|
Утверждаю _______________________ Солякова Татьяна Николаевна, заместитель директора по учебно — воспитательной работе социально – математического отделения «_____» сентября 2011 г.
|
Календарно — тематическое планирование
2011- 2012 учебный год
Учитель: Ермолаева К.А.
Предмет: Литература
Класс: 10
Программа: Литература. Сборник нормативных документов/ сост. Э.Д.Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., — М. Дрофа, 2006 Программа по литературе для образовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой
Учебник: Юрий Лебедев: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях, — М. Просвещение, 2009
Поурочное планирование по литературе на 10 класс (Программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой)
3 ч. Х 34 = 102 ч.
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Требования к ЗУН |
Виды контроля |
|
1.1 |
1 |
Введение. Русская литература и русская история в 18-19 веках в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19в. Классицизм, сентиментализм, романтизм в русской литературе. |
1 ч. |
Знать/понимать:
Уметь:
|
|
|
2 |
Россия в первой половине 19в. Классицизм, сентиментализм, Романтизм. Зарождение реализма в русской литературе 19 века. |
1 ч. |
Знать/понимать:
Уметь:
|
Конспект-схема Фронтальный опрос |
|
3 |
А. С. Пушкин. Личность поэта. Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики: вольнолюбивая и философская лирика , |
1 ч. |
Знать/понимать:
Уметь:
|
Дифференцированный и комплексный анализ лирики |
1.2 |
4 |
А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии. |
1 ч. |
Выразительное чтение наизусть |
|
|
5 |
А.С.Пушкин. Любовная лирика, тема природы. Совершенство пушкинского стиха. |
1 ч. |
Устный и письменный отзыв о стихотворении |
|
|
6 |
А.С.Пушкин. «Медный всадник»: проблема власти, идея государственности. |
1 ч. |
Анализ средств воплощения авторской позиции: лирические отступления, эмоционально-оценочные слова и т.д. Сопоставительный анализ эпизодов. |
|
1.3 |
7 |
А.С.Пушкин. «Борис Годунов» Проблема народа и власти. Царь Борис и его противники и приспешники. |
1 ч. |
Характеристика героя |
|
|
8 |
Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для литературы. |
1 ч. |
Эссе |
|
|
9 |
М.Ю. Лермонтов. Своеобразие художественного мира, развитие в его творчестве пушкинских традиций. |
1 ч. |
Знать/понимать:
Уметь:
|
Составление сложного плана |
1.4 |
10 |
М.Ю.Лермонтов. Романтизм и реализм в творчестве. |
1 ч. |
Анализ-пересказ |
|
|
11 |
М.Ю.Лермонтов. Тема родины, поэта и поэзии, («Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик», «»Сон») любви, |
1 ч. |
Выразительное чтение |
|
|
12 |
М.Ю.Лермонтов. Мотив одиночества («И скучно и грустно», «Выхожу один я..») |
1 ч. |
Отзыв, анализ ИВС |
|
1.5 |
13 |
М.Ю.Лермонтов. Романтическое и реалистическое начало в лирике Лермонтова |
1 ч. |
Эссе |
|
|
14 |
Н.В. Гоголь. Литература середины 19 века как «эпоха Гоголя». Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект». |
1 ч. |
Знать/понимать:
Уметь:
|
Тезисный конспект |
|
15 |
Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. |
1 ч. |
Пересказ-извлечение |
|
1.6 |
16 |
«Нефантастическая фантастика» Гоголя. |
1 ч. |
Анализ произведения |
|
|
17 |
Русская литература второй половины 19 века. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический характер русской прозы. |
1 ч. |
Знать/понимать:
Уметь:
|
|
|
18 |
А.Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. |
1 ч. |
Знать/понимать:
Уметь:
|
Устные сообщения по теме |
1.7 |
19 |
А.Н.Островский. Борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах. ЕЁ столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. |
1 ч. |
Тезисный конспект по дополнительным источникам Выразительное чтение по ролям |
|
|
20 |
А.Н.Островский. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. |
1 ч. |
|
|
|
21 |
А.Н.Островский. «Бесприданница». Лариса и её трагическая судьба. |
1 ч. |
Характер героини – анализ эпизода |
|
1.8 |
21 |
А.Н.Островский. Быт и нравы русской провинции. |
1 ч. |
|
|
|
22 |
Сценическая история пьесы и её экранизация. Драматургическое мастерство Островского. Современные постановки пьес. |
1 ч. |
Инсценировка |
|
|
23 |
Критика: Добролюбов, Григорьев А.А. |
1 ч. |
Сочинение- рассуждение |
|
2.1 |
24 |
Тест по творчеству Островского. |
1 ч. |
|
|
|
25 |
И.А. Гончаров. Краткая биография писателя Общая характеристика 3 романов: «Обыкновенная история», «Обломов», « Обрыв». |
1 ч. |
Доклады Сообщения |
|
|
Знать/понимать:
Уметь:
|
|
|||
|
26 |
И.А.Гончаров « Обломов». История создания. Особенности композиции. Прием антитезы в романе. |
1 ч. |
Эссе |
|
2.2 |
27 |
И.А.Гончаров. Сущность характера героя, его мироощущения и судьба. |
1 ч. |
Сжатый пересказ Составление плана |
|
|
28 |
И.А.Гончаров. Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. |
1 ч. |
Анализ эпизодов Сопоставление эпизодов |
|
|
29 |
И.А.Гончаров. Обломов и Захар. |
1 ч. |
Сравнительная характеристика |
|
2.3 |
30 |
И.А.Гончаров. Обломов и Штольц. |
1 ч. |
||
|
31 |
И.А.Гончаров. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. |
1 ч. |
|
|
|
32 |
И.А.Гончаров. «Обломовщина» в романе и в жизни. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы. |
1 ч. |
Выборочный пересказ Пересказ-анализ |
|
2.4 |
33 |
И.А.Гончаров. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. |
1 ч. |
Анализ способов выражения авторской позиции |
|
|
34 |
И.А.Гончаров. «Обломов» — роман, утвердивший писателя как классика. Критика Добролюбов и Д. Писарева о романе. |
1 ч. |
Дискуссия |
|
|
35 |
Сочинение по роману «Обломов» |
1 ч. |
|
|
2.5 |
36 |
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. Творческая история романа «Отцы и дети». Острота и искренность писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. |
1 ч. |
Знать/понимать:
Уметь:
|
Тезисный конспект |
|
37 |
И.С.Тургенев. Конфликт «отцов» и «детей» ИЛИ КОНФЛИКТ ЖИЗНЕННЫХ ПОЗИЦИЙ. |
1 ч. |
Краткие сообщения по материалам учебника |
|
|
38 |
И.С.Тургенев. Базаров в системе действующих лиц. Оппоненты героя их нравственные и социальные позиции. |
1 ч. |
Анализ эпизода Характеристика героя, героини |
|
2.6 |
39 |
И.С.Тургенев. «Вечные темы» в романе. Смысл финала романа. |
1 ч. |
Сопоставление эпизодов Пересказ-извлечение |
|
|
40 |
И.С.Тургенев. «Тайный психологизм» : художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. |
1 ч. |
Выборочный пересказ, подбор цитат |
|
|
41 |
И.С.Тургенев. Авторская позиция и способы её выражения. Полемика вокруг романа. Критика Д. Писарева, Страхова Н.Н. |
|
Анализ способов выражения авторской позиции |
|
2.7 |
42 |
Сочинение по роману «Отцы и дети» Тургенева |
1 ч. |
|
|
|
43 |
Ф.И. Тютчев. Очерк жизни и творчества. Поэт- философ и певец родной природы. |
1 ч. |
Знать/понимать:
Уметь:
|
|
|
44 |
Ф.И.Тютчев. Раздумья о жизни, человеке и мироздании.( « Не то, что мните..», «Умом Россию..», ) |
|
|
|
2.8 |
45 |
Ф.И.Тютчев. Любовь как « поединок роковой».( «О как убийственно мы любим», «Нам не дано…», «К. Б.» «Последняя любовь») |
1 ч. |
Выразительное чтение наизусть |
|
|
46 |
Ф.И.Тютчев. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта. |
1 ч. |
Комплексный анализ текста Анализ ИВС |
|
|
47 |
Творческая мастерская . Анализ художественных средств стихотворений Тютчева. |
1 ч. |
Создание устных и письменных отзывов о стихотворении |
|
|
48 |
Резерв. |
1 ч. |
|
|
3.1 |
49 |
А.А. Фет. Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. «Зоркость по отношению к красоте» окружающего мира. |
1 ч. |
Выразительное чтение наизусть |
|
|
50 |
А.А. Фет. Творческая мастерская: анализ стихотворений («Поэтам», « Ещё весны душистой нега», «Ещё майская ночь», «Сияла ночь», «Шепот робкое дыханье»). |
1 ч. |
Комплексный анализ текста Анализ ИВС |
|
|
51 |
Фет и «теория чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний и мелодий. |
1 ч. |
Создание устных и письменных отзывов о стихотворении |
|
3.2 |
52 |
А.К. Толстой. Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира. Ведущие темы лирики. |
1 ч. |
Знать/понимать:
|
Комплексный анализ текста Анализ ИВС |
|
53 |
А.К.Толстой. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого А.К. Влияние романтической и фольклорной традиции на поэзию Толстого. |
1 ч. |
Создание устных и письменных отзывов о стихотворении |
|
|
54 |
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм в изображении жизни народа. |
|
Знать/понимать:
Уметь:
|
Устный рассказ по материалам учебника |
3.3 |
55 |
Н.А.Некрасов. Образы города и деревни. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. |
1 ч. |
Сопоставительный анализ стихотворений разных авторов Выразительное чтение наизусть |
|
|
56 |
Н.А.Некрасов. Поэма « Кому на Руси жить хорошо». История создания, сюжет, жанровое своеобразие, её фольклорная основа, смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. |
1 ч. |
Конспект-схема |
|
|
57 |
Н.А.Некрасов. Сюжет поэмы и авторские отступления. |
1 ч. |
Анализ сюжета и композиции-схема |
|
3.4 |
58 |
Н.А.Некрасов. Мастерство изображения жизни поэта. |
1 ч. |
Сопоставление эпизодов |
|
|
59 |
Н.А.Некрасов. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники» |
1 ч. |
Выборочный пересказ Характеристика героев Цитирование |
|
|
60 |
Н.А.Некрасов. Проблема счастья и смысла жизни в поэме. |
|
Дискуссия Сочинение-рассуждение |
|
3.5 |
61 |
Хетагуров К. Стихотворение из сборника «Осетинская лирика». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость его творчества к лирике Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, женской судьбы. |
1 ч. |
|
|
|
62 |
Н.С. Лесков. Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. |
1 ч. |
Знать/понимать:
Уметь:
|
Конспектирование Биографический рассказ |
|
|
Н.С.Лесков. Тупейный художник». Признание «маленького человека» и его судьба. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа. Близость к народной речи. |
|
Выявление стилевых особенностей текста Пересказ-анализ Характеристика героя |
|
3.6 |
63 |
М. Е. Салтыков –Щедрин. Жизнь и творчество. Жизненная позиция писателя. «История одного города»-сатирическая летопись истории Российского государства. |
1 ч. |
Ответы на вопросы |
|
|
64 |
М. Е. Салтыков –Щедрин. Сатирическое изображение смены градоначальников. Градоначальники и народ. |
1 ч. |
Сжатый пересказ Анализ эпизодов |
|
|
65 |
М. Е. Салтыков –Щедрин. Перекличка событий и героев с фактами российской истории. |
|
Выявление сатирических приемов |
|
3.7 |
66 |
М. Е. Салтыков –Щедрин. Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина. |
1 ч. |
Дискуссия |
|
|
67 |
Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке». |
|
Знать/понимать:
Уметь:
|
Сообщение, доклад |
|
68 |
Ф.М.Достоевский. « Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа. |
1 ч. |
Анализ эпизодов, сопоставление эпизодов |
|
3.8 |
69 |
Ф.М.Достоевский. Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. |
1 ч. |
Выборочный пересказ |
|
|
70 |
Ф.М.Достоевский. «Двойники» Раскольникова. |
|
Дискуссия |
|
|
71 |
Ф.М.Достоевский. Сонечка Мармеладова и проблемы нравственного идеала автора. |
1 ч. |
Выявление особенностей манеры повествования |
|
3.9 |
72 |
Ф.М.Достоевский. Мрачный облик Петербурга. Образы «униженных и оскорбленных». |
1 ч. |
Пересказ-извлечение |
|
|
73 |
Ф.М.Достоевский. «Идиот». Смысл названия. Судьба и облик главного героя- князя Мышкина. Трагический итог жизни. Христианский идеал человека в романе. |
|
Сопоставительный анализ эпизодов |
|
|
74 |
Ф.М.Достоевский. Образ Настасьи Филипповны, его роль в нравственной проблеме романа. |
1 ч. |
Сопоставительный анализ героев |
|
3.10 |
75 |
Сочинение по роману «Преступление и наказание». |
1 ч. |
Сочинение-рассуждение Эссе |
|
|
76 |
Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Военный опыт писателя. Изображение суровой правды войны в «Севастопольских рассказах». |
1 ч. |
Знать/понимать:
Уметь:
|
Биографический рассказ |
|
77 |
Л.Н.Толстой. «Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа –эпопеи. |
|
Сопоставительный анализ эпизодов разных авторов |
|
4.1 |
78 |
Л.Н.Толстой. История создания. Жанровое своеобразие, художественные особенности романа. «Мысль народная» в эпопее. |
1 ч. |
Выявление жанровых признаков |
|
|
79 |
Л.Н.Толстой. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Герои в поисках смысла жизни. |
1 ч. |
Анализ-схема системы образов Цитирование
|
|
|
80 |
Л.Н.Толстой. Различие путей нравственных поисков Пьера и Андрея. |
|
Сравнительный анализ героев |
|
4.2 |
81 |
Л.Н.Толстой. Женские образы романа — Наташа Ростова и Марья Болконская. Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. |
1 ч. |
Пересказ-извлечение-анализ |
|
|
82 |
Л.Н.Толстой. Война в романе. Партизанское движение и его герои. Платон Каратаев. |
1 ч. |
Выборочный пересказ |
|
4.3 |
83 |
Л.Н.Толстой. «Мысль семейная» в романе. |
1 ч. |
Анализ эпизодов |
|
|
84 |
Л.Н.Толстой. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. |
|
Анализ ИВС |
|
|
85 |
Тест по роману «Война и мир» |
1 ч. |
Эссе |
|
4.4 |
86 |
А.П. Чехов. Чехов –прозаик и Чехов-драматург. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики. «Мелочи жизни» в изображении писателя. |
1 ч. |
Знать/понимать:
Уметь:
|
Анализ приемов изображения героев |
|
87 |
А.П.Чехов. «Вишнёвый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова –драматурга произведений. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Смысл названия. Своеобразие жанра. |
|
Выявление художественных особенностей пьесы Чтение по ролям |
|
|
88 |
А.П.Чехов. Герои пьесы и их судьбы. |
1 ч. |
Анализ сцены Характеристика героев |
|
4.5 |
89 |
А.П.Чехов. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления — основа конфликта пьесы. |
1 ч. |
Анализ средств выражения авторской позиции |
|
|
90 |
А.П.Чехов. « Ионыч» Основная проблема рассказа. |
1 ч. |
Анализ художественных деталей |
|
|
91 |
А.П.Чехов. Образ Ионыча. Смысл жизни |
|
Комплексный анализ Рецензия |
|
4.6 |
92 |
Оноре де Бальзак «Гобсек». Тема власти денег. |
1 ч. |
Знать/понимать:
Уметь:
|
Отзыв о прочитанном произведении |
|
93 |
Реалистическое мастерство писателя. |
1 ч. |
||
|
94 |
Э. Гофман «Серапиновы братья». Связь реального и фантастического в романтическом произведении. «Двоемирие» в отражении действительности. |
|
Сравнительный анализ двух произведений разных авторов |
|
4.7 |
95 |
Ги де Мопассан «Ожерелье» Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. |
1 ч. |
Развернутый ответ на вопрос |
|
|
96 |
Читательская конференция по теме «Литература 19 века». |
1 ч. |
|
Презентация исследовательских работ |
|
97 |
Читательская конференция по теме «Литература 19 века». |
1 ч. |
|
|
4.8 |
98-102 |
Резерв. |
1 ч. |
|
|
Итог |
102 |
|
|