Конспект урока по окружающему миру 3 Класс

Конспект урока по окружающему миру . 3 класс.

Тема

« Золотые ворота в Древнюю Русь».

Цели

1.Организовать совместную мыслительную деятельность через работу с учебником, рабочей тетрадью.

2.Создать условия для формирования таких понятий как культура, ремесленник, купец, икона, монах, монастырь.

3.Создать условия для формирования образного представления о культуре Древней Руси, через обращение к великим памятникам письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших далёких предков.

Планируемый результат

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из карт, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Предметные результаты

1. Формируем умение узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

2. Формируем умение отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

Основные понятия

Культура-все достижения человечества, все то полезное или красивое ,что было сделано человеком, а не природой. Города- центры культуры Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города, монастыри, летописи; ремесленники, купцы.

Межпредметные связи

изобразительное искусство, история, литература

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

учебник;

рабочая тетрадь;

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация

Организация пространства

Кабинет начальных классов.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в деятельность.

Задает вопросы, просит высказать предположения.

-Ребята, какой отрезок времени из истории России мы изучаем?

-Предположите, о чем мы сегодня будем говорить.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

-Древнюю Русь.

II этап. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Цель: формулирование темы и цели урока, совместное нахождение и формулирование учебной проблемы, составление плана ее решения;

Организует диалог с обучающимися , помогает обнаружить проблему, составить план урока.

-Прочитайте тему урока, диалог.

— Как путешественники называли Древнюю Русь ?

-Где жили большинство жителей?

Рассмотрите карту ( с. 30) Сколько городов видите. Сделайте вывод.

Открывает на доске надписи:

Русь- страна городов.

Городов было мало.

-Какой у вас возникает вопрос?

Записывает на доске главную проблему : Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?

Вспомним то, что мы уже знаем.( Слайд 1)

-Как зарождалось наше государство?

-Как вы понимаете слово культура? Прочитайте в словаре определение (с. 140)

— А что такое памятники культуры.

Заполняет вместе с обучающимися таблицу «знаем – не знаем» . В левую колонку таблицы вносит всё, что дети могут сказать о городах, опираясь на свои знания и иллюстрации к теме 6. В правую колонку – то, что необходимо выяснить для решения проблемы.

— Что мы уже знаем о городе?

-Что бы хотели узнать?

Что мы знаем о городах

Древней Руси

Что не знаем о городах Древней Руси

Были огорожены стенами с башнями и проездными воротами (тема 5, ил. на с. 32).

Можно увидеть много домов, дворцов, торговую площадь (тема 5, ил. на с. 33).

Храмы украшали иконами, фресками, мозаикой (ил. на с. 34).

В городах была распространена письменность(ил. с.34-36)

Кто постоянно жил в городе?

Кто и для чего приезжал в город?

Чем городская жизнь не похожа на деревенскую?

Составим план урока.

-Посмотрите на условные знаки. Как будем работать?

Читают диалог по ролям на с. 32 учебника, отвечают на вопросы.

-Страной городов.

— В деревнях.

Рассматривают карту, делают вывод : Городов было мало.

Формулируют проблему: Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?

Отвечают на вопросы.

-882 год – новгородский князь Олег объединил большинство племен в Древнерусское государство.

-988 год- великий князь Владимир Святославович повелел всем жителям Руси принять христианство, по его приказу стали строить храмы.

Находят и зачитывают определение понятия «культура» в словаре ( с. 140)

Учащиеся рассматривают иллюстрации учебника на с. 32–36, перечисляют особенности городов, составляют план на основе правой колонки в таблице

— Будем находить информацию, осмысливать, использовать; работать в группе, в паре

IVэтап. Объяснение нового материала.

Цель: организация совместной деятельности по решению учебной проблемы.

Организует работу с учебником и беседу.

-Рассмотрите иллюстрации и слайд (2)

Как вы думаете, люди каких профессий и занятий жили в городе постоянно?

(Открывает на доске надписи: ремесленники, князь, купцы, священники)

Проверим ваше предположение , прочитайте отрывок на с. 33.

-О ком не сказали?

— Предположите ,кто к ним мог приезжать и зачем.

-Найдите на рисунке ремесленников, купцов. Каким ремеслом владеют? Чем торгуют?

Попробуйте объяснить фразу «В деревнях жизнь текла, а в городах кипела».

-А теперь попробуем ответить на третий вопрос.

-Какие памятники культуры можем встретить в старинных городах? Слайд 3

— Кто был в храме?

-Что там можем увидеть? Что такое икона ,алтарь, мозаика, фрески?

Организует работу в парах по иллюстрации в учебнике.

-Найдите на картинке с. 34 и покажите друг другу иконы, фрески. Алтарь.

(физминутка)

-Что еще могло удивить гостей из Европы? Прочитайте текст на с. 35-36 .Рассмотрите Слайд 4.

А теперь рассмотрите иллюстрацию с. 36,прочитайте задание. Можем его выполнить?

— Кто такие монахи, к какой работе они приступили?

Давайте ответим на последний вопрос таблицы:

Чем городская жизнь была непохожа на деревенскую?

Ответы учеников сводит к трём-четырём основным высказываниям. Города были центром:

а) политической (сам князь и его помощники решали важные государственные вопросы);

б) экономической (ремесленники и приезжие крестьяне торговали своими товарами);

в) религиозной (в городах строили большие и красивые храмы, монастыри);

г) культурной жизни страны (в городах накапливались и сохранялись разнообразные культурные богатства, привезённые из разных мест огромным количеством людей).

Помещает на доску вывод: город –центр экономической, политической, религиозной и культурной жизни.

-Рассматривают иллюстрации и слайд (2), высказывают предположения.

Читают отрывок на с. 33

На рисунке (с. 33)находят ремесленников, купцов, отвечают на вопросы.

Предлагают свои объяснения, подчёркивая, что в города съезжалось очень много народу, который толпился около дворца князя, в соборах, на торговой площади.

-Храмы.

Исходя из своего опыта рассказывают ,что можно увидеть в церкви.

-Рассматривают слайд(3), уточняют понятия: икона , алтарь, мозаика, фрески.

Работают в парах. Находят на картинке с. 34 и показывают друг другу иконы, фрески, алтарь.

Самостоятельно читают текст с. 35-36.Делают вывод, что у древних славян был свой алфавит.

-Нет. Не знаем, кто такие монахи . Читают текст с. 36 по цепочке, отмечают роль монахов в создании летописей.

Отвечают на вопрос.

V этап. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: закрепление во внешней речи основных понятий данной темы.

Организует работу в группах и парах.

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Посмотрите, на все ли вопросы таблицы мы ответили?

-Можем ли мы теперь дать ответ на главный вопрос урока?

Помогает подойти к выводу, что Древнюю Русь называли «страной городов» за то, что города являлись центрами всей жизни государства. Иностранцев поражали красота, необычность русских городов, а огромное количество народа на улицах могло создать впечатление, что всё население Руси живёт в городах.

Предлагает детям выполнить задание № 1, с. 12 в рабочей тетради.

-Объясните друг другу, какие предметы и почему являются объектами культуры.

Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?

-Да, на все.

Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы.

Сравнивают с выводом авторов.

Самостоятельно работают в парах с самопроверкой. №1,с. 12 в тетради . ( Проверка- сверка со слайдом 5)

VI этап. Рефлексия.

Цель: оценивание своей деятельности на уроке.

-Какое задание было самым трудным (легким)?

— Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Оценивают свою работу. На листочках рисуют смайлики:

Мне было легко. Тему понял, могу объяснить остальным.

Тему понял, но остались вопросы.

Мне было трудно на уроке.

VII этап. Итог.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

Организует итоговую беседу, проводит мини — тест , дает домашнее задание.

— Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

— Что показалось вам наиболее интересным?

-Какие новые понятия появились…

Мини-тест (+ или -).

1.В Древней Руси большинство жителей жили в деревне.

2.Культура-это все то полезное или красивое, что было сделано человеком. а не природой.

3.Иконы- это изображения. выполненные красками по сырой штукатурке.

4.Азбуку для славян создали Кирилл и Мефодий.

5.Во времена Древней Руси у славян еще не было своего алфавита.

6.Летопись-Запись событий русской истории, расположенные по годам.

Д/з с. 32-37. Тетрадь с.13 № 2,3. Дополнительно (по желанию)подготовить сообщение « Как возник город Москва».

Отвечают на вопросы:

Я что узнал…

-Я что понял…

На листочках пишут + ,если согласны с высказыванием и — , если не согласны.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *