Конспект урока «Откуда мы знаем, как жили наши предки»

Тема: «Откуда мы знаем, как жили наши предки».

Цель: заинтересовать пятиклассников учебным предметом.

Тип урока: вводный

Новые понятия: история, вещественные источники, археология, этнография.

Оборудование урока: учебник, презентация к уроку, рабочая тетрадь.

Ход урока:

План изучения материала:

  1. Как работать с учебником.

  2. Что изучает история Древнего мира?

  3. Какие науки помогают изучать историю?

Этапы

урока

Действия учителя

Действия учащихся

I.Организа-

ционный момент.

Здравствуйте, ребята! (слайд 1) Поздравляю вас с началом нового учебного года! Зовут меня Роут Наталья Петровна, я буду вести у вас уроки истории и обществознания.

В этом году вы начнете изучать много неизвестных и интересных предметов: историю, обществознание, природоведение… на нашем уроке я вам предлагаю начать знакомство уже сейчас с новым предметом — историей.

— Кто из вас уже знаком с историей, знает, о чем будет идти речь?

— Где вы уже встречались с этим термином?

— Попробуйте дать свое объяснение этому термину?

Слушают учителя. Включаются в работу. Отвечают на вопросы.

II.Изучение нового материала.

Для того, чтобы лучше понять, «Что такое история?», предлагаю вам поближе рассмотреть учебник.(слайд 2).

.

1.Как работать с учебником.

(слайд 3) Посмотрите как авторы оформили его для вас. Для того, чтобы вам было легче ориентироваться, авторы в конце учебника поместили раздел содержание, где мы можем в любой момент найти нужную нам информацию.

Материал учебника поделен на разделы, главы, и на параграфы.

В конце каждого параграфа даны вопросы, на которые необходимо отвечать по ходу изучения учебного материала (слайд 4).

Но иногда перед разделом есть небольшое вступление, без обозначения параграфа, которое также необходимо внимательно изучать.(слайд 5).

(слайд 6) Для работы нам понадобиться учебник, словарь (из тонкой тетради), рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных и проверочных работ, и атлас по истории Древнего мира (не обязательно).

Вы можете купить атлас для себя лично, и работать с ним дома, но на урок я вам буду выдавать, когда он понадобиться.

Слушают, знакомятся с учебником.

2.Что изучает история Древнего мира?

История Древнего мира, это часть всемирной истории. Мы с вами познакомимся с историей человечества. Узнаем откуда произошли наши предки, как происходило развитие человека. Как человек в ходе своей жизни учился выживать в суровых условиях. Как люди охотились, какие орудия труда использовали. Путешествуя в историю мы с вами побываем в древнем Египте, Китае, Индии, Древней Греции, Риме. Познакомимся со многими тайнами и загадками истории, уточним детали. В ходе изучения курса, мы с вами познакомимся с историей мира: как рождались и умирали города, страны, как человек появился в этом мире (какие версии о происхождении человека существуют), узнаем кто придумал алфавит, как появилась современная карта мира.

-Как вы думаете, зачем нам необходимо изучать историю других стран? Разве нам не достаточно будет изучить историю России? (слайд7 ).

Слушают, отвечают на вопросы.

3.Какие науки помогают изучать историю?

(слайд 8) Итак, тема нашего урока: «Увлекательный мир истории. Или, Откуда мы знаем как жили наши предки».

-Предлагаю вам подумать над главными вопросами нашей темы. (слайд 9)

1.Кто изучает историю?

2.Какие науки могут помогать в ее изучении?

3.Откуда мы знаем как жили наши предки?

Думают, делают выводы.

На слайде 10, расположены несколько слов, предлагаю подумать, как они связаны с темой нашего урока.

Ученые, археология, вещественные (материальные) источники, устные источники, науки – помощницы.

(слайд 11) поработаем с определениями:

Всеобщая (всемирная) история – это наука, изучающая жизнь народов и их прошлое.

«Исторические источники – это вещественные, устные или письменные (памятники) свидетельства эпохи».

Над оставшимися определениями, я вам предлагаю поработать дома самостоятельно.

Записывают в рабочую тетрадь определения.

Помогаю в изучении истории нам многие науки-помощницы: геральдика, нумизматика, литература и т.д.

Самой главной помощницей в изучении истории является археология, ученые называют ее наукой вооруженной лопатой. Как вы думаете, почему?

(Слайд 12-14)

Размышляют, дают ответы.

Антропологиянаука о происхождении и развитии человека. (слайд 15)

Всю историю развития человечества, мы можем представить на ленте времени. См. (слайд 16)

Подумайте, где на ленте времени будет находиться наше время, время в которое мы с вами живем.

4.Исторические источники

Схема (Слайд 17) разделите рисунки представленные на слайде по категориям на вещественные и письменные источники.

(при оставшемся времени на уроке, можно использовать слайды 19, 20, с творческими заданиями для учащихся)

закрепление

Для закрепления можно использовать задания из рабочей тетради.

Домашнее задание

(слайд 18)

  • Читать с.3-6.

  • Выполнить задания в рабочей тетради с. 4-5.

  • Найти в словаре, выписать в словарь и выучить определения следующих терминов: археология, вещественные (материальные) источники, устные источники, науки – помощницы, исторические источники.

Записывают домашнее задание

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *