Разработка мастер – класса по кубановедению
(урок в 9 классе по разделу «География»)
Тема урока: Источники географической информации.
Тип урока: урок повторения изученного в 8 классе.
Цель урока: определить роль и место географии в курсе кубановедения
Оборудование урока: мультимедийное оборудование, физическая карта Краснодарского края, путеводитель по Славянскому району, набор открыток «Черноморское побережье Кавказа», фотографии, буклет «Славянский фестиваль международной культуры, информация о космонавтах Кубани.
Задачи урока: 1. Формировать умение работать с разными источниками географической информации
2. Развивать навыки работы в группе и творческое мышление учащихся
3. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
4. Учить рациональному использованию учебного времени на уроке
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение материала курса 8 класса.
— Определите географическое положение нашего края (юг Восточно –Европейской равнины)
— назовите и покажите на карте крайние точки (северная- х. Молчановка Щербиновский район, южная- с. Веселое Адлерский район, западная- мыс Тузла, восточная- х.Зеленчук- Мостовской Отрадненский район)
— Краснодарский край пересекает 45 параллель. Какие климатические условия характерны для этой широты?
— С какими административными единицами граничит край, наш Славянский район?
— из какой административной единицы и когда был образован Краснодарский край (из Азово-Черноморского края 13 сентября 1937 г)
— какие источники географической информации вам знакомы?
3. Выполнение практической работы.
— В течение 5 минут вам необходимо в группах выполнить практическую работу по предложенным заданиям с использованием различных источников информации и защитить результаты своей работы
1 группа (2 человека, которые умеют строить диаграммы).
Задание: Заполнить таблицы, построить диаграммы, провести сравнительную характеристику
Славянский район
130 946 |
|
Городское население (чел) |
63422 |
Доля городского населения (%) |
48,44 |
Сельское население (чел) |
67524 |
Доля сельского населения (%) |
51,56 |
Краснодарский край
5161000 |
|
Городское население (чел) |
2709100 |
Доля городского населения (%) |
|
Сельское население (чел) |
|
Доля сельского населения (%) |
|
ПРИМЕЧАНИЕ: диаграммы построить на одном слайде
2 группа (географы и математики -2 человека)
Задание: заполнить таблицу, используя «Вестник администрации и Совета муниципального образования Славянский район» итоги 2010 г.
Петровское поселение (1 место в итоговом рейтинге) |
Анастасиевское поселение (2 место в итоговом рейтинге) |
|
Общая численность населения (чел) |
13536 |
13440 |
Трудоспособное население (чел) |
8956 |
8255 |
Пенсионеры (чел) |
2762 |
2961 |
Молодежь до 30 лет (чел) |
3909 |
2989 |
Дети (чел) |
1960 |
1900 |
Уровень безработицы |
0,37 % |
0,52 % |
Доходы поселения |
36,538 млн. руб |
21,6 млн руб |
Расходы поселения |
44,952 млн руб |
28,6 млн руб |
Участие в краевых программах (колич программ) |
10 |
2 |
Общее количество хозяйственных субъектов |
509 |
511 |
Количество крупных и средних предприятий на территории поселения |
7 |
4 |
1. Что помогло Петровскому сельскому поселению занять лидирующую позицию в рейтинге поселений района в 2010 году?
2.Сделать прогноз для Анастасиевского поселения на предмет лидерства в районе и предложить ряд мероприятий, как этого достичь.
3 группа.
Задание. Разработать и защитить проект «Развитие курортно- туристического комплекса Славянского района» с использованием различных источников географической информации.
Санаторно-курортный и туристический комплекс МО Славянский район представлен 40 объектами: бальнеолечебница, 17 баз отдыха, 9 гостиниц, 4 турагенства, 3 пляжные территории, детский оздоровительный лагерь «Ровесник», 4 охотобазы, музей.
4 группа
Задание. Разработать туристический маршрут по Краснодарскому краю с использованием различных источников информации.
5 группа
Задание. На основе предоставленной информации составьте кроссворд на тему «Вклад кубанцев в освоение космоса»
4. Отчеты групп по итогам выполнения практической работы ( 2 мин на выступление группы)
Вывод: источники могут дать очень разноплановую информацию. Учитесь ею пользоваться.
5. Итог урока
— Спасибо всем участникам за плодотворную работу на уроке. В качестве поощрения вы освобождаетесь от домашнего задания