Конспект урока по Литературе «Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова» 9 класс

МОУ «Чульская основная общеобразовательная школа».

Урок в 9 классе.

Учитель русского языка и литературы: Л.Ю.Клеймёнова.

Тема: Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова (по стихотворению «Когда волнуется желтеющая нива…».

Цель: Через анализ поэтического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэта. Раскрытию его внутреннего мира.

Задачи:

  • Помочь учащимся понять, как в образах природы раскрывается духовный мир лирического героя, его душевное состояние.

  • Совершенствовать навыки самостоятельного постижения, восприятия поэтического текста.

  • Соприкоснуться с прекрасной, гармоничной природой лермонтовского стихотворения как частью Родины.

Ход урока.

Эпиграф

Кто хочет понять поэта,

Должен идти в страну поэта.

И.В.Гёте.

1. Вступительное слово учителя:

В мою жизнь лермонтовские стихи вошли с детства. Повторяя стихи наизусть, я испытывала странное чувство, которое приходит на грани бодрствования и сна. Реальное смешивалось с нереальным, чёткое с зыбким, и всё это вместе было поэзией. Особенно близки мне его стихи о природе. Я пронзительно чувствовала в них и одиночество поэта, и жажду жизни и понимания, физически ощущала красоту и гармонию природы и стремление человека постигнуть эту гармонию и перенести в жизнь человека.

Каждый для себя заново открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца. Однако океан лермонтовской поэзии трудно расстаётся с тайнами , запрятанными в его глубинах.

Одно из таких стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива…», загадку которого мы попытаемся решить. (5 слайд)

2. Чтение стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» на фоне музыки. (6 слайд)

3. Подготовка к творческой работе в группах.

Класс делится на 4 группы. Каждая группа работает с одним четверостишием, определяет тему, смысл, выписывает ключевые слова, находит средства образной выразительности

4. Выступление представителей от групп:

  • 1 строфа – желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок – осень, лето ( 8-12 слайды)_

  • 2 строфа – ландыш серебристый – весна (13-16 слайды)

  • 3 строфа – студёный ключ играет по оврагу – временных указаний нет, всё обобщено (17-18 слайды)

  • 4 строфа – смиряется души тревога, могу постигнуть счастье на земле, в небесах вижу Бога (19-21 слайд)

5. Решение проблемы: «Что необычного в описании природы»?

(Признаки разных времён года существуют одновременно)

(22-23 слайды)

6. Работа с текстом. Ответ на вопрос «Какое душевное состояние поэта «прячется» в этом стихотворении как основное?»: найти слова, характерезующие душевное состояние человека, который видит одновременно все времена года в природе.

(смиряется души тревога, расходятся морщины на челе, могу постигнуть счастье на земле, в небесах вижу Бога. (24-25 слайд)

7. Обобщение: Возможно ли счастье на земле для лирического героя Лермонтова? (26 – 27 слайд)

Герой находит гармонию в душе в мире, который не существует. А в реальном мире счастье для него невозможно

8. Рефлексия: (29 слайд)

На уроке я

  • узнал

  • понял

  • почувствовал

  • задумался

9. Тестирование.

Урок заканчивается тестом, который выполнен в тестовой оболочке, автором которой является Шахмуров Михаил. Количество вопросов – 10. Максимальное количество баллов – 5. Пароль – 7.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *