Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Суздаля»
КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: «Склонение имен существительных»
3 класс (2 урока)
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Козлова Галина Владимировна
2012 – 2013 уч. г.
Цель:
-
формировать образовательные компетенции через реализацию учебного проекта по теме «Склонение имен существительных».
Учебные задачи монопроекта:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
— формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности;
— развивать способность самооценки и взаимооценивания на основе критерия успешности учебной деятельности;
— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Регулятивные УУД:
— развивать способность к мобилизации сил и энергии для решения поставленной задачи;
— формировать умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
— анализировать ход и способы действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Коммуникативные:
— обучать элементарным приемам сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации;
— формировать готовность вести диалог, слушать и слышать собеседника;
— учить совместно договариваться о правилах общения в группе и далее следовать им;
— развивать умение излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
— готовность уважать существование разных точек зрения своих собеседников.
Познавательные УУД:
-определять и формулировать познавательную цель и проблему с помощью учителя;
— находить различные способы обработки, анализа, представления информации и использовать их;
— учиться излагать свои мысли в устной форме и фиксировать их письменно.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
— положить начало формирования знаний о склонении имен существительных;
— формировать умения анализировать слова с целью выявления признаков существенных и несущественных;
— создать таблицу склонений имен существительных и алгоритма распределения их по склонениям;
— выделять из потока речи имена существительные, ставить их в начальную форму и определять их род;
— приводить соответствующие примеры на заданную тему;
— показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных учебных действий с языковыми единицами.
Оборудование:
*Учебник по русскому языку (УМК «Перспективная начальная школа») 3 класс, 1 ч, с. 114-118;
*бейджики с названием ролей участников проекта;
*заготовка таблицы склонений на интерактивной доске для оформления коллективного продукта;
*материал для освещения ранее выявленной проблемы: запись существительных папа и отец на доске, карточки с существительными для распределения на группы;
*инструкционные карты;
*лист самооценки (дерево с листьями)
Содержание взаимодействия с учащимися
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|
1 |
Эмоциональный настрой урока |
-Настраивает на работу энергезирующей разминкой: Вместе в круг мы соберемся, Дружно за руку возьмемся. Ты — мой друг и я — твой друг, Доброта живет вокруг! |
Встают в круг, крепко взявшись за руки, друг с другом. Произносят слова и проигрывают их. |
|
2 |
Формулирование темы и задач урока в сотворчестве с учащимися |
Дает задание записать существительные, данные на доске, в Р. п., выделить окончания. Вопрос: с какой проблемой мы с вами встречались ранее и сейчас? — Чему же сегодня будем учиться, и какие задачи решать? |
Ставят существительные папа и отец в Р. п., записывают их и выделяют окончания. Озвучивают ранее возникшую проблему, формулируют тему урока и определяют задачи дальнейших двух уроков. |
Регулятивные УУД Познавательные УУД
|
3 4 5 6 7 |
Подготовительный этап:*выдвижение гипотез *деление на группы *распределение ролей внутри группы *планирование деятельности Разработка составных частей проектаПрезентация проектаИспытание проектаПодведение итогов проекта |
— учитель в качестве фасилитатора организует работу: -по выдвижению гипотез; — предлагает выбрать каждому учащему карточку с именем существительным Сторонний наблюдатель — вы будете работать над группой существительных, наблюдать за их изменениями, делать выводы. — Для выполнения задания вам поможет инструкционная карта. -Перед началом работы давайте вспомним правила работы в группе. — Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса. Учитель в роли эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Консультирует (по необходимости!) по вопросам оформления презентации результатов работы над проектом каждой группы и организует ее. В качестве эксперта принимает отчет. Оценивает умения учащихся работать в группе на получение общего результата, общаться, слушать и слушать друг друга, выполнять свои обязанности в группе и т. д. Организует испытание коллективно составленного продукта проекта по карточкам с заданиями. Организует подведение итогов проекта в академическом и личностном плане с помощью «Дерева знаний», в эмоциональном плане с помощью лучиков на сияющем около дерева солнца. |
— предлагают свои мысли по решению поставленной задачи — в зависимости от рода существительного учащиеся делятся на три группы (ж.р., м. р., ср.р.) Внутри каждой группы происходит деление на одушевленные и неодушевленные существительные. Получается 6 рабочих групп. Учитывая желание каждого, распределяют роли в сформированных группах. Ребята планируют свою деятельность; выбирают форму и способ презентации предполагаемого коллективного продукта. Ребята называют установленные правила работы в группе: “ Будем вежливы. “ Помогаем друг другу. “ Не перебиваем, позволяем высказаться до конца. “ Уважаем мнение каждого. Выполняют самостоятельно запланированные действия. По необходимости советуясь с учителем-экспертом. Оформляют проект, проводят коллективный анализ, выясняют причины удач и неудач. Защищают результаты своего проекта, показывая понимание задач и целей проекта, умение планировать и работать сообща. Получают карточку с заданиями и коллективно выполняют их. Производят самооценку участия в работе над проектом и показывают это с помощью прикрепленного листочка на разной высоте «Дерева знаний» |
Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД |
Инструкция для 1 и 2 групп
Действуй по плану:
1.Найди примеры слов-существительных в упражнении № 106.
2.Распределте слова на разные группы.
3.Составьте вывод:
Существительные, какого рода и с какими окончаниями, к какому склонению относятся?
4.Оформите выводы в таблицу.
5.Просклоняйте существительные, выполнив упражнение № 107.
6. Установите закономерность изменения окончаний существительных 1 склонения.
7.Подберите свои примеры к исследуемому вами склонению и оформите их.
Инструкция для 3 и 4 групп
Действуй по плану:
1.Найди примеры слов-существительных в упражнении № 106.
2.Распределте слова на разные группы.
3.Составьте вывод:
Существительные, какого рода и с какими окончаниями, к какому склонению относятся?
4.Оформите выводы в таблицу.
5.Просклоняйте существительные, выполнив упражнение № 108.
6. Установите закономерность изменения окончаний существительных 2 склонения.
7.Подберите свои примеры к исследуемому вами склонению и оформите их.
Инструкция для 5 и 6 групп
Действуй по плану:
1.Найди примеры слов-существительных в упражнении № 106.
2.Распределте слова на разные группы.
3.Составьте вывод:
Существительные, какого рода и с какими окончаниями, к какому склонению относятся?
4.Оформите выводы в таблицу.
5.Просклоняйте существительные, выполнив упражнение № 107.
6. Установите закономерность изменения окончаний существительных 3 склонения.
7.Подберите свои примеры к исследуемому вами склонению и оформите их.
-
Алгоритм определения склонения
Определи порядковый номер каждому действию:
__ делаем вывод;
__ ставим существительное в начальную форму;
__ смотрим окончание;
__ определяем род.
Таблица склонений имен существительных
(коллективный продукт появится на интерактивной доске)
2 склонение |
3 склонение |
|||
М. р. – а, я Ж.р. — |
Ср. р. – о, е М. р. — |
Ж. р. – |
||
Например: |
Например: |
Например: |
-
Испытание проекта
1.Подберите 6 существительных, представителей разных склонений:
_______________________________________________________________________________________
Передай карточку другой группе!
2.Распределите существительные по склонениям:
1 скл. 2 скл. 3 скл.