Ф.И.О. учителя: Мартиросова Светлана Николаевна, МОУ средняя общеобразовательная школа №1 г. Грязовца Вологодской обл.
Предмет: русский язык (обучение грамоте), 1 класс, УМК «ПНШ».
Тема учебного занятия: Письмо строчной буквы «т».
Место урока в теме: 1 урок
Тип урока: открытие нового знания.
Цель и ожидаемый результат: сформировать чёткий зрительно-двигательный образ строчной буквы «т» и научить писать данную букву.
Задачи урока (деятельность учителя):
-
Актуализировать знания обучающихся о знакомых письменных буквах для постановки учебно-познавательных задач.
-
Создать условия для выявления сходства и различия между печатными и письменными буквами.
-
Обеспечить условия для наблюдения, анализа и обобщения написания строчной буквы «т».
-
Учить писать строчную букву «т» в соединении.
-
Организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке.
Оборудование к уроку: печатная тетрадь по письму «Азбука» № 2 (авт. Н.Г.Агаркова, Ю.А. Агарков), индивидуальный конверт с элементами для конструирования, демонстрационная таблица, калька с образцом написания строчной буквы «т», документ – камера, коллекция ЭОР, индивидуальные маркерные доски, индивидуальные «волшебные линеечки», слайды к уроку, проектор.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
|
1. Мотивационный (Формировать положительную учебную мотивацию) |
— Ребята, сегодня я обнаружила такую записку. Посмотрите: «Мама, я у тёти Наты». (Демонстрация записки с помощью документ – камеры.)
— Прочитайте её, пожалуйста. — Скажите, что здесь не так? — А почему, как вы думаете, записка была так написана? -А как бы поступили вы? — Вы умеете писать эту букву? -А для чего нужно знать письменные буквы? |
Дети рассматривают записку и приходят к выводу, что буква «т» в словах изображена печатным шрифтом.
Читают записку. Замечают некоторое несоответствие.
Делают вывод. — Нет. (Высказывания детей) |
Познавательные -анализ, синтез, сравнение; -постановка проблемы
Познавательные -работа с информацией, -анализ Личностные -развитие учебных мотивов Коммуникативные -построение монологической речи; -аргументация собственного мнения;
|
2. Целеполагание (Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи) |
— Скажите, над чем будем работать сегодня на уроке? — А как будем строить свою работу? По какому плану?
-Мы спланировали работу. |
— Узнаем, как пишется строчная буква «т», научимся её писать. 1. Вспомнить знания о звуке и привести примеры слов с новым звуком. 2. Научиться конструировать букву из письменных элементов. 3. Научиться писать строчную букву «т», слоги и слова с этой буквой. 4.Переписать правильно записку. 5. Оценить себя по критериям.
|
Регулятивные -принятие и сохранение цели; -постановка учебных задач; -планирование; Личностные — принятие цели; — выражение собственного мнения. |
3. Открытие нового знания (Развивать умения обобщать наблюдения, делать простые выводы) |
-Напомните 1 задачу урока.
— Произнесите звуки, которые обозначаются буквой «т», выберите нужную модель звука и дайте характеристику. -Приведите примеры слов с данными звуками. -Сейчас я буду показывать иллюстрации, а вы на своих маркерных досках должны обозначить какой звук в слове встретился:[т] или [т’] моделью звука. (идёт демонстрация на слайдах: тигр, котёнок, тыква и т.д.) -Поменяйтесь досками, проверьте работу соседа по ключу, который дан на слайде. -По какому критерию будете оценивать? -Возьмите зелёный маркер, если звук обозначен правильно, то под ним поставьте «+», если допущена ошибка — «-». -Проанализируйте работу соседа.
-Какую задачу мы сейчас выполняли? -Мы выполнили её? -Следующую задачу какую ставили?
-Открываем печатную тетрадь на с. 24. -Рассмотрите четыре формы буквы «т». — Скажите, из скольких элементов состоит строчная письменная буква «т»? -А теперь посмотрите в правый верхний угол тетради. Выберите нужные элементы для написания строчной буквы «т» и закрасьте рядом кружок. -Проверим, какие элементы выбрали. -Используя приём «Ладошка», оцените свою работу по критерию правильность.
— Помогите мне сконструировать новую букву. Что нам потребуется? (Учитель использует для конструирования документ — камеру) -Давайте посмотрим, что у нас получилось. -Проверьте, как получилось у вашего соседа. -Посмотрите, что получилось у меня. — А как узнать, что мы правильно сконструировали новую букву? -Возьмите «волшебные линеечки» и оцените свою работу. -По какому критерию будете оценивать?
-Посмотрим на план, всё правильно мы выполняем? -Над какой задачей работали? Мы её выполнили? -Что будем делать дальше? Какая следующая задача? |
-Вспомнить знания о звуке и привести примеры слов с новым звуком.
П Приводят примеры слов с этими звуками.
Дети на инд. досках маркером пишут модель звука в слове:
Проверяют работу по ключу и оценивают по критерию: умение правильно подбирать модель звука.
Дают оценку проделанной работы.
Отвечают на поставленные вопросы.
— Научиться конструировать букву из письменных элементов.
Анализируют 4 формы буквы «т». Анализируют строчную букву «т».
Выполняют самостоятельно.
Дети называют элементы.
Работают с индивидуальными конвертами (конструируют строчную букву «т»), комментируют свои действия.
Работа в парах.
— Нужно обратиться к «ключу» на стр. 32.
-По критерию правильность.
Обращение к плану. Отвечают на вопросы.
-Научиться писать строчную букву «т», слоги и слова с этой буквой.
|
Регулятивные -сохранение и удержание задач; Личностные — следование плану. Познавательные — анализ, синтез, сравнение; -установление аналогии; — моделирование.
Познавательные — анализ, синтез; — моделирование.
Регулятивные -взаимопроверка (сличение с ключом); -оценка работы друг друга.
Коммуникативные — высказывают мнение.
Регулятивные -сохранение и удержание задач.
Познавательные — анализ, синтез, сравнение
Коммуникативные -передача информации; Регулятивные —самоконтроль; -самооценка; Личностные — самооценка;
Познавательные — моделирование; Коммуникативные — аргументация собственного мнения; Личностные -осознание причастности к успеху в уч. деятельности; Регулятивные -взаимопроверка
Регулятивные -самоконтроль; -самооценка.
Личностные — следование плану; Регулятивные -удержание цели и задач. |
4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля (Формировать первичные умения писать строчную букву «т», соединять её с другими буквами в словах) |
-Посмотрите, как правильно писать строчную букву «т» (материал ЭОР). П П
Дети наблюдают
Пишут в воздухе (шепотом считают). -Критерии правильности.
Пишут в тетради, сравнивая с эталоном.
Проверяют правильность написания, прикладывая кальку с образцом, выделяют цветом наиболее удачные буквы.
Проговаривают способы соединения букв.
Отвечают на вопросы.
Прописывают строчку со слогами. Называют критерии. Я выполнил работу …., но … Мне нужно поработать над … У меня получилось …
Отвечают на вопросы.
Читают слова Проговаривают план действий: 1. Прочитать слово 2. Обратить внимание на соединение букв 3. Записать слово по слогам 4. Проверить, обращая внимание на соединение. Записывают слова, пользуясь планом, сверяют с эталоном.
-На эталон, на критерии правильности.
Работа в парах.
Аня написала аккуратно, соблюдала строку …. и т.д
-Научиться писать строчную букву «т». — Учились писать строчную букву «т», слоги и слова с этой буквой. -Да -Переписать правильно записку.
-Начало предложения и имена нужно писать с заглавной буквы. -В записке есть и письменные и печатные буквы, а нам нужно написать письменными. -В конце предложения поставить точку. -По слогам, соблюдая критерии правильности. Когда напишем, проверим по слогам.
Отмечают уровень на «волшебной линеечке» (предварительно)
Записывают предложение.
Дети сверяют с образцом.
Вносят коррективы.
-Нужно было правильно переписать записку. -Да |
Личностные -развитие познавательных интересов Познавательные — наблюдение — установление аналогии. Регулятивные -самоконтроль; Коммуникативные -монологические высказывания Личностные -развитие познавательных интересов; -самооценка
Регулятивные — планирование действий; Коммуникативные — взаимодействие.
Личностные -следование алгоритму Регулятивные — самоконтроль; -планирование действий. Коммуникативные -монологические высказывания
Регулятивные -самоконтроль
Коммуникативные -монологическое высказывание
Регулятивные -самоконтроль Личностные -самооценка Регулятивные -самооценка
Коммуникативные -монологические высказывания Регулятивные -планирование действий; Личностные -следование плану
Регулятивные -самоконтроль Личностные -следование плану
Регулятивные -взаимоконтроль; -словесная оценка.
Регулятивные -удержание цели урока; Коммуникативные -монологическое высказывание Личностные -следование плану
Коммуникативные -монологическое высказывание
Личностные -составление плана
Регулятивные -прогнозирование
Регулятивные -самоконтроль
Регулятивные -внесение коррективов; -самооценка
Регулятивные — удержание задач урока; Коммуникативные -высказывания детей |
|
5. Рефлексия (Формировать умения оценивать себя) |
-Скажите, все ли задачи урока мы выполнили? -А какова была цель урока? -Поднимите руку, кто достиг цели? — Назовите те пункты плана, которые вызвали у вас особые затруднения. -Мы выполнили все задачи урока, поэтому научились писать строчную букву «т».
-Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям: 1.Научился писать строчную букву «т». 2. Мне ещё нужно поупражняться в написании этой буквы. 3. Легко научился писать букву и могу помочь товарищу. |
Ответы детей
Самооценка с помощью «лесенки успеха».
|
Регулятивные — оценка выполнения плана; — удержание цели и задач; — самооценка. Коммуникативные -построение монологических высказываний; -аргументация собственного мнения.
Личностные -способность к самооценке; Регулятивные -самооценка |