КТП по кубановедению 5 класс (34 часа) ФГОС

Календарно- тематическое планирование по кубановедению. 5 класс. (34 часа)

п/п

Содержание,

(разделы, темы)

Кол-во

час

Дата

Оборудование

Основные виды учебной деятельности

(УУД)

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1

Что и как изучает предмет «Кубановедение». Кубань — перекресток цивилизаций

1

01.09-06.09

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Формирование целостного и в то же время территориально-дифференцированного представления об истории и культу­ре родного края и своих населенных пунктов в древности. Диагностика развития общих учебных умений и навыков: работа с учебником, картой, справочным материалом и т. п. Формирование интереса и мотивации обучения, уважи­тельного отношения и сопричастности к истории своей малой родины. Умение работать в группе, умение слушать учителя, умение планировать работу в группе и оценивать ее результаты. Характеристика деятельности учащегося: Объяснять специфику предмета «Кубановедение». Само­стоятельно находить на карте России Краснодарский край и Республику Адыгея. Понимать отличие географической карты от исторической. Называть и показывать на карте реку Кубань, Чёрное и Азовское моря, Кавказские горы. Объяснять понятия археология, орудия труда. Называть эпохи истории первобытности (каменный, бронзовый и железный века). Разрабатывать мини-проект (возможно совместно с учителем технологии). Например, изготовить макет физической карты Краснодарского края из подручных материалов (аппликации из ткани, из бумаги, из зерна и т. д.).

РАЗДЕЛ I. КУБАНЬ В ЭПОХУ КАМЕННОГО ВЕКА (6 ч)

Тема 1. Древние собиратели и охотники (2 часа)

2

Древние собиратели и охотники

1

08.09-13.09

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Умение характеризовать основные этапы эволюции человека и расселение людей по территории Кубани. Развитие навыков работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации в источниках разных типов. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками Характеристика деятельности учащегося Раскрывать значение понятий культурный слой, пи­текантроп, первобытное человеческое стадо, присваивающее хозяйство, палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Показывать на карте пути переселения древних людей на Кубань. Устанавливать связь между изменениями климата, усовершенствованием орудий труда и занятиями населения. Называть и показывать на карте ранние стоянки: Абадзехскую, Хаджох и Шаханскую (Р. Адыгея).

3

Стоянки среднего палеолита на Кубани. Работа с текстом день».

1

15.09-

20.09

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Формирование представления об образе жизни, общественном строе и занятиях древних людей среднего палеолита на Кубани. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому про­шлому родного края. Умение работать в группе, умение слушать учителя, умение планировать работу в группе и оценивать ее результаты. Характеристика деятельности учащегося Объяснять понятия искусственное жилище, ритуал. Характеризовать изменения в жизни людей в связи с похо­лоданием климата. Показывать на карте важнейшие стоянки среднего палеолита: Ильскую, Губскую, монашескую, Баракаевскую, Ацинскую, Воронцовскую, Хостинскую. Рассказывать о жизни людей на Кубани в среднем палеолите, о зачатках религии. Составлять рассказ от третьего лица о стоянках первобыт­ного человека

Тема 2. Появление человека современного облика (2 часа)

4

Древние люди в позднем палеолите.

1

22.09-27.09

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Умение характеризовать основные этапы становления человека современного облика на территории Северного Кавказа. Развитие навыков работы с историческими источниками, терминами: проводить поиск исторической информации в источниках разных типов. Воспитание интереса к прошлому родного края. Умение работать в группе, умение слушать учителя, умение планировать работу в группе и оценивать ее результаты. . Характеристика деятельности учащегося Показывать на карте Кубани территорию расселения перво­бытных людей в позднем палеолите. Объяснять понятия эволюция, «костяной век», родовая община. Характеризовать новые способы охоты, новые орудия труда. Называть памятники верхнего палеолита на Кубани: Каменномостскую пещеру, Губские навесы. Составлять сравни­тельную таблицу «Родовая и соседская община». Выделять отличительные признаки человека современного типа.

5

Зачатки древнего искусства. Работа с текстом «Охота на мамонта».

1

29.09-

04.10

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Формирование исторического мышления при работе с ху­дожественным текстом. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Развитие бережного отношения к историческому прошло­му родного края. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками Характеристика деятельности учащегося Называть орудия труда и охоты, которыми человек поль­зовался в позднем палеолите. Рассказывать о приручении диких животных и начале развития скотоводства, а также за­чатках искусства и религии на Кубани. Пересказывать текст «Охота на мамонта». Рассказывать об особенностях повсед­невной жизни людей одного из древних племён.

Тема 3. Земледельцы и скотоводы (2 часа)

6

Земледельцы и скотоводы.

1

06.10-

11.10

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Формирование представления о религиозных верованиях первобытных людей на Кубани. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому про­шлому родного края. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками Характеристика деятельности учащегося: Рассказывать о переходе древнего человека от собиратель­ства и охоты к мотыжному земледелию. Отличать присваи­вающий тип хозяйства от производящего. Характеризовать хозяйственную деятельность людей в неолите. Объяснять, почему Кубань считают одним из древнейших центров зем­леделия и скотоводства на территории России. Составлять схему «Управление родовой общиной и племенем». Подготовить мини-проект. Например, изготовить макеты орудий труда и предметов вооружения каменного века или создать макет «Охота на мамонта», используя пластилин и другие подручные средства.

7

Эпоха энеолита на Кубани. Работа с текстом «Весенний праздник».

1

13.10-

18.10

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Формирование представления о религиозных верованиях первобытных людей на Кубани. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому про­шлому родного края. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками. Характеристика деятельности учащегося: Рассказывать о преимуществе медных орудий труда и охо­ты над каменными. Называть и показывать на карте ареалы памятников энеолита. Составлять план рассказа «Весенний праздник».

РАЗДЕЛ II. ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В ЭПОХУ БРОНЗЫ (5 ч)

Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры(1 час)

8

Майкопская и ямная куль­туры. Общественное раз­деление труда на Северном Кавказе.

1

20.10-

25.10

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Актуализировать и систематизировать знания об основ­ных этапах каменного века. Развитие исторического мышления через формирование способности понимать историческую обусловленность яв­лений и процессов, происходивших на Кубани в эпоху каменного века. Воспитание бережного отношения к истории своей ма­лой родины. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятие археологическая культура. Рас­сказывать об особенностях производства бронзы на Север­ном Кавказе, о первом общественном разделении труда. Выделять отличительные признаки майкопской и ямной археологических культур. Называть особенности произ­водящего и присваивающего хозяйств. Развивать навыки работы с историческими источниками. Показывать на карте наиболее известные памятники майкопской и ямной архео­логических культур.

Тема 5. Дольменная культура (2 часа)

9

Дольменная археологиче­ская культура.

1

27.10-

01.11

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Умение характеризовать особенности производства бронзы на Се­верном Кавказе, первого общественного разделения труда. Развитие навыков работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической инфор­мации о майкопской и ямной археологических культурах в источниках разных типов. Воспитание бережного отношения к историко-археологическим памятникам культуры родного края эпохи бронзы. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками.. Характеристика деятельности учащегося:выделять специфические черты мегалитических памятников. Называть и показывать на карте основные мегалитические памятники, находящиеся на территории Кубани. Рассказы­вать о вкладе учёного-археолога В. И. Марковича в исследо­вание дольменов Северо-Западного Кавказа.

10

Классификация дольме­нов. Работа с текстом «Камен­ное святилище».

1

10.11-

15.11

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Выяснить, что собой представляла эпоха мегалита и чем она была представлена на территории нашего края. Формирование у учащихся умения прослежи­вать причинно-следственные связи в историческом процессе Воспитывать интерес к древней истории и культуре род­ного края. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками Характеристика деятельности учащегося различать типы дольменов по внешнему виду. Называть период существования дольменной культуры. Рассказывать легенды о происхождении дольменов. Показывать на карте территории распространения дольменной культуры.

Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры (2 часа)

11

Северокавказская, катакомбная и срубная археологические культуры.

1

17.11-

22.11

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Формирование исторического мышления при работе с ху­дожественным текстом. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Продолжить обучение анализу и умению делать выводы, воспитывать интерес к древней истории. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками.. Характеристика деятельности учащегося Характеризовать особенности расселения племён северокав­казской и катакомб ной культур. Называть отличительные осо­бенности погребальных сооружений каждой археологической культуры. Раскрывать значение понятия катакомба. Показывать на карте территории распространения названных видов археологических культур. Рассказывать о вкладе Н. И. Веселовского в изучение памят­ников катакомбной культуры. Называть время существова­ния северокавказской и катакомбной культур. Воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры.

12

Племена срубной культуры, работа с текстом «Тайны Литейщика».

1

24.11-

29.11

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Охарактеризовать особенности расселения племён и по­гребальных культур. Развивать навыки работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической ин­формации об археологических культурах в источниках разных типов. Воспитывать бережное отношение к историко-археологическим памятникам культуры Кубани. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками. особенности общественного строя у племён раз­личных археологических культур. Характеристика деятельности учащегося: Объяснять происхождение названия «срубная культура». Раскрывать значение понятий реконструкция, сруб, литейщик, штольня, склеп. Показывать на карте места расселения племён срубной куль­туры. Составлять план рассказа «Тайны Литейщика». Работать в малых группах по определённому заданию. Срав­нивать особенности археологических культур по заданному плану: территория распространения, занятия племен, осо­бенности быта, обряды захоронения, время существования. Разрабатывать проект по одной из пройденных тем. Напри­мер, изготовить макет дольмена

РАЗДЕЛ III. КОЧЕВЫЕ И ОСЕДЛЫЕ ПЛЕМЕНА ПРИКУБАНЬЯ В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ (8 ч)

Тема 7. Кочевники кубанских степей (3 часа)

13

Кочевники кубанских степей. Киммерийцы и скифы.

1

01.12-

06.12

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Познакомить учащихся с занятиями и религиозными ве­рованиями племен Северо-Западного Кавказа в эпоху поз­дней бронзы. Развивать творческие способности учащихся, продолжить работу над формированием умений рассуждать, опериро­вать уже имеющимися знаниями, научить выделять глав­ное в печатном тексте. Повышение интереса к древней истории родного края. Характеристика деятельности учащегося: называть дату перехода от эпохи бронзы к раннему железу на территории Северо-Западного Кавказа. Рассказывать о втором крупном общественном разделении труда, произо­шедшем в раннем железном веке. Рассказывать об особенностях обработки железа и меди. Раскрывать значение понятий сыродутный способ, лемех, бальзамирование, «звериный» стиль, плацдарм.Рассказывать о погребальных обрядах скифов и ким­мерийцев, выделять общее и особенное. Называть во­оружение скифов: меч-акинак, лук и стрелы, шлем. Знать учёных и археологов (Геродот, Н. Е. Берлизов, И. И. Марченко), изучавших племена киммерийцев и скифов.

14

Племена сарматов в степях Кубани.

1

08.12-

13.12

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Формирование умения работать с исторической картой. Развивать навыки логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. На примере истории археологических культур Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры — чувства товарищества, долга, уважения к своим одноклассникам. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками. Характеристика деятельности учащегося: называть дату проникновения сарматов в Прикубанье. Рас­крывать значение понятий сарматы, кибитка, номады, сираки, курган. Показывать на карте территорию проживания сарматских племён и места погребений. Характеризовать особенности быта сарматских племён.

15

Античные авторы о кочев­никах: Геродот, Гиппократ, Страбон и др. Работа с тек­стом «Курган в степи».

1

15.12-

20.12

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Формирование умения работать с исторической картой. Развивать навыки логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. На примере истории археологических культур Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры — чувства товарищества, долга, уважения к своим одноклассникам. Формирование умения выражать свои мысли, планировать свою работу в группе со сверстниками. Характеристика деятельности учащегося: Рассказывать о работе археолога. Называть авторов (Геро­дот, Гиппократ, Страбон) письменных источников, в которых содержатся сведения о Кубани. Работать с текстом исторического источника. Понимать не­обходимость критического отношения к их содержанию. Вы­делять значимость археологических находок (орудий труда, боевого оружия, посуды, ювелирных изделий) для познания истории. Сравнивать обряды захоронения у скифов и сарматов. По­казывать по карте найденные археологами места сиракских и сарматских погребений. Уметь составлять рассказ на одну из предложенных учителем тем.

Тема 8. Меоты — земледельческие племена Северо-Западного Кавказа (2 часа)

16

Меоты — земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.

1

22.12-

27.12

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Выяснить, что собой представляла эпоха раннего железа и как она была представлена на территории Кубани. Продолжить формирование у учащихся умения проследить причинно-следственные связи в историческом процессе. Воспитание бережного отношения к историческому про­шлому родного края. меотских племенах и меотской культуре. Характеристика деятельности учащегося: Объяснять понятия меоты, городище, Меотида, Боспор Киммерийский. Называть меотские племена и по­казывать на карте места их расселения. Описывать костюм и вооружение меотского воина.Определять роль учёного-археолога Н. В. Анфимова в ис­следовании памятников меотской культуры. Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».

17

Занятия и обществен­ный строй меотов. Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».

1

12.01-

17.01

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Выяснить, что собой представляла эпоха раннего железа и как она была представлена на территории Кубани. Продолжить формирование у учащихся умения проследить причинно-следственные связи в историческом процессе. Воспитание бережного отношения к историческому про­шлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: Характеризовать особенности занятий и общественного строя меотов. Составлять сравнительные таблицы. Объяс­нять понятия торевты, амфора. Определять датировку меотской культуры. Описывать городища меотов. Показывать на карте станицы Елизаветинскую, Старокорсунскую, Пашковскую, хутора Ленина, Лебеди, в которых обнару­жены памятники меотской культуры. Рассказывать о царице Тиргатао. Характеристика деятельности учащегося:

Тема 9. Мифология. Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанье (3 часа)

18

Мифология скифов, меотов, сарматов. Верования скифов.

1

19.01-

24.01

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Выяснить, что собой представляла эпоха раннего железа и как она была представлена на территории Кубани. Продолжить формирование у учащихся умения проследить причинно-следственные связи в историческом процессе. Воспитание бережного отношения к историческому про­шлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: рассказывать о вкладе Геродота в изучение народов При­кубанья. Знать легенды о происхождении скифов. Называть особенности религии скифов. Уметь сравнивать верования скифов и эллинов. Рассказы­вать о скифских богах, называть их имена. Приводить аргу­менты в пользу того, что скифы и близкие им кочевые народы переживали период появления социального неравенства

19

Обряды и культ предков у скифов, меотов, сарматов. Работа с текстом «Бычья шкура».

1

26.01-

31.02

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Формирование представления о меотских племенах, тер­ритории их обитания, об их культуре, занятиях и обще­ственном строе. Развитие навыков работы с терминами и понятиями, ис­торическими источниками. Воспитывать интерес к древней истории и культуре род­ного края. Характеристика деятельности учащегося: приводить примеры, подтверждающие существование у ски­фов веры в загробную жизнь, культов умерших предков, пло­дородия и др. Называть ритуальные предметы. Объяснять значение понятия ритон. Составлять план рассказа «Бычья шкура». Рассказывать об особенностях погребального обряда у скифов.

20

Материальная культура кочевого и оседлого населе­ния Прикубанья. «Звериный стиль» в искусстве.

1

02.02-

07.02

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Формирование представления о меотских племенах, тер­ритории их обитания, об их культуре, занятиях и обще­ственном строе. Развитие навыков работы с терминами и понятиями, ис­торическими источниками. Воспитывать интерес к древней истории и культуре род­ного края. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия материальная культура, горит, «звериный стиль», грифон, эпос, нарты. Описы­вать костюмы скифов, меотов, сарматов. Называть отличия скифского «звериного стиля» от сарматского. Объяснять, какой магический смысл имели изображения животных на предметах и вещах. Приводить примеры, подтверждающие существование в культуре народов Северного Кавказа эле­ментов культуры скифов, меотов, сарматов.

РАЗДЕЛ IV. ГРЕЧЕСКИЕ КОЛОНИИ НА БЕРЕГАХ ЧЁРНОГО И АЗОВСКОГО МОРЕЙ (10 ч)

Тема 10. Начало древнегреческой колонизации (10 часов)

21

Начало древнегреческой колонизации

1

16.02-

21.02

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Охарактеризовать основные причины переселения древ­них эллинов на Кубань. Развивать навыки причинно-следственного анализа ис­торических событий. Воспитывать бережное отношение к историческому про­шлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: называть причины древнегреческой колонизации. Показы­вать на карте территорию Боспорского государства и города-колонии: Пантикапей, Фанагорию, Горгиппию, Гермонассу и др. Называть предметы античного импорта и экспорта. Объяснять понятия колония, демос, знать, полис. Называть основные факторы, влияющие на выбор места для новой колонии: наличие пресной воды, удобная бухта, пло­дородные земли. Соотносить названия греческих колоний с названиями совре­менных географических объектов.

22

Миф о путешествии арго­навтов. Северное Причерно­морье в поэмах Гомера.

1

23.02-

28.03

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому про­шлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия аргонавты, лестригоны, амазон­ки, миф. Рассказывать о том, как представляли себе древ­ние греки Причерноморье и народы, его населявшие. Пересказывать миф о путешествии аргонавтов. Рассказывать о встречающихся в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» описаниях Чёрного моря, природы Северного Причерномо­рья, а также скифов и киммерийцев. Работать в группах, со­ставлять схему путешествия аргонавтов

23

Мифы об Ахилле, Ифигении, Бослоре Киммерийском и Ио

1

02.03-

07.03

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Рассмотреть, каким было отношение в Древней Греции к населению Северного Причерноморья. Развитие навыков самостоятельной работы с исторически­ми источниками, художественным текстом; умения твор­чески представить полученную информацию. Воспитание бережного отношения к историческому про­шлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: понятия нереиды, ойкисты. Знать происхож­дение названий Понт Эвксинский, Боспор Киммерийский, Меотида, Кавказ, Понт Аксинский, Таврида. Пересказывать и понимать мифы об Ахилле, Ифигении, Ио. Рассказывать о влиянии мифов на образ жизни греков и их адаптацию в городах-колониях. Подготовить презентацию на одну из пройденных тем. Например, «Чёрное море и При­черноморье в мифах древних греков».

24

Повседневная жизнь ко­лонистов. Работа с текстом «Микка — дочь Стратоника».

1

9.03-

14.03

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Выяснить, что собой представляла жизнь греческих коло­ний на берегах Черного и Азовского морей. Продолжить формирование у учащихся умения прослежи­вать причинно-следственные связи в историческом процессе. Воспитание бережного отношения к историческому про­шлому Кубани. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия амазонки, эллины, Пантикапей. Понимать и пересказывать мифы о Геракле, Прометее и ама­зонках. Находить в текстах информацию о территории Прикубанья. Объяснять, почему легенды о Геракле имели огромное зна­чение как для скифов, так и для греков

25

Повседневная жизнь ко­лонистов. Работа с текстом «Микка — дочь Стратоника».

1

9.03-

14.03

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Формирование представления о религиозных верован жителей древнегреческих горЪдов-колоний. Развитие навыков работы с историческими источника художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: понятия метрополия, экспорт, импорт, керамика, жрица, Афродита, агора. Характеризовать основные занятия греков-колонистов в Прикубанье. Объ­яснять происхождение названия Горгиппия. Рассказывать о торговых связях греческих колонистов с городами Греции. Называть товары, которые ввозились в Боспорское царство и вывозились из него. Характеризовать особенности торговли колонистов с меотами. Составлять план рассказа «Микка — дочь Стратоника».

26

Союз греческих городов-полисов. Образование и рас­цвет Боспорского государства.

1

16.03-

21.03

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Формирование у учащихся представления об особеннос­тях системы управления и хозяйственной деятельности Боспорского царства, выявление причин его упадка. Развитие навыков проведения поиска исторической ин­формации в источниках разных типов. Воспитание интереса к прошлому родного края. Основные исторические личности: династии Археанактидов и Спартокидов. Характеристика деятельности учащегося: Показывать на карте Боспорское царство. Объяснять поня­тия Боспорское царство, архонты, Синдика, гре­ческая кавалерия, штандарт, гвардия, поножи. Называть представителей династий, правивших Боспорским государством: Спартак I, Левкон I, Перисад I, Савмак. Рас­сказывать об отношениях правителей и граждан Боспора с местными племенами. Показывать современные населённые пункты, на месте которых проходила восточная граница Бо­спорского царства: город Крымск, станицы Старонижестеблиевская, Раевская.

27

Падение Боспорского цар­ства. Работа с текстом «Битва на реке Фат».

1

31.03-

04.04

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Формирование исторического мышления при работе с ху­дожественным текстом. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому про­шлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: объяснять причины ослабления Боспорского царства. Рас­сказывать о роли готов и гуннов в уничтожении Боспорского царства. Инсценировать сражение на реке Фат. Составлять схему битвы.

28

Культура, быт и верования жителей греческих городов-колоний.

1

06.04-

11.04

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Познакомить учащихся с развитием греческого образо­вания и театра. Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, составления связного рассказа. Воспитывать чувство прекрасного, уважение к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия адрон, гинекея, лекиф, некрополь, микротехника, симпосии, терракота, риторика, реквизит, стригиль. Выделять общее и особенное в куль­туре греческих городов и колоний Эллады. Характеризовать повседневный быт жителей Боспора. Составлять рассказы о школах, театрах, спортивных состязаниях в городах-колониях. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).

29

Боспор в римское время.

1

13.04-

18.04

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Познакомить учащихся с развитием архитектуры, живо­писи и поэзии. Продолжить развитие навыков составления рассказа, уме­ния делать выводы, работать с исторической картой. Воспитывать чувство прекрасного, уважение к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия ипподром, термы, эпитафия, тамообразные знаки, фрески, варвар, гиматий, склеп, апостол. Рассказывать о влиянии римских культур­ных традиций на архитектуру, живопись и быт греческих коло­ний. Приводить примеры «варваризации» античного искусства.

30

Причерноморье на пути к христианству. Работа с тек­стом «Тиргатао — царица синдов».

1

20.04-

25.04

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Формирование представления о взаимоотношениях вож­дей меотов и правителей Боспора. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому про­шлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: Называть причины интереса босгюрян к христианскому уче­нию. Определять роль апостола Андрея Первозванного в распространении христианских епархий на Северо-Западном Кавказе. Объяснять понятия базилика, христианство, апостол, штандарт. Иллюстрировать сюжеты рассказа «Тиргатао — царица синдов» (по выбору). Разработать мини-проект на одну из изученных тем. Напри­мер, изготовить костюмы героев античных мифов. Возможны варианты совместных проектов с учителями музы­ки, литературы и изобразительного искусства

Итоговое повторение и проектная деятельность (4 часа)

31

Кубань в эпоху каменного века.

1

27.04-

02.05

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Формирование исторического мышления при работе с ху­дожественным текстом. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому про­шлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: рассказывать и показывать на карте, как происходило засе­ление Кубани древними людьми. Называть и показывать на карте стоянки каменного века. Составлять описание искус­ственного жилища, орудий труда. Рассказывать о занятиях и верованиях древних людей. Подготовить проект на одну из изученных тем, например, инс­ценировать один из эпизодов рассказа «Весенний праздник».

32

Период бронзового века на территории Северо-Западного Кавказа

1

04.05-

09.05

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Формирование исторического мышления при работе с ху­дожественным текстом. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому про­шлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: называть особенности археологических культур на терри­тории Кубани. Показывать на карте места расселений пле­мён северокавказской, катакомбной, дольменной и срубной культур. Сравнивать занятия племён и обряды захоронения. Разрабатывать проект по пройденным темам, например, под­готовить презентацию «Типы дольменов и их расположение на территории Краснодарского края».

33

Кубань в эпоху раннего же­лезного веха.

1

11.05-

16.05

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Формирование исторического мышления при работе с ху­дожественным текстом. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к историческому про­шлому родного края. Характеристика деятельности учащегося: рассказывать о кочевниках и оседлых племенах, живших в Прикубанье в раннем железном веке. Выполнять иллюстра­ции к легендам о происхождении скифов, к рассказам «Курган в степи», «Городок у дубовой рощи», «Бычья шкура» (по вы­бору).

34

Греческие города-государ­ства на кубанской земле.

1

18.05-

25.05

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Выявить, роль выдающихся исследователей Кубани, их вклад в развитие культурного наследия родного края. Развивать навыки поиска информации по заданной теме, участия в проектной деятельности, Характеристика деятельности учащегося: о Боспорсюм царстве. Характеризовать по­вседневную жизнь, хозяйственную деятельность, верования, особенности культуры жителей греческих городов-колоний и Боспора римского времени. Принять участие в разработке коллективного проекта на одну из пройденных тем.

Календарно- тематическое планирование по кубановедению 6 класс. (34 часа)

п/п

Раздел, тема

Кол-во

час

Дата

Оборудование

Основные виды учебной деятельности

(УУД)

Теоретические сведения

План

факт

Введение (1 ч)

1

Кубань – перекресток цивилизаций

1

01.09-06.09

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Адекватно воспринимать предложение учителя. Формировать собственное мнение к познанию. Характеристика деятельности учащегося объяснять духовно-нравственный смысл понятия малая ро­дина. Называть этнокультурные особенности региона: много­национальный и многоконфессиональный состав населения. Ознакомиться со структурой учебного пособия, а также аппа­ратом усвоения знаний.

РАЗДЕЛ I. ПРИРОДА МАЛОЙ РОДИНЫ И ЧЕЛОВЕК (8 ч)

Тема 1. Источники информации о малой родине (1 час)

2

Источники знаний о приро­де, населении и истории сво­ей местности.

1

08.09-13.09

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Составлять план и последовательность действий. Определять объекты и явления. Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия источники знаний, заповедник, топонимический словарь, фенология биоклима­тическая карта, вегетация, музей, архив. Называть источники информации о малой родине: археологи­ческие находки, греческие мифы и легенды, труды античных авторов, работы дореволюционных и современных исследо­вателей, отчёты ОЛИКО. Уметь находить необходимую информацию в энциклопедиче­ских и топонимических словарях. Называть учёных и краеведов — исследователей природы и истории Кубани Е. Д. Фелицына, Ф. А. Щербину, В. П. Чучмай, С. А. Литвинскую, В. И. Борисова, В. П. Бардадыма, И. П. Лотышева, Г. К. Плотникова, В. Н. Ратушняка и др.

Тема 2. Неповторимый мир природы (4 часа)

3

Особенности природы Ку­бани и своей местности.

1

15.09-

20.09

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Составлять план и последовательность действий. Определять объекты и явления. Контролировать и оценивать процесс и результат действий Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия бора, пороги, дельта, плавни, ли­манн Характеризовать географическое положение Краснодарско­го края и своей местности. Показывать на карте территорию Краснодарского края. Называть и определять географические координаты города Краснодара. Характеризовать рельеф, особенности климата Краснодарского края и своей мест­ности. Называть полезные ископаемые, водные объекты, почвы Краснодарского края и своего населённого пункта. Показывать на карте Азово-Кубанскую равнину, Таманский полуостров, Кавказские горы, гору Цахвоа, реку Кубань, озёра Ханское и Абрау, Бейсугский лиман.

4

Растения, которые нас окружают.

1

22.09-27.09

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Составлять план и последовательность действий. Осуществлять поиск и выделение необходимой информацией. Осуществлять сбор информации. Формулировать собственное мнение Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия сорные растения, аллергия. При­водить примеры растений своей местности. Объяснять, какие растения следует считать лекарственными. Называть рас­тения, наиболее часто встречающиеся на Кубани. Рассказы­вать, как меняется растительный мир Кубани с севера на юг и с изменением высоты. Подготовить мини-проект. Например, организовать наблюде­ния за растениями с целью предсказания погоды.

5

Животные — обитатели населённых пунктов.

1

29.09-

04.10

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение Характеристика деятельности учащегося: раскрывать значение понятий дикие, домашние и синантропные животные. Называть животных, наиболее часто встречающихся на тер­ритории Краснодарского края и своей местности. Рассказы­вать о насекомых и птицах своей местности.

6

Природные достопримеча­тельности и памятники приро­ды, истории и культуры.

1

06.10-

11.10

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Составлять план и последовательность действий. Определять объекты и явления. Контролировать и оценивать процесс и результат действий Характеристика деятельности учащегося: раскрывать значение понятий природные достопри­мечательности, памятники природы, истории и культуры, рекреация, каскад, эстетика, сталак­титы, сталагмиты, сталагнаты, селекция Приводить примеры наиболее известных достопримечатель­ностей, памятников природы, истории и культуры на террито­рии Краснодарского края и своей местности. Выделять виды природных памятников. Составлять отчет об экскурсии. Работать над проектом виртуальной экскурсии по заданию учителя. Выполнить мини-проект. Например, подготовить сообщение об одном из достопримечательных объектов на территории своего района.

Тема 3. Изменение природы человеком (1 час)

7

Влияние человека на природу своей местности

1

13.10-

18.10

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение Характеристика деятельности учащегося: значение понятий заказник, заповедник, биоиндикаторы, степные блюдца, коса, плотина, экология, акватория, заказник. Рассказывать о влиянии человека на природу. Принимать участие в мероприятиях по охране природы родного края. Называть и показывать на карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Высказывать свои предложения по охране окружающей среды. Объяснять актуальность при­родоохранных мер. Подготовить мини-проект. Например, составить описание эко­логического состояния ближайшего водоёма.

Тема 4. Население (2 часа)

8

Население Кубани и вашей местности.

1

20.10-

25.10

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение. Характеристика деятельности учащегося: показывать на административной карте Краснодарского края территорию своего района (города). Знать площадь и число жителей. Называть административные районы Краснодарско­го края, крупные города, станицы. Знать площадь территории Краснодарского края и численность его жителей. Называть основные особенности городских и сельских поселений. Рас­сказывать о своём населённом пункте. Определять понятие Кубань и Краснодарский край. Рассказывать о культуре, истории, традициях народов Куба­ни. Анализировать взаимосвязь и взаимовлияние обычаев и традиций народов Кубани. Формировать толерантное отно­шение к представителям разных национальностей. Подготовить мини-проект. Например, составить сообщение о традициях и обычаях одного из народов, проживающих на Кубани.

9

Виды хозяйственной дея­тельности жителей Кубани.

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Оказывать соотношение в сотрудничестве. Характеристика деятельности учащегося: примеры влияния природных условий на хозяй­ственную деятельность жителей Кубани. Рассказывать о за­нятиях населения Кубани в прошлом и в настоящее время. Сравнивать виды хозяйственной деятельности в сельских на­селённых пунктах и в городских. Разработать проект по одной из пройденных тем. Например, подготовить презентацию «Народные умельцы моего района (населённого пункта)».

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)

10

Итоговое повторение и проектная деятельность по теме «Природа малой родины и человек»

1

27.10-

01.11

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Оказывать соотношение в сотрудничестве. Характеристика деятельности учащегося «портрет» своей местности, используя вопросы и задания на стр. 50 учебника. Подготовить мини-проект, например, выпустить газету на тему «Кубань, Кубань-души моей отрада».

РАЗДЕЛ И. ИСТОРИЯ КУБАНИ В IVXV1 вв. (14 ч)

Тема 5. Кубань в эпоху Средневековья (3 часа)

11

Военные походы гуннов.

1

10.11-

15.11

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Осуществлять сбор информации. Формулировать собственное мнение. Проявлять активность для решения познавательных задач. Характеристика деятельности учащегося: раскрывать значение понятий гунны, военная организа­ция, ясы, Великое переселение народов. Показывать на карте направления завоевательных походов гуннов на территории Кубани. Характеризовать особенности вооружения и военной тактики гуннов, хозяйственную жизнь и общественный строй. Комментировать высказывания Аммиака Марцеллина о гун­нах. Рассказывать о последствиях гуннского нашествия на Северный Кама*

12

Великая Булгария. Авар­ский каганат.

1

17.11-

22.11

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение. Характеристика деятельности учащегося: значение понятий обры, патрикий, этногра­фия, каганат. Характеризовать образ жизни, хозяйство, верования, систему управления в Великой Булгарии. Показывать на карте терри­торию Великой Булгарии. Называть причины распада Вели­кой Булгарии. Рассказывать об основании и падении Аварско­го каганата, показывать на карте его территорию в пределах Приазовья и Причерноморья.

13

Расцвет и падение Хазар­ского каганата.

1

24.11-

29.11

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Составлять план действий .Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Формировать собственное мнение к познанию. Характеристика деятельности учащегося: понятия язычники, иудаизм, ислам, христи­анство, каган, хан, Тюркский каганат. Показывать на карте территорию Хазарского каганата. Рассказывать об истории его образования. Называть причины, способствовавшие росту и могуществу Хазарского каганата. Характеризовать внутреннюю организацию Хазарского каганата, особенности быта племён, верования.Называть основные источники дохода правителей Хазарии. Объяснять причины падения каганата. Характеризовать вза­имоотношения восточных славян с Хазарским каганатом на основе отрывка из «Повести временных лет». Делать вывод о роли и месте Хазарского каганата в истории Прикубанья. Составлять устный рассказ о путешествии русских купцов в Итиль, используя текст учебника и иллюстрации.

Тема б. Восточные славяне в Прикубанье. Тмутараканское княжество (4 часа)

14

Проникновение восточ­нославянских дружин в При­кубанье.

1

01.12-

06.12

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Осуществлять сбор информации. Формулировать собственное мнение. Проявлять активность для решения познавательных задач. Характеристика деятельности учащегося объяснять понятия Артания, Куява, Славия, факто­рия, волок. Рассказывать о походах восточнославянских дружин в прикаспийские земли, а также об успехах Киевской Руси в период правления Святослава Игоревича. Характери­зовать личные качества князя Святослава на основе рассказа из летописи «Повесть временных лет», а также описывать его внешний облик после прочтения записей византийского исто­рика Льва Диакона Калойского.

15

Русское княжество на Та­манском полуострове.

1

08.12-

13.12

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Осуществлять сбор информации. Формулировать собственное мнение. Проявлять активность для решения познавательных задач. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия князь, княжество, усобица. Расска­зывать об основании Тмутараканского княжества, называть дату его образования (конец X в.).

16

Тмутаракань после смерти Ярослава Мудрого.

1

15.12-

20.12

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Составлять план действий .Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Формировать собственное мнение к познанию. Характеристика деятельности учащегося:показывать на карте территорию Тмутараканского княжества. Характеризовать отношения между касожскими и тмутараканскими князьями. Рассказывать о борьбе Ярослава и Мстисла­ва за княжение в Тмутаракани.

17

«Земля незнаемая». По­ловцы и аланы на Кубани.

1

22.12-

27.12

2014

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение. Характеристика деятельности учащегося рассказывать о борьбе русских князей за тмутарапанский пре­стол после смерти Ярослава Мудрого, а также о роли игумена Никона в выдвижении кандидатуры князя Глеба на княжение. Объяснять значение для изучения истории Кубани Тмутара­канского камня, найденного на Таманском полуострове.

Тема 7. Кубань в XIIIXV вв. Между ордынцами и генуэзцами (3 часа)

18

Борьба народов Север­ного Кавказа с монгольскими завоевателями.

1

12.01-

17.01

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Составлять план действий .Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Формировать собственное мнение к познанию. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятия половцы, кыпчаки, «каменные бабы». Называть дату (1094 г.) последнего упоминания Тму­тараканского княжества в древнерусских летописях. Расска­зывать об упоминании Тмутаракани в «Слове о полку Игоре­вен. Объяснять причины ослабления, а затем и прекращения существования Тмутараканского княжества. Объяснять причины переселения половцев на Кубань. Пока­зывать на карте территорию проживания половцев. Называть памятники культуры, оставленные половцами («каменные бабы»). Рассказывать об аланах и роли Аланского государства в средневековой истории Северного Кавказа Объяснять, как складывались взаимоотношения алан и адыгов. Составлять описание народов Прикубанья по плану, предложенному учи­телем.

19

Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа.

1

19.01-

24.01

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Составлять план действий .Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Формировать собственное мнение к познанию. Характеристика деятельности учащегося: рассказыватьо торговом соперничестве Венеции и Генуи, сотрудничестве и конфликтах генуэзцев с золотоордынцами. Называть и показывать на карте крупные генуэзские колонии в Причерноморье и Приазовье. Раскрывать особенности управления колониями. Характери­зовать взаимоотношения итальянцев с черкесской знатью. Оценивать вклад итальянцев в развитие экономики и хозяй­ства региона. Составлять рассказ о национальном составе населения региона. Показывать на карте пути проникновения итальянцев в Прикубанье.

20

Посредническая деятель­ность генуэзцев.

1

26.01-

31.02

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение. Характеристика деятельности учащегося: объяснять значение терминов сурожане, резиденция, епархия. Называть основные товары экспорта и импорта колоний. Объяснять особенности торговли (натуральный об­мен) генуэзцев с местным населением.

Тема 8. Народы Кубани в XVI в. (4 часа)

21

Племена адыгов после распада Золотой Орды.

1

02.02-

07.02

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Составлять план действий .Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Формировать собственное мнение к познанию. Характеристика деятельности учащегося Объяснять понятия подсечная и переложная системы земледелия, уорки, тфокотли, уздени, тлекот-леши, вассалы, бортничество, джигиты, фео­дальная общественная лестница, пши, наездни­чество. Описывать занятия адыгских и адыго-абхазских племён. Называть и показывать на карте территорию проживания адыгских племён. Характеризовать общественный строй, су­ществовавший у адыгов до XVI в. Рассказывать об обычаях и религиозных верованиях адыгов. Комментировать описание быта адыгов, составленное Джор-джио Интериано. Составлять схему системы управления в адыгском обществе.

22

Ногайцы на Кубани.

1

9.02-

14.02

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Составлять план действий .Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Формировать собственное мнение к познанию. Характеристика деятельности учащегося: Объяснять понятия мурзы, беи, уздени, чагары, беки, улусы. Рассказывать об истории происхождения ногайцев и заселе­ния ими территории Прикубанья. Показывать на карте места расселения ногайцев. Делать вы­вод о влиянии природных факторов на занятия и образ жизни ногайцев. Рассказывать о жизни ногайского кочевья, религиозных ве­рованиях. Определять роль духовенства в жизни ногайского общества. На основе текста учебника делать выводы о харак­тере отношений ногайцев и Московского государства.

23

Борьба горцев против ту­рецких завоевателей.

1

16.02-

21.02

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение. Характеристика деятельности учащегося Объяснять понятие янычары. Обозначить цели Турции на Северо-Западном Кавказе. Рас­сказывать о турецком завоевании горских народов в XV-XVI вв. Комментировать успехи Османской империи и Крым­ского ханства на Северном Кавказе в конце XVI в.

24

Политика России на Се­верном Кавказе.

1

23.02-

28.03

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач.. Характеристика деятельности учащегося: объяснять понятие посольство. Рассказывать о значении Северо-Кавказского региона во внешней политике России. Называть причины, заставившие адыгов прибегнуть к покровительству России. Рассказывать об истории северокавказских посольств в Мо­скву. Приводить примеры, подтверждающие осложнение рус­ско-адыгских отношений во второй половине XVI в.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

25

Народы, проживавшие на территории Кубани в эпоху Средневековья,

1

02.03-

07.03

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Оказывать соотношение в сотрудничестве. Характеристика деятельности учащегося: Называть народы, обитавшие на Северо-Западном Кавказе в период с IV по XVI в. Рассказывать об исторической судьбе гуннов, булгар, аваров,хазар, монголо-татар, проживавших на кубанской земле в эпо­ху Средневековья. Оценивать роль Тмутаракани, Алании, Ве­неции и Генуи в средневековой истории Северного Кавказа. Комментировать отношения между горцами и Российским государством. Разрабатывать проект по одной из изученных тем, например, «Адыгейское общество в XVI в.».

РАЗДЕЛ III. КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПРИКУБАНЬЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (8 ч)

Тема 9. Религиозные верования жителей Северо-Западного Кавказа (5 часов)

26

Языческие верования вос­точных славян и адыгов.

1

9.03-

14.03

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Составлять план действий .Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Формировать собственное мнение к познанию. Характеристика деятельности учащегося: Объяснять понятия волхвы, язычество, идол, жрецы, пантеон, святилище. Называть богов, которым поклонялись восточные славяне. Характеризовать особенности религиозных верований вос­точных славян и адыгов. Называть основных богов языческого пантеона адыгов: Тлепш, Мизитх, Зейкутх, Псыхъуэгуашэ, Ахын, Щыблэ. Де­лать вывод о влиянии языческих верований на особенности хозяйственной деятельности адыгов.

27

Распространение христи­анства на Северо-Западном Кавказе.

1

16.03-

21.03

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Осуществлять сбор информации. Формулировать собственное мнение. Проявлять активность для решения познавательных задач. Характеристика деятельности учащегося Объяснять понятия епископ, епархия, христианиза­ция, апостол.Называть причины и время распространения христианства на Кубани. Рассказывать о путях проникновения христианства на Северный Кавказ.Называть проповедника христианства Андрея Первозванно­го, а также византийского императора Юстиниана, при кото­ром была осуществлена масштабная христианизация наро­дов Северного Кавказа. Рассказывать об особенностях христианизации Хазарского каганата. Показывать на карте расположение первых христи­анских епархий.

28

Тмутаракань — очаг хри­стианства на краю «русского мира».

1

31.03-

04.04

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Характеристика деятельности учащегося Называть автора летописных сводов, церковного и политиче­ского деятеля Никона. Рассказывать о его проповеднической деятельности в Тмутаракани. Определять время образования Тмутараканской епархии. Объяснять, почему Тмутараканская епархия считается оча­гом христианства на Северном Кавказе. Называть факторы, способствовавшие распространению христианства на Север­ном Кавказе. Показывать на карте территории расположения первых христианских церквей.

29

Христианизация Алании.

1

06.04-

11.04

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Составлять план действий .Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Формировать собственное мнение к познанию. Характеристика деятельности учащегося: Объяснять понятия митрополия, кафедральный со­бор, епископия. Называть памятники христианской культуры на территории Кубани.

Показывать их на карте. Рассказывать об особенностях хри­стианизации Алании.

30

Проникновение римско-ка­толической церкви на Север­ный Кавказ.

1

13.04-

18.04

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение. Характеристика деятельности учащегося: Объяснять понятия францисканцы, архиепископ. Рассказывать о проникновении католичества на Северный Кавказ. Называть археологические находки, письменные ис­точники, подтверждающие распространение католичества на Северном Кавказе. Делать вывод о значении христианизации и её роли в жизни народов Северного Кавказа. Объяснять причины ослабления позиций христианства и распростране­ния ислама на территории Северного Кавказа.

Тема 10. Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказания (3 часа)

31

От «Повести…» к «Сло­ву…»

1

20.04-

25.04

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Формулировать свои затруднение. Рассуждать. Составлять план действий, определять объекты и явления. Характеристика деятельности учащегося: понятие летопись. Называть произведения, в которых упомянуто Тмутаракан-ское княжество, — «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». Приводить примеры «тмутараканских страниц» в древних произведениях. Рассказывать о роли христианства в развитии литературы.

32

Кубань в произведениях русской литературы XVXVI вв., документах, сочинениях иностранных авторов.

1

27.04-

02.05

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение. Характеристика деятельности учащегося: понятие ересь. Называть авторов произведений, в которых имеются упоми­нания о Кубани (И. Волоцкий, Мацей Меховский, Сигиэмунд Герберштейн). Рассказывать о деятельности Заккария Ги-зольфи. Приводить примеры отражения «кубанской темати­ки» в трудах иностранных авторов.

33

Героический эпос «На­рты».

1

04.05-

09.05

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Рассуждать о содержании работы. Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение. Характеристика деятельности учащегося понятия джегуако, нарты. Называть особен­ности нартского эпоса. Составлять рассказы о культуре и истории адыгов на основе нартского эпоса. Называть глав­ных героев, а также основные события и темы, отражённые в нартском эпосе

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

34

Основные события исто­рии Кубани в период Средне­вековья.

1

18.05-

25.05

2015

Рабочие тетради, учебник, карта № 1, компьютер, мультиме-дийное оборудование, презентация.

Задавать вопрос. Проявлять активность для решения познавательных задач. Формулировать собственное мнение. Характеристика деятельности учащегося Рассказывать о народах, проживавших на территории Куба­ни в Средние века, особенностях их хозяйственной деятель­ности, культуре, верованиях. Рассказывать об основных событиях, происходивших на кубанской земле в период с IV по XVI в. Подготовить проект на одну из изученных тем или разработать сценарий фестиваля «Кубань — наш общий дом».

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *