Конспект открытого урока в 3 классе на тему: «Решение задач по сумме и разности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№ 65 г. Иваново

Конспект открытого урока в 3 — классе

на тему: «Решение задач по сумме и разности».

Тип документа: конспект

подготовила Ерофеева Татьяна Николаевна

учитель начальных классов

Урок 4.

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Решение задач по сумме и разности».

Основные цели:

  1. сформировать способность к решению задач по сумме и разности;

  2. актуализировать способность к решению составных текстовых задач на нахождение целого и на разностное сравнение, как их составляющей части;

  3. тренировать способность к устной и письменной нумерации многозначных чисел; вычислительные навыки.

Мыслительные операции: классификация, анализ, синтез, сравнение, обобщение; способность адекватного обобщения.

Демонстрационный материал:

  1. карточка с высказыванием: «Где есть желание, там всегда найдется путь».

  2. карточки со схемами задач:

  1. карточки с буквами:

?

С

Р

М

Б

  1. карточка с темой урока:

Задачи по сумме и разности.

  1. карточки с шагами алгоритма решения задач по сумме и разности:

  1. : 2 = М

1

  1. 3) М + Р = Б

    1. С — Р

= удвоенное меньшее число

  1. по две полоски разного цвета и разной длины у каждого;

  2. эталон для самопроверки:

?

1

4 кг 18 кг

2

  1. 18 – 4 = 14 (кг) – удвоенная масса первой сумки

  1. 14 : 2 = 7 (кг) – в первой сумке

  1. 7 + 4 = 11 (кг)

Ответ: 7 кг в первой сумке, 11 кг во второй сумке.

    1. С — Р

  1. : 2 = М

1

3) М + Р = Б

Раздаточный материал:

  1. тетрадь для опорных конспектов или пособие «Построй свою математику»;

  2. по две полоски разного цвета и разной длины у каждого;

  3. карточка на этапе актуализация, на одной стороне которой схемы к задачам и решения задач,

?

  1. 46 + 23 = 69 (ф.) 1. Т. Л.

46 23

  1. 78 + (78 – 23) = 133 (з.) 2. Т.

Л.

78

  1. 78 – 23 = 55 (з.) 3.

23

?

78

  1. 92 – 2 = 90 (м.) 4.

23 ?

?

92

  1. 92 : 2 = 46 (м.) 5.

? ?

92

? 2

46

23

?

а с другой стороны – условие задачи и место для ее решения:

В двух классах 56 человек, причем в одном классе на 6 человек больше, чем в другом. Сколько человек в каждом классе?

  1. карточки трех цветов для этапа рефлексии:

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности

— Прочитайте незаконченное высказывание. Д-1 Последнее слово закрыто.

«Где есть желание, там всегда найдется путь».

— Как вы думаете, как можно продолжить эту фразу? (…) Открыть продолжение фразы.

— Как вы понимаете смысл этого высказывания? Подходит ли оно к уроку математики? Почему? (…)

— Скажите, пожалуйста, с желанием ли вы решаете задачи? Почему? (…)

— Задачи какого типа вы научились решать на уроках математики?

— У кого из вас есть желание отправиться дальше в путь по стране Математике и научиться решать задачи нового типа?

— Тогда все вместе – в путь!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

1. Актуализация способности выбора схем к задачам разного типа.

— Что вам всегда помогает при решении задач? (Схемы.)

Открыть схемы на доске: (Д-2)

— Выберите схемы, которыми вы пользовались при решении задач. (1 и 3; схемой №2 мы не пользовались.)

— Назовите типы задач, которые помогают решать эти схемы. (Задачи на разностное сравнение и на нахождение части и целого.)

— На какой схеме можно расставить буквы Б, М, Р, С? (Д-3) Что они означают? (Эти буквы можно расставить на первой схеме. Они обозначают: Б – большее число, М – меньшее число, Р – разницу, С – сумму.) Учитель убирает с доски лишние схемы. Дети по 1 у доски расставляют на схеме буквы.

М

Р С

Б

Затем учитель закрывает карточкой «?» букву Р.

— Какое правило вспомнили? (Чтобы найти разницу, надо из большего числа вычесть меньшее.) Учитель закрывает карточкой «?» букву Б.

— Проговорите это правило. (Чтобы найти большее число, нужно к меньшему числу прибавить разницу.) Учитель закрывает карточкой «?» букву М.

— Как найти меньшее число? (Чтобы найти меньшее число, нужно из большего числа вычесть разницу.)

— Молодцы! Я думаю, что вы прекрасно справитесь с заданием на карточках. (Р-3.)

— Послушайте условие задачи.

У Тани в альбоме 46 фотографий, а у Лены на 23 фотографии больше. Сколько фотографий в альбоме у Лены?

— Подберите схему к этой задаче. Укажите ее номер. (2)

— Какое выражение выберите для решения? (1.)

— Сколько фотографий у Лены? (У Лены 69 фотографий.)

— На карточках соедините линией схему и решение.

— Еще одна задача.

У Максима в коллекции 78 значков, а у Димы на 23 значка меньше. Сколько значков у Димы и у Максима вместе?

— Назовите номер схемы и выражения, соедините линией. (4, 2.)

— Сколько значков у мальчиков? (133 значка.)

— Отлично, рассмотрим еще одну задачу.

В двух одинаковых автобусах 92 места. Сколько мест в одном таком автобусе?

— Какую схему выбрали? Докажите. (5)

— Какое выражение? (5.)

— Соедините линией.

— Какая из трех задач лишняя? Почему? (Вторая, так как она составная, а остальные простые.)

— Повторение закончилось. Проговорите что повторили. (Мы повторили правила нахождения разницы, большего и меньшего числа. Повторили способы решения простых и составных задач.)

— Какое задание вы получаете после повторения на уроках открытия нового знания? (Задание с затруднением.)

2. Задание для пробного действия.

— Это задание находится на обратной стороне листа. Со схемами вы поработали хорошо. А теперь схему делать не надо, запишите самостоятельно только решение задачи.

В двух классах 56 человек, причем в одном классе на 6 человек больше, чем в другом. Сколько человек в каждом классе?

— Проверим. Какой ответ вы получили? Учитель записывает варианты ответов детей на доске.

— Что же вы видите? (Получили разные ответы, кто-то не приступил к решению, мнения разделились.)

— В чём у вас затруднения? (Мы не смогли решить задачу и не можем доказать чей ответ верный.)

3. Выявление места и причины затруднения.

— Какое задание выполняли? (Решали задачу.)

— Решая задачу, чем вы пытались воспользоваться? (Мы пытались применить свои знания нахождения части по известной сумме, нахождения меньшего (большего) числа по известной разности.)

— Почему не смогли найти часть, ведь сумма вам известна? (Нам неизвестно значение второй части, не знаем, что надо вычитать.)

— Почему не смогли использовать значение разницы? (Мы не знаем из чего разницу вычитать или к чему ее прибавлять.)

— Почему получили разные ответы? (Это новый тип задач, мы не знаем способа решения задач такого типа.)

— Где возникло затруднение? (Мы не смогли определить, сколько человек в каждом классе.)

— А когда возникает затруднение, что надо сделать? (Остановиться и подумать.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель указывает на схему с буквами на доске.

— Что известно в задаче: большее число, меньшее число, сумма, разность? (Сумма и разность.)

— Что нужно найти? (Большее число и меньшее число.)

— Как бы вы назвали такой тип задач? (…)

— В математике такие задачи называют задачами на нахождение величин по их сумме и разности или короче задачи по сумме и разности.

— Как вы думаете, почему? (…)

— Давайте вернемся к девизу нашего урока. Какой путь мы должны пройти? Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать способ решения задач по сумме и разности.)

— Сформулируйте тему урока. (Задачи по сумме и разности.)

Учитель открывает тему на доске. (Д -4)

— Сегодня я вам буду помогать узнавать способ решения задач нового типа.

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

— Что обычно вам помогает при решении любой задачи? (Схема.)

— Давайте и теперь обратимся к ней за помощью.

— Подойдет ли вам старая схема или нужно придумывать новую? (Подойдет старая.)

М

Р С

Б

Учитель возвращает на доску схему №2. На доске две схемы:

— Посмотрите на схемы. Какую задачу решить легче: с разными величинами или когда величины одинаковые? (Легче решить задачу с одинаковыми величинами.)

— У вас на партах лежат две полоски разной длины. Что можно сделать, чтобы полоски стали равными? (Совместить полоски и отрезать или оторвать лишнее у данной полоски.)

— Покажите.

Учитель производит с демонстрационными полосками те же операции, что и дети. Далее рассуждения идут с опорой на демонстрационные полоски на доске.

— Посмотрите на схему. Что вы сейчас убрали? (Разность.)

— Изменилась ли сумма, когда убрали разность? На сколько? (Изменилась, она стала меньше на разность.)

— Итак, какой первый шаг вы сделали? (Из суммы вычли разность.)

Повесить карточку алгоритма на доску.

    1. С — Р

— Посмотрите, чему равен каждый из получившихся отрезков? (Меньшему числу.)

— И таких отрезков у нас два, то есть у нас получилось удвоенное меньшее число.

Повесить карточку доску.

  1. = удвоенное меньшее число

    1. С — Р

— Что вы можете найти, зная сумму одинаковых отрезков? (Длину одного отрезка.)

— Длину какого отрезка вы получили? (Длину меньшего отрезка.)

Повесить карточку доску.

1

2) : 2 = М

— Как теперь найти длину большего отрезка? (Надо к меньшему числу прибавить разницу.)

Повесить карточку доску.

3) М + Р = Б

— Итак, алгоритм чего вы сейчас создали? (Алгоритм решения задачи по сумме и разности.)

— Сколько действий будет в решении задачи по сумме и разности. (Три действия.)

— Теперь по этому алгоритму давайте решим задачу, которая вызвала у вас затруднение.

1 у доски, остальные – в учебнике, с. 8, №1.

  1. 56 – 2 = 54 (ч.) – удвоенное число учеников в классе.

  2. 54 : 2 = 27 (ч.) – во 2 классе.

  3. 27 + 2 = 29 (ч.)

— В первом шаге алгоритма вы нашли удвоенное меньшее число. Дома попробуйте найти другой способ решения этой задачи и составить алгоритм ее решения этим способом на листочке.

Физминутка.

— Настало время немного отдохнуть после напряженного умственного труда.

— На уроках математике физминутки тоже математические.

— На доске записано сегодняшнее число. (Напр. 26.11.2008)

— Я сотру точки. Прочитайте многозначное число, которое поучилось.(26112008 – двадцать шесть миллионов сто двенадцать тысяч восемь.)

— Прыгните столько раз, какая цифра стоит в разряде единиц миллионов.

— Присядьте столько раз, какая цифра стоит в разряде единиц тысяч.

— Повернитесь влево вправо столько раз, какая цифра стоит в разряде единиц.

— Хлопните в ладоши столько раз, какая цифра стоит в разряде сотен тысяч.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

— Мы составили алгоритм, что же можете делать теперь? (Решать задачи.)

— Итак, давайте попробуем применить наш алгоритм при решении задач.

С. 8, № 3(а)

— Прочитайте задачу по себя.

— Назовите тип задачи. (Задача по сумме и разности.)

— Объясните первый шаг решения задачи. (От суммы отнимаем разницу, получаем удвоенное меньшее число: 248 – 8 = 240 марок.)

— Объясните второй шаг. (Удвоенное меньшее число делим на 2, получаем меньшее число: 240 : 2 = 120 марок.)

— Объясните третий шаг. (К меньшему числу прибавляем разность, получаем большее число: 120 + 8 = 128 марок.)

По 1 у доски с комментированием остальные, остальные – в тетради.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Мы замечательно решили задачу вместе. Что теперь предлагаете сделать? (Поработать самостоятельно.)

С. 8 № 2 (запись в учебнике)

— Поверьте себя по эталону. Д-7.

— У кого возникли затруднения? С чем они были связаны? (…)

— Кому все удалось?

— Молодцы! Поставьте себе знак «+».

8. Включение в систему знаний и повторение.

— Какие действия вы выполняли при решении задач? (Сложение, вычитание, деление.)

— А какие действия не выполняли? (Умножение.)

— Предлагаю восполнить этот пробел и выполнить задание № 5 на с. 9.

— Посмотрите внимательно на выражения. Какой столбик можно назвать лишним? (Второй, так как в примерах других столбиков первый множитель оканчивается нулем.)

— Попробуйте посчитать устно.

По одному с места с проговариванием.

— Значения каких выражений трудно найти устно? (В выражениях 3 и 4 столбиков.)

— Выберите любой пример из этих столбиков и решите его в тетради, делая запись в столбик.

— Обменяйтесь тетрадями и поверьте друг друга по образцу на доске.

Открыть образец на доске.

— Каковы результаты выполнения этого задания?

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Ну что ж, наш путь на сегодняшнем уроке подходит к концу. А в конце пути принято делиться впечатлениями и подводить итоги.

— Сначала подведем итоги пути. Какую цель вы поставили перед собой в начале пути?

(Научиться решать задачи по сумме и разности.)

— Почему так назван этот тип задач? (Потому что мы находим неизвестные величины по их сумме и разности.)

— Достигли ли вы цели? (…)

— Расскажите путь решения задачи по сумме и разности по алгоритму.

— У кого остались вопросы на конец урока? Как будите действовать?

— Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

— Оцените цветом свою работу на уроке. (Р-4)

Домашнее задание.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *