Азиатцева Алёна Вениаминовна, методист, педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция юных техников Устиновского района города Ижевска
Предмет «Информатика» Класс 9
Конспект урока для 9 класса «Одномерные массивы. Ввод и вывод одномерного массива»
Педагог (ФИО) Азиатцева Алёна Вениаминовна, высшая категория
Предмет «Информатика» Класс 9
Тема урока «Одномерные массивы. Ввод и вывод одномерного массива»
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютерный класс
Планируемые результаты:
Предметные результаты: понятия и термины: массив, одномерный массив, элемент массива, тип массива, номер элемента массива
Метапредметные результаты: вычисление средних величин, построение логики доказательства, грамотная речь, способы взаимодействия
Личностные результаты: формирование ИКТ компетентности обучающихся выбора профессии
Планируемый результат |
Универсальные учебные действия, предметные учебные действия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методы и приемы
|
|
1. Организационный – 2 мин |
Готовность к уроку |
Умеет организовать свое рабочее место |
— Проверка наличия учащихся и их готовности к уроку
|
Проверяют готовность к уроку
|
Словесный: инструктаж
|
2. Мотивационно-целевой – 8 мин. |
Готовность учащихся к восприятию новой темы |
Регулятивные: анализ учебной ситуации, самостоятельная формулировка задач урока |
— Ознакомление учащихся с планом урока с использованием презентации и формулировка целей и задач урока учащимися путем создания проблемной ситуации (проектор и экран) |
Анализируя проблемную ситуацию формулируют цели и задачи урока |
Наглядный, словесный |
2. Актуализация – 12 мин |
Проговорить известные способы решения и выявить их недостатки и потребность дополнительных знаниях.
|
Регулятивные: оценка способов действия для решения незнакомой задачи знакомыми методами и действиями |
Задаются вопросы о работе с большим количеством чисел и сохранением этих данных на протяжении всей программы (нахождение суммы 10 и более чисел)
|
Отвечают на вопросы преподавателя и устанавливают взаимосвязь с созданием множества переменных одного типа в Turbo Pascal, но при этом выявляют неудобства программирования и не оптимизированность программы. Формулируют проблемную задачу об использовании эффективных методов программирования, отвечающих законам программирования. Ставят вопрос о необходимости построения более оптимальной структуры средствами самого языка. |
Словесный: дискуссия
|
3. Презентация нового материала – 13 мин |
Усвоение новой информации при объяснении учителя |
Регулятивные: самоконтроль при списывании Регулятивные: самоконтроль |
Дается определение массива, его обозначение, размерность, элементы массива с использованием презентации (проектор и экран)
|
Учащиеся записывают в тетрадь определение массива, его обозначение, размерность, понятие элемента массива, его обозначение |
Наглядно-словесный: демонстрация, лекция |
4. Обобщение и закрепление – 8 мин |
На основе анализа полученных знаний и поставленных задач заполнить таблицу |
Познавательные: анализ Регулятивные: оценка того, что усвоено; извлечение необходимой информации из полученных ранее знаний и полученной информации на уроке Личностные: установление связи между целью и результатом |
Предлагает заполнить таблицу «Использование одномерного массива» со следующими столбцами «элементы характеризующие массив», «преимущества использования одномерного массива», «недостатки использования одномерного массива», «случаи, для использования одномерного массива» |
Учащиеся обсуждают и формулируют ответы для записи в таблицу анализируя различные задачи программирования и делают записи в таблицу в тетради |
Словесный, применение знаний и умений |
5. Домашнее задание – 2 мин. |
Запись домашнего задания |
Регулятивные: самоконтроль Рефлексия |
Формулирует домашнее задание и запись в дневник по изучению пройденного материала |
Записывают домашнее задание в дневник |
Словесный |
6. Мотивационно-целевой – 5 мин. |
Формулировка учащимися способов применения теоретических знаний на практике |
Регулятивные: составление плана и последовательности действий, самоконтроль |
Слушает ответ учащихся и вносит необходимые коррективы |
Формулируют общую задачу для выполнения в программной среде Turbo Pascal |
Словесный |
7. Отработка умений – 20 мин |
Написание рабочей программы и ее отладка в среде Turbo Pascal |
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группы Регулятивный: самоконтроль Познавательный: применение новых знаний на практике |
Дается разрешение на создание, заполнение и вывод массива на экран двумя и более способами программным путем в микрогруппах
|
Учащиеся за компьютерами в программной среде формируют программный модуль для создания, заполнения и вывода массива на экран |
Практический: упражнение |
8. Отчет о решении задачи – 10 мин. |
.Анализ решенной задачи |
Регулятивный: коррекция, самоконтроль Познавательный: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативный: умение слушать и вступать в диалог |
Перечисляются и показываются на примерах ввод и вывод различными способами различных по длине и типу массивов (проектор и экран) |
Учащиеся записывают в тетрадь способы заполнения и вывода массива на экран и выполняют те же действия в программной среде Turbo Pascal на собственных массивах |
Упражнение: применение знаний, умений |
9. Рефлексия – 8 мин. |
Все учащиеся оценивают собственные действия |
Регулятивные: самооценка
|
Контроль за формулировкой вывода. Задает корректирующие вопросы. Советы по профориентации
|
Учащиеся самостоятельно делают выводы и оценивает свою деятельность на уроке
|
Словесный |
10. Домашнее задание – 2 мин |
Запись домашнего задания |
Регулятивные: самоконтроль Рефлексия |
Объяснение домашнего задания Выставление в дневники учащихся и журнал оценок за урок
|
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание. |
Словесный |
Этапы урока |
Уровень достижения планируемого результата |
Возможные риски |
Коррекционная работа |
1. Организационный |
Готовность к уроку |
Учащиеся не готовы к уроку
Материально-технические условия |
Наличие электронного учебно-методического пособия, раздаточный материал (возможность работать без рабочей тетради) Работа на доске, раздаточный материал |
2. Мотивационно-целевой |
Готовность учащихся к восприятию новой темы |
Учащиеся не понимают проблемной ситуации |
Разбиваю задачу на множество мелких простых подзадач |
2. Актуализация |
Проговорить известные способы решения и выявить их недостатки и потребность дополнительных знаниях. |
Отсутствие некоторых учащихся на предыдущих занятиях и или демонстрационное поведение учащихся |
Краткое объяснение предыдущей темы |
3. Презентация нового материала |
Усвоение новой информации при объяснении учителя |
Материально-технические условия |
Работа на доске, раздаточный материал |
4. Обобщение и закрепление |
На основе анализа полученных знаний и поставленных задач заполнить таблицу |
Учащиеся не могут составить таблицу на основе анализа Неправильное деление учащихся на группы |
Совместное заполнение таблицы с учащимися Разрешение конфликта |
5. Домашнее задание |
Запись домашнего задания |
Отсутствие дневника и тетради |
Рассылка домашнего задания по электронной почте |
6. Мотивационно-целевой |
Формулировка учащимися способов применения теоретических знаний на практике |
Материально-технические условия Индивидуальные особенности здоровья учащихся |
Работа на доске, раздаточный материал Индивидуальная настройка разрешения экрана |
7. Отработка умений |
Написание рабочей программы и ее отладка в среде Turbo Pascal |
Непонимание сделанной ошибки в программе при решении задачи |
Работа с брошюрой «Сообщения об ошибках», индивидуальная помощь |
8. Отчет о решении задачи |
.Анализ решенной задачи |
Учащиеся не могут проанализировать свои действия |
Привлечение сильных учащихся к анализу задачи, наводящие вопросы педагога, работа с аналогией |
9. Рефлексия |
Все учащиеся оценивают собственные действия |
Не все учащиеся могут оценить свои действия |
Представление критерия оценивания |
10. Домашнее задание |
Запись домашнего задания |
Отсутствие дневника и тетради |
Рассылка домашнего задания по электронной почте |