Погребняк А.Н.
Учитель химии МКОУ СОШ№1
города-курорта Кисловодска
«Обучение учащихся решению экспериментальных задач по химии».
Важную роль в усвоении учащимися теоретического курса химии я отвожу решению экспериментальных задач.
На первоначальном этапе обучения химии показываю учащимся, как следует использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
В своей практике классифицирую экспериментальные задачи на шесть типов.
-
Задания, в процессе которых ученики наблюдают и объясняют происходящие явления.
-
Экспериментальные задачи на получение веществ.
-
Экспериментальное подтверждение состава вещества.
-
Задачи на распознавание веществ.
-
Экспериментальное доказательство классификационной принадлежности.
-
Экспериментальные задания, требующие использования оборудования определенной конструкции.
Обучая учащихся решению экспериментальных задач, стараюсь, чтобы вначале они детально проанализировали условие задачи, определили ее тип, составили план решения и выполнили его. В конце работы ученики дают краткое описание наблюдаемых явлений, записывают уравнения реакций и выводы.
Как показывает опыт, формировать у учащихся умение решать экспериментальные задачи следует систематически и целенаправленно, отрабатывая каждый этап работы.
В начале обучения обязательно показываю учащимся, как найти рациональный подход к решению задачи, и демонстрирую ход ее решения. Нередко решаем задачи фронтально. Ученики продумывают план распознавания предложенных веществ. В результате обсуждения находим наиболее удачный план решения и используем его при выполнении. Например, для решения задачи, в которой требуется распознать предложенные вещества (гидроксид калия, нитрат натрия, хлорид натрия), ученики составляют план исследования:
1.Взять небольшие количества веществ из трех пробирок в чистые отдельные пробирки и растворить их в воде.
2.Отлить по 1мл каждого раствора в три новые пробирки.
3.Добавить во все пробирки по несколько капель фенолфталеина. Появление малиновой окраски в одной из пробирок указывает на раствор гидроксида калия.
4.В растворы двух других веществ налить по 2 капли раствора нитрата серебра. Образование белого осадка позволяет распознать хлорид натрия.
5.Оставшееся вещество-нитрат калия.
Фронтальное решение экспериментальных задач позволяет от коллективной работы перейти к индивидуальному самостоятельному выполнению лабораторных работ на уроке. Ученики знают в какой последовательности следует проводить исследование, и помощь учителя им почти не требуется.
Разнообразные методические подходы к решению экспериментальных задач способствует развитию у учащихся самостоятельности в учебной деятельности, формированию практических умений и навыков, глубокому