Исследовательский проект ученика 9 класса «Большие проблемы малой реки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пичаевская средняя общеобразовательная школа

Исследовательский проект

,

Выполнил:

Дворянков Александр Андреевич

ученик 9 класса

Руководитель:

Шохина Надежда Николаевна,

учитель географии и экологии

Тамбовская область

Пичаевский район

с. Пичаево

2012г.

Аннотация

Актуальность нашей темы в том, что именно малые реки принимают на себя основной «удар» антропогенной нагрузки на водные экосистемы.

Предмет исследования — участок реки Кашма, протекающей по территории села Волхонщина Пичаевского района. Он привлёк наше внимание своей уникальностью, изменчивостью, а самое главное – почти полным отсутствием информации о нём в специальной краеведческой литературе.

Гипотеза: Река будет жить, если мы приложим усилия по её спасению.

Цель работы: Исследовать участок реки Кашмы и выявить её экологические проблемы.

Задачи: 1. Провести работу по паспортизации реки.

  1. Выявить экологические проблемы реки.

  2. Разработать перспективный план мероприятий по спасению реки.

Методы исследования: работа с краеведческой литературой, с топографическими картами, Интернет; наблюдение, социологический опрос; брали интервью у жителей села, старожилов.

Проведя работу по паспортизации реки, мы оценили экологическое состояние исследуемого участка реки Кашма и сделали выводы:

  1. Вода в реке средней чистоты и может быть использована для купания в местах рекреации, орошения, рыболовства, разведения бобров, в быту.

  2. Исследуемый участок реки находится на грани гибели и его можно охарактеризовать как неустойчивую водную экосистему.

  3. Чтобы спасти реку, разработали перспективный план действий:

    • Очистить реку от мусора, упавших деревьев.

    • Ликвидировать свалки по берегам реки и оврагов.

    • Запретить сброс неочищенных стоков в реку.

    • Расчистить родники, ключи. Очистить исток реки.

    • Провести облесение ивой и ольхой, тополем вдоль русла реки.

    • Вести разъяснительную работу с населением.

    • Бороться с браконьерством.

    • Продолжить мониторинговые исследования реки и её поймы.

Практическая значимость моего исследования состоит в том, что оно:

  • призвано способствовать привитию любви к малой родине, ответственности за её будущее.

  • может быть использовано в интересах качества эффективности экологического воспитания молодёжи.

Содержание

Стр

Введение 4

1. Ход исследования и результативность 5-11

1.1 Анализ литературы 5- 6

1.2 Методика исследования 7 — 8

1.3 Результаты исследования 9-11 Заключение 12 Информационные ресурсы 13

Приложения 14-15

Введение

Вода – «кровь» Земли

Леонардо да Винчи

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период с 2005 по 2015 гг. Международным десятилетием действий «Вода для жизни». В принятой по этому поводу резолюции подчёркивается, что вода является «движущей силой для устойчивого развития и ликвидации нищеты и голода».

Актуальность нашей темы в том, что именно малые реки принимают на себя основной «удар» антропогенной нагрузки на водные экосистемы. У них – свои, вполне серьёзные проблемы: в речных долинах вырубаются деревья, отсутствуют очистные сооружения на множестве мелких ферм, застроены прибрежные зоны, беспощадно распаханы поймы, перегорожены «глухими» плотинами русла. Всё это ведёт к загрязнению, укорачиванию, обмелению и даже исчезновению многих сотен малых водотоков. Не надо забывать о том, что именно эти малые реки несут загрязняющие вещества в более крупные водотоки. Так что масса проблем возникает не только у речных обитателей, которые играют роль естественных очистных сооружений, но и у людей, живущих близ этих рек.

Объект исследования – вода.

Предмет исследования — участок реки Кашма, протекающей по территории села Волхонщина Пичаевского района. Он привлёк наше внимание своей уникальностью, изменчивостью, а самое главное – почти полным отсутствием информации о нём в специальной краеведческой литературе. Исследования проводились летом 2011 года.

Гипотеза: Река будет жить, если мы приложим усилия по её спасению.

Цель: Исследовать р. Кашма с. Волхонщина и выявить её экологические проблемы.

Задачи: 1. Провести работу по паспортизации реки.

  1. Выявить экологические проблемы реки.

  2. Разработать перспективный план мероприятий по спасению реки.

Методы исследования: работа с источниками информации, топографическими картами; наблюдение, сбор и обработка данных, беседа с жителями села, старожилами.

Ценность работы состоит в том, что, к сожалению не все бережно относятся к воде, а приведённые мной исследования дают возможность познакомить молодое поколение с проблемами малых рек.

Новизна исследования заключается в том, что в нём приоритетное внимание отдаётся конкретным примерам и делам.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует привитию любви к малой родине, ответственности за её будущее и может быть использовано в интересах качества эффективности экологического воспитания молодёжи.

  1. Ход исследования и результативность

    1. Анализ литературы

Первое из природных богатств, с которым человек встречается в своей жизни, это вода. По данным экспертов ООН, в настоящее время примерно одна шестая часть населения Земли не имеет доступа к чистой воде, а одна треть – к воде для бытовых нужд. Острый дефицит пресной воды возник из-за роста численности населения и возрастающего водопользования в промышленности, сельском хозяйстве, быту. Речные воды – это самый удобный для использования вид природных вод. Одна из важнейших причин уменьшения запасов пресных вод связана с сокращением водоносности рек. Она вызвана вырубкой лесов, распашкой пойм и осушением болот. За счёт этого резко увеличивается поверхностный сток и понижается уровень грунтовых вод. Быстрое таяние снега весной, выпадение обильных дождей в этих условиях вызывает половодья, а летом реки мелеют и иногда пересыхают полностью [8].

На протяжении последних десятилетий всё большую тревогу вызывает изменяющееся качество воды рек, определяющее пригодность её для конкретных видов водопользования: хозяйственно-питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного. Для каждого вида водопользования нормы установлены Государственным стандартом, который определяет благоприятные для конкретной цели показатели: вкус, цвет, прозрачность, её химический и эпидемиологический состав [4].

Изменение качества пресной воды связано с целым рядом факторов, в первую очередь, это загрязнения водоёмов промышленными и бытовыми стоками. Значительную отрицательную роль здесь играют поверхностно-активные вещества (ПАВ), в том числе синтетические моющие средства (СМС), замедляющие естественное самоочищение водоёмов, действующие угнетающе на биохимические процессы [5]. Важную роль в ухудшении качества пресной воды играет эвтрофикация водоёмов. Быстрое накопление органических веществ, азотных, фосфорных удобрений, вносимых человеком в почву, приводит в водоёме к обильному размножению сине-зелёных водорослей. В результате разложения органических веществ ухудшается и снабжение воды кислородом, гибнут водные организмы, вода становится непригодной для использования человеком. [5].

В литературе иногда встречаются кардинальные предложения: оставить реки в покое и не использовать их воды в хозяйственной деятельности. Такие предложения входят в противоречие с законом развития природной системы за счёт окружающей природной среды. Любая природная система может развиваться только за счёт использования материально-энергетических и информационных возможностей окружающей среды. Поэтому человеческое общество использует, и будет использовать окружающую природную среду. Но при этом необходимо прогнозировать вредные воздействия человека, в том числе и на реки. [3].

Следует помнить, если экосистема, эволюционно потерявшая или сменившая часть своих элементов, не может вернуться в первоначальное своё состояние согласно закону эволюционно-экологической необратимости, то к ней следует подходить как к новому образованию, на которое неправомерно переносить ранее выявленные закономерности. Например, спрямлённые русла рек, интенсивно зарастающие растительностью, требуют систематической расчистки. Учёт этого закона вызывает необходимость паспортизации рек, при которой и выявляются новые, сформировавшиеся к настоящему времени гидрографические, гидрохимические и гидробиологические характеристики рек.

В настоящее время актуальным для человечества является соблюдение экологического закона постепенного превращения биосферы в ноосферу или закона В.И. Вернадского, который предполагает разумное отношение человека к природе. В связи с этим реализуется ряд государственных программ, которые направлены на восстановление рек. Конечно, теперь сложно вернуть первоначальное состояние реки, но те мероприятия, которые проводятся, позволят сохранить реки для будущих поколений. На Саммите Земли в Йоханнесбурге (2002 г.) среди проблем, которые нужно срочно решать, важнейшее место занимает водная. Один день работы Саммита прошёл под лозунгом: ‘Wo water — по future!», что значит «Без воды — нет будущего». Это не просто лозунг, а программа действий, так как 2 — 2,5 млрд. людей уже сегодня остро нуждаются в воде.

43 % территории Тамбовской области занимают водные ресурсы [6]. Здесь насчитывается около 1400 рек, большинство из которых являются малыми [7]. Управление по охране окружающей среды и природопользования Тамбовской области информирует о том, что 07 июля 2011 года Федеральным агенством водных ресурсов и администрацией Тамбовской области подписана программа «Рациональное использование и охрана водных ресурсов Тамбовской области на 2011-2013 годы». Основные показатели программы – расчистка 50км рек, капитальный ремонт более 30 гидротехнических сооружений. Программа направлена на консолидацию и координацию действий Федерального агенства водных ресурсов и администрации Тамбовской области по реализации полномочий в области водных отношений и обеспечение целевого и эффективного использования средств бюджетов всех уровней [10]. По инициативе главы администрации области О.И. Бетина приняты важные шаги по решению проблемы, приобретён многофункциональный земснаряд, предназначенный для расчистки малых рек. Расчистка началась на реке Польной Воронеж, продолжится на реках: Цна, Большой Ломовис и Савала [10].

    1. Методика исследования

Включая в работу наши исследования по паспортизации реки, делая заключения о состоянии экосистемы реки, мы пользовались методиками, опубликованными в практикуме «Экология» А.Т. Зверев, Л.А. Ачапкин. М.: Оникс 2007 [2]

Паспортизация малой реки:

  1. К бассейну какой реки она относится.

  2. Исток реки и её устье.

  3. Протяжённость.

  4. Какие населённые пункты находятся на её берегах.

  5. Качество воды.

  6. Основные источники загрязнения.

  7. Экологическое состояние реки.

Измерение глубины реки

С моста на дно опустили лот, изготовленный из верёвки длиной 5м. Через каждые 10см. на ней завязаны узелки, а на конце привязан груз.

Определение ширины реки.

Для этого на противоположном берегу реки заметили два близко расположенных друг к другу дерева. Подошли к берегу реку и на расстоянии вытянутой руки закрыли промежуток между ними карандашом или таких размеров палочкой. Далее сломали палочку на две равные части. Вновь вытянули руку и отходили назад до тех пор, пока расстояние между объектами не закрылось одной из частей палочки. Чтобы узнать ширину реки, необходимо замерить расстояние от первоначального места наблюдения до конечного. Полученное расстояние будет равно ширине реки.

Определение скорости течения реки.

Для этого отмерили рулеткой отрезок вдоль берега длиной 20м. Поставили на его концах двух наблюдателей. Первый наблюдатель, находящийся выше по течению реки, бросает на середину реки палочку или небольшое яблоко и засекает время. Когда этот предмет поравняется со вторым наблюдателем, снимается второе показание времени. По разнице двух показаний определяется время, за которое предмет проплыл 20м. Поделим 20м. на это время и получим скорость течения реки в м/с.

Определение расхода воды по формуле: Q = V х H х S, где Q – расход воды, м/с., H – глубина, м., S – ширина реки, м, V — скорость течения, м/с.

Измерение температуры воды и воздуха над рекой.

Измерили температуру воздуха, держа термометр на вытянутой руке над водой в течение 3 минут, при этом важно, чтобы на термометр не попадали солнечные лучи.

Измерили температуру воды, держа термометр на глубине 10см. в течение 3 минут. Если температура воды выше, чем температура воздуха, то существует угроза термального загрязнения природных вод. (Благоприятны температуры для жизнедеятельности водных экосистем: 5 – 15 град. по Цельсию).

Определение жёсткости воды.

Для этого к 100мл. пробы постепенно добавляем по каплям концентрированный раствор карбоната натрия (соды) или хозяйственного мыла. Визуально отмечаем количество выпавшего осадка. Много осадка — вода жёсткая, мало – умеренно-жёсткая, практически нет осадка – мягкая.

Определение характера и интенсивности запаха воды.

Запах воды можно определить путём интенсивного встряхивания воды в пробирке, закрытой пробкой, либо в лабораторных условиях, нагревая закрытую колбу со 100 мл. воды до температуры 40-50 град. по Цельсию. После этого колбу встряхнули, производя вращательное движение, сняли стекло и определили обонянием интенсивность запаха. Сверили наше восприятие со шкалой.

Таблица 1

Шкала интенсивности запаха

Интенсивность запаха

Баллы

Характеристика восприятия

Отсутствует

0

Запах не ощущается совсем

Очень слабый

1

Запах обнаруживается только опытным наблюдателем, а вы его не чувствуете

Слабый

2

Запах обнаруживается только тогда, когда на него кто-то обрати ваше внимание

Заметный

3

Запах, который вы замечаете не сразу

Отчётливый

4

Запах, который вы сразу же чувствуете

Очень сильный

5

Запах очень сильный, ощущается на расстоянии

Таблица 2

Вид загрязняющих веществ

Запах воды

Вещества, загрязняющие воду

Химический

Промышленные сточные воды, химическая обработка воды

Хлорный

Свободный хлор

Углеводородный (нефтяной)

Стоки нефтеочистительных заводов

Затхлый

Органические вещества

Лекарственный

Фенолы и иодоформ

Сернистый, неприятный, сильно выраженный

Сероводород – разложение гниющих животных отбросов

Гнилостный

Застоявшиеся сточные воды

Землистый

Сырая земля, продукты органического распада

Таблица 3

Таблица для определения характера запаха воды

Характер запаха

Приблизительный аналог (на что похоже)

ароматический

Огуречный, цветочный

болотный

Илистый, тинистый

гнилостный

Фекальный, сточной воды

древесный

Мокрой щепы, древесной коры

землистый

Прелый, свежевспаханной земли, глинистый

плесневелый

Затхлый, застойный

рыбный

Рыбы, рыбьего жира

сероводородный

Тухлых яиц

травянистый

Скошенной травы, сена

неопределённый

Не подходит под предыдущие определения (это хуже всего)

Определение цвета

Профильтровали через бумажный фильтр исследуемую воду. Сравнили цвет воды с цветом такого же объёма дистиллированной воды над листом чистой белой бумаги. Соли железа, гуминовые кислоты придают воде жёлтый цвет. Зеленоватая окраска воды может быть связана с явлением эвтрофикации (перенасыщение питательными веществами: нитраты, соли аммония) и, как следствие, присутствием микроскопических водорослей.

Определение мутности воды

Содержание нерастворимых примесей можно определить на глаз: сильно мутная, мутная, прозрачная, рассматривая воду в пробирке на фоне белого экрана.

    1. Результаты исследования

Изучив карту Тамбовской области, краеведческие источники и используя знания по географии своего края, мы установили, что Кашма — правый приток реки Цны — протекает по северо- восточной окраине Тамбовской области. Начинается в глубоких, трапециевидных балках юго-восточнее с. Осино-Гай на высоте около 200м (западные склоны Керенско-Чембарской возвышенности), течет на северо-запад по Пичаевскому и Моршанскому районам, впадает в Цну напротив с. Устьи Моршанского района на высоте 100м., недалеко от моста ж/д линии Ряжск – Каменка, пересекающей Цну. В Рязанской области напротив села Устье Сасовского района Цна впадает в Мокшу, а Мокша, как известно, впадает в Оку, Ока – в Волгу. Это означает то, что в целом наша речная система входит в обширный бассейн внутренного стока, который определяет главная река Русской равнины – Волга. Длина реки Кашма 111 км, площадь водосбора 2440 , уклон русла 0,1%. Скорость течения воды 0,2-0,4 м/с. Принимая притоки, река становится многоводнее к устью и несет здесь до 5м/с воды. Глубины так же нарастают вниз по течению с 0,5 до 2-3 м. Колебание уровня в течение года у селекционной станции (Марусино) достигают 311 см в среднем, и 355 см в многоводные годы. Ниже с. Байловка река течет через Цнинский лес. Долина реки глубокая в верховье, имеет крутой правый склон, вдоль левого уже, у с.Б. Шереметьево появляются террасы. В нижнем течении берега долины снижаются до 140м. над уровнем моря, а ширина долины возрастает до 5-7км. Название происходит от «кош»- лагерь, становище; «каш»- край, опушка леса.

Параллельно руслу реки расположены сёла: Пичаево, Осино-Гай, Б. Шереметьево, Байловка. Раньше, кода было старое русло, наше село Волхонщина располагалось на правом берегу реки.

Протекая по селу, река сильно петляет, перед селом разделяется на 2 русла, а за ним заново соединяются. Только за последние 150 лет на территории села Кашма трижды меняла свое русло. Самое старое превратилось уже не связанные между собой озерки и болота, следующие русла пока что представляет собой реку, но очень заиленную и практически со стоячим течением, новое русло 20 лет назад было широкой, глубокой, чистой рекой, в которой изредка попадались кувшинки (растут только в чистой воде).

Интервью с местными жителями и старожилами.

(Из истории образования исследуемого участка реки)

По словам местного жителя, моего папы, Дворянкова Андрея Алексеевича, река изменила своё направление. Новое русло образовалось примерно 100 лет назад и течёт сейчас река посередине села. Причина в том, что раньше, северо-западнее села Волхонщина была сооружена плотина, на которой построили мельницу. В то время мельница имела большое значение для населения, так как вырабатывала электрический ток. Чуть ниже по течению был построен спиртзавод, позже, в годы революции, перенесённый в Байловку, и возникла необходимость возведения ещё одной плотины. Эти две плотины были не «глухими», но открывались не в одно время. Из-за отсутствия средств связи не было согласованности с другими селами. Вода искала себе новое русло. Перед плотиной она разделилась и новое русло пошло через центр села. Папа рассказывал, что когда он учился в школе, директор школы, Владимир Федорович Евлюхин, про новое русло говорил, будто оно представляло собой ручей, через который можно свободно перепрыгнуть.

Папа вспоминает: « В моем детстве вода в реке была настолько чистая, что из неё даже пили. В ясный солнечный день можно увидеть песчаное дно. В ней водились сомы, пескари, выдры. Жители села ловили рыбу, купались в реке. Новое русло было чистым и глубоким, течение – сильным, а ледоходы продолжительными. После постройки плотины в с. Байловка скорость течения снизилась, ила стало собираться все больше (течение его не уносило) и речка начала мелеть. На месте старого русла сейчас болота, озёра-старицы, которые питаются подземными водами». (Приложение 1.)

На основании многолетних наблюдений старожилов села, своих собственных исследований мы пришли выводу, что Кашма – типичная равнинная река с плавным ходом воды, преобладающим снеговым питанием и весенним половодьем. Для реки характерны летне-осенняя межень, прерывающаяся 2-3 раза в сезон дождевыми приливами, и устойчивая зимняя межень, когда она переходит на питание грунтовыми водами. Замерзание реки (начало ледостава) приходится на конец ноября – начало декабря. Покрыта она льдом в течение 4 месяцев.

Длина реки, протекающей через центр села составляет примерно 2км. Ширина в месте исследования 15м., глубина – 1,8 м., у моста – 3м. Река мелеет, в отдельных точках глубина составляет 0,6м. Скорость течения в среднем 0,3 м/с, на отдельных участках 0,2 -0,4 м/с. Температура воды +10 градусов по Цельсию, благоприятная для жизнедеятельности водных экосистем, температура воздуха выше и составляла +23 градуса по Цельсию, т.е термальное загрязнение не грозит реке.

Таблица 4

Результат исследования

Показатели качества воды

Вывод о качестве

— запах

Смешанный, преобладает илистый с примесью запаха древесной коры и прелости, слабый, слегка заметный Предположительно запах связан с продуктами органического распада.

-цвет

Вода мутная, зеленоватой окраски что доказывает связь с явлением эвтрофикации (перенасыщением питательными веществами: нитратами, солями аммония) и, как следствие, присутствием микроскопических водорослей

-жесткость

Вода умеренно-жёсткая

-расход воды

примерно 8,1 м/с

-представители флоры и фауны

биоиндикаторы: водяной клоп, беззубки (чистая вода); личинки стрекоз (вода средней чистоты); личинки комара дергуна (мотыль), встречаются пиявки (грязная вода). Щуки, красноглазки, раньше водились пескари, сомы – индикаторы чистой воды. В реке обитают бобры. Вдоль реки преобладают: ива черная и ива белая, ольха ломкая, тростник высотой в пределах 0,5м.

Проведя работу по паспортизации реки, мы пришли к выводу, что вода в реке относительно чистая и может быть использована жителями села.

Молодое поколение этот результат удовлетворил бы. Однако, большинство жителей села, а особенно старожилы обеспокоены тем, что река может погибнуть, высохнуть или разработать новое русло в другом месте, может быть, далеко от села, как и старые русла. Сейчас и новое русло находится на грани уничтожения, с каждым годом уровень ила в реке все больше, река зарастает. Только за последние 5 лет площадь зарастания реки увеличилась на 50%! Поэтому нужно срочно решать возникшие проблемы реки: загрязнение, обмеление, заиливание.

Беседуя со старожилами, мы выявили причины обмеления реки:

  • В с. Осино-Гай, у истока реки, велись работы по осушению болот, уменьшился водозабор

  • Уничтожение лесов (с северной части Тамбовской области вырубили до 80% лесов).

  • Разделение реки на несколько русел — течение ослабло.

  • Заиливание родников, питающих реку.

  • Строительство плотин и создание прудов. Течение стало медленнее и река начала зарастать водорослями, предпочитающими медленно текущие или стоящие воды.

  • Воду из прудов спускают в реку, следовательно, вся грязь оседает на дне реки.

  • Уровень воды в реке снизился ещё и потому, что в последние годы на реке почти не бывают ледоходов. Ледоходы способствовали самоочищение реки.

  • Свою лепту внес и человек: выкидывает мусор в реку, умерших домашних животных; моют у реки автомобили. Летом часто можно наблюдать прибывшие к берегу пластиковые бутылки и прочий мусор.

Выводы:

Проведя работу по паспортизации реки, мы оценили экологическое состояние р.Кашма и пришли к выводу:

  1. Вода в реке средней чистоты и может быть использована для купания в местах рекреации, орошения, рыболовства, разведения бобров, в быту.

  2. Исследуемый участок реки находится на грани гибели и его можно охарактеризовать как неустойчивую водную экосистему.

  3. Разработали перспективный план действий по спасению реки:

  • Очистить реку от мусора, упавших деревьев.

  • Ликвидировать свалки по берегам реки и оврагов.

  • Запретить сброс неочищенных стоков в реку.

  • Расчистить родники, ключи. Очистить исток реки.

  • Провести облесение ивой и ольхой, тополем вдоль русла реки.

  • Вести разъяснительную работу с населением.

  • Бороться с браконьерством.

  • Продолжить мониторинговые исследования реки и её поймы.

Сравнение с гипотезой

Разработанный план мероприятий по защите реки поможет нам её спасти.

Заключение

Малая река – чрезвычайно занимательный и актуальный объект для экологического изучения. Здесь огромный простор для ведения интереснейших наблюдений. Можно изучать речную флору, провести исследование истока реки, заниматься изучением животного мира, ежегодно исследовать русло реки и сравнивать показатели, выявлять экологические проблемы и заниматься их устранением. На протяжении пяти лет учащиеся нашей школы в летнем экологическом лагере ведут наблюдения и мониторинговые исследования окружающей среды, в т.ч. и водных объектов: рек, родников, болот.

Исследования реки Кашма будут продолжены. Силами учащихся нашей школы летнего экологического лагеря планируется организация и проведение природоохранной акции по очистке берегов малых рек от мусора. Она может заключаться в объяснении некоторых важных правил по отношению к природе, информировании о своей деятельности, в сборе информации. Эффект от такой деятельности сравним с поговоркой – «Пока десять раз объяснял – сам понял», т.е. каждому нужно начать с себя любить и охранять природу.

Практические действия, которые нам под силу – ликвидация свалок в водоохраной зоне, очистка родников и рек. Чтобы возродить в реке жизнь, можно использовать очень эффективный приём создания каменных завалов на дне реки через каждые 100-200м. На них будут селиться водоросли, моллюски, которые станут очищать воду. Рядом начнут прятаться мальки рыб. Вода, преодолевая перепады высот, переливается и журчит. Это ей на пользу: органические вещества преобразуются в проточной воде в минеральные, накатываясь на камни, вода аэрируется и пополняет запасы кислорода. Для завалов на дно реки берутся в основном камни ноздреватые и шершавые, размером в несколько десятков сантиметров. Их можно навалить один на один или же опустить на дно несколько сеток с камнями по 20-50 кг. каждая. Такие каменные завалы не только способствуют очищению воды и увеличению рыбьего царства. Через несколько лет в этих местах вновь начнёт цвести белая кувшинка.

Стать рекам чище помогают и прибрежные деревья. Ива и ольха корнями извлекает из воды нитраты и другие соли. Даже самая лучшая очистная установка не может очистить реку от вредных примесей, как это делают корни деревьев, тростника, камыша и рогоза.

Спасая голубые артерии, нужно бороться с эрозией почвы, с оврагами. Овраги – одна из причин заиления рек. Поэтому откосы оврагов необходимо обсаживать деревцами.

Любая природная экосистема имеет предел допустимой рекреационной нагрузки, при превышении которого наступает необратимая деградация экосистемы. Наш окружающий мир – это наш организм, оберегая окружающую среду – мы оберегаем своё здоровье.

Информационные ресурсы

  1. География Тамбовской области: Учебное пособие для средней школы Тамбовской области.- Воронеж: Ц – Ч. книжное изд.- 1973.- 125 с.

  2. Зверев А.Т. ,Ачапкин Л.А. Экология. Практикум 7-9 классы. М.: Оникс, 2007

  3. Никитин Д. П., Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Высшая школа, 1980.- 424 с., ил.

  4. Орлов Д. С. Экология и охрана биосферы при химических загрязнениях: Учебное пособие для хим, хим – технол. и биол. Спец. Вузов/ Д. С. Орлов, М. К. Садовников, И. Н. Лозановская.- М.: Высшая школа, -2002.- 334 с: ил.

  5. Основы экологии: учеб. Для 10 (11) кл. общеобразовательных учреждений /Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов; под ред. Н. М. Черновой.- 9-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2005.- 302,

  6. Реки Тамбовской области: каталог.- Тамбов, 1991

  7. Скрылева Л. Ф. Водоемы Тамбовской области как среда обитания рыб и их трансформация под влиянием антропогенного воздействия / Л. Ф Скрылева, А.Ю. Околелов, М. В. Барсуков // Растения и животные Тамбовской области: кадастр и мониторинг.- Мичуринск, 2002

  8. Тамбовская энциклопедия: /Гл. научный редактор Л.Г. Протасов. – Тамбов: Администрация Тамбовской области, Тамбов: ООО «Издательство «Юлис», 2004

9. Шиширина Н.Е. Практическое руководство по комплексному исследованию экологического состояния малых рек. Тула, 2000.

10. http://tkpolis.ru/www/index.php/news/34-2011-07-07-09-49-19/713-vodnye-res

Приложение 1

Фоторепортаж

Самое старое русло реки

Новое русло реки

Приложение 2

Схема исследуемого участка реки

Бобры «наследили»

Анкета участника

  1. Название проекта «Большие проблемы малой реки»

  2. Источник информации о конкурсе. Приказ №41 по отделу образования администрации Пичаевского района от 11 апреля 2012 года. О проведении районного конкурса «Гимн воде».

  3. Данные об авторе проекта.

    1. Дворянков Александр Андреевич 20.04.1997 года рождения, ученик 9 А класса МБОУ Пичаевской СОШ Пичаевского района

    2. Родился в селе Волхонщина Пичаевского района Тамбовской области, воспитывается в полной многодетной семье. Учится на «хорошо» и «отлично», много читает; любит ставить опыты, эксперименты. Сам выращивает рассаду помидоров, цветов; увлекается географией, биологией, экологией, физикой.

    3. Ежегодно участвует в предметных олимпиадах школьного, муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, занимая призовые места. Участник конкурсов: «Я и моя Земля», «Зелёная планета глазами детей», «Человек и природа».

    4. Планирует продолжить обучение в ТГТУ им. Державина.

    5. Адрес домашний: Тамбовская обл, Пичаевский район, с. Волхонщина, ул. Тамбовская, 20. тел. 89092315076.

    6. Заграничного паспорта нет

    7. Знание английского языка – базовый уровень

  4. Название учебного заведения. МБОУ Пичаевская СОШ . 393970 Тамбовская область. Пичаевский район с. Пичаево. ул. Ленинская, 1.

  5. Руководитель: Шохина Надежда Николаевна, учитель географии и экологии МБОУ Пичаевской СОШ. Тел. 89107545590. nadezldashohina@mail.ru

  6. Рекомендации по сохранению воды в семье

Каждый человек безболезненно может сократить потребление воды примерно на треть. Экономия воды не требует больших усилий. Достаточно соблюдать несложные правила и приучить себя к мелким ограничениям:

  1. Нужно починить или заменить дома все протекающие краны и проверить, не течет ли вода из сливного бачка в унитаз. Через неисправный кран и из-за протечек воды в унитаз за сутки может утечь от 30 до 200 литров воды!

  2. Нужно включать водопроводный кран только тогда, когда требуется. Например, при чистке зубов можно его выключить или набрать воду в стакан, тогда расход будет существенно меньше. Постоянно включенная вода без пользы утекает в канализацию.

  3. При мытье посуды не держать кран постоянно открытым. Выгодно мыть посуду так называемым «английским» способом: закрыть в раковине слив, сложить посуду, заполнить раковину водой, помыть посуду в этой воде, а затем уже ополоснуть под струей чистой воды. Этот способ позволяет снизить потребление воды в 3-5 раз. Использование посудомоечных машин — эффективный способ экономии воды на мытье посуды. Потребление воды по сравнению с обычным ее мытьем существенно ниже. Желательно загружать посудомоечную машину полностью.

  4. Прежде чем ополаскивать овощи или фрукты под струей воды, можно вымыть их в тазу.

  5. При стирке белья в стиральных машинах по возможности нужно полностью загружать машину бельем, если есть функция экономии воды, желательно ее использовать.

  6. Принимая душ, в 5-7 раз снижается потребление воды по сравнению с приемом ванны. Воды тратится меньше, если использовать в душе специальную насадку с меньшим диаметром отверстий

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *