Разработка урока с использованием ЭОР
Суяргулова Регина Наильевна
МАОУ СОШ №32 г.Стерлитамак
учитель математики и информатики
E-mail: sweet-prickle@mail.ru
Предмет: информатика
Учебник: «Информатика и ИКТ» Базовый курс: Н.Д. Угринович
Класс: 9
Тема урока: Кодирование звуковой информации
Цель урока. Организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:
• приобретение новой учебной информации (теория);
• приобретение новых умений и навыков, применение их на практике;
• формирование УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Задача урока. Изучение теоретического материала по теме урока:
• изучение и первичное закрепление нового материала по теме урока;
• приобретение необходимых умений и навыков;
• контроль и самоконтроль;
• достижение планируемых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных).
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Знать:особенности кодирования звуковой информации; основные понятия звуковой информации: дискретизация звука и ее частота, оцифровка звука, звуковой адаптер.
Уметь:решать задачи на кодирование звуковой информации; основные понятия звуковой информации: дискретизация звука и ее частота, оцифровка звука, звуковой адаптер.
Метапредметные:
Выделять свойства явлений, объектов; сравнивать характеристики по выделенным признакам; анализировать полученные результаты.
Личностные:
Рефлексия собственной деятельности; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Информационная культура учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, колонки, компьютеры с наушниками.
Дидактические средства: презентация, ЭОР.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.)
|
|
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Актуализация знаний учащихся, полученных ими по физике при изучении темы «Звук». |
Слайд 1 |
Учитель демонстрирует слайд и задает вопросы учащимся о звуке и звуковой информации, выясняя уровень знаний по данной теме из курса физики. |
Обучающиеся пытаются ответить на поставленные вопросы, но формулировка точных ответов на поставленные вопросы вызывает трудности |
2 |
2 |
Формирование новых знаний: погружение в проблему кодирования звуковой информации, связь физической сути звука с информационной составляющей, первичное обобщение – выход на понятие «качество звука». |
|
Учитель демонстрирует обучающимся анимационный ролик о том, что представляет собой звук, как получить звук, как превратить звук в электричество, как записать звук, как представлен звук в компьютере. |
Учащиеся воспринимают представленную мультимедийную информацию и отвечают на вопросы, предложенные учителем до просмотра ролика. |
8
|
3 |
Формирование новых знаний: введение основных характеристик звука (понятий): частота, громкость, высота, тембр.
|
|
Учитель вводит понятие тон звука, который определяется частотой звуковой волны (или, периодом волны).
|
Вызывает одного ученика к учительскому компьютеру и предлагает продемонстрировать классу аудиофрагмент информационного ресурса, демонстрируя свойство: чем выше частота, тем выше звучание. Обучающиеся работают с тетрадью. |
3 |
|
|
Учитель вводит понятие громкость звука, который определяется интенсивностью сигнала.
|
Вызывает следующего ученика к учительскому компьютеру и предлагает продемонстрировать классу аудиофрагмент информационного ресурса, демонстрируя свойство: чем выше интенсивность звуковой волны, тем громче сигнал. |
3 |
|
|
|
Учитель доводит до учащихся информацию, что уровень мощности пропорциональна интенсивности звукового сигнала.
|
Вызывает следующего ученика к учительскому компьютеру и предлагает продемонстрировать классу аудиофрагмент информационного ресурса, демонстрируя звуки одинаковой мощности, но разных частот. |
3 |
|
|
|
Учитель вводит информацию о том, что для преобразования аналогового сигнала в цифровой и наоборот служат специальные устройства АЦП и ЦАП |
Обучающиеся знакомятся с устройствами АЦП и ЦАП, записывают новую информацию в тетрадь. |
3 |
|
|
Введение понятия частота дискретизации звука, примеры решения задач |
Слайд 15 |
Учитель вводит понятие частоты дискретизации звука, показывает пример решения задачи, дает объяснение. |
Обучающиеся записывают новую информацию в тетрадь |
4 |
4 |
Формирование умений у обучающих решения задач на вычисление информационного объема звукового файла |
Слайд 17-18
|
Учитель предлагает обучающимся решить задачу (высвечивается на экране) на вычисление информационного объема цифрового звукового стереозвуковогофайла. |
Обучающиеся решают задачу в парах, проверка задачи в интерактивном режиме (вариант решения задачи высвечивается на экране) |
3 |
5
|
Закрепление новых знаний |
|
Учитель предлагает обучающимся сесть за компьютеры и просмотреть иллюстрированный гипертекстовый материал, в который входит интерактивная модель «Тембры». |
Обучающиеся рассаживаются за компьютеры, закрепляют полученный материал, используя интерактивную модель «Тембры» |
5 |
6 |
Закрепление полученных знаний, контроль.. |
|
Учитель на закрепление изученного материала предлагает учащимся ответить на вопросы интерактивного кроссворда, тем самым проверяет знания, полученные на уроке. |
Учащиеся вставляют слова в клетки кроссворда, по окончании работы сообщают полученные результаты (оценки) учителю. |
5 |
7 |
Домашнее задание |
Учитель предлагает домашнее задание обучающимся, пересылая ссылку по сети. |
|
1 |
Таблица 2
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
|
собственный ресурс |
Кодирование и обработка звуковой информации |
Информационный ресурс |
Презентация |
|
1 |
Анимация «Представление звука в компьютере |
Информационный ресурс |
Анимация, мультимедиа |
http://school-сollection.edu.ru/catalog/res/43d2c4fe-2cc6-4bbc-8493-9abcf4baf254/?interface=catalog |
2 |
Высота звука
|
Информационный ресурс |
Анимация, аудиофрагмент |
|
3 |
Громкость звука
|
Информационный ресурс |
Анимация, аудиофрагмент |
|
4 |
Звуки одинаковой мощности, но разных частот |
Информационный ресурс |
Анимация, аудиофрагмент |
|
5 |
Цифровой звук |
Информационный ресурс |
Анимация, аудиофрагмент |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5d2ad1d-8cf3-4dbf-a166-022193fd9a47/16.swf |
6 |
Характеристики звука |
Информационный ресурс |
Иллюстрированный гипертекстовый материал, в который входит интерактивная модель «Тембры». |
http://fcior.edu.ru/card/7741/harakteristiki-zvuka.html
|
7 |
Кроссворд по теме: «Технологии мультимедиа» |
Контрольный ресурс |
Интерактивное задание |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7c63626-727e-4747-ba5f-2cfabd284eae/9_4.xls |
8 |
Домашнее задание |
Практический ресурс |
Текст/Текст с иллюстрациями |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/887cdd3c-8307-4ccf-86dc-0ca6059c30fc/9_undefined.rtf |