие технологии в современном образовании» Деловая игра «Раскрепощенное развитие» Анкета «Определи свою роль» |
март |
методист
педагог-психолог |
8 |
Личность как здоровьеобразующее понятие. |
3 ч. |
Ассоциативная беседа «Все о понятии «личность». Знакомство с новейшими методиками саморегуляции. Индивидуально-групповые спортивные занятия. |
апрель |
Учитель русского языка
Педагог-психолог
Инициативная группа |
9 |
Способы и приемы здоровьесбережения. |
3 ч. |
Фотовыставка «Здоровый педагог – здоровые ученики» Диспут «ЗОЖ и учащиеся нашей школы» Сравнение результатов диагностики здоровья на начало и конец учебного года. |
|
Совет старшеклассников
Учитель русского языка
Педагог-психолог |
Итого 28 часов.
Литература
Галияхметов Р.Р., Мартынцова Н.В., Поплавская К.А., Улитин И.И. Соревнование классов, свободных от курения// Школьный психолог №4-2005-с.40.
Галияхметов Р.Р., Мартынцова Н.В., Поплавская К.А., Улитин И.И. Соревнование классов, свободных от курения// Школьный психолог №5-2005-с.38.
Галияхметов Р.Р., Мартынцова Н.В., Поплавская К.А., Улитин И.И. Соревнование классов, свободных от курения// Школьный психолог №6-2005-с.38.
Золотарева А.В. Дополнительное образование детей:
Теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль: Академия развития, 2005- 64с.
Макеева А.г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: методическое пособие для учителя 7-9 классов. Москва: Просвещение, 2005-304 с.
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика №6-2005-с.37.
Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. ,Орехова И. Организация процесса здоровьетворящего образования в современной школе: Монография. Магнитогорск: МаГУ2003 – 355 с.