КОНСПЕКТ УРОКА |
|
|
«Европейский Север. Общая характеристика района» |
Учебник, программа |
В.П Дронов, В.Я Ром , «География . Население и хозяйство», 9кл, М., Дрофа ,2005 |
Форма |
Урок – исследование |
|
|
|
Время |
Выдвижение гипотезы, определение проблемы. |
5 |
мин |
|
2. |
Работа в группах |
7 |
мин |
3. |
Отчет групп. Презентация результатов работы |
15 |
мин |
4. |
Подведение итогов |
5 |
мин |
5. |
Домашнее задание |
3 |
мин |
Ход урока |
||
Пункт плана №1. Разминка. Актуализация знаний. |
||
Работа учителя |
Работа учащихся |
|
Ребята! Мы завершили изучение одного значимых регионов России. Как называется этот регион. Демонстрируется карта « Экономическое районирование» (электронный учебник « География 6-10 класс) |
Мы изучали территорию Центральной России, в её состав входят Центральный районы: Центрально — Черноземный, Волго-Вятский, Северо — Западный район.
|
|
Сегодня мы с вами совершим путешествие в необычайный уголок нашей Родины. Слай-шоу « Природа Европейского Севера». Как выдумаете, о каком экономическом районе пойдет речь? По каким признакам Вы определили? Что вы уже знаете о регионе? Тема урока «Европейский Север»( слайд №4) Какие цели необходимо поставить? |
Учащиеся предполагают варианты ответа. Европейский Север. Возможные варианты ответов: Морское побережье, лесные массивы и т.д
Совместно с учителем определяют цели урока.
|
|
Что необходимо определить? На основе анализа политико – административной карты и схемы учебника страницы 259, определим состав экономического района. Удалите из списка лишние субъекты федерации. Слайд №3.
|
Состав района. Учащиеся отбирают субъекты федерации входящие в состав Европейского Севера. На слайде: Архангельская область, Вологодская область, Новгородская область, Мурманская область, республика Коми, республика Мордовия, республика Карелия. Новгородская область — Северо-Западный район. республика Мордовия –Волго-Вятский район |
|
Перед вами первые строки характеристики экономического района, но полная характеристика утеряна. Как можно составить характеристику экономического района ? Гипотеза исследования: Природные ресурсы способствуют развитию Европейского Севера
|
Чтобы составить полную характеристику , нам необходимо провести исследование различных источников: карт, таблиц. Установить особенности: ЭГП, природных ресурсов, населения, хозяйственного развития района, определить отрасли специализации. |
|
Пункт плана №2. Работа в группах |
||
Работа учителя |
Работа учащихся |
|
Для проведения исследований, я предлагают Вам работать в 5 группах. Что обозначает название каждой группы? В течение 7 минут вам необходимо используя различные источники географической информации, исследовать отдельный изучаемый вопрос и оформить экран исследований на доске ( географический кластер). |
Группы: ЭГП, Социологи, Ресурсоведы, Промышленники, Аграрии. В течение 7минут работают согласно листу- заданию |
|
Учащиеся работают в группах. Оформляют элементы кластера. |
||
Предоставляет слово учащимся. Выслушивает учащихся дополняет ответы. |
Оформляют, элементы кластера на доске комментируют итоги поисковой работы. |
|
На доске размещается карточки с главными ресурсами и отраслями промышленности. Организуется работа по выполнению « географического лото» |
Соотносят ресурсы и отрасли промышленности |
|
Пункт плана №4 Итог урока |
||
Работа учителя |
Работа учащихся |
|
Учитель предлагает вернуться к гипотезе исследования и заполнить лист характеристики района.
|
Учащиеся определяют уровень выполнения целей. Заполняют карточки самоконтроля |
|
Пункт плана №5 Домашнее задание |
||
Работа учителя |
Работа учащихся |
|
Этап освоения- |
|
|
|
Литература
1.В.П. Дронов, В.Я Ром; География России население и хозяйство.9класс М. «Дрофа» 2005
2.Е.А. Жижина; поурочные планы по географии. Население и хозяйство России 9 класс,
М « Вако» 2005
3. В.П. Дронов Рабочая тетрадь. География России население и хозяйство.9класс М. «Дрофа» 2006
4. И.И. Баринова .Современный урок географии. М. «Школьная Пресса » 2002
5. Демографическое развитие и этнические процессы http://kolaenc.gov-murman.ru/demography/population/
6.Вологодская область. http://www.dvinaland.ru/region/
7.Этнический состав населения http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F
8. Федеральная служба государственной статистики
http://bi.gks.ru:8080/DDB/showcharts.jsp?report=NA000_3p&project=BIPortal_cen_2.bip
9.Вологодское масло.
http://www.booksite.ru/butter/index.htm