МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОЛБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
142113 Московская область, Подольский район, п.Молодёжный,
Тел.(84967) 62-46-96,тел/факс(84967)62-46-95 ОКПО-56868302,
ОГРН-1035011453179,ИНН/КПП- 5074019245/507401001
Утверждаю
Директор ____________
А.Д.Данилова
«__»_____________2014
Рабочая программа по географии
(базовый уровень)
9 класс
2014-2015 учебный год
Учитель Колесниченко Александр Владимирович
Ф.И.О.
Пояснительная записка к рабочей программе
по географии в 9 классе
Рабочая программа по географии 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии 2004 года а также программы общеобразовательных учреждений по география 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких. – 3 –е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. –56 с.
Курс «География. Россия» (8-9 классы) (136 часов) является продолжением комплексного курса «География Земли» (6-7 классы) и занимает центральное место. Этот курс знакомит учащихся с особенностями природы, населения, хозяйства России в целом, а также отдельных ее регионов и своей малой родины.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу и информационное сопровождение.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии в 9 классе 70 часов. Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. Резервное время при этом составляет 2 часа и предусматривает возможность обобщения и систематизации знаний учащихся.
Учебник:
1. Дронов В.П. География Госсии. Население и хозяйство. 9 кл. : учеб., для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – 19-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2012. – 285, (3) с. : ил., карт.
2. Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких. – 3-е изд. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 56 с.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения географии на базовом уровне обучающиеся 9 класса должны:
знать/понимать:
• основные географические понятия и термины; предприятие, отрасль хозяйства, межотраслевой комплекс, отраслевая и территориальная структура хозяйства, кооперирование, специализация, транспортная система, транспортный узел, грузооборот, пассажирооборот;
• различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
• связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных территорий;
• особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской федерации;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
• меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь:
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природны-
ми и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России
• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
• определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
• проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных кат
Календарно-тематическое планирование
по географии в 9 классе
68 часов (2 часа в неделю)
2014-15 уч.год. Учитель А.В. Колесниченко.
Наименование темы |
Кол-во часов |
Плановые сроки изучения
|
Скорректированные сроки изучения |
|
I четверть 01.09.14 – 31.10.14
(9 учебных недель, 2 урока в неделю, 18 уроков за четверть). |
||||
1. |
Введение (1 час). |
1 |
01-05.09 |
|
Географическое положение России |
||||
|
Тема 1. Место России в мире (5 часов). |
|
|
|
2. |
Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ. |
1 |
|
|
3. |
Географическое положение и границы России. |
1 |
08-12.09 |
|
4. |
Государственная территория России. |
1 |
|
|
5. |
П.р. №1. Нанесение на контурную карту границ РФ, соседних государств первого и второго порядка. |
1 |
15-19.09 |
|
|
Итого: |
5 часов |
|
|
|
Тема 2. Население Российской Федерации (6часов) |
|
|
|
6. |
Исторические особенности заселения и освоения территории России. |
1 |
|
|
7. |
Численность и естественный прирост населения. |
1 |
22-26.09 |
|
8. |
Национальный состав населения России |
1 |
|
|
9. |
Миграции населения. |
1 |
29 -03.10 |
|
10. |
Городское и сельское население. Расселение населения. |
1 |
|
|
11. |
Обобщающее повторение. |
1 |
06-10.10 |
|
|
Итого: |
6 часов |
|
|
|
Тема 3. Географические особенности экономики России (4 часа). |
|
|
|
12. |
География основных типов Экономики на территории России. |
1 |
|
|
13. |
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. |
1 |
13-17.10 |
|
14. |
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. |
1 |
|
|
15. |
П.р.№2 Анализ картографических и статистических материалов, отражающих этапы социально-экономического развития России. |
1 |
20-24.10 |
|
|
Итого: |
4 часа |
|
|
|
Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (24 часа) |
|
|
|
16. |
Научный комплекс. |
1 |
|
|
|
Машиностроительный комплекс. |
|
|
|
17. |
Роль, значение и проблемы развития машиностроения. |
1 |
27-31.10 |
|
18. |
Факторы размещения машиностроения. |
1 |
|
|
II четверть 10.11.14 — 26.12.14
(7 учебных недель, 2 урока в неделю, 14 уроков за четверть). |
||||
19. |
География машиностроения. |
1 |
10-14.11. |
|
20. |
Военно-промышленный комплекс (ВПК). |
1 |
|
|
|
Топливно-энергетический комплекс: |
|
|
|
21. |
Роль, значение и проблемы (ТЕК). |
1 |
17-21.11. |
|
22. |
Топливная промышленность. П.р. № 4. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля. |
1 |
|
|
23. |
Электроэнергетика |
1 |
24-28.11. |
|
24. |
Обобщающее повторение по пройденным темам. |
1 |
|
|
|
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. |
|
|
|
25. |
Состав и значение комплексов. |
1 |
01-05.12. |
|
26. |
Металлургический комплекс. |
1 |
|
|
27. |
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. |
1 |
08-12.12. |
|
28. |
Цветная металлургия. |
1 |
|
|
29. |
Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. |
1 |
15-19.12. |
|
30. |
Факторы размещения химических предприятий. П.р. № 5. Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности. |
1 |
|
|
31. |
Лесная промышленность. |
1 |
22-26.12. |
|
|
Агропромышленный комплекс (АПК). |
|
|
|
32. |
Состав и значение АПК. П.р. № 3. Определение по карте размещения отраслей АПК. |
1 |
|
|
III четверть 12.01.15 – 20.03.15
(10 учебных недель, 2 урока в неделю, 20 уроков за четверть). |
||||
33. |
Земледелие и животноводство. |
1 |
12-16.01. |
|
34. |
Пищевая и легкая промышленность. |
1 |
|
|
|
Инфраструктурный комплекс: |
|
|
|
35. |
Состав комплекса. Роль транспорта. |
1 |
19-23.01. |
|
36. |
Железнодорожный и автомобильный транспорт. |
1 |
|
|
37. |
Водный и другие виды транспорта. П.р. № 6. Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта.
|
1 |
26-30.01. |
|
38. |
Связь. Сфера обслуживания. П.р. № 7. Нанесение на контурную карту районов России, привлекательных для развития рекреационного хозяйства. |
1 |
|
|
39. |
Обобщающее повторение по пройденным темам. |
1 |
02-06.02. |
|
|
Итого: |
24 часа |
|
|
|
Тема 5. Районирование России. Общественная география крупных регионов (…….). |
|
|
|
40. |
Районирование России. |
1 |
|
|
|
Западный макрорегион – европейская Россия: |
|
|
|
41. |
Общая характеристика. |
1 |
09-15.02. |
|
|
Центральная Россия: |
|
|
|
42. |
Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы. |
1 |
|
|
43. |
Население и главные черты хозяйства. |
1 |
16-20.02. |
|
44. |
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. |
1 |
|
|
45. |
Географические особенности областей Центрального района. П.р. № 8 Размещение крупнейших промышленных центров, транспортных узлов, грузо-, пассажиропотоков на территории Центральной России. |
1 |
23-27.02. |
|
46. |
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. П.р. № 9. Изучение национального состава и размещение населения Волго-Вятского района. |
1 |
|
|
47. |
Северо-западный район. |
1 |
02-06.03. |
|
|
Европейский Север: |
|
|
|
48. |
Географическое положение, природные условия и ресурсы. |
1 |
|
|
49. |
Население. |
1 |
09-13.03. |
|
50. |
Хозяйство. П.р. №10. Характеристика ТПК Европейского Севера. |
1 |
|
|
51. |
Обобщающее повторение по пройденным темам. |
1 |
16-20.03. |
|
|
Европейский Юг – Северный Кавказ: |
|
|
|
52. |
Географическое положение, природные условия и ресурсы. |
1 |
|
|
IV четверть 30.03.15 – 29.05.15
(9 учебных недель, 2 урока в неделю, 18 уроков за четверть). |
||||
53. |
Население. |
1 |
30.-03.04. |
|
54. |
Хозяйство. |
1 |
|
|
|
Поволжье: |
|
|
|
55. |
Географическое положение, природные условия и ресурсы. |
1 |
05-10.04. |
|
56. |
Население. |
1 |
|
|
57. |
Хозяйство. |
1 |
13-17.04. |
|
|
Урал: |
|
|
|
58. |
Географическое положение, природные условия и ресурсы. |
1 |
|
|
59. |
Население. П.р. № 11. Определение причин взаимодополняемости экономики Поволжья и Урала. |
1 |
20-24.04. |
|
60. |
Хозяйство. |
1 |
|
|
61. |
Обобщающее повторение по пройденным темам. |
1 |
27.-01.05. |
|
|
Восточный макрорегион – азиатская Россия: |
|
|
|
62. |
Общая характеристика. |
1 |
|
|
63. |
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. |
1 |
04-08.05.
|
|
64. |
Западная Сибирь .П.р. № 12. Характеристика ТПК Западной Сибири. |
1 |
|
|
65. |
Восточная Сибирь. |
1 |
11-15.05.
|
|
66. |
Дальний Восток. П.р. №13. Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ. |
1 |
|
|
67. |
Обобщающее повторение по пройденным темам. |
1 |
18-22.05. |
|
|
Итого: |
28 часов |
|
|
68. |
Обобщающее повторение. |
1 |
25-29.05 |
|
Список литературы.
-
Учебник: Дронов, В.П. География России. Население и хозяйство, 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром.- М. : Дрофа, 2012.
-
Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких. – 3-е изд., — М. : ООО «Русское слово – учебник», 2012 – 56 с.
-
Алексеев А.И., Низовцев В.А. Ким Э.В. География России в 2-кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник для8-9 классов. //М., Дрофа, 2005.
-
Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. // М., Просвещение, 2001.
-
Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. ГИА – 2009: Экзамен в новой форме: География: 9 класс. // М., АСТ: Астрель, 2009.
-
Байбородова Л.В., Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе. Методическое пособие. Библиотека учителя географии. //М., Владос, 2008.
-
Баринова И.И.., Ром В.Я. География России. Методическое пособие. 8-9 классы. // М., Дрофа, 2000.
-
Горбатова О.Н. География 6-11 классы. Технология решения творческих задач. // Волгоград, Учитель, 2009.
-
Домогацких Е.М. Программа 6-10 классы общеобразовательных учреждений. // М., Русское слово, 2008.
-
Дронов В.П. Методическое пособие по географии России. 8-9 классы. // М., Просвещение, 1993.
-
Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Рабочая тетрадь. // М., Дрофа, 2000.
-
Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Рекомендации к планированию уроков. // М., Дрофа, 2003.
-
Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии. 9 класс. В помощь школьному учителю. //М., «ВАКО», 2007.
Согласовано.
Протокол заседания методического
совета школы
№1 от ___.08.2013г
Согласовано.
Зам.директора по УВР__________
Т.С.Шварёва
«____»____________________2014г.