Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Новохоперская ООШ»
Новохоперского района
Воронежской области
Конспект урока по физике в 9 классе
«Величины, характеризующие колебательное движение».
Подготовила учитель:
Копытина Надежда Викторовна
2014
Цели урока:
-
познакомить учащихся с величинами, характеризующими колебательное движение: амплитуда, частота, период, фаза колебаний;
-
формировать умения анализировать, сравнивать явления, выделять основное, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала;
-
научить применять свои знания для решения учебных задач различного характера;
-
показать значимость данной темы и связь ее с другими науками;
-
развивать умение работы с дополнительной литературой, учебником;
-
воспитывать самостоятельность, трудолюбие, терпимость к мнению другого, прививать культуру умственного труда и интерес к предмету.
Методы обучения: беседа, сообщение учителя, демонстрация опыта, наблюдение, обобщение наблюдения.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: ИКТ.
Оборудование: шарик на нити, груз на пружине, компьютер с проектором.
Структура урока:
-
Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Изучение нового материала и закрепление.
4. Закрепление изученного материала.
5. Итог урока.
6.Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент.
Добрый день! Я рада всех вас видеть. И желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки.
Когда мы улыбаемся,
Мы самоисцеляемся,
И с силой наполняется,
Дарующей успех.
Поработаем, ребята, сегодня для ума и души.
2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.
Я предлагаю отгадать кроссворд. О чем пойдет речь на нашем уроке, мы узнаем, разгадав кроссворд.
рис1
Вопросы к кроссворду:
1. Физическая величина, характеризующая быстроту движения?(1)
2. Физическая векторная величина, равная изменению скорости с течением времени?(2)
3. Характеристика взаимодействия тел?(3)
4. Физическая векторная величина, измеряющаяся в метрах?(4)
5. Как называется падение тел под действием силы тяжести?(5)
6. В каких единицах измеряют углы?(6)
7. Изменение положения тела в пространстве с течением времени называется…(7)
8. Явление, возникающее между двумя соприкасающимися телами?(8)
9. Физическая величина, единицами измерения которой является век, год.(9)
Назовите мне ключевое слово – Колебания.
Какие величины, характеризуют колебательное движение.
Нам предстоит выяснить на уроке.
Ребята, что мы должны сегодня на уроке выяснить?
Какими же характеристиками характеризуются колебательное движение?
3. Изложение нового материала.
Урок начинается с демонстрации:
1)колебание шарика на нити.
2)колебание маятников часов и т.д.
Учитель: Рассмотрите примеры движений и скажите, пожалуйста, что общего в этих движениях.
Учащиеся: повторение.
Учитель: Правильно. Как можно назвать эти движения?
Учащиеся: колебания.
Учитель: Все эти тела совершают периодически повторяющиеся движения около неподвижной точке, т.е. колеблются.
Учитель: Демонстрация: (тело на нити) Назовите мне тела, которые участвуют в колебаниях.
Учащиеся дают ответы.
Учитель: Система тел, способная совершать колебания называется колебательной системой. Примерами колебательной системы является маятник. Маятники бывают двух видов: нитяной и пружинный.
Учитель: Демонстрация: пружинного и нитяного маятника.
Учащимся предлагается привести в колебание математический и пружинный маятники, находящиеся у них на столах.
Учитель: Что необходимо сделать, чтобы маятники начали совершать колебания?
Учащиеся: подействовали силой.
Учитель: Для того чтобы система совершала колебания, необходимо наличие внешней силы, выводящей тело из положения равновесия.
Демонстрация: Я отклоняю шарик на нити, но не отпускаю. На шарик действует сила, но колебаний нет. Почему?
Учащиеся: Нужна сила, которая будет возвращать тело в положение равновесия.
Учитель: Как и любое движение, колебательное движение характеризуется рядом величин. Основными такими величинами при колебательном движении являются: период, частота и амплитуда.
Период измеряется в секундах. Здесь еще хотелось бы добавить одну интересную вещь.
Заключается она в том, что, чем больше мы берем колебаний, число колебаний за большее время, тем точнее мы определим период колебаний.
Обозначается частота греческой буквой, которая читается как «ню». Мы определяем частоту, сколько колебаний произошло за единицу времени. Частота измеряется величиной [c-1], или . Эту единицу называют герц в честь немецкого физика Генриха Герца.
Посмотрите, не случайно мы расположили две величины – период и частоту – рядом.
Если вы посмотрите на эти величины, вы увидите, как они между собой связаны: — период [c]. — частота – [c-1] Þ [Гц]
Период и частота связанные, через число колебаний и время, в течение которых это колебание совершается. Для каждой колебательной системы частота и период есть величины постоянные. Связь между этими величинами довольно проста: .
Ответ:
Задача№2
Маятник совершил 20 колебаний за 1 мин 20 с . Найти период и частоту колебаний.
Запишем условие задачи с помощью таблицы.
Решение |
|
N=20 t=1мин 20 с =80с T-? ν=? |
|
Задача№3
Сердце — это орган, имеющий массу 300 г. С 15 до 50 лет оно бьется со скоростью 70 ударов в минуту. В период между 60 и 80 годами оно ускоряет свое движение, достигая примерно 79 ударов в минуту. В среднем это составляет 4,5 тысячи пульсаций в час и 108 тысяч в день. В обычном режиме этот орган перекачивает 360 литров крови в час, а за всю жизнь — 224 миллиона литров. Столько же, сколько река Сена за 10 минут!
Чему равен период колебаний работы сердца ?
Рис 2
Задача№4
рис 3
Небольшие размеры колибри и их способность сохранять постоянную температуру тела требуют интенсивного обмена веществ. Ускоряются все важнейшие функции в организме, сердце делает до 1260 ударов в минуту, увеличивается ритм дыхания — до 600 дыхательных движений за одну минуту. Высокий уровень обмена веществ поддерживается интенсивным питанием — колибри почти непрерывно кормятся нектаром цветов.
Определите частоту колебаний сердца колибри.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Мини-тест
2 вариант |
|
1. Колебания – это движения тела…
|
1. Интервал времени, за который совершается одно полное колебание, – это…
|
2. Число полных колебаний за 1 с определяет …
|
2. Наибольшее отклонение тела от положения равновесия – это…
|
3. Частота свободных колебаний пружинного маятника равен 10 Гц. Чему равен период колебаний?
|
3. Период свободных колебаний нитяного маятника равен 5 с. Чему равна частота его колебаний?
|
4. За 6 секунд маятник совершает 12 колебаний. Чему равна частота колебаний?
|
4. За 5 секунд маятник совершает 10 колебаний. Чему равен период колебаний?
|
. Вариант 1: 4,2,3,2. Вариант 2: 3.4,1,1.
Итог урока. Выставление оценок за работу в классе.
Рефлексия.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал…….
Теперь я могу……….
Было интересно……..
Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся……..
Всюду в нашей жизни мы встречаемся с колебательными движениями: периодически движение участков сердца и легких, колеблются ветви деревьев при порыве ветра, ноги и руки при ходьбе, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблется атомы в узлах кристаллической решетки. Ученый Л.И. Мандельштам говорил, что если посмотреть историю физики, то можно увидеть, что главные открытия были связаны по существу с колебаниями.
“ Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись,
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет”
Фирдоуси (персидский поэт).
-
Домашнее задание.§26, 27 .
Литература, используемая при подготовке к уроку:
-
Физика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин, У.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2011.
Интернет ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/592552/
http://festival.1september.ru/articles/610818/
http://festival.1september.ru/articles/587594
(ppt) festival.1september.ru/articles/532558/pril1.ppt