Окружающий мир 1 класс «Птицы осенью»

«  Окружающий   мир »,  1   класс, Н.Ф.Виноградова, ч. 1

Тема урока:  Птицы   осенью

Дидактическая цель: создать условие для открытия новых знаний, расширить знания детей о птицах

Тип (вид) урока: урок – открытие новых знаний.

Оборудование: символы и изображения для игры «Знатоки», таблички с понятиями

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с условиями жизни  птиц   осенью ;

  • усвоить и повторить понятия «перелетные и зимующие  птицы »

  • воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к пернатым;

Методы обучения: деятельностный метод обучения

  • создание проблемной ситуации;

  • поисковый;

  • наглядно-иллюстративный;

  • словесный

Формы организации деятельности:

  • парная

  • групповая

  • фронтальная

Средства обучения:

  • учебник, ч.1

  • рабочая тетрадь

  • наглядные пособия

Планируемые образовательные результаты :

Предметные: научатся: узнавать птиц на рисунке; получат возможность понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять ;работать в паре ,используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике ,извлекать из них нужную информацию ; отвечать на вопросы и оценивать знания .

Метапредметные:

Регулятивные — действовать с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку.

Познавательные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овдадеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.

Личностныеформирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению ; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой .

  1. Повторение пройденного

Рассказы ребят о том, как животные края готовятся к зиме.

Рассказ идет от лица данного животного.

У Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с подготовкой животных к зиме.

  1. Изучение нового материала.

1)Беседа о птицах

У Прочитайте запись на доске:

Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.

У — Что здесь записано?

Д- Это народная примета

У — О чём она нам рассказывает?

Д — Есть птицы ,которые с приходом холодов улетают в тёплые края .

У — Как называются птицы ,которые каждый год с наступлением холодов улетают на юг?

Перелетные

Д — Перелетные.

На доске табличка

У — Каких ещё птиц можно считать перелётными?

Д- Это птицы, которые прилетают к нам из более холодных мест перезимовать

Ученик рассказывает заранее подготовленный рассказ о снегирях. (Во время рассказа звучит аудиозапись голоса снегиря)

Зимой случается увидеть такое чудо: стоит заснеженное дерево, а на нем пламенеют румяные яблоки. Присмотришься — а это вовсе не яблоки. Это опустилась на дерево стайка снегирей. Грудка у снегиря красная, яркая, как бочок спелого яблока. На голове словно черная шапочка. Крылья тоже черные, спинка голубовато-серая, а надхвостье и подхвостье чисто-белые. Так нарядны только самцы — снегуры. А снегурки, как и все птицы-самочки, окрашены поскромнее.
Снегири — северяне, они — жители таежных лесов. В среднюю же полосу прилетают «погреться», когда на их родине начинаются трескучие морозы.

У – Все ли птицы улетают от нас осенью?

Д — Нет, есть птицы, которые никуда не улетают, а круглый год живут у нас.

У — Ребята ,кто знает, как называются такие птицы?

Д — Зимующие.

Оседлые

У — Этих птиц называют оседлыми

На доске табличка

У — Отгадайте загадку, о какой птице идёт речь?

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый ….
Ответ: Воробей

Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу. Характерной чертой воробья является то, что он всегда живёт в самом тесном соседстве с человеком. Он населяет и шумные, многолюдные города, и уединённые деревни. Воробей почти не улетает за черту того города, где он родился. В городах воробью даже устанавливают памятники. Вот один из них в Белоруссии в городе Барановичи. 

У — Эти птицы не боятся морозов, а еду умудряются добывать в очень снежные зимы.

2)Работа с учебниками .

У — Откройте учебник на стр.36.Прочитайте статью.

Чтение статьи учебника.

У — Как вы думаете, почему птицы улетают именно в таком порядке?

(текстовый или иллюстративный материал на стр.37в рубрике «Соображалки»)

У — Итак первыми улетают насекомоядные птицы ,потому что нечем себя прокормить –с наступлением первых заморозков исчезают насекомые ,их основной корм .Последними улетают водоплавающие птицы ,потому что водоёмы долго не замерзают и они могут ещё некоторое время добывать себе еду .

Мы с вами уже говорили, что у каждого из нас есть малая родина.

Как вы думаете, где родина перелётных птиц?

Родина для птиц – то место, где они строят свои гнёзда и выводят птенцов.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали ими — это деревья в лесу

Руки качнулись, кисти встряхнулись — ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем — это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем — крылья сложили назад.

  1. Закрепление пройденного.

1.Беседа о бережном отношении к природе.

У — Трудно приходиться оседлым птицам в холода. Они нуждаются в нашей помощи .Как мы можем им помочь?

Ученики читают наизусть стихотворение П. Елфимова

Зимой птицы голодны,

Накормить мы их должны.

Зёрна и хлебные крошки

Поддержали их немножко

Знают взрослые и дети,

Что за птиц они в ответе.

Просьба: жалейте птиц,

Они не оскорбляются жалостью.

Поймите птиц, пожалуйста.

Как жить зимой

Без червячка и мошки?!

Бросайте птицам крошки.

Помочь певцам,

Покуда вьюги не растаяли!

Ведь птицы гибнут стаями.

2) Игра-соревнование «Знатоки»

На доске таблички


Задача:

Распределить рисунки – изображения птиц по группам

Учитель распределяет детей по группам и организовывает соревнование.

3)Задание в рабочей тетради (стр.20)

Раскрасьте квадратик около тех птиц, которые являются оседлыми, и нарисуйте колечко на тапке — у перелётных птиц.

  1. Итог урока Рефлексия.

Птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно существуют для того, чтобы дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить! Зимой птицам тяжело и мы будем помогать им, чтобы услышать их голосистое пение. Сегодня мы узнали много интересного из жизни птиц.

— О чём мы с вами говорили сегодня на уроке?

— Какие открытия для себя сделали

— Как вы считаете, что необходимо запомнить?

— О чём вы бы хотели рассказать сегодня дома? Какими знаниями поделиться?
— Подготовьте рассказ-описание любой птицы ,так, чтобы её можно было узнать.(стр.учебника 36 «Сочинялки»,стр. тетради 20)

— За участие вы все получаете медали «Знаток птиц».

— У вас на столе лежат смайлики, при помощи которых вы сможете оценить свою работу на уроке.

1. Я все понял и смогу объяснить товарищу.

2. Я все понял, но еще не могу объяснить товарищу.

3. У меня остались вопросы.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *