Конспект урока по русскому языку «Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных» 3 класс

МБОУ « Основная общеобразовательная школа №12»

г. Муром, Владимирской области

Тема: Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных.

3 класс

Учитель начальных классов:

Лямкина Анастасия Евгеньевна

2012год

Тема: Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных.

Цель: обобщить знания учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных.

Задачи: 1. Совершенствовать навык правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

2. Закреплять умение ориентироваться в орфографических задачах.

3. Развивать познавательную активность, внимание, эмоциональную сферу.

4. Формировать УУД:

  • Личностные (умение осознавать свои трудности, способность к самооценке своих действий)

  • Регулятивные (осознание цели)

  • Познавательные (осознание познавательной задачи, понимание информации в схематичной форме, обсуждение операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения)

  • Коммуникативные (способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, в т.ч. малых группах)

5. Воспитывать положительное отношение к учению, друг к другу.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, сигнальные карточки (и,е, падежи), карточки-схемы, указка, смайлики, музыкальная физкультминутка.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня урок проведу у вас я, Анастасия Евгеньевна.

— Помогите мне закончить фразу:

Мы умные, мы внимательные,

Мы отлично учимся,

Все у нас получится. (хором)

Перед вами лежат смайлики, покажите какое настроение у вас сейчас.

  1. Актуализация знаний.

  1. Наблюдение над языковым материалом.

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

— прочитайте отрывок из стихотворения Жуковского и постарайтесь передать свои чувства.

— Какое настроение он у вас вызывает? (весеннее, ожидание чуда, радостное, приподнятое)

— А почему такое настроение?(солнце, тепло, жаворонок, синева)

Лес стал ярче, выразительнее, т.е. зардел.

Муз.фрагм. (жаворонок)

Это стихотворение не только для настроения. Оно поможет определить тему и задачи урока.

— Определите падеж выделенных имён существительных. (П.п) Покажите падеж выдел слов.

— Назовите окончания. Какие они? (безударные)

— Почему у существительных, стоящих в одном падеже, разные окончания? (2,1,3 скл.) Мы знаем правило. Вот оно на схеме.

— Расшифруйте опорную схему: (чтобы писать безуд окончание, надо определить скл, падеж или опорное слово))

  1. Определение темы и цели урока.

— Попробуйте назвать тему нашего урока.

-Какие задачи поставим перед собой?

Повторить (изученные правила)

Закрепить (умения правописания окончаний )

Учиться (объяснять правила окончаний)

Оценивать (свою работу, знания)

  1. Работа по теме урока.

  1. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных (подчиняющихся и не подчиняющихся правилу).

  1. Аналитическая беседа.

— Скажите, что помогает нам правильно писать? (знание правил)

— Его мы только что вспомнили.

— А что вы узнали на прошлых уроках? (что не все слова подчиняются правилам.) Какие слова?

— Авторы учебника приготовили интересное задание. Найдем его на странице 91.

-Прочитайте пары слов.

— Какая пара лишняя? (герой гербарий). Почему? (не родственные)

— прочитайте задание.

— можно ли утверждать, что у родственных слов будут одинаковые окончания, не склоняя их? (нет, окончания будут разные, т.к разные склонения)

-А каким правилом мы должны воспользоваться чтобы написать безударные падежные окончания существительных?

1часть табл

— А существительные герой-гербарий какого склонения?(2скл.)

— Значит у них тоже будут одинаковые окончания? (удивл) (нет, т.к. гербарий не подчиняется правилу оно на -ий) А как определить окончание у таких существительных?

— Какой вывод мы можем сделать? (надо знать не только правила, но и случаи, не подчиняющиеся правилам.)

2 часть табл

  1. Чтение вывода в учебнике.

— проверим наш вывод по учебнику.

-Прочитайте стр. 91 внизу.

-Итак, мы уточнили очень важное правило правописания безударных окончаний имен существительных.

Поучимся применять его.

  1. Выборочное списывание (упражнение 1) – самостоятельная работа с последующей проверкой.

1. Прочитайте задание. Как вы его поняли?

Предлагаю выполнить его в парах.

Обсудите устно. Запишите только по 3 слова в каждый столбик.

Посмотрите как правильно сидит…

Проверяем работу.

У кого нет ошибок? (зеленые карандаши)

— какие слова вызвали затруднение? Что помогло вам справиться с работой? (внимание, правила, сотрудничество).

Мы хорошо поработали, давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Под музыку:

Гимнастика с закрытыми глазами.

  1. Упражнение в правописании о-е после шипящих и ц.

  1. Повторение правила.

— Давайте вспомним нашу главную задачу еще раз. И мы продолжаем работать над ней.

Прочитайте слова:

Ключ..м, свеч..й, туч..й, чертеж..м, месяц..м, овц..й, нож..м, рощ..й, круч..й, врач..м, учениц…й, каланч..й, мяч..м, ландыш..м, карандаш..м.

Нам встретились трудные слова : круча и каланча.

— Что нам помогает узнать значение слова? (толковый словарь, показать)

— Прочитайте выписки из словаря.

Ребенок читает из словаря

КРУ́ЧА, -и, ж. Крутой спуск, обрыв. Упасть с кручи. Взобраться на кручу.

КАЛАНЧА́, -и, род. п. мн. ч. -ей, ж. Наблюдательная вышка над зданием пожарной части.

-Что объединяет все эти слова? (шипящие и ц, т.п. имена сущ.)

-давайте прочитаем хором, выделяя ударный слог.

— Каким правилом нужно воспользоваться чтобы правильно написать окончания ?

3часть табл + индивид схемы.

(переверните карточки, они будут вашими верными помощниками)

  1. Списывание с заданием по вариантам, с последующей взаимопроверкой.

Запишите эти слова по вариантам 1- слова с гласной –о- в окончании. 2 с гласной-е- в окончании. По 3 слова.

-Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте работу друг друга.

Встаньте те, у кого все без ошибок. Поднимите руку кого, похвалил сосед по парте.

Я рада, что этим вы помогаете друг другу.

  1. Тестовая работа («Найди ошибку»)

Давайте поможем еще одному ученику.

Откройте рабочие тетради. Тест 1 он уже сделал и нам нужно его проверить.

Давайте проверим тест нашего ученика. (показать весь сразу.)

Просигнальте, есть ли ошибки? Какое правило не знает ученик?

  1. Итог урока.

— Наша встреча подходит к концу

Зачем нужен был сегодняшний урок русского языка? Ребята, и мне был нужен этот урок. Это мое участие в конкурсе «Студент – 2012».

Выберите смайлик соответствующий вашему настроению. Покажите.

— Я рада, что урок не оставил вас равнодушными.

Продолжите мое предложение: я уйду с урока и запомню, что…..

-Мы уже умеем писать безударные окончания существительных.

Как думаете, надо еще потренироваться в проверке окончаний?

Мне было приятно работать с вами. Урок окончен. Спасибо за урок.

  1. Резерв. Устный диктант.

Проверим себя, умеем ли мы ориентироваться в орфографических задачах. Я вам говорю существительное, а вы мне показываете окончание.

.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *