Конспект урока на тему «Добро и зло»

Курс «Основы религиозной культуры и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»

Тема «Добро и зло»

Составители:

Кожахметова Шарипа Шамаровна

учитель общественных дисциплин

МОУ « Тузуклейская ООШ»

Утепова Рамзия Жумаситовна,

учитель общественных дисциплин

МОУ « Грушевская ООШ»

2011

Тема урока: Добро и Зло.

Цель:  сформировать представление у младших школьников о существующих в жизни добре и зле и ответственности человека за содеянное.

Задачи:

  • Способствовать формированию представлений, что в понятии добра выражаются самые важные интересы, надежды, а в понятие зла вкладываются представления о недобром.

  • Способствовать развитию умения анализировать собственные поступки и поступки других

  • Способствовать развитию речи, творческих способностей и познавательного интереса детей к предмету.

  • Способствовать воспитанию чувства коллективизма и умения работать в группе.

  • Способствовать закреплению коммуникативных навыков.

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • Групповая

Формы представления результатов работы

  • Выставка рисунков

  • Дискуссия

  • Диалог

Материалы и оборудование

  • Выставка книг

  • Ситуационные иллюстрации

  • Карточки для групповой работы

  • Справочные материалы

  • Презентация

  • Дерево Добра

  • Корзина с «листочками»

  • Песня « Дорогою добра»

  • Фигурки человечков

  • Эмблемы « Солнышко»

  • Бумага, карандаши

Ход урока:

1.Организационный момент-1мин

Учитель: Начиная урок, улыбнемся друг другу, нашим гостям и пожелаем здоровья. У меня, как и у каждого из вас есть сердце, которое может дружить с другими сердцами. Сейчас оно переговаривается с вашими, маленькими сердечками. И оно мне говорит о том, что вы готовы начать работу.

2.Погружение в тему. Мотивация.-3мин.

Задание 1. Назовите, какое слово лишнее в ряду?

МИЛОСЕРДИЕ ДУШЕВНОСТЬ ЧУТКОСТЬ РАВНОДУШИЕ СЕРДЕЧНОСТЬ

Какое понятие объединяет эти слова?

Задание 2. Назовите, какое слово лишнее в ряду?

ХУДО ЛИХО ДУШЕВНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ СВИРЕПОСТЬ

Какое понятие объединяет эти слова?

(определение темы урока учащимися) -Добро и зло

3.Постановка проблемы-2мин.

Введение понятия «добро» и «зло».

— Понятны ли вам слова добро и зло?

— Каких людей вы называете добрыми, а каких — злыми?

— Какое отношение вызывают у вас злые люди? Почему?

4.Формулировка темы урока и постановка задач.-1мин.

5.Основная часть урока:

План урока:

  1. Что такое «добро» и «зло»?

  2. Кого мы называем добрым?

  3. Какой Я?

Деление на групы: Предлагается выбрать листочки деревьев, различающиеся по цвету.(зеленый, красный, желый)-1мин.

6.Проектно-исследовательская работа в группах, защита проектов в ходе дискуссии

I. Работа в группах-3 мин.

Защита-3мин.

1группа: а) Подберите к иллюстрациям отрывки из стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

2 группа: б) работа со справочниками (выбор определений добра и зла, подбор синонимов к данным словам.

3группа: в) Составьте пословицы и высказывания. Соедините линией.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

чтобы тебя не погубило зло

Твори добро, чтобы любя

От доброго – добро,

От злого – зло родится

Худо тому,

добро нашло тебя

Зла не верши,

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

кто добра не делает никому

II. Работа в группах-5 мин.

Защита-5мин.

1группа: а) «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

(В.О. Ключевский)

Вопросы

1. Объясните высказывание Ключевского.

2. Что хотел сказать великий историк?

2 группа: б) Прочитайте и обсудите.

Указ царя

Всем! Всем! Всем! Слушайте!

Наш пресветлейший царь приказывает немедленно перестать всем быть злыми и отныне иметь лишь доброе сердце! Тот, кто ослушается приказа, будет изгнан из нашего царства!

Вопросы для обсуждения:

1. Выполним ли этот указ?

2. Какие меры сделают людей добрыми?

3группа: в) Вспомните народные сказки.

Вопросы:

1. Почему в сказках добро всегда побеждает зло?

2. Всегда ли в жизни добро торжествует над злом?

Физминутка « Добрые слова»-2мин.

III. Работа в группах-3мин.

Защита-3мин.

Анализ притчи: «Какой волк победит»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вопросы для обсуждения:

— Как вы поняли эту причту?

— Как вы думаете, какой поступок легче совершить?

— Почему?

-Легко ли забыть обиду? Простить?

Мы много говорили о том, каким должен быть добрый человек.-5мин

Задумайтесь: а какой же каждый из вас?

— Что вам нравится в себе?

— Что бы вы хотели изменить в себе?

Практическая работа:-3мин

Я раздам вам фигурки человечков. Раскрасьте вашего человечка.

Какие цвета подходят доброму человеку? Какие цвета подходят злому человеку?

(Вывешиваем на доске.)

Посмотрите, какие веселые, добрые и красивые человечки у нас получились.

7.Подведение итогов-3мин

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Вспомните, какие вы добрые поступки совершали или совершите после нашего урока. Запишите их на своих листочках и прикрепите к дереву Добра.


ПОМНИТЕ, чтообы совершать добрые дела, нужно выполнять некоторые правила:

Попробуй не наступить, а уступить. 
Не захватить, а отдать. 
Не кулак показать, а протянуть ладонь. 
Не спрятать, а поделиться. 
Не кричать, а выслушать. 
Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ. 

8.Рефлексия- 2мин

« Свободый микрофон»

Закончите фразу: «Сегодня на уроке я….» 

Учитель: В жизни по — разному можно жить —

Можно в беде, а можно — в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать,

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

Награда ученикам за работу – памятные медали об уроке: солнышко

9.Домашнее задание: параграф 5. Предложи свой вариант «расшифровки» слов «Добро» и Зло», подобрать пословицы и поговорки по теме

Литература:

  • .А.В.Захарова, В.И.Слободчиков. Мир детства. Младший школьник. М., 1988г.

  • Лошкарева Н.А., психолог. О добре и доброте. Добрый ли ты?

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *