Календарно-тематическое планирование уроков окружающий мир 4 класс
№ уроков |
Тема урока |
Планируемые результаты
|
Возможные виды деятельности учащихся/возможные формы контроля/форма урока |
Примечания |
|||||
Освоение предметных знаний |
УУД (личностные и метапредметные результаты) |
||||||||
1 четверть. 9 нед * 2 часа = 18 часов |
|||||||||
Раздел «Земля и человечество» (9 ч) |
|||||||||
|
1. |
Мир глазами астронома. |
Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. |
Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; |
Определять причины явлений, событий, извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах |
|
|||
|
2 |
Планеты Солнечной системы. |
Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года |
Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; |
Выявлять существенные признаки объектов, моделировать строение Солнечной системы;
|
|
|||
|
3 |
Звездное небо. Звезды и созвездия. П.р «Знакомство с картой звездного неба» |
Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе |
Личностные:формирование личного отношения к окр миру Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательныевзаимосвязь природы и человека Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке |
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). |
П.Р. |
|||
|
4 |
География как наука. П.р «Показ географических объектов на глобусе и карте» |
Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте |
Личностные:формирование личного отношения к окр миру Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательныевзаимосвязь природы и человека Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке |
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные значки на карте полушарий; |
П,Р, |
|||
|
5 |
История как наука. П.р. «Знакомство с историческими картами» |
Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена |
Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах |
Перерабатывать полученную информацию: составлять рассказы о мире с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого |
ПР |
|||
|
6 |
Летоисчисление. Историческая карта |
Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление». |
Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах |
Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях; |
|
|||
|
7 |
Понятия об экологии и экологических проблемах. |
Человек — часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния |
Личностные:формирование личного отношения к окр миру Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательныевзаимосвязь природы и человека Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать современные экологические проблемы;предлагать свои меры по решению экологических проблем; рассказывать о мире с точки зрения эколога; |
|
|||
|
8 |
Всемирное природное и культурное наследие. Красная книга. |
Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе |
Личностные:формирование личного отношения к окр миру Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательныевзаимосвязь природы и человека Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке |
рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия;различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям |
|
|||
|
9 |
Входная диагностическая работа |
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения |
Личностные:формирование личного отношения к окр миру Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательныевзаимосвязь природы и человека Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке |
|
|
|||
Природа России. 10 часов |
|||||||||
|
10 |
Равнины и горы России. П.р.»Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов». |
Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России. |
Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми |
Находить на физической карте России изучаемые географические объекты; характеризовать формы рельефа России. Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина |
ПР Модел-ие |
|||
|
11 |
Моря, озёра и реки России. П.р.: «Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.» |
Водоёмы, их разнообразие, использование человеком |
Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми |
Находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; различать моря и озера; характеризовать особенности изучаемых водных объектов; |
ПР |
|||
|
12 |
Природные зоны России. |
Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон. Широтная и высотная поясность |
Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми |
Находить на карте природные зоны России и характеризовать их; устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами |
|
|||
|
13 |
Зона арктических пустынь. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». |
Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование |
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. |
Находить на карте природных зон зону арктических пустынь; работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям; выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь; |
ПР |
|||
|
14 |
Тундра. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». |
Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека |
Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений |
Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения; |
ПР |
|||
|
15 |
Леса России. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». |
Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир. |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; Личностные: развивать самостоятельность |
Находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; опознавать с помощью гербария растения зоны лесов; по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи; моделировать цепи питания в зоне тайги; |
ПР |
|||
|
16 |
Роль леса в природе и жизни людей. |
Представление о роли леса в жизни человека и природы; экологические проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным |
Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, выяснять роль профессий родителей. Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке |
С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; |
проект |
|||
|
17 |
Зона степей. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». |
Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы. |
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. |
Характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи; сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; |
ПР |
|||
|
18 |
Пустыни. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». |
Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир. |
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений |
Устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь. |
ПР |
|||
2 четверть. 8 нед.*2 часа=16 часов |
|||||||||
|
19 |
Зона субтропиков, ее природные особенности. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». |
Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей. |
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений |
Находить на карте природных зон зону субтропиков; по гербарию, иллюстрациям опознавать растения субтропиков; знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливать экологические связи; моделировать цепи питания; анализировать экологические проблемы зоны; |
ПР |
|||
«Родной край – часть большой страны» (15 ч) |
|||||||||
|
20 |
Наш край. Экскурсия «Формы поверхности нашей местности». |
Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности |
Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми |
Сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона; находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон |
экскурсия |
|||
|
21 |
Знакомство с различными видами рельефа |
Представление о поверхности родного края; работа с картой |
Личностные:формирование связи мира природы, культуры окружающих людей Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы Познавательные: умение делить на группы знакомые понятия, определять их значение. Коммуникативные: умение работать в группе и со взрослыми |
Характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; находить на карте региона крупные города, обобщать полученную информацию, готовить сообщение |
|
|||
|
22 |
Виды водоемов. Значение водоемов в жизни человека. |
Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана |
Личностные:формирование связи мира природы, культуры окружающих людей Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы Познавательные: умение делить на группы знакомые объекты, определять их значение. Коммуникативные: умение работать в группе |
Рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по данному в учебнике плану |
|
|||
|
23 |
Полезные ископаемые. Практическая работа: «Свойства полезных ископаемых» . |
Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения |
Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснить значение природных богатств Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о группах ПИ и их применении. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке |
Находить на карте природных зон значки полезных ископаемых, работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем, работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу |
ПР |
|||
|
24 |
Почва. |
Различные виды почв и их состав . Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов |
Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах |
Различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их. |
|
|||
|
25 |
Природное сообщество смешанного леса.П.р. «Работа с гербарием растений леса» |
Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов |
Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений |
Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества; характеризовать лесное сообщество по данному в учебнике плану; выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; |
ПР |
|||
|
26 |
Природное сообщество луга. П.р. «Работа с гербарием растений луга» |
Представления о луге, как природном сообществе |
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. |
Моделировать цепи питания на лугу; сравнивать природные особенности леса и луга; характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану; приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, |
ПР |
|||
|
27 |
Природное сообщество пресных вод. |
Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма |
Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений |
Выявлять экологические связи в пресном водоеме; рассказывать об обитателях пресных вод; моделировать цепи питания в пресноводном сообществе; характеризовать пресноводное сообщество по данному в учебнике плану; |
|
|||
|
28 |
Растениеводство как отрасль сельского хозяйства |
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям |
Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о продуктах растениеводства, используемых в каждой семье Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке |
Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; различать зерна зерновых культур; выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; |
|
|||
|
29 |
Незаметные защитники урожая |
Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным |
Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений |
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах |
|
|||
|
30 |
Животноводство как отрасль сельского хозяйства. |
Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным |
Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные:знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке |
Выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями; характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе |
|
|||
|
31 |
Наши проекты. Презентация проектов (по выбору) |
Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов. |
Личностные:формирование личного отношения к окр миру Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательныевзаимосвязь природы и человека Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке |
Готовить иллюстрации к презентации проекта, готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей. |
|
|||
|
32 |
Наши проекты. Презентация проектов (по выбору) |
Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов. |
Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми |
Готовить иллюстрации к презентации проекта, готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей. |
|
|||
|
33 |
Проверочная работа по теме «Природа России», «Родной край – часть большой страны». |
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. |
Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми |
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. |
|
|||
|
34 |
Экскурсия в краеведческий музей |
|
|
Обобщать полученную информацию, готовить сообщение. |
|
|||
3 четверть. 10 нед * 2 часа=20 часов |
|||||||||
Раздел «Страницы Всемирной истории» (6 ч) |
|||||||||
|
35 |
История первобытного общества. |
Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. Первобытное искусство. |
Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений |
Определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества;обсуждать роль огня и приручения животных; анализировать иллюстрации учебника; понимать роль археологии в изучении первобытного общества; |
|
|||
|
36 |
Знакомство с историей Древнего мира. |
Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки. |
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. |
Определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности |
|
|||
|
37 |
Средние века в истории Европы. |
Человек – часть природы и член общества. Возникновение городов. Появление мировых религий. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания. |
Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления об эпохе средних веков. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. |
Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;понимать важность изобретения книгопечатания для человечества |
|
|||
|
38 |
Великие географические открытия. |
Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. |
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. |
Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; |
|
|||
|
39 |
Выдающиеся люди разных эпох |
Выдающиеся люди разных эпох. Исследования Арктики и Антарктики. Достижения современной науки и техники. Организация Объединенных Наций. |
Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений; Коммуникативные донести свою позицию до других: Личностные: формировать эстетические ценности и чувства |
Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; |
|
|||
|
40 |
Обобщение по теме «Страницы мировой истории» |
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения |
Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми |
Осуществлять запись выборочной информации |
|
|||
Раздел «Страницы истории России» (20 ч) |
|||||||||
|
41 |
Жизнь древних славян. П.р. « Работа с картой» |
Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Представление о жизни древних славян. |
Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали; . Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности |
Характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище; составлять план рассказа на материале учебника |
ПР |
|||
|
42 |
Времена Древней Руси. |
Представление о Древней Руси, русских князьях. Торговый путь «Из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Крещение Древней Руси. |
Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: объяснять жизнь людей эпохи Древнего мира с точки зрения их морали; . Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. |
Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками. |
|
|||
|
43 |
Древний Киев и Древний Новгород. П.р. «Работа с картой и схемами» |
Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы. |
Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений |
Сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; |
ПР |
|||
|
44 |
Из книжной сокровищницы Древней Руси. |
Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. |
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. |
Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории России; характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. |
|
|||
|
45 |
Трудные времена на Русской земле |
Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский. |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; Личностные: развивать самостоятельность |
Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника; |
|
|||
|
46 |
Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. |
Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский. |
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений |
Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве при Иване Калите; |
|
|||
|
47 |
Куликовская битва. П.р. « Работа с картой» |
Поход Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск. |
Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре |
Составлять план рассказа о Куликовской битве; рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; рассказывать о поединках богатырей; |
ПР |
|||
|
48 |
Иван Третий. |
Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Иван Грозный – первый российский царь. Опричнина. |
Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Познавательные:х Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре |
Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.
|
|
|||
|
49 |
Начало книгопечатания в России |
Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров. |
Личностные: выделение морального содержания ситуации. Регулятивные: работать по предложенному учителем плану. Познавательные: Делать выводы на основе обобщения знаний . Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников |
|
|||
|
50 |
Смута. Польская интервенция. |
Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова. |
Личностные: выделение морального содержания ситуации. Регулятивные: работать по предложенному учителем плану. Познавательные: Работать с различными источниками Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; рассказывать об этом событии от имени участника ополчения; |
|
|||
|
51 |
Пётр Великий. |
Организация «Потешных полков».. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; Личностные: развивать самостоятельность |
Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»; высказывать свое отношение к личности Петра Великого; |
|
|||
|
52 |
Михаил Васильевич Ломоносов. |
Биография М.В.Ломоносова, его деятельность. Основание Московского университета. |
Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре |
Составлять план рассказа о М.В.Ломоносов, его заслугах.
|
|
|||
|
53 |
Екатерина Великая. |
Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям |
Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе |
Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачева; рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;
|
|
|||
|
54 |
Отечественная война 1812 года. П.р. « Работа с картой» |
Вторжение в Россию армии Наполеона. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Партизанское движение. Д.В.Давыдов. Победа над Наполеоном. |
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные определять причины, событий. Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. |
На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной |
ПР |
|||
|
55 |
Страницы истории ХIХ века. П.р. « Работа с картой» |
Декабристы, Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности. Технические достижения России в XIX веке. |
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные определять причины, событий. Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. |
В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, формулировать выводы по изученному материалу; |
ПР |
|||
4 четверть. 8 нед.*2 часа=16 часов |
|
|
Николай II – последний император России. Возникновение политических партий. В.И.Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков. |
||||||
|
56 |
Россия вступает в ХХ век. |
Николай II – последний император России. Возникновение политических партий. В.И.Ленин и партия большевиков. Октябрьская революция 1917 года. |
Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах |
Составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану
|
|
|||
|
57 |
Страницы истории 20 — 30-х годов. П.р. « Работа с картой» |
Образование СССР. Государственная собственность в промышленности. Борьба с неграмотностью. Индустриализация, коллективизация, культурная революция. |
Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений; Коммуникативные донести свою позицию до других: Личностные: формировать эстетические ценности и чувства |
Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; знакомиться с символикой герба СССР; сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов |
|
|||
|
58 |
Великая война и Великая Победа. П.р. « Работа с картой» |
Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. |
Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений; Коммуникативные донести свою позицию до других: Личностные: формировать эстетические ценности и чувства |
Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; |
|
|||
|
59 |
Начало освоения космоса |
Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», МКС. Распад СССР. |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; Личностные: развивать самостоятельность |
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, |
|
|||
|
60 |
Обобщение по теме «Страницы истории России» |
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения |
Личностные: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать основные понятия раздела, решать учебные задачи. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке |
Осуществлять запись выборочной информации |
|
|||
Раздел «Современная Россия» (8 ч) |
|
|
Раздел «Современная Россия» (8 ч) |
||||||
|
61 |
Основной закон России и права человека. |
Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция – основной закон страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка. |
Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах |
Анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей
|
|
|||
|
62 |
Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина РФ. |
Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Государственное устройство РФ: Президент, Федеральное собрание, правительство. |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; Личностные: развивать самостоятельность |
Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь Готовить рассказ о правах ребёнка на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта. |
|
|||
|
63 |
Славные символы России. |
Государственный герб, флаг и гимн. |
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. |
Знакомиться с особенностями герба РФ, его историей, символикой, знакомиться с флагом, знать его историю; выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения, |
|
|||
|
64 |
Понятие о государственных праздниках |
Понятие о государственных праздниках, День России, День Государственного флага, День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда. |
Регулятивные: перерабатывать полученную информацию; Познавательные наблюдать, исследовать свойства материалов, моделировать по образцу Коммуникативные уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений |
Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные; Рассказывать о родной стране и её святынях |
|
|||
|
65 |
Регионы и города России. П.р. « Работа с картой» |
Регионы и города России. |
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. |
Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал; презентовать проект |
|
|||
|
66 |
Регионы и города России. П.р. « Работа с картой» |
Регионы и города России. |
Регулятивные: перерабатывать полученную информацию; Познавательные наблюдать, исследовать свойства материалов, моделировать по образцу Коммуникативные уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений |
Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал; презентовать проект |
|
|||
|
67 |
Обобщающий урок по разделу «Современная Россия» |
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения |
Личностные:формирование личного отношения к окр миру Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательныевзаимосвязь природы и человека Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке |
Узнавать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. |
|
|||
|
68 |
Презентация проектов |
Презентация проектов. |
Личностные: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать основные понятия раздела, решать учебные задачи. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке |
Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал; презентовать проект |
|
|||
|
69 |
Презентация проектов |
Презентация проектов. |
Личностные: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать основные понятия раздела, решать учебные задачи. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке |
Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал; презентовать проект |
|