Консультация для родителей детей с ФФНР «Что такое ФФНР?»

Консультация для родителей детей с ФФНР

«Что такое ФФНР?»

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

    Развитие речи, включающее умение четко произносить  звуки  и  различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и  т.д., одна из актуальных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

    Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе,  залог  успешного  освоения  грамоты  и   чтения:   письменная   речь формируется   на   основе устной, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, что приводит к формированию дисграфии и дислексии.

Особенности речи детей с ФФНР

Состояние звукопроизношения детей данной категории характеризуется следующими особенностями: 1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л’], [ц], вместо звонких — глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т’], [д], [д’]. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа — до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с’], [з]-[з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т’] и [д’]; звуки [л], [р], [p’j; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный [j]; гласный [ы].

2.  Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягченного [ч]. Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, называют фонематическими.

3.  Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

4.  Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть — они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед – «сипед».

Дети с ФФНР должны обучаться в специализированном детском саду, в группе для детей с нарушением речи.

Ответы на вопросы родителей.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *