Образовательная программа История и культура Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №303 им. Фридриха Шиллера

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Принято на Утверждаю

Педагогическом совете Директор ГБОУ СОШ №303

ГБОУ СОШ №303 Виноградова А.А.__________

протокола ___1___ «30» августа 2013

«30» _августа_ 2013

Образовательная программа

История и культура Санкт — Петербурга

Срок реализации — 4 года

Для детей 6,5-10 лет

авторы — составители:

педагог дополнительного образования

Яковлева Наталья Геннадьевна

Санкт – Петербург

2013

Пояснительная записка

«Каждый человек обязан знать,

среди какой красоты и каких

нравственных ценностей он живет».

Д.С.Лихачев

Данная программа разработана в рамках реализации государственной национальной политики в Санкт-Петербурге по формированию основ петербургской идентичности и развитию культурного самосознания юного петербуржца посредством обращения к историко-культурному наследию города в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1256 от 23.09.2010г. «О программе гармонизации межкультурных отношений, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы (программа «Толерантность»)».

Программа строится с учётом возрастных, психолого – педагогиче-ских, физических особенностей детей младшего школьного возраста на основе пособий по истории города Е.В. Дмитриевой «Санкт – Петербург» выпуск 1, 2, 3, 4 для начальной школы.

Актуальность выбора

Анализ ситуации, сложившейся на сегодняшний день, свидетельствует о том, что школьники мало знакомы с природой, историей и культурой родного края. Однако на современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы.

Данная программа поможет в воспитании у детей младшего школьного возраста российской и петербургской идентичности через пропаганду ценностей культурного многообразия и традиций нашего города.

Направленность

Программа относится к программам социально-педагогической направленности.

Педагогическая целесообразность

Младший школьный возраст является периодом становления личности, активного освоения субъектом объективного, многообразного мира, формирования идентичности. В школе закладываются основы мировоззрения, миропонимания, нравственные, трудовые, социальные установки личности, система ее ценностей. На этой стадии развития ребенка чрезвычайно важно заложить необходимые морально-нравственные и гражданские ориентиры, принципы россиянина и петербуржца. Бесценным подспорьем в этой связи является культурно-историческое наследие нашего города.

Уровень освоения программы: общекультурный.

Вид программы: модифицированная.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительные особенности

Программа расширяет и дополняет знания, умения и навыки по образовательным программам «Литературное чтение», «Окружающий мир» (Человек, природа, общество), «Искусство» и «Технология», не дублируя при этом урочный материал, а дополняя его. Данная программа сориентирована не на запоминание ребятами предоставленной информации, а на активное участие самих детей в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности воспитанников в начальной и средней школе.

Цель данной программы: воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • формирование в сознании ребенка образа Санкт-Петербурга, уважения к его истории и культуре;

  • формирование представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие Санкт-Петербурга;

  • формирование умений и навыков поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Развивающие:

  • развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей.

Воспитательные:

  • воспитание трепетного отношения к прошлому и ответственного отношения к будущему своего родного города;

  • воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности;

  • воспитание умения строить позитивные межличностные отношения со сверстниками.

Условия реализации курса

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа предназначена для детей 6,5 – 10 лет.

Срок реализации программы 4 года.

Продолжительность занятий:

на каждом году обучения по 2 часа в неделю – 72 часа в год.

Количество детей в группе по годам обучения:

1 год обучения – не менее 15 человек

2 год обучения – не менее 12 человек

3-4 год обучения – не менее 10 человек

Условия набора детей.

В группу принимаются все желающие по заявлению родителей.

Формы проведения занятий:

Для проведения занятий чаще всего используется комбинированная форма, состоящая из теоретической и практической частей.

1. Учебное занятие.

2. Обобщающее занятие.

3. Экскурсия.

4. Игра.

Методы, используемые при проведении занятий:

1. Словесные методы:

  • беседа;

  • рассказ;

  • объяснение.

2. Наглядные методы:

  • показ презентаций;

  • наблюдение;

  • видеоэкскурсии.

3. Практические методы:

  • выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради;

  • самостоятельная работа;

  • развивающая игра;

  • выполнение творческих заданий;

  • экскурсии;

  • физкультурные минутки.

Ожидаемые результаты освоения программы курса

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

Первый год

В результате первого года изучения данного курса воспитанники получат возможность формирования

личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметных результатов:

  • знать где и когда возник Санкт-Петербург;

  • уметь называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора);

  • знать символы Санкт — Петербурга;

  • знать основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф);

  • уметь найти на иллюстрации нужный объект.

Второй год

В результате второго года изучения данного курса воспитанники получат возможность формирования личностных результатов:

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;

  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

  • соблюдать нормы этики и этикета.

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

  • развивать доброжелательность и отзывчивость;

  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметных результатов:

  • знать некоторые музеи и площади Петербурга;

  • знать реки, каналы, мосты;

  • знать мифических героев и животных, используемых в архитектуре и скульптуре города;

  • знать основные петербургские храмы;

  • уметь на карте изучаемый объект;

  • уметь найти дополнительный материал по теме.

Третий год

В результате третьего года изучения данного курса воспитанники получат возможность формирования

личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

  • соблюдать нормы этики и этикета;

  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • учиться аргументировать, доказывать;

  • учиться вести дискуссию.

Предметных результатов:

  • знать историю приневских земель;

  • знать историю Петропавловской крепости;

  • знать историю Зимних дворцов;

  • знать жизнь петербуржцев 18 века;

  • знать архитектурные памятники, связанные с героическим прошлым города;

  • знать изученные архитектурные стили;

  • уметь показывать на карте изучаемый объект и рассказывать о нем;

  • уметь отличать один архитектурный стиль от другого;

  • уметь находить дополнительный материал по теме.

Четвёртый год

В результате четвёртого года изучения данного курса воспитанники получат возможность формирования

личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

  • формировать личностный смысл учения;

  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;

  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

  • осознанно строить речевое высказывание;

  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

  • формировать мотивацию к работе на результат;

  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметные результаты:

  • знать дворцы, особняки, доходные дома Петербурга;

  • знать историю развития транспорта в Петербурге;

  • знать изучаемые архитектурные стили;

  • знать пригороды Петербурга (Стрельна, Петергоф, Ломоносов, Пушкин, Павловск, Гатчина);

  • уметь читать карты города;

  • уметь использовать дополнительный материал;

  • уметь подготовить викторину, презентацию по теме;

  • уметь провести небольшую экскурсию;

  • уметь подготовить отчет по итогам посещения музея, учебной прогулки, экскурсии.

Способы проверки результатов освоения программы:

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Текущий:

  • задания по текущему контролю освоения программы представлены в пособии по истории города «Санкт-Петербург». Например, «вставь буквы в слова», «узнай по плану, по фрагменту здания», «разгадай кроссворд», «подчеркни в стихотворении слова, которые указывают на памятник», «отгадай ребус», «объясни понятие».

Тематический:

    • игровые формы учета результатов обучения, такие как «Составь слово», «Собери дом», «Построй улицу», «Собери герб», «Проведи кораблик» , «Своя игра», «Что? Где? Когда? Почему?», «Верю – не верю», «Звездный час», «Умники и умницы», игры по станциям, викторины.

Итоговый контроль в конце каждого года:

    • в виде викторины «Знаете ли вы свой город?»;

  • в виде подготовки и проведения презентаций и видеоэкскурсий учащимися.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Программа предусматривает разноуровневую оценку прохождения программы при помощи цветописи.

Цветопись – самая распространенная форма, рекомендуемая психологами, при работе с детьми 6,5 – 11 лет. Для оценки детской работы  можно использовать следующие цвета:

красный — работает самостоятельно, в быстром режиме;

желтый — выполняет задания, соблюдая все требования;

зеленый — выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки;

синий — постоянно обращается к помощи педагога и детей;

фиолетовый — слабо справляется с заданием.

Формы подведения итогов реализации программы

Подготовка и проведение презентаций и видеоэкскурсий учащимися. Участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях, защита исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня.

Формы фиксации результатов

1. Результаты, полученные после тематической и итоговой проверки выполнения заданий, заносятся в таблицу. Сопоставляя результаты выполнения заданий, определяется динамика усвоения программы.

Таблица 1

Фамилия Имя

Тема

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Ребенок 1

2

Ребенок 2

3

Ребенок 3

2. Папка достижений. Заводится в объединении на каждого ребенка. В нее складываются все работы учащегося: от самых первых, пусть еще неумелых, до работ последних дней занятий. Это своего рода история развития мастерства ребенка, которая позволяет педагогу проследить динамику его творческих способностей, найти индивидуальный подход к ребенку, приспособиться к его особенностям.

3. Лист общеучебных достижений ребёнка удобнее заполнять по полугодиям.

Таблица 2

Фамилия, Имя

Критерии

Ребёнок 1

Ребенок 2

Ребёнок 3

Ребенок 4

Ребёнок 5

Ребенок 6

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

1

Отношение к занятию в целом:

положительное

безразличное

негативное

2

Уровень познавательного интереса:

интерес проявляется часто

редко

почти никогда

3

Внимание:

отличное

среднее

легко отвлекается

4

Темп работы:

опережает темп работы объединения с высоким качеством работы

опережает темп работы объединения с недостаточным качеством работы

соответствует темпу занятия

отстает от темпа занятия

5

Оформление работ:

по всем требованиям

частично нарушены требования

без выполнения требований

красиво

аккуратно

грязно

6

Умение организовывать и контролировать свою работу на занятии:

всегда

иногда

никогда

7

Проявление творчества:

всегда

иногда

никогда

8

Общеучебные навыки освоены:

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Учебно-тематический план

1-й год

Тема

Всего часов

Часов теории

Часов практики

1

Наш город Санкт – Петербург

2

1

1

2

Первые городские постройки

20

12

8

3

Дворцовая площадь

13

8

5

4

Стрелка Васильевского острова

4

2

2

5

Сенатская площадь

4

2

2

6

Исаакиевская площадь

7

4

3

7

Невский проспект

16

11

5

8

Символы Санкт – Петербурга

3

2

1

9

Всё, что знаешь про свой край, ты, играя, повторяй

3

3

Итого

72

42

30

2-й год

Тема

Всего часов

Часов теории

Часов практики

1

Санкт – Петербург город музеев и театров

3

2

1

2

Музеи на стрелке Васильевского острова

3

2

1

3

Площадь Искусств

9

5

4

4

Площадь Островского

12

7

5

5

Театральная площадь

3

2

1

6

Санкт – Петербургские храмы

3

2

1

7

Мосты повисли над водами

9

5

4

8

В гранит оделася Нева

3

2

1

9

Твоих оград узор чугунный

3

2

1

10

Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре

12

7

5

11

Животные в скульптуре

9

5

4

12

Всё, что знаешь про свой край, ты, играя, повторяй

3

3

Итого

72

41

31

3-й год

Тема

Всего часов

Часов теории

Часов практики

1

Жители невских берегов

7

4

3

2

Невские крепости

12

7

5

3

Петровский Петербург

14

8

6

4

Александро – Невская лавра

3

2

1

5

Невский проспект

3

2

1

6

Царский двор и правление Анны Иоанновны

4

2

2

7

Из истории Зимних дворцов

4

2

2

8

Как учили детей в Петербурге 18 века

4

2

2

9

Развлечения в Петербурге 18-19 веков

3

2

1

10

Михайловский замок Павла I

4

2

2

11

Из истории пожаров и наводнений в Петербурге

3

2

1

12

Триумфальные арки Петербурга

4

2

2

13

Классицизм. Ансамбли зодчего Росси

4

2

2

14

Всё, что знаешь про свой край, ты, играя, повторяй

3

3

Итого

72

39

33

4-й год

Тема

Всего часов

Часов теории

Часов практики

1

Петербург в начале 19 века

4

2

2

2

Пушкинский Петербург

6

4

2

3

Доходные дома. Эклектика

4

2

2

4

Петербург на рубеже 19-20 веков. Стиль модерн

12

7

5

5

Петербург – военная столица

4

2

2

6

Чему и как учили детей в Петербурге 19 века

4

2

2

7

Пригороды Петербурга

24

16

8

8

Архитектура Петрограда – Ленинграда. Конструктивизм

4

2

2

9

Ленинград – город-герой

4

2

2

10

Всё, что знаешь про свой край, ты, играя, повторяй

6

6

Итого

72

39

33

Содержание программы

Первый год

Тема: Наш город Санкт – Петербург

Теория. Дата рождения города. Происхождение названия города. Основатель города. Ключи города.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Тема: Первые городские постройки

Теория. Заячий остров. Петропавловская крепость. Бастион. Равелин. Куртина. Березовый остров. Домик Петра I. Троицкая площадь. Троицкая церковь. Петропавловский собор. Архитектор. Шпиль. Куранты. Флюгер. Ярус. Адмиралтейская верфь. Здание Адмиралтейства. Летний сад. Памятник И.А. Крылову. Скульптура Летнего сада. Летний дворец Петра I.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Экскурсия.

Тема: Дворцовая площадь

Теория. Дворцовая площадь. Фасад. Зимний дворец. Архитектор Ф.Б. Растрелли. Пандус. Пилястры. Эрмитаж – музей в Зимнем дворце. Часы-павлин. Атланты. Здание главного штаба. Арка главного штаба. Александровская колонна. Архитектор К.И. Росси. Скульптор О. Монферран.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Экскурсия.

Тема: Стрелка Васильевского острова

Теория. Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова. Здание Биржи. Ростральные колонны. Ростр. Скульптура Ростральных колонн.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Экскурсия.

Тема: Сенатская площадь

Теория. Сенатская площадь. Александровский сад. Медный всадник. Скульптор Э.Фальконе. Сенат и Синод. Скульптуры Правосудие и Благочестие.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Экскурсия.

Тема: Исаакиевская площадь

Теория. Исаакиевская площадь. Мариинский дворец. Река Мойка. Синий мост. Водомерный столб. Гостиница «Астория». Памятник Николаю I. Скульптуры на пьедестале памятника: Вера, Мудрость, Правосудие и Сила. Исаакиевский собор. Звонница. Колоннада. Портик. Скульптурное убранство собора. Архитектор О. Монферран.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Экскурсия.

Тема: Невский проспект

Теория. Невский проспект. Зодчий П.М. Еропкин. Трезубец Нептуна: Вознесенский пр., Гороховая ул., Невский пр. Река Мойка, река Фонтанка, канал Грибоедова. Главные достопримечательности Невского проспекта. Казанский собор. Архитектор А.Н.Воронихин. Бронзовые скульптуры святых и русских князей-героев. Памятники полководцам М.И. Кутузову и М.Б. Борклаю-де-Толли. Храм Воскресения Христова (Спас на крови). Архитектор А.А. Парланд. Мозаика. Гостиный двор. Торговые линии. Арки-галереи. Городская дума. Башня городской думы. Аничков дворец. Аничков мост. Скульптура Аничкова моста.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Экскурсия.

Тема: Символы Санкт – Петербурга

Теория. Символы Санкт-Петербурга: герб, флаг и гимн. Значение символов. Ключи города.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Тема: Всё, что знаешь про свой край, ты, играя, повторяй

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Игры. Викторины. Награждение победителей. Экскурсия.

Второй год

Тема: Санкт – Петербург город музеев и театров

Теория. Санкт – Петербург город музеев и театров. Первый музей – Кунсткамера. Экспонаты. Происхождение слова «музей». Главные музеи нашего города: Эрмитаж, Русский музей. Театры Санкт-Петербурга.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Тема: Музеи на стрелке Васильевского острова

Теория. Кунсткамера. (Музей М.В. Ломоносовва). Архитектурные особенности здания Кунсткамеры. Зоологический музей. Военно – исторический музей.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Посещение одного из музеев.

Тема: Площадь Искусств

Теория. Площадь Искусств. Памятник А.С. Пушкину. Скульптор М.К. Аникушин. Михайловский дворец. Русский музей. Особенности архитектуры. Михайловский театр. Усройство зала. Партер. Бенуар. Ярус. Филармония. Особенности архитектуры и оформления зала. Театр музыкальной комедии.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Посещение одного из театров.

Тема: Площадь Островского

Теория. Площадь Островского. Екатерининский сад. Памятник Екатерине II.Александринский театр. Особенности его архитектуры. Скульптура: Терпсихора, Мельпомена, Клио, Талия. Российская национальная библиотека. Архитектурные особенности. Елисеевский магазин. Витраж. Скульптура. Театр комедии.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Экскурсия.

Тема: Театральная площадь

Теория. Мариинский театр оперы и балета. Интерьер. Спектакль. Консерватория. Композитор. Н.А. Римский – Корсаков. П.И. Чайковский. Памятник М.И. Глинке. Гастроли и гастролёры.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Тема: Санкт – Петербургские храмы

Теория. Никольский Морской собор. Особенности архитектуры. Архитектор С.И. Чевакинский. Церковь святых Петра и Павла. Особенности архитектуры. Архитектор А.П. Брюллов. Татарская мечеть. Синагога. Храм Будды.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Тема: Мосты повисли над водами

Теория. Реки и каналы Санкт – Петербурга. Острова. Мосты. Первый мост – Иоанновский. «Горбатые» мостики. Пролёт моста. Прачечный мост. Мост Ломоносова. Аничков мост. Разноцветные мосты: Красный, Синий, Зеленый. Певческий мост. Подвесные мосты: Банковский и Львиный. Первые наплавные мосты. Мосты через Неву: Лейтенанта Шмидта, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, Финляндский, Александра Невского, Володарский.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Тема: «В гранит оделася Нева…»

Теория. Набережная. Гранит. Архитекторы Ю.М. Фельтон

Практика.

Тема Твоих оград узор чугунный

Теория.

Практика.

Тема Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре

Теория.

Практика.

Тема Животные в скульптуре

Теория.

Практика.

Тема Всё, что знаешь про свой край, ты, играя, повторяй

Теория.

Практика.

Третий год

Тема Жители невских берегов

Теория.

Практика.

Тема Невские крепости

Теория.

Практика.

Тема Петровский Петербург

Теория.

Практика.

Тема Александро – Невская лавра

Теория.

Практика.

Тема Невский проспект

Теория.

Практика.

Тема Царский двор и правление Анны Иоанновны

Теория.

Практика.

Тема Из истории Зимних дворцов

Теория.

Практика.

Тема Как учили детей в Петербурге 18 века

Теория.

Практика.

Тема Развлечения в Петербурге 18-19 веков

Теория.

Практика.

Тема Михайловский замок Павла I

Теория.

Практика.

Тема Из истории пожаров и наводнений в Петербурге

Теория.

Практика.

Тема Триумфальные арки Петербурга

Теория.

Практика.

Тема Классицизм. Ансамбли зодчего Росси

Теория.

Практика.

Тема Всё, что знаешь про свой край, ты, играя, повторяй

Теория.

Практика.

Четвертый год

Тема Петербург в начале 19 века

Теория.

Практика.

Тема Пушкинский Петербург

Теория.

Практика.

Тема Доходные дома. Эклектика

Теория.

Практика.

Тема Петербург на рубеже 19-20 веков. Стиль модерн

Теория.

Практика.

Тема Петербург – военная столица

Теория.

Практика.

Тема Чему и как учили детей в Петербурге 19 века

Теория.

Практика.

Тема Пригороды Петербурга

Теория.

Практика.

Тема Архитектура Петрограда – Ленинграда. Конструктивизм

Теория.

Практика.

Тема Ленинград – город-герой

Теория.

Практика.

Тема Всё, что знаешь про свой край, ты, играя, повторяй

Теория.

Практика.

Перечень методических материалов

  1. Пособия для педагога

  2. Пособия для детей

  3. Дидактический материал

  • Дидактические игры,

  • Игры для развития познавательных процессов,

  • Тематические карточки и таблицы для занятий,

  • Пособия с пальчиковыми играми,

  • Книжки для малышей с наклейками на развитие органов чувств: осязания, зрения и др.

  • Книжки с наклейками по темам: «Животные», «Птицы», «Времена года», «Цвет» и др.

  • Наборы игрушек.

          1. Техническое оснащение

Оборудование:

  • Столы, стулья.

Инструменты:

  • Карандаши, ручки, фломастеры.

Список литературы

Для педагога

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).

  2. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].

Для детей и родителей

25

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *