Конспект урока по математике в 3 классе по теме «Римские цифры».
Цели:
Образовательная:
сформировать представление о числах и цифрах,систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.
Развивающая:
развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память; развивать познавательную активность.
Воспитательная:
воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.
Задачи:
познакомить детей с новыми, неизвестными системами счисления;
познакомить детей с римскими цифрами и их написанием, дать представление об использовании их на практике.
Тип урока:
– урок открытия нового знания.
Дидактическое и методическое оснащение урока:
-Математика 3 класс М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова
«Просвещение», 2000 г.
— дополнительная литература:
Печатные материалы:
1. Глейзер Г.И. История математики в школе . Москва «Просвещение»,1981
2. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. «ВЛАДОС» 1999
3. Савин А.П. Математические миниатюры. М. «Детская литература» 1991
Интернет ресурсы:
http://www.everyday.com.ua/digilet/digirome.htm
http://www.sci.aha.ru/ALL/a1.htm
http://www.raskraska.ru/azbuka/lat/index.html
http:www.shcool.еdu.ru
— раздаточный материал;
— презентация;
— тест – программы;
Оборудование:
— компьютеры;
— мультимедийный проектор;
— интерактивная доска;
Структура урока.
1. Организационный момент.
2.Устный счет
3. Сообщение темы и целей урока.
4. Изучение новой темы.
5.Работа по учебнику и в тетради.
6. Физкультминутка.
7. Игра «Живые числа»
8. Групповая работа на компьютерах в программе Тестер
9. Самостоятельная работа с цифровыми модулями.
10. Проверка самостоятельной работы.
11.Домашнее задание.
12. Подведение итогов урока.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1.Организационный момент
|
||
Презентация Слайды № 1-2 |
Приветствие учащихся. — Здравствуйте, ребята! Этот урок у нас сейчас науке посвящается, Что математикой всегда в школе называется. Она поможет воспитать такую точность мысли, Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить!
|
Приветствие учителя. |
2. Самоопределение деятельности. |
||
Презентация Слайды № 1-2 |
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математике.
|
Проверка готовности к уроку |
3. Актуализация опорных знаний и мотивация. |
||
Презентация Слайд № 3 |
– Для того чтобы открыть новую математическую тайну, начнем работу с “гимнастики ума”
-Разложите трехзначное число на сумму разрядных слагаемых: 345, 215, 608, 560, 237. -Разделите с остатком: 15:4, 34:5, 42:10, 61:6, 23:6
Мы с вами хорошо размялись, провели “гимнастику для ума” и можем работать дальше. |
Устный счет: Ответы учащихся. Работа на интерактивной доске. Запись получившихся ответов |
4. Актуализация знаний и мотивация. |
||
Презентация Слайд № 4 |
— Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово лишнее? Год час секунда месяц сутки минута литр век — Почему? (Остальные — величины времени). — Каких еще величин времени не хватает в списке? (неделя) — Какая из них самая большая величина? (век) — Сейчас мы будем работать в парах, у вас на партах конверты. Вам необходимо вместе восстановить таблицу мер времени. — Проверим свою работу, сверим ответы, напишем на интерактивной доске. Спасибо!
|
Ответы учащихся. Литр Величины времени Неделя Век
Работа в парах
Запись на интерактивной доске |
5. Постановка проблемного вопроса |
||
Презентация Слайд № 5 |
– А теперь отгадайте загадку. Что всегда идет, А с места не сойдет? — Посмотрите на циферблат и определите время Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время — Который сейчас час? — Почему же возникло затруднение? — А может кто–нибудь знает эти цифры? — Значит, какая сегодня тема урока? -Сегодня, мы узнаем, что это за числа и познакомимся с их построением |
Часы 7.00, 10.10,13.07 Не можем ответить на данный вопрос Не знаем, какими цифрами записаны числа Да. Это римские цифры. Римские числа |
6. “Открытие” детьми нового знания. |
||
Показ слайдов Презентация «Римские цифры» Презентация Слайд № 6 |
— А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.) — Что вы знаете про это? 1. Заголовок “Римские цифры”. Древний храм в Риме, построенный в 1 веке до н.э. 2. Вид древнего города. 3. Жизнь города. 5. Трирема – военное судно римлян. 6. Так выглядели древние римляне. — Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.) — Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше? — На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались? Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5. — Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1 палочку справа. Какое число получилось? (6), две палочки (7). А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8? — Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать? (надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4) — А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз — X . Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками. — Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9. Вывод: — какую особенность римской нумерации нужно запомнить? (Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.) — Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам. — Где мы можем встретиться с ними? (нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти, нумерация собраний сочинений писателей) — Да, действительно они служат для нумерации книг собраний сочинений писателей. Восстановите номера выданных книг .
|
Работа учащихся со счетными палочками.
Выкладывают на парте римские цифры
Выкладывают цифры
Делают вывод
Восстанавливают нумерацию книг |
Физкультминутка |
||
Презентация Слайд № 7 |
Поднимайся дружно класс, это – раз! Покрутилась голова, это два! Руки вверх, вперед смотри, это три! Руки в стороны, пошире, развернули на четыре! С силой их к плечам прижать, это пять! Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
|
Показ 1 ребенком, остальные выполняют движения |
7. Первичное закрепление. |
||
Презентация Слайд № 8 |
а) — А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа. Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажите его римскими числами. Ребята с помощью карточек покажут получившийся ответ. – Сколько будет, если 18 : 6 ? – Чему равно произведение 5 и 2? – Сколько ног у двух петухов? – Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала? – Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя? 6) – Сколько дней в неделе? 7) – 3 умножить на 4. 8) – 81 уменьшить в 9 раз. 9) – Какое число на один больше 10? 10) – Частное 25 и 5. 11) – 60 разделить 10. |
Учащиеся показывают карточки с римскими числами.
III X IV VIII
I VII XII IX XI V VI
|
8. Работа в тетради. |
||
Презентация Слайд № 9 |
-А теперь выполним письменные упражнения с римскими числами. Написанные римские числа записать арабскими цифрами.
|
Работа в тетради.
Запись арабских чисел на интерактивной доске. |
9.Знакомство с новыми цифрами. |
||
Презентация Слайд № 10 |
Знакомство с новыми цифрами. Их запись. — А вы знаете ,как записать число 55, 100? — У римлян есть еще цифры, это – 50, 100. 500.Давайте познакомимся с их обозначением 50 — L 100 — C 500 — D
|
|
10. Самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой . |
||
Презентация Слайд № 10 |
34 85 153 370 524 209
|
XXIV LXXXV CLIII CCCLXX DXXIV CCIX |
11.Закрепление полученных знаний. |
||
|
Выполняем тест. Включаем компьютеры, находим на рабочем столе значок теста(сердечко), открываем его и начинаем работать, результат будет на ваших компьютерах. Проверяем прошлую тему «Многозначные числа» поработаем, открыв цифровые модули на рабочем столе компьютера.
|
Выполняют тест на компьютерах. Оценка высветится на компьютерах.
Работают в цифровых цорах. |
12. Рефлексия деятельности. |
||
Презентация Слайд № 11 |
— Что нового мы узнали? — Каким способом? — Где используются римские числа? Сколько цифр узнали?
|
Римские числа.
|
13. Домашнее задание |
||
Презентация Слайд № 11 |
Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры. Придумайте занимательное задание для своих одноклассников, используя правило записи римских чисел. 3.* Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число — MDCCLVI?
|
Запись домашнего задания в дневник |