КТП по окружающему миру 4 класс

Календарно-тематическое планирование уроков окружающий мир 4 класс

Сроки

уроков

Тема урока

Планируемые результаты

Возможные виды деятельности учащихся/возможные формы контроля/форма урока

Примечания

Освоение предметных знаний

УУД

(личностные и метапредметные

результаты)

1 четверть. 9 нед * 2 часа = 18 часов

Раздел «Земля и человечество» (9 ч)

1.

Мир глазами астронома.

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.

Личностные: Целостное отношение к природе.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Определять причины явлений, событий, извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах

2

Планеты Солнечной системы.

Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года

Личностные: Целостное отношение к природе.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Выявлять существенные признаки объектов, моделировать строение Солнечной системы;

3

Звездное небо. Звезды и созвездия. П.р «Знакомство с картой звездного неба»

Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

П.Р.

4

География как наука. П.р «Показ географических объектов на глобусе и карте»

Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные значки на карте полушарий;

П,Р,

5

История как наука. П.р. «Знакомство с историческими картами»

Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Перерабатывать полученную информацию: составлять рассказы о мире с точки зрения историка;

характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого

ПР

6

Летоисчисление. Историческая карта

Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление».

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях;

7

Понятия об экологии и экологических проблемах.

Человек — часть природы.

Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать современные экологические проблемы;предлагать свои меры по решению экологических проблем;

рассказывать о мире с точки зрения эколога;

8

Всемирное природное и культурное наследие. Красная книга.

Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия;различать объекты природного и культурного Всемирного наследия;

определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям

9

Входная диагностическая работа

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Природа России. 10 часов

10

Равнины и горы России. П.р.»Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов».

Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России.

Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Находить на физической карте России изучаемые географические объекты;

характеризовать формы рельефа России.

Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина

ПР

Модел-ие

11

Моря, озёра и реки России. П.р.: «Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.»

Водоёмы, их разнообразие, использование человеком

Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; различать моря и озера; характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

ПР

12

Природные зоны России.

Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон. Широтная и высотная поясность

Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Находить на карте природные зоны России и характеризовать их;

устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами

13

Зона арктических пустынь. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».

Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Находить на карте природных зон зону арктических пустынь; работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами;

характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям;

выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь;

ПР

14

Тундра. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».

Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения;

ПР

15

Леса России. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».

Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Личностные: развивать самостоятельность

Находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; опознавать с помощью гербария растения зоны лесов; по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи; моделировать цепи питания в зоне тайги;

ПР

16

Роль леса в природе и жизни людей.

Представление о роли леса в жизни человека и природы; экологические проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным

Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, выяснять роль профессий родителей.

Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;

проект

17

Зона степей. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».

Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи;

сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;

ПР

18

Пустыни. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».

Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь.

ПР

2 четверть. 8 нед.*2 часа=16 часов

19

Зона субтропиков, ее природные особенности. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».

Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Находить на карте природных зон зону субтропиков;

по гербарию, иллюстрациям опознавать растения субтропиков; знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливать экологические связи;

моделировать цепи питания; анализировать экологические проблемы зоны;

ПР

«Родной край – часть большой страны» (15 ч)

20

Наш край. Экскурсия «Формы поверхности нашей местности».

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Личностные: Целостное отношение к природе.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона;

находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон

экскурсия

21

Знакомство с различными видами рельефа

Представление о поверхности родного края; работа с картой

Личностные:формирование связи мира природы, культуры окружающих людей

Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: умение делить на группы знакомые понятия, определять их значение.

Коммуникативные: умение работать в группе и со взрослыми

Характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; находить на карте региона крупные города, обобщать полученную информацию, готовить сообщение

22

Виды водоемов. Значение водоемов в жизни человека.

Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана

Личностные:формирование связи мира природы, культуры окружающих людей

Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: умение делить на группы знакомые объекты, определять их значение.

Коммуникативные: умение работать в группе

Рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по данному в учебнике плану

23

Полезные ископаемые. Практическая работа: «Свойства полезных ископаемых» .

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснить значение природных богатств

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:

знать о группах ПИ и их применении.

Коммуникативные:

формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Находить на карте природных зон значки полезных ископаемых, работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем, работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу

ПР

24

Почва.

Различные виды почв и их состав .

Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их.

25

Природное сообщество смешанного леса.П.р. «Работа с гербарием растений леса»

Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества; характеризовать лесное сообщество по данному в учебнике плану;

выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

ПР

26

Природное сообщество луга. П.р. «Работа с гербарием растений луга»

Представления о луге, как природном сообществе

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Моделировать цепи питания на лугу; сравнивать природные особенности леса и луга; характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;

приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу,

ПР

27

Природное сообщество пресных вод.

Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Выявлять экологические связи в пресном водоеме;

рассказывать об обитателях пресных вод; моделировать цепи питания в пресноводном сообществе; характеризовать пресноводное сообщество по данному в учебнике плану;

28

Растениеводство как отрасль сельского хозяйства

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о продуктах растениеводства, используемых в каждой семье

Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; различать зерна зерновых культур; выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями;

29

Незаметные защитники урожая

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

30

Животноводство как отрасль сельского хозяйства.

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями;

характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе

31

Наши проекты. Презентация проектов (по выбору)

Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов.

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Готовить иллюстрации к презентации проекта, готовить тексты сообщений;

выступать с сообщением в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

32

Наши проекты. Презентация проектов (по выбору)

Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов.

Личностные: Целостное отношение к природе.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Готовить иллюстрации к презентации проекта, готовить тексты сообщений;

выступать с сообщением в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

33

Проверочная работа по теме «Природа России», «Родной край – часть большой страны».

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

Личностные: Целостное отношение к природе.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

34

Экскурсия в краеведческий музей

Обобщать полученную информацию, готовить сообщение.

3 четверть. 10 нед * 2 часа=20 часов

Раздел «Страницы Всемирной истории» (6 ч)

35

История первобытного общества.

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. Первобытное искусство.

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества;обсуждать роль огня и приручения животных;

анализировать иллюстрации учебника; понимать роль археологии в изучении первобытного общества;

36

Знакомство с историей Древнего мира.

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности

37

Средние века в истории Европы.

Человек – часть природы и член общества. Возникновение городов. Появление мировых религий. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания.

Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов,

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: конкретизировать представления об эпохе средних веков.

Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению.

Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;понимать важность изобретения книгопечатания для человечества

38

Великие географические открытия.

Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;

39

Выдающиеся люди разных эпох

Выдающиеся люди разных эпох. Исследования Арктики и Антарктики. Достижения современной науки и техники. Организация Объединенных Наций.

Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;

Коммуникативные донести свою позицию до других:

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства

Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;

обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;

40

Обобщение по теме «Страницы мировой истории»

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Личностные: Целостное отношение к природе.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Осуществлять запись выборочной информации

Раздел «Страницы истории России» (20 ч)

41

Жизнь древних славян. П.р. « Работа с картой»

Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Представление о жизни древних славян.

Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов,

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали;

. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище;

составлять план рассказа на материале учебника

ПР

42

Времена Древней Руси.

Представление о Древней Руси, русских князьях. Торговый путь «Из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Крещение Древней Руси.

Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов,

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: объяснять жизнь людей эпохи Древнего мира с точки зрения их морали;

. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению.

Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.

43

Древний Киев и Древний Новгород. П.р. «Работа с картой и схемами»

Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы.

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;

ПР

44

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;

выявлять роль летописей для изучения истории России;

характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

45

Трудные времена на Русской земле

Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Личностные: развивать самостоятельность

Обсуждать причины

поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия

описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;

46

Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века.

Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

рассказывать по

иллюстрациям в учебнике о Москве при Иване Калите;

47

Куликовская битва. П.р. « Работа с картой»

Поход Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск.

Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре

Составлять план рассказа о Куликовской битве;

рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; рассказывать о поединках богатырей;

ПР

48

Иван Третий.

Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Иван Грозный – первый российский царь. Опричнина.

Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познавательные:х Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.

49

Начало книгопечатания в России

Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров.

Личностные: выделение морального содержания ситуации.

Регулятивные: работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: Делать выводы на основе обобщения знаний .

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;

на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников

50

Смута. Польская интервенция.

Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова.

Личностные: выделение морального содержания ситуации.

Регулятивные: работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: Работать с различными источниками

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;

51

Пётр Великий.

Организация «Потешных полков».. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Личностные: развивать самостоятельность

Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»;

высказывать свое отношение к личности Петра Великого;

52

Михаил Васильевич Ломоносов.

Биография М.В.Ломоносова, его деятельность. Основание Московского университета.

Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре

Составлять план рассказа о М.В.Ломоносов, его заслугах.

53

Екатерина Великая.

Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям

Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе

Рассказывать по учебнику о крестьянской войне

Е. Пугачева; рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;

54

Отечественная война 1812 года. П.р. « Работа с картой»

Вторжение в Россию армии Наполеона. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Партизанское движение. Д.В.Давыдов. Победа над Наполеоном.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные определять причины, событий.

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной

ПР

55

Страницы истории ХIХ века. П.р. « Работа с картой»

Декабристы, Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности. Технические достижения России в XIX веке.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные определять причины, событий.

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника,

формулировать выводы по изученному материалу;

ПР

4 четверть. 8 нед.*2 часа=16 часов

Николай II – последний император России. Возникновение политических партий. В.И.Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков.

56

Россия вступает в ХХ век.

Николай II – последний император России. Возникновение политических партий. В.И.Ленин и партия большевиков. Октябрьская революция 1917 года.

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану

57

Страницы истории 20 — 30-х годов. П.р. « Работа с картой»

Образование СССР. Государственная собственность в промышленности. Борьба с неграмотностью. Индустриализация, коллективизация, культурная революция.

Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;

Коммуникативные донести свою позицию до других:

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства

Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; знакомиться с символикой герба СССР; сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов

58

Великая война и Великая Победа. П.р. « Работа с картой»

Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году.

Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;

Коммуникативные донести свою позицию до других:

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства

Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

59

Начало освоения космоса

Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», МКС. Распад СССР.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Личностные: развивать самостоятельность

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,

60

Обобщение по теме «Страницы истории России»

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Личностные: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: знать основные понятия раздела, решать учебные задачи. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Осуществлять запись выборочной информации

Раздел «Современная Россия» (8 ч)

Раздел «Современная Россия» (8 ч)

61

Основной закон России и права человека.

Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция – основной закон страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;

обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей

62

Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина РФ.

Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Государственное устройство РФ: Президент, Федеральное собрание, правительство.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Личностные: развивать самостоятельность

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь

Готовить рассказ о правах ребёнка на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта.

63

Славные символы России.

Государственный герб, флаг и гимн.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Знакомиться с особенностями герба РФ, его историей, символикой, знакомиться с флагом, знать его историю;

выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения,

64

Понятие о государственных праздниках

Понятие о государственных праздниках, День России, День Государственного флага, День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда.

Регулятивные: перерабатывать полученную информацию;

Познавательные наблюдать, исследовать свойства материалов, моделировать по образцу

Коммуникативные уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные;

Рассказывать о родной стране и её святынях

65

Регионы и города России. П.р. « Работа с картой»

Регионы и города России.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал;

презентовать проект

66

Регионы и города России. П.р. « Работа с картой»

Регионы и города России.

Регулятивные: перерабатывать полученную информацию;

Познавательные наблюдать, исследовать свойства материалов, моделировать по образцу

Коммуникативные уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал;

презентовать проект

67

Обобщающий урок по разделу «Современная Россия»

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Узнавать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

68

Презентация проектов

Презентация проектов.

Личностные: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: знать основные понятия раздела, решать учебные задачи. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал;

презентовать проект

69

Презентация проектов

Презентация проектов.

Личностные: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: знать основные понятия раздела, решать учебные задачи. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал;

презентовать проект

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *