Конспект урока по географии «Миграции населения мира» 10 класс

Учебный предмет география

Класс 10 Дата 28.01.2013

Технологическая карта изучения темы «Миграции населения мира»

Учитель Бобкова Л. А., высшей категории

УМК В. П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира»

Тема

Миграции населения мира

Тип урока

открытия нового знания (ОНЗ)

Цели темы:

содержательная:

деятельностная:

расширение понятийной базы по теме «Миграции» за счет включения в нее новых элементов по теме «Население мира»;

формирование у учащихся умений работать с различными источниками географической информации, реализовывать новые способы действий в группе.

Планируемый результат

Предметные ЗУН: рассмотреть виды внешней и внутренней миграции, ее причины и определить главные миграционные потоки.

Личностные УУД:

1. Самоопределение — формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России),

2. Смыслообразование:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

  • развития познавательных интересов, учебных мотивов;

  • формирования границ собственного знания и «незнания»

3. Морально-этическая ориентация:

знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность)

Познавательные УУД:

1. Общеучебные универсальные действия

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

2. Логические учебные действия

  • Основы смыслового чтения текстов; уметь выделять существенную информацию;

  • умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его связях

Коммуникативные УУД:

  • понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • уметь задавать вопросы;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу,

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Основные понятия

миграция, депортация, реэмиграция, иммиграция, эмиграция, «утечка умов», репатриация, гастарбартер,

Метапредметные связи

история, иностранный язык

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

учебник географии В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира», атлас 10 класса

интернет-ресурсы

Организация пространства

фронтальная, групповая («снежный ком», «пазлы»), индивидуальная

Оборудование

учебник географии для 10 класса В.П. Максаковского, рабочая тетрадь, атлас, электронная презентация, ЦОР:

2 вариант

1. Для какой из перечисленных стран характерен миграционный прирост населения?

1) Канада 3) Япония
2) Украина 4) Китай


2. Для какой из перечисленных стран характерна миграционная убыль населения?

1) Дания 3) Франция
2) Мексика 4) Швеция

3. Лица, переселившиеся в страну

1) эмигранты 2) иммигранты

4. Используя график, определите показатель миграционного прироста населения в России в 2008 г. Решение и ответ запишите цифрами.

В1. Используя данные диаграмм, определите величину миграционного прироста населения Ханты-Мансийского АО в 2010 г. Ответ запишите цифрами.

Распределение числа мигрантов по основным потокам

передвижения,

2010 г. (тыс. человек)

Ответ: ____ тыс. человек.

В2. Используя данные диаграмм, определите величину миграционного прироста населения Свердловской области в 2010 г. Ответ запишите цифрами.

Ответ: ____ тыс. человек.

В1. Используя данные диаграмм, определите величину миграционного прироста населения Ханты-Мансийского АО в 2010 г. Ответ запишите цифрами.

Распределение числа мигрантов по основным потокам

передвижения,

2010 г. (тыс. человек)

Ответ: ____ тыс. человек.

Пояснение.

Миграционный прирост — это разница между прибывшими и выбывшими:

Прибыли: 24,9 + 6,6 = 31,5

Выбыли: 25,0 + 0,9 =25,9

 Прирост: 31,5 – 25,9 = 5,6

Ответ: 5600

В1. Используя данные диаграмм, определите величину миграционного прироста населения Свердловской области в 2010 г. Ответ запишите цифрами.

Ответ: ____ тыс. человек.

Пояснение.

Миграционный прирост определяется разницей между прибывшими из других регионов и стран и выбывшими.

Прибыли: 18,8 + 3,4 = 22, 2 тыс.чел

Выбыли: 17,5 + 0, 8 = 18, 3 тыс.чел

Прирост: 22,2 – 18,3 = 3,9 тыс.чел

 

Ответ: 3900

Группа № 1.

1. Используя учебник § 3 «Миграции населения мира»:

1.1. Объясните, что такое трудовая миграция («утечка мускулов»).

1.2. Заполните таблицу.

1.3. Составьте рассказ, используя политическую карту мира.

Группа № 2.

1. Используя учебник § 3 «Миграции населения мира»:

1.1. Объясните, что такое «утечка умов», кто такие беженцы.

1.2. Заполните таблицу.

1.3. Составьте рассказ, используя политическую карту мира.

Группа № 3.

1. Используя учебник § 3 «Миграции населения мира»:

1.1. Объясните, что такое внутренние миграции.

1.2. Заполните таблицу.

1.3. Составьте рассказ, используя политическую карту мира.

Группа № 1.

1. Используя учебник § 3 «Миграции населения мира»:

1.1. Объясните, что такое трудовая миграция («утечка мускулов»).

1.2. Заполните таблицу.

1.3. Составьте рассказ, используя политическую карту мира.

Группа № 2.

1. Используя учебник § 3 «Миграции населения мира»:

1.1. Объясните, что такое «утечка умов», кто такие беженцы.

1.2. Заполните таблицу.

1.3. Составьте рассказ, используя политическую карту мира.

Группа № 3.

1. Используя учебник § 3 «Миграции населения мира»:

1.1. Объясните, что такое внутренние миграции.

1.2. Заполните таблицу.

1.3. Составьте рассказ, используя политическую карту мира.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Научиться можно только тому, что любишь. Гёте И.
globuss24.ru © 2024 – образование для всех
00
вверх