Конспект урока по Литературе «Сын русской вечности» (к 200-летию М.Ю. Лермонтова) 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №77»

Тематическая разработка урока

Сын русской вечности (к 200-летию М.Ю. Лермонтова)

Выполнила Злобина И.А.,

учитель русского языка и литературы

Ижевск,2013

Тема: Сын русской вечности

Задачи: создать целостное представление о личности М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес учащихся к творчеству великого поэта

Нет, я не Байрон, я другой…

Ход урока

1.Творческое задание

— Какие ассоциации возникают у вас, ребята, при чтении темы «Сын русской вечности»?

Ответы запишите в тетрадь (Богатырь, патриот; человек, истинно любящий свою землю)

— Почему эти слова мы относим к М.Ю. Лермонтову? (Классик, любил свою землю, знаем с детства)

2.Слово учителя. «Нет, я не Байрон, я другой»… Но какой же? Ответить на этот вопрос – наша задача. Он с русской душой. Увидеть надо нам Лермонтова, человека и поэта. А чтобы понять личность великого русского певца, обратимся к портретам.

3.Творческое задание.

Сравнить два портрета: автопортрет Лермонтова, сделанный в 1837 году, и портрет Лермонтова-корнета лейб-гвардии гусарского полкахудожника Ф.О. Будкина. (Портрет сделан по заказу Е.А. Арсеньевой в 1834).(В автопортрете Лермонтов подчеркивает не внешнюю красоту, а напряженную духовную жизнь.С парадного портрета Будкина смотрит спокойный гвардеец с правильными чертами лица).

4.Экскурсия по лермонтовским местам.

1 группа:

Москва. Рождение. Портреты матери, отца, бабушки, Лермонтов в детстве.

2 группа:

Тарханы. Москва. Благородный пансион. Университет. (Годы учебы в Москве – важнейшие вехи становления поэтического таланта и мировоззрения поэта)

3 группа Петербург. Памятник в Москве — скульптор И.Д.Бродский 1965 год (Во взгляде – мятежность, гордость, непокоренность, сила духа).

5.Слово учителя. Личность поэта. Она необычайно привлекательна своею многогранностью: веселый и непритязательный, холодный и недоступный, дерзкий и храбрый. Человек с глубокой и напряженной духовной жизнью, мыслитель и художник.

6.Мой Лермонтов.

Литературная гостиная

а) Ваши встречи с великим поэтом. Какие его страницы вам особенно дороги? Как вы читаете?

б) Вслушаемся в строки в исполнении лучших чтецов класса.

Чтение любимых стихотворений Лермонтова.

Кто предложит иное чтение лермонтовских страниц?

в) Слово рецензентам.

г) Ваше отношение к Лермонтову? Что он значит для вас среди великих поэтов России?

(Покоряет музыкальностью стиха, страстной порывистостью ораторской речи, непосредственной свежестью и силой чувств, яркой живописностьюкартин)

Слово учителя. Мы сегодня хотим сказать, что в пространстве русской вечности Лермонтов не одинок, хотя и недосягаем. Пока живет русский язык. Пока бьется русское сердце.

Список использованной литературы

1.Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практ. методика – М.: Просвещение, 1998

2.Литература 9 класс. Поурочные планы по учебнику Т.Ф. Курдюмовой. — Издательство «Учитель-АСТ»,2000

3. Литература 9 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. под ред.В.Я. Коровиной– М.: Просвещение, 2012

4. http://www.biografguru.ru/about/lermontov/=962

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *