Конспект урока по русскому языку «Орфограммы слабых позиций (ОСП) в окончаниях существительных множественного числа» 3 класс

Самошина Наталия Васильевна.

МАОУ «СОШ №2 с углубл. изуч. англ.яз» г.Великий Новгород

Учитель начальных классов, система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Орфограммы слабых позиций (ОСП) в окончаниях существительных множественного числа.

Цель: Формирование умения проверять орфограмму слабой позиции в окончаниях существительных во множественном числе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка учебной задачи.

— Проверьте ОСП в окончаниях существительных. В данных словосочетаниях, вставьте пропущенную букву.

( Дети работают в карточках, один ребёнок у доски (по очереди)).

Работа с карточками (текст на доске)

Купался в озер_ ( )

Подумал об озер_м ( )

Пролетел над озер_м ( )

Любовался озёр_ми ( )

Купался в озер_ ( ), дети изученным способом проверяют ОСП в окончании с проговариванием: в озер_ – ставлю в начальную форму – озеро, слово 2 склонения среднего рода, проверяю словом окно ((в окне )- записывают) значит окончание –е.

Подумал об озер_ ( об окне ) – подумал об озере;

Пролетел над озёр_м (над окном) — пролетел над озером;

Любовался озёр_ми (окном ? окне ? ) — ?

(Последняя фраза вызывает разногласия)

— Почему при написании других форм этого существительного у вас не возникло вариантов?

Дети: — Эти существительные в ед.числе, и мы умеем проверять ОСП в окончаниях сущ. Ед.числа.

Если дети затрудняются ответить, задать вопрос :

— Чем отличается последняя форма этого слова от предыдущих?

Дети: — Это форма мн.числа.( это слово стоит во мн.числе).

У –Давайте подпишем значение числа в каждом словосочетании у существительного.

— А умеем мы проверять слабую позицию (СП) окончаний в сущ.мн.числа?

Д – Нет.

У – Попробуем сформулировать возникшую проблему.

Д – Нам надо научиться проверять СП в окончаниях существительных, во множественном числе.

Учитель фиксирует проблему на доске: ? сущ. мн.ч.

  1. Исследование.

У – Для исследования я подготовила таблицы. Проверочные слова всех наборов я поставила во множественное число и изменила по падежам. Вот что получилось: (таблица на доске и на парте в каждой паре).

Падеж

1 склонение

2 склонение

3 склонение

И.п.

реки

столы

окна

степи

Р.п.

рек

столов

окон

степей

Д.п.

рекам

столам

окнам

степям

В.п.

реки

столы

окна

степи

Т.п.

реками

столами

окнами

степями

П.п.

о реках

о столах

об окнах

о степях

У – Посмотрите на слова в столбиках. Какую часть в слове мы должны проанализировать?

Д – Окончание.

У – Выделите окончание в словах.

У – Написание окончаний существительных в каких падежах не вызывает затруднений?

Д – В именительном и винительном падеже окончания одинаковые, можно поставить знак равно. В родительном падеже тоже написание окончаний не вызывает затруднений. (учитель вычёркивает варианты, дети у себя в карточках вычёркивают).

Физкультминутка.

Падеж

1 склонение

2 склонение

3 склонение

И.п.

Р.п.

Д.п.

рекам =

столам =

окнам = =

степям

В.п.

Т.п.

реками ==

столами ==

окнами ==

степями

П.п.

о реках ==

о столах =

об окнах ==

о степях

У — Сравните окончания существительных в оставшихся падежах.

Д – Во всех наборах в оставшихся падежах тоже одинаковые окончания.

У – Как вы думаете, можно сказать, что это один набор окончаний? Конечно! Принято считать, что у существительных множественного числа один набор окончаний. А если это так, сколько нам необходимо проверочных слов?

Д – Только одно.

У – Каким свойством оно должно обладать, чтобы стать проверочным?

Д- В слове во всех падежах окончание должно быть в сильной позиции – под ударением.

У – Поставьте ударение.

Ученики в карточках и у доски ставят ударение в словах.

Падеж

И.п.

столы

Р.п.

столов

Д.п.

столам

В.п.

столы

Т.п.

столами

П.п.

о столах

  1. Вывод.

У – Каким словом можно пользоваться при проверке ОСП в окончаниях существительных множественного числа?

Д – Словом СТОЛЫ, у него во всех падежах ударение в окончании. Значит, оно будет проверочным для существительных во множественном числе.

У – А теперь вернёмся к нашему словосочетанию. Выпишем его. Проверяем.

Любовался озёр_ми ( столами )

У –Мы решили нашу проблему?

Д – Да. Мы определили, каким словом можно проверять ОСП в окончаниях существительных множественного числа. Это слово столы.

Фиксируем на доске:

? сущ. мн.ч. сущ. мн.ч. – столы

У – Хотите попробовать воспользоваться этим способом для проверки ОСП в существительных множ.числа?

Дети работают с карточкой в паре, проговаривая по очереди способ проверки:

играют на барабан_х ( на столах)

двигаюсь к машин_м ( к столам )

путешествуют в карет_х ( в столах)

пролетел над деревь_ми ( над столами)

не слышно голос_в ( «Л» ), «ловушка», т.к. окончание и так под ударением, в сильной позиции.

V. Итоговая рефлексия.

— С какой проблемой столкнулись?

— Как её решали?

— К какому выводу пришли?

— Что научились делать?

Приложение 1.

Падеж

1склонение

2 склонение

3 склонение

И.п.

реки

столы

окна

степи

Р.п.

рек

столов

окон

степей

Д.п.

рекам

столам

окнам

степям

В.п.

реки

столы

окна

степи

Т.п.

реками

столами

окнами

степями

П.п.

о реках

о столах

об окнах

о степях

Приложение 2.

играют на барабан_х ( )

двигаюсь к машин_м ( )

путешествуют в карет_х ( )

пролетел над деревь_ми ( )

не слышно голос_в ( )

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *