Химия в моей жизни |
Программа элективного курса |
Пояснительная записка
Элективный курс “Химия в моей жизни” рассчитан на 34 часа и рекомендован для учащихся 10-11 классов. На занятиях курса школьники знакомятся с веществами, которые имеют широкое применение в повседневной жизни. Использование этих веществ в быту, как правило, не связывают с теми процессами, которые изучаются в школьном курсе химии. Однако знание химических свойств данных веществ, а также химических реакций с их участием, позволят учащимся избежать многих нежелательных проявлений.
Содержание курса предполагает интеграцию знаний естественных наук, искусства, основ безопасности жизнедеятельности, а также надпредметных знаний и личного жизненного опыта учащихся.
Цели курса:
Развитие общекультурной компетенции учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности, наблюдательности, творческих способностей учащихся.
Задачи курса:
-
Углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о строении, свойствах, применении веществ и их соединений;
-
Знакомство учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на организм человека; с приемами оказания доврачебной помощи и правилами безопасного использования различных веществ;
-
Формирование умений работать с учебной, научно-популярной, энциклопедической литературой;
-
Совершенствование умений обращения с химическими веществами, приборами и оборудованием; решения экспериментальных и расчетных задач;
-
Развитие творческих способностей учащихся, наблюдательности, воображения.
Содержание курса предусматривает разнообразные формы работы и виды деятельности учащихся: лекции, лабораторные опыты, самостоятельную работу с литературой, решение расчетных и экспериментальных задач.
Требования к результатам обучения:
После изучения элективного курса учащиеся должны:
Знать свойства веществ различной природы и различных классов, причины их применения в той либо инной жизненной ситуации;
Уметь устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами и применением веществ, делать выводы и обобщения;
Составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства веществ;
Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
Вычислять массовые доли, концентрации растворов, примеси; производить расчеты по уравнениям реакций;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Форма отчетности – рефераты.
Содержание программы
-
Неорганические вещества в повседневной жизни
Вода. Уникальные свойства. Универсальный растворитель. Загрязнение природных вод. Методы очистки воды. Поваренная соль. Биологическое значение. Свойства.. Спички. История появления. Производство.
2. Химические элементы в организме человека
Биологическая активность химических элементов. Макро- и микроэлементы. Яды в медицине. Мышьяк, ртуть, цианиды. Домашняя аптечка. Перманганат калия. Перекись водорода. Иод.
-
Химические вещества – строительные материалы
Связывающие материалы: известь, цемент, бетон. Древесина. Состав. Обработка. Стекло как конструкционный материал. Состав и виды стекол. Оргстекло.
4. Препараты бытовой химии
Кислоты, щелочи и соли в нашем доме. Чистящие средства. Безопасное использование различных моющих средств. Растворы и растворители. Ацетон. Полимеры и волокнистые материалы. Пластмассы, каучуки, резина. Вулканизация резины.
Практическая работа. Определение среды раствора разных чистящих средств. Определение природы волокна. Выведение пятен с одежды в домашних условиях.
-
Химия и искусство
Бумага. Состав и строение. Производство. Виды. Карандаши и краски. Пигменты. Основа. Связывающие вещества. Стекло и керамика. История. Виды. Технология изготовления. Металлы в искусстве. Драгоценные металлы. Ювелирное дело. Декоративное литье.
Практическая работа. Приготовление красителей из различных растений.
-
Химия красоты и здоровья
Мыла и синтетические моющие средства. Сравнительная характеристика. Состав и свойства. Средства гигиены. Зубные пасты и порошки. Парфюмерия. Духи, туалетная вода и одеколоны: состав, свойства. Химия запахов. Химия в парикмахерской. Средства для осветления и окраски волос. Химическая завивка. Лаки, гели, муссы, воски для укладки волос. Лекарственные средства. Витамины. БАДы. Правила приема лекарственных препаратов.
Практическая работа. Определение витаминов.
-
Химия питания
Химия пищеварения. Обмен веществ в организме. Основные химические вещества пищи: белки, жиры, углеводы. Пищевые добавки: консерванты, красители, стабилизаторы. Пищевая аллергия. Диеты.
Практическая работа. Изучение состава различных продуктов
Тематический план
Название темы |
Кол-во часов |
Практическая часть |
Теория |
|
1 |
Неорганические вещества в повседневной жизни |
3 |
— |
3 |
2 |
Химические элементы в организме человека |
3 |
— |
3 |
3 |
Химические вещества – строительные материалы |
3 |
— |
3 |
4 |
Препараты бытовой химии |
6 |
3 |
3 |
5 |
Химия и искусство |
5 |
1 |
4 |
6 |
Химия красоты и здоровья |
6 |
1 |
5 |
7 |
Химия и питание |
6 |
1 |
5 |
8 |
Обобщающее занятие |
1 |
|
|
|
Всего: |
33 |
6 |
27 |
1 час – резервное время
Календарно тематическое планирование
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
|
|
1. Неорганические вещества в повседневной жизни |
3 |
|
1 |
Вода |
1 |
|
2 |
Поваренная соль |
1 |
|
3 |
Спички |
1 |
|
|
2. Химические элементы в организме человека |
3 |
|
4 |
Биологическая активность химических элементов |
1 |
|
5 |
Яды в медицине |
1 |
|
6 |
Домашняя аптечка |
1 |
|
|
3. Химические вещества – строительные материалы |
3 |
|
7 |
Связывающие материалы: известь, цемент, бетон |
1 |
|
8 |
Древесина |
1 |
|
9 |
Стекло как конструкционный материал |
1 |
|
|
4.Препараты бытовой химии |
6 |
|
10 |
Кислоты, щелочи и соли в нашем доме |
1 |
|
11 |
Практическая работа. Определение среды раствора разных чистящих средств |
1 |
|
12 |
Растворы и растворители |
1 |
|
13 |
Полимеры и волокнистые материалы |
1 |
|
14 |
Практическая работа. Определение природы волокна |
1 |
|
15 |
Практическая работа. Выведение пятен с одежды в дом условиях |
1 |
|
|
5. Химия и искусство |
5 |
|
16 |
Бумага |
1 |
|
17 |
Карандаши и краски |
1 |
|
18 |
Практическая работа. Приготовление красителей из различных растений |
1 |
|
19 |
Стекло и керамика |
1 |
|
20 |
Металлы в искусстве |
1 |
|
|
6.Химия красоты и здоровья |
6 |
|
21 |
Мыла и синтетические моющие средства |
1 |
|
22 |
Средства гигиены |
1 |
|
23 |
Парфюмерия |
1 |
|
24 |
Химия в парикмахерской |
1 |
|
25 |
Лекарственные средства |
1 |
|
26 |
Практическая работа. |
1 |
|
|
7. Химия питания |
6 |
|
27 |
Химия пищеварения |
1 |
|
28 |
Основные химические вещества пищи |
1 |
|
29 |
Пищевые добавки |
1 |
|
30 |
Пищевая аллергия |
1 |
|
31 |
Диеты: “за” и “против” |
1 |
|
32 |
Практическая работа. Изучение состава различных продуктов |
1 |
|
33 |
Зачет |
1 |
|