Курс «Русское речевое общение» в 10-11 классе

Курс «Русское речевое общение» в 10-11 классе

«Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно», — говорил Алексей Толстой.

Современное общество нуждается в речевой личности, роль интеллекта и информации становится всеобъемлющей. Ведь на обмен идеями, мнениями, знаниями, информацией люди тратят времени больше, чем на любую другую деятельность.

Ряд ученых — исследователей отмечают, что усвоение русского языка в школе представляет собой сложный психофизиологический и психолого-педагогический процесс, направленный на решение следующих лингвистических задач:

а) усвоение знаний о языке, т.е. формирование языковой компетенции;

б)формирование коммуникативных навыков и умений, т.е. формирование коммуникативной компетенции.

Это отражается и в Государственных образовательных стандартах в системе общего образования, в которых среди основных образовательных линий обучения родному языку присутствует и формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе сознательного усвоения языковой системы.

Таким образом, в качестве одной из образовательных задач следует считать в процессе обучения родному языку в школе необходимость формировать лингвистическую компетенцию.

Лингвистическая компетенция включает в себя не только умение пользоваться языком, но и умения классифицировать изучаемые явления, соотносить их с другими в системе родного языка. А это может быть достигнуто на основе сознательного знания языковых единиц, их грамматических форм, а также правильного употребления в речи.

Важной составляющей данной компетенции является формирование и развитие навыков речевого общения на двух уровнях:

  • репродуктивном (адекватно понимать информацию текста)

  • продуктивном (создавать текст).

Основные проблемы методики
преподавания русского языка в основной и старшей школе

  • Преимущество информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку.

  • Отсутствие у учащихся системности представлений о языковых явлениях и их многофункциональности как грамматических, лексических, коммуникативных и эстетических феноменов.

  • Недостаток в содержании обучения русскому языку коммуникативно-значимых элементов, направленных на развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку выпускников 11-х классов направлена на оценивание достижений учащихся в таких видах речевой деятельности, как письмо и чтение. При этом проверяются умения целевого извлечения информации, умения её перераспределять и передавать в соответствии с заданными коммуникативными целями.

Результаты экзамена должны продемонстрировать сформированность у выпускников лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций, а также готовность школьников к дальнейшей жизни

В содержание контрольно-измерительных материалов включается проверка практических умений — отсюда и такая форма предъявления языковых средств, как текст-рассуждение.

  • Готовы ли выпускники создать текст-рассуждение?

  • Сформированы ли у них умения выстраивать суждения относительно мнения, заявленного автором текста, в соответствии с их личными представлениями, жизненным опытом, законами природы и общества?

  • Умеют ли они соглашаться или не соглашаться с позицией автора?

  • Насколько этично выпускники это делают?

Введение на старшей ступени образования учебного предмета «Русское речевое общение» за счет регионального компонента – вот ответы на все эти вопросы

Почему выбор пособия для
уроков регионального компонента
является оправданным?

  • Уроки, разработанные на основе пособия, отвечают общим требованиям, предъявляемым к урокам регионального компонента, и реализуют основные цели языкового образования.

  • Содержание пособия соответствует обязательному минимуму содержания образования по русскому языку и повторяет структуру самого экзамена.

  • Материалы пособия отобраны и структурированы на основе компетентностного подхода и обеспечивают формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Введение курса «Русское речевое общение» в старших классах позволило создать систему формирования речевой личности, которая грамотно ведет диалог, отвечает четко на поставленный вопрос, может сообщить необходимые сведения, корректно и лаконично возразить собеседнику или поддержать его точку зрения.

Уроки по данному курсу позволяют системно работать над культурой речи наших выпускников, начиная с речевой разминки и заканчивая созданием собственного текста.

В рамках данного пособия авторы попытались обобщить необходимые основы теоретических знаний, имеющийся опыт, представленный в методической литературе, с целью помочь учителю разработать системный подход к развитию коммуникативных и речемыслительных умений учащихся.

Учителя-словесники постоянно работают над совершенствованием речевой культуры учащихся, но системная работа не всегда возможна из-за недостаточного количества времени. Значение принципа систематичности весьма образно обосновал Константин Ушинский: «Только система, конечно, разумная, выходящая из прямой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет, голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».

Лев Тодоров в книге «Новая педагогия изящной словесности для грядущего» пишет: «Планета вступила в эру информационных цивилизаций; не выходя из дома, мы можем перемещаться во времени и пространстве… но Гражданин Космоса, повелитель невиданных внечеловеческих сил, оказался чужим в семье родной, в кругу близких, в городе и поселке».

Как изменить ситуацию, как вернуть человеку возможность общения? Конечно же, этому необходимо учить, общаясь с учеником на уроках, предусматривая обучение не только письменной речи и умелое пользование ею, но и обучение устным выступлениям учеников. И потому введение на старшей ступени образования учебного предмета «Русское речевое общение» за счет регионального компонента — глоток воздуха для учителя-словесника.

Задания учебного курса помогают в системе повторять знания, полученные на уроках русского языка и литературы:

  • Богатство содержания речи, важность поставленной темы.

  • Точность, ясность и простота речи.

  • Чистота речи.

  • Соблюдение стилевых особенностей речи.

  • Богатство лексических, грамматических и синтаксических конструкций.

  • Соблюдение орфоэпических норм речи.

  • Образность, эмоциональность и благозвучие речи.

  • Логичность речи.

Все эти знания впоследствии востребованы на ЕГЭ не только по русскому языку, но и по другим предметам, где необходимо уметь строить собственное высказывание, доказательно его аргументировать, делая всё это грамотно, красиво, в соответствии с нормами русской речи.

Основная форма работы – комплексный анализ текста, при котором ведётся коррекция и совершенствование взаимосвязанной речевой деятельности: говорения, чтения, письма, аудирования.

Методы работы:

  • Семантико-стилистический метод

Анализ системы языковых средств в пределах текста (фонетико-интонационных, лексических, морфологических, синтаксических)

  • Лингвистический комментарий

Метод выборочного рассмотрения и объяснения языковых трудностей

  • Метод построчного анализа (вслед за автором)

Выявление взаимосвязанности микро- и макротем

  • Метод сквозного и композиционного анализа

Выявление композиционно-смысловых и логико-понятийных связей в тексте

  • Лингвистический эксперимент

Обоснование целесообразности использования тех или иных языковых средств, их оправданного употребления в тексте; трансформация исходного текста при сохранении его информативности и целостности восприятия

  • Сопоставительный метод

Сопоставление языковых средств анализируемого текста с формами и элементами общенационального языка и его стилей; описание и изображение одной темы у разных авторов

  • Метод проектов

Изменение позиции учи­теля. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познава­тельной, исследовательской деятельности своих учеников.

Сейчас в 10-м классе мы работаем над проектом «Жаргонизмы и арготизмы в нашей речи и их источники». В прошедшем учебном году был проект «Рифы и мели школьного учебника» о некоторых проблемах подачи материала учащимся в сопоставлении. Ранее был проект по литературному краеведению. Это те проекты, с которыми мы выходили на муниципальный уровень. Существуют и внутренние проекты, касающиеся непосредственно уроков речевого общения: «Эпитет и метафора в лирике Тютчева», «Приемы стилизации и пародирования в «Истории одного города», «Влияние заимствований на современный русский язык», «Речевая культура моих сверстников»

Реализация регионального компонента по русскому языку в 10 классе

Тема, содержание урока

Формы работы

Речевое общение и речевое воздействие. Язык- важнейшее средство человеческого общения. Русский национальный язык. Русский язык как государственный язык РФ

Составление библиографической справки.

Аннотация. Работа с текстом «Похвала книге»

Язык и речь. Основные виды речевой деятельности. Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет. Речевая роль. Речевая ситуация. Сферы и среды речевого общения

Восстановленное письмо. Анализ речевого поведения литературных героев. Создание текста -речевой характеристики. Проектная работа.

Текст как результат речевой деятельности.

Основные признаки текста. Структурно-семантическая и коммуникативная организация текста. Функциональные стили и типы речи.

Отбор и организация языковых средств с учётом РС.

Анализ текстов различных стилей и типов речи. Тестирование.

Создание собственных текстов различных стилей и типов речи.

Владение нормами русского литературного языка: орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, правописной и стилистической.

Владение коммуникативными качествами речи.

Диагностические работы, проверяющие уровень владения различными нормами речи.

Контрольная

работа «Нормы речи».

Создание собственного текста в соответствии со всеми нормами

Приоритетные направления в методике преподавания русского
языка с учётом регионального компонента

  • усиление практической направленности уроков;

  • формирование у учащихся представления о каждой языковой единице как уникальном целостном явлении ;

  • развитие языкового чутья;

  • совершенствование коммуникативных умений и навыков, направленных на овладение учащимися всеми видами речевой деятельности.

Результаты работы

Год

Классы

Уровень обученности

Качество обученности

2007-2008

10-н,10-у

100%

62%

2008-2009

11-н, 11-у

100%

79%; средний балл ЕГЭ — 64

2010-2011

10-н

100%

89,6%

2011-2012

11-н

100%

92%; средний балл ЕГЭ — 76

Много веков назад Сократ произнес удивительно емкую фразу: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Действительно, речь — своего рода зеркало человека: из нее можно узнать, добр или зол человек, мудр или глуп, образован или невежда, имеет добрые мысли или нет.

На уроках учебного предмета регионального компонента «Русское речевое общение», который ведется в нашем общеобразовательных учреждении в рамках экспериментальной работы, старшеклассники вслед за автором пособия работают над текстом как феноменом речевого общения, сами создают тексты на заданные и самостоятельно избранные темы.

В результате работы отмечается более уважительное отношение к тому, как, что и зачем человек говорит. Данный курс доктора педагогических наук, профессора Веры Михайловны Шаталовой, возрожденный Ольгой Николаевной Зубакиной под руководством Льва Тодорова, создает условия для становления речевой личности, а в конечном счете: решения основной проблемы человечества — одиночества из-за неумения общаться.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *