ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность».
ФИО: Брежнева Наталья Николаевна |
|
|
|
Место работы: МОУ гимназия «Юридическая»,г.Волгодонск |
|
|
Должность: учитель |
|
|
Предмет: географии |
|
|
Класс: 9 |
|
|
Тема и номер урока в теме: «Главные отрасли и межотраслевые комплексы»; урок 1 |
|
|
Базовый учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н.Клюев. География 9. Из-во «Русское Слово») |
|
-
Цель и задачи урока
Цель: Познакомиться с межотраслевым комплексом и отраслями его составляющего.
Задачи:
— обучающие: Показать значение топливно-энергетического комплекса, сформировать представление о размещении месторождений нефти и газа. Дать понятие о топливно-энергетическом балансе Познакомить с проблемами ТЭК
-развивающие: Развивать умение работать с картами, со статистическим материалом.
-воспитательные: воспитание бережного отношения к ресурсам.
-
Тип урока: комбинированный
10.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
11. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, ПК для каждого учащегося.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.)
|
|
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Организационный момент |
Ресурс 1 (слайд 1,2) |
Вступительное слово с презентационной поддержкой |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, фиксируют в тетради тему урока |
2 минуты |
2 |
Проверка д/з |
Ресурс 1 Слайд 3 |
Проверка ранее пройденного материала |
Индивидуальная работа по карточкам с заданиями |
5 минут |
3 |
Формирование новых понятий.
|
Ресурс 1 Слайд 4,5 |
Вступительное слово с презентационной поддержкой. |
Воспринимают информацию, фиксируют в тетрадях основные моменты. |
20 минут |
3А |
Определение ТЭК и ТЭБ. Отраслевой состав. |
Ресурс 1
|
Беседа по просмотренному ЭОР. |
Отвечают на вопросы |
|
3Б |
География добычи основных видов топливных ресурсов, нефте- и газопроводов России |
Ресурс 1 Слайд 18, |
Формулирует вопросы, корректирует ответы |
Составляют схему ТЭК |
|
4 |
Первичное закрепление изученного материала |
Ресурс 1 Слайды: 13, 17, 15, 19 |
Практические задания Организация самостоятельной практической работы (тесты). Распределяет задания между учащимися. Контролирует выполнение работы. |
Самостоятельная работа с ресурсами Интернет (с консультационной поддержкой учителя) для последующего составления опорной схемы. |
|
6 |
Физкультминутка |
|
Физкультминутка для глаз – следим за указкой учителя. (показ на карте объектов) |
Выполняют физкультминутку |
|
7 |
Обобщение и систематизация учебного материала |
Ресурс 4
|
Обобщение знаний о современных проблемах ТЭК. |
Участвуют в беседе; выполняют тест |
10 минут |
8 |
Д/З. |
Ресурс 2, 3 |
Знакомство с параграфом № 17, ответы на вопросы № 1-2 в конце параграфа, используя ресурс 2, 3 |
Просматривают параграф, читают вопросы, спрашивают, если не понятно |
8 минут |
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
|
1 |
Презентация «ТЭК России» |
И,П,К |
мультимедиа |
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=198525&d_no=275050&ext=Attachment.aspx?Id=131544 |
2 |
Характеристика Топливной промышленности |
И |
Иллюстрация, мультимедиа |
http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/geografiya/toplivno-energeticheskiy-kompleks-rossii.html
|
3 |
«Энергетическая стратегия России на период до 2020 года»Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1234-р от 28 августа 2003 года)
|
И |
текст |
|
4 |
Современные проблемы ТЭК. Практические задания |
П |
тест |
http://fcior.edu.ru/card/22532/sovremennye-problemy-tek-prakticheskie-zadaniya.html
|
Конспект урока:
На экране написан план урока: ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МЕЖОТРАСЛЕВОГО КОМПЛЕКСА:
1.Значение МОК в хозяйстве России.
2.Состав комплекса и роль отраслей, входящих в него.
3. Факторы размещения отраслей.
4. Районы размещения производства (базы).
5. Перспективы и проблемы развития комплекса.
Ход урока:
-
Организационный момент (1-2 минуты, проверить наличие ученых принадлежностей на парте учащихся, успокоить, настроить на работу)
-
Основная часть:
Проверка дз -5 минут 1 половина класса пишет с/р по п.15 и 16, вторая половина работает с учителем по вопросам:
1. Что такое факторы размещения производства?
2.Перечислите наиболее важные факторы размещения производства. 3.Какой фактор определяет размещение молочного завода?
-Сегодня мы начинаем знакомство с межотраслевыми комплексами и отраслями, их составляющими. Первый межотраслевой комплекс- топливно-энергетический. Поскольку 40% экспорта России составляет топливо (нефть, газ, уголь), то изучение мы начинаем с «первого этажа» экономики, который базируется на природных ресурсах.
В тетрадь учащиеся записывают тему урока и схему комплекса, стр. 97 учебника -схема.
Тема: «Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленности.»
ТЭК
Топливная промышленность Электроэнергетика
Угольная нефтяная газовая торфяная сланцевая ТЭЦ АЭС ПЭС ГЭС
Задача ТЭК состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передачи их (транспортировки) потребителю. (чтобы сделать эту запись учащиеся читают стр.97 -1 абзац 30 сек) отвечают на вопросы
1.Топливная промышленность- занимается добычей топлива
2.Электроэнергетика- производство энергии на электростанциях. Энергоресурсы- топливо, энергия воды, энергия ядерного топлива, нетрадиционные виды энергии.
3.Транспортировка топлива и энергии.
Ежегодно в стране составляется топливно-энергетический баланс. ТЭБ — это соотношение добычи топлива и произведенной энергии (приход) и их использование в хозяйстве страны (расход).
Рисунок
Топливно-энергетический баланс России в 2004 г.
Задание: определите из чего складывается приход и расход топлива и энергии?
Приход- составляет добыча и производство топлива, остатки на конец года и импорт.
Расход- на производственные нужды, преобразование в другие виды энергии и экспорт.
Добавляется в запись о задаче ТЭК: задачей ТЭК является увеличение добычи топлива и производства электроэнергии, но и экономия энергии, т.к. новые месторождения находятся в необжитых труднодоступных районах Севера России, транспортировка топлива с каждым годом дорожает, топливная промышленность и энергетика оказывают отрицательное влияние на окружающую среду.
Вопрос: Как можно экономить энергию каждому жителю России? Как могут учащиеся школ помочь в этом? (беседа 5 минут)
На партах у учащихся лежат образцы таблиц, которые они будут заполнять по ходу урока.
Нефтяная промышленность |
|
Запасы нефти |
|
Объем добычи |
|
Крупнейшие базы и месторождения |
|
Крупнейшие нефтепроводы |
|
Нефтеперерабатывающие заводы |
|
Газовая промышленность |
|
Запасы газа |
|
Объем добычи |
|
Крупнейшие базы и месторождения |
|
Крупнейшие газопроводы |
|
Перерабатывающие заводы |
|
Нефтяная промышленность – Смотрят презентацию и выступление ученика и записывают в таблицу данные
Нефтяная промышленность |
|
Запасы нефти |
2 место в мире |
Объем добычи |
490 млн. т.планировалось, 445 млн.-составила, 2 место в мире |
Крупнейшие базы и месторождения |
Западная Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ, так и в новых нефтегазовых провинции: на Европейском Севере (Тимано-Печорский район), в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на юге России (Северо-Каспийская провинция). |
Крупнейшие нефтепроводы |
«Союз», «Сияние Севера», «Западная Сибирь-Западная Европа» |
Нефтеперерабатывающие заводы |
Омск, Самара, Сызрань, Ярославль, Туапсе |
Сырая нефть взрывоопасна и почти не используется, поэтому нефть перерабатывают в бензин, керосин, соляр, мазут. Из нефтепродуктов получают пластмассы, полимеры, хим. волокно. Добыча нефти ведется 2 способами: фонтанным и насосным. Фонтанный способ дешевле, но сейчас практически не используется. Сейчас происходит истощение месторождений, не все скважины эксплуатируются, т.к. пласты залегают глубоко из-за отсутствия современного оборудования их нельзя эксплуатировать.
Учитель обращает внимание учащихся на карту «Топливная промышленность»
-как отмечаются нефтегазоносные провинции,
-как определить месторождения,
-как отмечаются газо- и нефтепроводы,
— центры нефте – и газопереработки.
Вопрос к классу: назовите крупнейшие месторождения нефти в каждой базе.
Транспортировка нефти идет по нефтепроводам в западном направлении и далее за рубеж, в восточном – потребителю и за рубеж.
НПЗ размещены в районах потребления, т.к. транспортировка сырой нефти легче, чем продукты переработки.
Газовая промышленность— Смотрят презентацию и выступление ученика и записывают в таблицу данные
Газовая промышленность |
|
Запасы газа |
1 место в мире |
Объем добычи |
635 млрт.м3, 2 место в мире |
Крупнейшие базы и месторождения |
Основным из которых является Западная Сибирь, так и в новых нефтегазовых провинциях в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на европейском севере (включая шельф арктических морей) и полуострове Ямал. |
Крупнейшие газопроводы |
«Дружба», «Поволжье-Центр-Северо-Запад», «Коми-Центр», «Поволжье-Черное море» |
Перерабатывающие заводы |
Сургут, Новый Уренгой, Оренбург |
Газ – дешевое и экологически чистое высококалорийное топливо. Добыча стабильна и приносит большие доходы.
Вопрос к классу: назовите крупнейшие месторождения газа.
Транспортировка газа идет по газопроводам крупнейшие «Уренгой- Помара- Ужгород, («Ямал-Европа», «Голубой поток» проложены по дну Черного моря в турцию)
Данные, которые не услышали в выступлении, находят на карте атласа и в учебнике, записывают в таблицу.
Проблемы, которые испытывает нефтяная и газовая промышленности. ( из «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года»
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1234-р от 28 августа 2003 года)
1.В течение прошедшего десятилетия ТЭК в основном обеспечивал потребности страны в топливе и энергии, сохранив тем самым энергетическую независимость России. В настоящее время преодолена тенденция спада и начался рост добычи газа, нефти и угля, производства электроэнергии, объема и глубины переработки нефти.
2. Высокая (более 50 процентов) степень износа основных фондов; ввод в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился за девяностые годы от 2 до 6 раз
3. Наблюдается высокая аварийность оборудования, обусловленная низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления, а также старением основных фондов. В связи с этим возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе
4. Сохраняющийся в отраслях комплекса (кроме нефтяной) дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование.
5. . Энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях, неэкономично. В стране практически отсутствуют современные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии,
Закрепление
Вопросы
1. ТЭК – ?
Ответ: ТЭК — совокупность отраслей, связанных с производством и
распределением энергии в ее различных видах и формах.
2. Состав ТЭК — ?
Ответ: Топливная промышленность, электроэнергетика и
транспорт топлива, тепла, энергии.
3. Что такое топливно-энергетический баланс?
Ответ: это единица учёта органического топлива, применяемая для
сопоставления эффективности различных видов топлива.
4. Почему важно экономить энергию?
Ответ: Дорожает добыча топлива, производство энергии и
их транспорт. ТЭК загрязняет окружающую среду.
5. Как можно экономить топливо?
Ответ: Применять энергосберегающие технологии.
Улучшать теплоизоляции зданий, применять экономичные
источники освещения.
Тест
1. Центр нефтепроводной системы России:
А. Брест Б. Сургут В. Москва Г. Альметьевск
2.Как размещены НПЗ России?
А. на Севере Б. вдали от городов В. в крупных городах Г. на побережье морей
3. Газопровод «Голубой поток» проходит через:
А. Брест
Б. р. Коми
В. Поволжье
Г. Черное море
4. Плавучие буровые платформы будут выпускать в:
А. Североморске
Б. Мурманске
В. Альметьевске
Г. Омске
5. Самый крупный бассейн по добыче угля:
А. Донецкий
Б. Кузнецкий
В. Печорский
Г. Ленский
Домашнее задание: п. 17, принести к/к ( нанести основные базы, нефте- и газопроводы, 10 крупнейших НПЗ) подготовить сообщения по теме «Экологические проблемы отрасли», используя ресурсы 2, 3
Нефтяная промышленность
|
|
Запасы нефти |
|
Объем добычи |
|
Крупнейшие базы и месторождения |
|
Крупнейшие нефтепроводы |
|
Нефтеперерабатывающие заводы |
|
Газовая промышленность
|
|
Запасы газа |
|
Объем добычи |
|
Крупнейшие базы и месторождения |
|
Крупнейшие газопроводы |
|
Перерабатывающие заводы |
|
-
Учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н.Клюев. География 9. Из-во «Русское Слово»
-
Пурикова М.Н. Топливная промышленность. Материалы урока, 9 класс. Сеть Творческих учителей. http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=198525&tmpl=Thread&BoardId=198528&ThreadId=429154