К уроку окружающего мира «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» 4 класс

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ

Цели:

1. Дать представление учащимся о том, насколько велика наша страна.

2. Познакомить с народами, населяющими Россию, и их обычаями, занятиями.

3. Познакомить учащихся с историей знаменитых городов России, достопримечательностями.

4. Развивать устную речь, кругозор.

5. Воспитывать любовь к Родине.

О б о р у д о в а н и е: иллюстрации с изображением достопримечательностей России, физическая карта, карточки с номерами заданий, «парусники» для дидактической игры.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выполняют работу по карточкам.

I вариант

1. Найди лишнее:

а) День медика, День учителя, День Конституции;

б) день рождения, Новый год, свадьба;

в) День Победы, День рождения, годовщина свадьбы.

2. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Праздник 12 декабря – это день … (Конституции). День учителя, День водителя, День строителя – это … (профессиональные) праздники. Праздник со слезами на глазах – это День … (Победы).
8 Марта – это Международный … (женский) день. День России мы отмечаем … (12 июня).

II вариант

1. Найди лишнее:

а) День России, день рождения, День Конституции;

б) свадьба, День учителя, День строителя;

в) День Победы, день рождения, годовщина свадьбы.

2. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Праздник 12 июня – это день … (России). День шахтера, День химика, День геолога – это (профессиональные) праздники.
23 февраля мы отмечаем праздник – День … … (защитника Отечества). День Государственного флага России мы отмечаем … (22 августа).

Дети сдают работы на проверку. Далее учащиеся оценивают выставку поздравительных открыток. Выбирают лучшие.

Учащиеся демонстрируют календари профессиональных праздников своих родителей.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие по России. Велика наша страна. Мы побываем на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, в старых русских городах, на юге России. Каждый уголок нашей Родины чем-нибудь знаменит.

Вы узнаете географию и историю России, поэтому в путешествие отправляетесь самостоятельно.

Учащиеся будут работать группами. Задания-маршруты лежат на столе у учителя номером вверх, на обратной стороне указано задание.

Маршрут № 1 – «Дальний Восток и Сибирь России» (группа учащихся изучает материал на с. 180–186 учебника).

Маршрут № 2 – «Урал и Русский Север» (группа учащихся изучает материал на с. 187–194 учебника).

Маршрут № 3 – «Путешествие по Волге и по югу России» (группа учащихся изучает материал на с. 198–205 учебника).

На физической карте России учащиеся прикрепляют красные флажки, где будут сделаны остановки в большом путешествии: Дальний Восток, Сибирь, Урал и т. д.

Учитель. Изучите материал и расскажите о каждом уголке России по плану:

1. Какие народы населяют.

2. Занятия и обычаи населения.

3. Знаменитые города.

4. Достопримечательности.

Учащиеся работают самостоятельно 10 минут.

Заслушиваются ответы детей по маршрутам № 1 и № 2.

Учащиеся класса заполняют таблицу «Путешествие по России».

Остановка

Народы

Обычаи

и занятия

населения

Города

Достопримечательности

Дальний

Восток

Чукчи, коряки, удэгейцы и др.

Оленеводство

Владивосток

Бухта Золотой Рог

Сибирь

буряты, якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы, ненцы, эвены, эвенки, ханты, манси и др.

Охота на пушного зверя, праздник кумыса, сурхарбан

Якутск

Улан-Удэ

Иркутск

Красноярск

Дудинка

Тобольск

Институт Мерзлотоведения, мост длиной

в 2 км, природный заповедник «Столбы», Кремль в Тобольске

Урал

башкиры, русские и др.

Металлургия, добыча самоцветов

Златоуст

Челябинск

Екатеринбург Уфа

Оренбург

Каповая пещера, обелиск Европа–Азия

Русский

Север

Карелы, коми
и др.

Деревообработка, строительство, резьба по кости, мореплавание

Архангельск

Вологда

Псков

Церковь на острове Кижи, Вологодский кремль, Псков-ский кремль

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вниз,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

Учитель знакомит учащихся с гербами старинных русских городов на с. 195 учебника. Далее заслушиваются ответы группы учащихся «Путешествуем по Волге и югу России». Учащиеся класса продолжают заполнять таблицу «Путешествие по России».

Остановка

Народы

Обычаи

и занятия

населения

Города

Достопримечательности

На Волге

Марийцы, чуваши, мордва, татары, калмыки

Растениеводство, праздники, посвященные земле-кормилице, Хохломская роспись по дереву, татарский праздник плуга – сабантуй, национальный калмыцкий чай, животноводство

Ярославль, Кострома, Нижний Новгород (село

Хохлома), Казань, Саратов,

Волгоград, Астрахань,

Элиста

Первый в России театр, Нижегородский кремль, башня Сююмбике, Мамаев курган, монумент «Родина-мать»

Юг России

Более 30 народов: аварцы, адыгейцы, черкесы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, осетины, ногайцы, ингуши и др.

Полеводство, курорты России, зона отдыха

Ростов-на-Дону

Ставрополь

Краснодар

Новороссийск

Нальчик

Пятигорск

Кисловодск

Грозный

Махачкала

Цемесская бухта, минеральные воды Кавказа

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит беседу по вопросам:

Какие народы России ты знаешь?

Какие обычаи и традиции народов России тебе запомнились?

Расскажи о городах, которые тебе запомнились.

Дидактическая игра «Города России»

Учитель вывешивает на доске парусники из цветной бумаги. На них какие-то надписи – кораблики перепутали свои паруса. Догадайтесь, в какие русские города плывут эти парусники!

О т в е т ы: Казань, Вологда, Улан-Удэ, Иркутск, Уфа, Рязань.

Учащиеся называют города и рассказывают, что они знают об их географии и истории.

V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 205 учебника.

Домашнее задание.

С. 205. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *