Конспект урока по развитию речи в 8 классе «Жизнь животных зимой»

Озерова Елена Константиновна

БОУ ВО «Грязовецкая школа – интернат II вида»

учитель специального класса

Открытый урок по развитию речи в 8 специальном классе

Тема

«Жизнь животных зимой»

Подготовила и провела

Озерова Е.К.

2013-2014 уч. год

Тема урока: «Жизнь животных зимой».

Цель урока: создание условий, способствующих совершенствованию знаний и умений обучающихся о жизни животных зимой.

Задачи:

Образовательные:

— совершенствовать умение правильно строить предложения на материале урока и развивать самостоятельную речь учащихся;

— учить детей работать в парах, группах, вести учебный диалог;

— делать выводы на основе полученной информации.

Развивающие:

— обогащать словарный запас детей;

— развивать связную речь, учить давать полные ответы на вопросы;

— развивать способность обучающихся к сотрудничеству, общению;

— развивать умение пользоваться справочной литературой, научной информацией;

— развивать внимание и память, логическое мышление, умение сравнивать и обобщать.

Коррекционные:

— развивать слуховое восприятие;

— следить за произношением.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к изучению родной природы;

— расширять кругозор учащихся на материале урока;

— воспитывать у детей взаимопомощь и взаимовыручку;

— воспитывать адекватную самооценку знаний и умений.

Оборудование:

-таблички с определением;

— мультимедийная презентация;

— карточки с заданиями;

— словарь.

Ход урока:

I. Орг. момент

[Как ты слышишь, Владик?]

[Ты понимаешь меня, Света?]

[Какое у тебя настроение, Максим?]

[Какое время года наступило, Катя?]

[Какой сейчас урок , Владик?

II. Актуализация знаний

+ О каком времени года мы говорили на прошлых уроках?

— о зиме

(слайд 1)

+ О ком и о чем мы говорили?

— о растениях, о птицах

+ Сейчас мы немного это повторим. В течение всего урока вы будете сами себя оценивать. (дети выбирают карточки с вопросами и задают его)

+ 1. Вы выберите карточку и прочитаете вопрос для всех.

(слайд 2)

Как изменились лиственные деревья зимой?

У каких деревьев не изменился внешний вид?

А можно встретить под снегом зеленые растения?

Почему земляника, озимые хлеба под снегом не замерзают?

+ Молодцы

(слайд 3)

+ А изменилась ли жизнь птиц зимой?

— да

+А все ли птицы остаются зимовать?

— нет

+ Почему многие птицы улетают?

— не переносят морозы

+ Каких птиц можно увидеть зимой?

(ответы детей)

+ Почему они не улетают в теплые края?

— им не страшен мороз

+ А какая птица зимой выводит птенцов?

— клест

(слайд 4)

+ А вы знаете почему? Об этом нам расскажет Катя.

Гнездо у клеста теплое и мама греет сверху, как пуховое одеяльце, поэтому птенцам мороз не страшен. Клесты питаются семенами шишек, в это время они уже созрели. И поэтому для птенцов зимой много корма.

+ Почему клесты зимой клесты выводят птенцов? Выберите правильный ответ.

(слайд 5) (дети из нескольких ответов выбирают правильный)

+ Что птицам зимой страшнее: голод или холод?

— голод

+ Да, нет ничего страшнее голода для птиц. Ведь сытой птице и холод и мороз не страшен. Ребята, а чем мы можем помочь птицам?

(слайд 6)

сделать кормушки и подкармливать их

+ Что мы делали?

— отвечали на вопросы

+ А сейчас возьмите листы самооценки и оцените себя.

+ отвечал правильно

— отвечал неправильно

отвечал не всегда правильно

III. Сообщение темы урока

+ Сегодня мы с вами продолжим говорить о зиме. Посмотрите на экран.

(слайд 7)

+ Мы с вами поговорили о растениях, о птицах. А теперь подумайте и скажите какое слово должно быть на месте вопросительного знака?

(Жизнь ? зимой.)

— животные

+ Правильно, прочитайте тему урока.

— Жизнь животных зимой.

+ О чем и о ком мы будем говорить на уроке?

— о животных, как они зимуют и чем питаются

IV. Работа по теме урока

+1) А как вы думаете животным так же трудно, как и птицам?

— да

+ Почему им так же трудно?

— стало холодно; выпал снег, а под снегом спрятались плоды, семена; нет сочной травы; нет листьев на деревьях.

+ Каких обитателей леса вы знаете?

(ответы детей) (слайд 8)

+ [ Как жители леса добывают корм?]

— у белки есть запасы, заяц и лось питаются корой деревьев, лиса и волк охотятся за зайцами. (ответы подтверждаются картинками из книг)

+ 2) В одном тексте я нашла выражение «лиса мышкует». Что это значит?

(словосочетание прикрепляю на доску, а Катя ищет ответ в словаре)

— ловит мышей

+ А как догадались?

— от слова мышь

+ Катя прочитай. Мы правильно думали? Сейчас мы посмотрим видеоролик о том, как лиса мышкует.

+3) Готовясь к уроку я нашла интересные факты о белке и лисе.

(слайд 9)

+ Чтобы быть сытой лиса должна съесть до 20 мышей в день.

Одна белочка имеет несколько гнезд (иногда до 30) в разных местах, но не всегда их находит. Чтобы быть сытой ей нужно за день съесть семена из 28 еловых шишек или из 380 сосновых. В семенах ели больше жира, чем в семенах сосны.

+ Трудно животным зимой?

фминутка (ролик)

+ 4) Сейчас мы с вами прочитаем текст о животных. Как он называется?

— зима

+У вас на карточках текст. Я читаю, а вы следите.

(слайд 10)

+ [ О каких животных говорится в рассказе?]

+ Пользуясь текстом, дополните предложения. Работать будете в парах.

(задание на карточках) Проверка : по одному человеку от пары читают и проверяют на слайде)

+ Что мы делали?

— дополняли предложения

+ А сейчас возьмите листы самооценки и оцените себя.

+ 5) В лесу теперь очень тихо. Иной раз можно целый день ходить и не встретить ни одной живой души. Самих лесных обитателей не скоро увидишь, зато свой след никто из них не сумеет спрятать до следующего снегопада. Это для животных опасно или нет?

(слайд 11)

— да

+ Почему?

— по следу их может вычислить враг

+А вы можете вычислить животное по его следу?

— да

+ 6) Посмотрите на рисунок. Следы каких зверей показаны? Запомните их. ( у каждого рисунок)

— лисы, медведя, зайца, белки, волка

+ Сейчас вам нужно определить чьи следы и куда они ведут на этом загадочном рисунке. Составьте и запишите предложения.

(работа на карточках)

(слайд 12) (проверка по слайду)

+ Ребята, правильные получились предложения, рисунок правильный?

+ Подумайте и скажите, а как нужно исправить рисунок?

(предложения детей)

+ Предложение можно построить так:

(Чьи?) …… следы должны вести (куда?) в ………………., а не в …………… .

( слайд 13) (одно предложение делаем вместе)

+ Вечернее задание: вечером написать 3 предложения по образцу.

+ Можно сделать такой вывод: зная следы животных без особого труда можно узнать кто был на поляне. Животным зимой и так трудно, а следы это еще одна опасность.

А сейчас возьмите листы самооценки и оцените себя.

V. Подведение итога урока

+ На протяжении урока мы с вами говорили о том, как трудно животным в лесу зимой: голодно, холодно, опасность найти по следам. как люди могут помочь животным пережить суровую зиму?

— подкармливать их

(слайд 14)

+ Для этого лесники и охотники в лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставят стога сена, раскладывают капусту и морковь, рассыпают зерно.

VI. Рефлексия

+ Пользуясь таблицей, сделайте вывод по уроку.

Я узнал, что …………..

Я понял, что ……………..

Я открыл для себя …………….

Мне было интересно узнать, что …………..

+ Ребята, а где могут пригодиться вам эти знания?

— при составлении предложений, при написании изложений и сочинений, при общении

VII. Оенивание

+ Посмотрите на карточки где вы оценивали свою работу. Если все плюсы «5», половинки плюса «4», минусы «3».

Приложение

Лист самооценки.

  1. Ответы на вопросы.

отвечал правильно

отвечал неправильно

отвечал не всегда правильно

  1. Работа с текстом, дополнение предложений.

выполнил правильно

выполнил неправильно

выполнил не все правильно

  1. Составление предложений по рисунку.

составил правильно

составил неправильно

допустил несколько ошибок

Лиса мышкует – охотится за мышами

Как изменились лиственные деревья зимой?

У каких деревьев не изменился внешний вид?

А можно встретить под снегом зелёные растения?

Почему земляника, озимые хлеба под снегом не замерзают?

Составьте и запишите предложения.

Чьи? чью? куда?

______________ следы ведут в ___________ _____________ .

Чьи? чью? куда?

______________ следы ведут в ___________ _____________ .

Чьи? чьё? куда?

______________ следы ведут в ___________ _____________ .

( волчьи, лисьи, медвежьи, лисью, медвежью, беличье, дупло, берлогу, нору )

Составьте и запишите предложения.

Чьи? чью? куда?

______________ следы ведут в ___________ _____________ .

Чьи? чью? куда?

______________ следы ведут в ___________ _____________ .

Чьи? чьё? куда?

______________ следы ведут в ___________ _____________ .

( лисью, медвежью, беличье )

Составьте и запишите предложения.

Чьи? чью? куда?

______________ следы ведут в ___________ _____________ .

Чьи? чью? куда?

______________ следы ведут в ___________ _____________ .

Чьи? чьё? куда?

______________ следы ведут в ___________ _____________ .

Дополните предложения словами из текста.

какой? что делает? где?

Зимой ___________ заяц ________________________ ______________ .

___________ лиса ________________________ ______________ .

___________ белочка ________________________ ______________ .

___________ медведь ________________________ ______________ .

Зима.

Закружились в воздухе лёгкие белые снежинки. Поля и холмы покрыл белый, пушистый ковёр. Но вот ударил сильный мороз. Прячутся от холода лесные жители. Под снегом в лесу дремлет робкий зайчик.

Он уже сменил свою серую шубку на белую.

В норе под огромной старой сосной лежит рыжая лиса. В дупле на сосне грызёт орехи резвая белочка. В тёплой берлоге спит неуклюжий медведь.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *