Образовательная программа детского летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Летний городок»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каратузская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Е.Ф. Трофимова»

Согласовано: Утверждаю:

Председатель Управляющего совета Директор МБОУ «Каратузская СОШ»

МБОУ «Каратузская СОШ» ______________________

_____________ _______________ И.В. Булгакова

Протокол № _____ от «____»______2014 г. приказ № 03-02-154

от «5» мая 2014г.

Образовательная программа

детского летнего оздоровительного лагеря

дневного пребывания

«Летний городок»

Девиз:

«Городок наш летний — лагерь

интересную жизнь нам дарит»

Возраст воспитанников 7-16 лет

Разработчики программы:

Пальчевская Наталья Владимировна

заместитель директора по воспитательной работе,

руководитель высшей квалификационной категории

Шуварикова Алена Владимировна,

педагог-психолог,

первой квалификационной категории

Золотухина Людмила Вениаминовна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Филатова Светлана Антоновна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

с. Каратузское 2014 г.

Пояснительная записка

Программа лагеря разработана на основании постановления администрации Каратузского района «Об организации летней оздоровительной кампании в 2014г » и является основой организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей.

Данная программа предназначена для реализации в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе общеобразовательной школы и рассчитана на детей в возрасте от 7 до 16 лет. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и вос­питания детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора невозможно переоценить.

Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.

Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:

-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

-принцип коллективной деятельности;

-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;

-принцип самостоятельности.

Программа предусматривает предоставление разнообразных образовательных, оздоравливающих услуг детям от 7 до 16 лет.

Цель: развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.

Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда

здорового образа жизни.

2. Формирование интереса к различным видам деятельности.

3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.

4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

Целевая группа

— учащиеся МБОУ «Каратузская СОШ» в возрасте от 7 до 16 лет;

— дети социального приюта;

— дети с особыми образовательными потребностями;

— дети «группы риска»;

— дети из семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации;

— дети из семей, находящихся в социально опасном положении.

Проблемы

— Первая проблема связана с социальной ситуацией. В школе в основном дети из малообеспеченных семей, родители вынуждены работать, отцы уезжают на заработки, мамы заняты хозяйством, огородами, таким образом, родители обеспечивают существование, а где-то и выживание семьи. Дети одни.

— На протяжении ряда десятилетий состояние здоровья школьников в Российских школах характеризуется устойчивым ростом заболеваемости, увеличением распространенности функциональных отклонений и хронической патологией учащихся. Снижается количество здоровых детей во всех возрастных группах и в нашей школе тоже.

— Слабо развитая инфраструктура отдыха, оздоровления для детей в селе.

— Достаточно много травмоопасных мест: карьеры, трансформаторы без будок, водоемы, пьяные водители.

Перечень кружков и секций:

Секция баскетбола, пионербола, волейбола, футбола.

Кружки: шахматы, лазоплетение, декоративно — прикладное искусство, вышивание бисером, театральная студия «Экспромт», радужная палитра, научно-техническое творчество.

В течение всей смены ведут работу студии: художественная, музыкальная, танцевальная, спортивно-оздоровительная, компьютерная, психологическая, туристическая, шахматная, библиотечная студия «Почитай-ка», студия основ безопасности жизнедеятельности и ПДД; идёт реализация проекта «Зеленое строительство». Организуется взаимодействие с Центральной районной детской библиотекой, районным краеведческим музеем, Центром помощи семье и детям, МОУ ДОД районным детско-юношеским центром «Радуга», районным домом культуры «Спутник», военно-спортивно техническим клубом «Патриот».

Культурно-массовая и спортивно-оздоровительная работа:

  1. Праздники

  2. Экскурсии, выходы

  3. Соревнования, игры-викторины, конкурсы

  4. Акции

  5. Лекции, беседы

Взаимодействие с другими учреждениями

  1. Дом культуры «Спутник»

  2. Сельская библиотека.

  3. Школьная библиотека.

  4. ВСТК «Патриот».

  5. РДЮЦ «Радуга»

  6. Районный краеведческий музей

Оздоровительные медицинские мероприятия:

  1. Первичный осмотр детей медиком

  2. Ежедневная утренняя зарядка на свежем воздухе.

  3. 2-разовое сбалансированное и витаминизированное питание (овощи, соки, фрукты).

  4. Работа спортивных секций.

  5. Беседы с медицинским работником о ЗОЖ.

   
 Участие в массовых мероприятиях поселка.

  1. Участие в празднике «День защиты детей»-1 июня (2 июня).

  2. Участие в акции «Память»: 22 июня (21 июня) возложение цветов к памятнику

Механизм реализации программы

Подготовительный период

Включает в себя:

— анкетирование (изучение запросов детей и их родителей);

— подбор кадров;

— комплектование отрядов;

— медицинский осмотр;

— подготовка документации по открытию лагеря дневного пребывания;

— подбор методических разработок по проведению запланированных мероприятий;

— проверка лагеря службами контроля и надзора.

Результат:

— составление программы летнего оздоровительного лагеря на основании предпочтений детей и их родителей;

— создание команды;

— наличие документации по открытию летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания;

— составлены списки отрядов;

— наличие сведений о здоровье детей;

— наличие методических разработок запланированных мероприятий;

— получение разрешения Пожнадзора и Роспотребнадзора.

Организационный период — 3 дня

Задачи организационного периода:

в организационный период детям вместе с педагогами-взрослыми нужно:

познакомиться друг с другом;

познакомиться с другими людьми в лагере, с самим лагерем, его возможностями, условиями, включиться в систему взаимоотношений, взаимодействий;

выработать и принять общие нормы и требования проживания в лагере дневного пребывания (в том числе, единые педагогические требования);

составить представление о перспективах деятельности;

заложить основы совместной коллективной деятельности, определить структуру коллектива (формирование отрядов, выбор органов самоуправления).

Результат:

— сформированы общие представления о смене;

— сознательное принятие норм и требований летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания;

— формирование межличностных отношений.

Основной период — 15 дней

Основной период определяется программой смены.

Задачи периода:

включение детей и педагогов в продуктивную, образовательную и оздоровительную деятельность;

создание условий для самореализации детей и для развития их опыта по самоуправлению.

Результат:

— физическое благополучие ребенка — отсутствие травм, заболеваний, адаптация к лагерным условиям;

— социальное благополучие ребенка — у каждого ребенка появляется свое место в системе, которое устраивает и его, и других членов группы;

— психоэмоциональное благополучие ребенка — ребенок чувствует себя комфортно, умеет разрешать конфликтные ситуации, владеет своим настроением;

— умственное благополучие ребенка — происходит развитие, т. е. появляются изменения, новообразования;

— творческое благополучие ребенка — признание индивидуальности каждого ребенка, его природного и творческого потенциала.

Итоговый период — 3 дня.

Задачи периода:

— подведение общих итогов по реализации программы смены;

— анализ результатов индивидуальных достижений;

— наметить перспективы на будущее.

Результат:

— культурно-познавательный отдых детей;

— методический материал каждого дня;

— слайд — презентация об опыте работы по итогам реализации программы.

Сроки реализации программы: лето 2014 года — 21 день.

Ожидаемые результаты работы лагеря:

— укрепление здоровья детей;
— развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
— расширение социального опыта;
— формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
— вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
— формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

— формирование навыков экологического воспитания детей.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

Форма реализации: детский оздоровительный лагерь дневного пребывания при школе.

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей.

Перспективный план мероприятий, проводимых в летнем

оздоровительном лагере дневного пребывания «Летний городок» на 2013 – 2014 учебный год

Каждый день смены будет посвящен открытию новых улиц. Это будет оформлено на стенде в виде плана «Летнего городка». Каждый отряд будет каждый день украшать улицу «городка» своими рисунками, поделками, впечатлениями. По окончанию реализации мероприятий программы будет создан «Летний городок» состоящий из улиц, переулков, парков, площадей, которые будут наполнены творческими работами детей лагеря.

Дата проведения

Наименование мероприятия

День первый

 

Приглашение в жизнь «Летнего городка»

Улица Айболита

2.06.14

«Коллективные дела»

«Познакомимся поближе»

Игры, танцы, встреча детей, создание отряда, распределение обязанностей, поручений

-знакомство с режимом дня

-инструктажи по технике безопасности в лагере

-конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце»

— коллективный выход на празднование «Дня защиты детей»

-линейка

— беседа с медицинским работником о гигиене питания «Питайся правильно — будешь здоров!».

— измерение веса ребят

-витаминный час

-подвижные игры на свежем воздухе, спортивные состязания

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День второй

 

Сквер развлечений

3.06.14

«Коллективные дела»

— праздничная программа «Приглашаем в летний городок»

— подвижные игры на свежем воздухе, конкурсы.

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

 День третий

Дорога безопасности

4.06.14

«Коллективные дела»

— игровые занятия по правилам дорожного движения «Юный пешеход»

— развлекательна программа «Правила движения дорожного знать каждому положено»

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День четвертый

Экологическая улица 

5.06.14

«Коллективные дела»

— библиотечные часы по экологии «Сохраним планету, ведь другой на свете нету!»

— международный конкурс по окружающему миру «Светлячок»

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День пятый

Улица

талантов 

6.06.14

«Коллективные дела»

— мини-концерт «Мы ищем таланты»

— оформление выставки рисунков, поделок

— спортивные состязания

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День шестой

Улица веселых

и находчивых

7.06.14

«Коллективные дела»

— викторины по сказкам «В гостях у сказки»

— игровая программа «В поисках клада»

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День седьмой

Площадь

встреч

9.06.14

«Коллективные дела»

— встречи с педагогами МОУ ДОД районным детско-юношеским центром «Радуга» (развлекательная программа), центром помощи семье и детям

— посещение детской районной библиотеки

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День восьмой

 

Парк

развлечений

10.06.14

«Коллективные дела»

— день спорта: спортивнее соревнования, игры «Юный олимпиец»

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День девятый

Улица фантазеров 

11.06.14

— развлекательное мероприятие «В мире фантазий»

— выставка композиций из растений, икебан.

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День десятый

 

 Спортивный переулок 

13.06.14

«Коллективные дела»

— спортивные игры, эстафеты, состязания «На старт! Внимание! Марш!»

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День одиннадцатый

Парк отдыха

14.06.14

«Коллективные дела»

— фото — сессия «В объективе мы»

— Оформление выставки «В объективе мы»

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День двенадцатый

Улица Историческая

16.06.14

«Коллективные дела»

-экскурсия в музей «История улиц родного села»

-экскурсия в районную детскую библиотеку «История моей улицы»

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День тринадцатый

Улица

хороших манер

 17.06.14

«Коллективные дела»

— праздник вежливых ребят «Давайте жить дружно»

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День четырнадцатый

 

Улица

этикета

 18.06.14

«Коллективные дела»

— беседы о том как вести себя в общественных местах (библиотеке, кинотеатре, музее и др) «Хочу быть вежливым!»

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День пятнадцатый

 

Площадь искусств  

19.06.14

«Коллективные дела»

в гостях у детского центра «Радуга»

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День шестнадцатый

Улица ботаническая

20.06.14

«Коллективные дела»

— викторины, песни, загадки, беседы «Все о цветах»

— беседа с библиотекарем школы «О лекарственных растениях»

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День семнадцатый

Улица памяти

21.06.14

«Коллективные дела»

— беседы «Не забыть нам этой даты»

— участие в митинге у памятника войнам, возложение цветов.

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День восемнадцатый

Улица Олимпийская

23.06.14

«Коллективные дела»

— диагностика здоровья, измерения веса детей

— спортивные игры «Веселые старты»

— игры на свежем воздухе

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День

девятнадцатый

Парк

отдыха

24.06.14

«Коллективные дела»

— подвижные игры на свежем воздухе

— игровые мероприятия, мини концерты

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День

двадцатый

Переулок «Юный пожарный»

25.06.14

«Коллективные дела»

— встреча с сотрудниками ПЧ, практическое занятие «Юные друзья пожарных».

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

День двадцать первый

Парк

Достижений

26.06.14.

«Коллективные дела»

— прощание с «Летним городком» праздничная программа закрытия лагеря, линейка, дискотека

«Отрядные дела». Оформление улиц «Летнего городка»

Методологические основы деятельности:

Как бы разнообразны и многоцветны не были характеры детей, как бы ни отличались младшие от старших, девчонки от мальчишек, есть нечто общее, объединяющее, сильное и единое для всех ребят — жажда увлекательного и яркого, красивого и заманчивого, возвышенного и необычного — это жажда путешествий, соревнований и открытий — это общий интерес детства.

Поэтому приоритеты отдаются: спортивно- оздоровительному, нравственно- эстетическому, творческому и досуговому направлениям.

Спортивно- оздоровительное направление.

Входят мероприятия общелагерного характера, направленные на здоровый образ жизни. Проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения.

Ежедневно в увлекательной форме проводится утренняя гимнастика.

С помощью спорта и физкультуры в лагере решаем задачи физического воспитания: укрепление здоровья и физическое развитие детей.

Нравственно- эстетическое направление.

Данное направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Мероприятия (конкурсы, выставки, посещения музея, выставок, кинотеатров и т.п.) способствуют развитию у детей чувства ответственности, надёжности, заботливости, уважения по отношению к себе, другим людям, к порученному делу, а также чувства прекрасного и бережного отношения к окружающим.

Творческое направление.

В лагере для реализации данного направления создаются все условия, так как мероприятия этого направления благоприятствуют выражению индивидуальности каждого, самосовершенствованию и социализации ребёнка в жизни. Все мероприятия этого направления носят только практический характер.

Досуговое направление

Лето- время отдыха и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Наилучшей формой, на наш взгляд, является игра, в которой дети всегда веселы, эмоциональны, энергичны, непредсказуемы и любознательны.

Данное направление тесно взаимосвязано с другими направлениями программы.

Ресурсное обеспечение программы

— В работе с детьми летнего лагеря дневного пребывания задействованы педагоги, имеющие I и высшую квалификационные категории.

— Служба сопровождения.

— Педагоги-организаторы.

— Педагоги дополнительного образования.

— Педагог-организатор по спортивному туризму.

Материально-технические ресурсы

— Вся имеющаяся материально-техническая база школы.

— Ухоженный школьный двор, как сквер отдыха.

— Класс хореографии.

— Тренажерные залы.

— Спортивные площадки.

— Спортивные залы.

— Актовые залы

— Кабинеты ИКТ.

Программно-методическое обеспечение

— Образовательная программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

— Методические материалы по проведению студий, интенсивных школ, интерактивных занятий.

— Сценарии игровых, спортивных, туристических, концертных и т.д. программ.

— Интернет.

— Психолого-педагогические диагностические материалы.

— Примерные требования к программе дополнительного образования детей.

Педагогическая диагностика

Организуя разнообразную и по формам и по содержанию деятельность, педагогический коллектив создает условия для того, чтобы как можно больше проявилось, активизировалось и развивалось положительных качеств ребят. Дети приходят в разновозрастные отряды и очень важно из шумной неорганизованной группы детей сформировать коллектив, помочь детям освоить различные виды деятельности, дать им конкретные знания, сформировать организаторские умения и лидерские качества в детях.

Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность и материалы по рефлексии мероприятий, отзывы детей и родителей. Методы диагностики:

  1. Анкета на «входе» (стартовая)

  2. Анкета на «выходе»

  3. Антропометрические исследования детей

Режим работы лагеря дневного пребывания

8.30 – 9.15 — сбор детей, зарядка

Всем привет! Пора, пора!

Вас приветствуют, друзья!

Тут же по порядку

Все ребята на зарядку!

9.15 – 9.30 – утренняя линейка

Все ребята собрались?

На линейку становись!

9.30 — 10.30 – завтрак

Всем за стол! Узнать пора,

Чем побалуют повара.

10.30 – 13.30. – работа по плану отрядов, работа кружков и секций.

-Раз пришёл весёлый час,

То играют все у нас!

13.30–14.00 – обед.

За столом серьёзный вид,

Приналяжем и покажем,

Наш ребячий аппетит!

14.00-14.30 — свободное время

-Не грустят в семействе нашем:

Мы поём, играем, пляшем

Все занятия хороши

Всё сумеем сделать мы!

14.30 — уход домой.

Оценка эффективности реализации летней образовательной программы

«Летний городок »

1. Анкетирование детей и родителей, проведение социологических опросов, изучение общественного мнения родителей и детей.

2. Медицинские показатели (антропометрия).

3. Итоги мониторинга.

4. Творческий отчет о жизни лагеря дневного пребывания «Летний городок» (презентация о жизни в лагере, создание фотоальбома. Пополнение школьного сайта материалами летнего оздоровительного лагеря «Летний городок »).

5. Аналитические справки по итогам летней оздоровительной компании.

Ожидаемые результаты

— Организованными формами летнего отдыха будет занято 239 детей в возрасте от 7 до 16 лет из малообеспеченных семей, в том числе дети «группы риска», все дети, состоящие на учете в ИДН, дети с особыми образовательными потребностями.

— Дети будут вовлечены в разнообразные продуктивные виды деятельности.

— Будут проведены профилактические, коррекционные, оздоровительные мероприятия, содействующие укреплению здоровья детей, снизится заболеваемость в возрастной группе детей с 7 до 16 лет.

— Появятся новые образцы педагогической практики летнего отдыха.

— Будут активно использоваться ИКТ и ресурсы Интернет

Риски

Выделяется ограниченное количество денежных средств, а значит не все дети будут обеспечены путевками в летний оздоровительный лагерь дневного пребывания.

Список литературы. Нормативные документы.

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Конституция РФ.

3. Трудовой Кодекс Российской Федерации УГ 1 97-ФЗ от 30 декабря

2001 г.; введен в действие с 01.02.2002 года.

4. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» Х2 1 2-Ф3 от 13 января 1996 г.

5. Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). Введены в действие приказом Министерства РФ по делам Гражданской обороны, Чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. №313.

6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ от 24 июля 1998 г.

7. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей» и кодекс РФ об административных нарушениях» №2-Ф3 от 9 января 1996 г.

8. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Утверждено постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №233 с замечаниями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. №212.

9. Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей. Приложение к Инструктивному письму Минобразования РФ от 24 марта 1997 г. №12.

10. Положение о детском оздоровительном лагере. Приложение к постановлению Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 11 мая 1990 г. №7—21.

11. Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ 2688 от 13 июля 2001 г.

12. Об утверждении нормативных документов по туристическо-краеведческой деятельности. Приказ Минобразования РСФСР от 13 июля 1992г. №293.

13. Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда. Приложение 1 к приказу Минобразования РФ от 29 марта 1993 г. №113.

14. Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате их труда. Приказ Минобразования РФ и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. №463/1268.

15. Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. №724.

16. Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей. Санитарно-гигиенические правила и нормы.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *