Интегрированный урок окружающего мира и музыки в 3 классе «Охрана растений»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПЕСТРЕЧИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

КУЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Работу выполнила учитель начальных классов

I квалификационной категории

Задворнова Светлана Петровна

Интегрированный урок (окружающий мир и музыка) в 3 классе

Тема: «Охрана растений»

Цели: сформировать представления учащихся о том, что человек – часть природы; развивать познавательную активность, умение делать выводы, развивать экологический взгляд на мир; помочь каждому ребёнку приобрести чёткие представления о нормах и правилах поведения в природе; воспитывать бережное отношение к растениям, к природе в целом.

Оборудование: компьютер, презентация «Охрана растений», музыка Вивальди «Весна», фонограмма песни «Не рвите цветы», рисунки учащихся «Растения», учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир», тест «Охрана растений».

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Введение в урок.

Учитель: Начнем мы наш урок с того, что вспомним, какое сейчас время года?(весна)

Я предлагаю вам послушать музыку известного композитора Вивальди, которая так и называется – «Весна». А когда вы будете слушать музыку, постарайтесь представить, что может происходить в это время года в природе. А также постарайтесь услышать, какие музыкальные инструменты использованы в этой мелодии. (Клип)

(Слушание музыки. Ответы учащихся)

  1. Тема.

Учитель: Молодцы! Вы верно подметили, что природа весной оживает, оживают растения. Как хорошо, что на Земле есть растения! А какая польза есть от растений?

(ответы учащихся)

Учитель: Но вот тут поступила жалоба обитателей леса:

Мы — первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься пер­выми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. По­могите нам! Это очень больно, когда тебя ломают. Очень. Ваши зеленые друзья: ива, черемуха, лесная сирень.

Учитель: Чем же мы можем им помочь? (Ответ — проведем разъяснительную работу среди учеников, поставим у леса запрещающие знаки: не уничтожать, не рвать, не топтать.) (Слайд 1)- знаки

Учитель: Правильно, мы должны защищать растения, охранять. Это и будет тема нашего урока. (Слайд 2)

— А может нам и не нужны растения? Как вы думаете? (ответы)

1. Лес.

— Для чего нужен лес?(продукты питания, строительный материал, лекарственные растения, дом для птиц и зверей, красота) (Слайд 3)

Лес — не только для нашей забавы,

Он богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Их, пожалуй, считать — не сочтешь!

Будьте верными лесу, ребята,

Ведь красивее мест не найдешь!

— Губителен ли «грязный» воздух для деревьев и почему?

Ответ: Растения для природы являются естественным очистителем. Они поглощают углекислый газ, выделяют кислород, которым дышит все живое. Стволы, листья де­ревьев, стебли травы — собирают на свою поверхность пыль, грязный воздух. Это затрудняет выделение кисло­рода и деревья начинают болеть, быстро сохнут, стареют и погибают. «Грязный» воздух губителен как для челове­ка, так и для растений.

— Вашим домашним заданием было найти материал о каком- либо растении. Может кто-нибудь расскажет о деревьях?

2. Рассказ о берёзе (Слайд 4)

— Ребята, а как называется березовый лес? Представьте, что вы попали в березовую рощу. Здесь много света, воздух прозрачен и чист. У древних сла­вян существовало слово «бер», означающее «светлый», «ясный», «белый». От него и образовалось слово «бе­реза». Хороша береза! Стоит и красотой своей всех радует. Ее почки и листья ис­пользуют в лекарственных целях.

И хорошо бы ей жилось, если бы не ве­сенний сок. Весной стволы многих берез порезаны, и течет по ним потоками березовый сок или, как его называют в народе, — березовица. А ведь он дереву нужен. Этот сок, словно кровь, несет ветвям питатель­ные вещества. Они необходимы для того, чтобы де­рево пробудилось после зимнего сна, чтобы набухли его почки, развернулись листья. Так стоит ли ради одного-двух глотков сока губить деревья, наносить их здоровью непоправимый вред?

3. Игра «Знай нас» (Слайд 5)

— Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму, и чем крепче прихватит их мороз, тем слаще они будут (рябина)

— Ствол этого дерева прохладен даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце (береза )

— Весной это дерево стоит нарядное, будто все в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека (черемуха )

— Этот кустарник ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы (шиповник )

— Что объединяет эти деревья и кустарники? (они лекарственные )

4. Лекарственные растения (слайд 6)

— Замечательное богатство природы — лекарственные растения. О каких лекарственных растениях вы можете рассказать? (опрос дом.задания)

— Можно ли срывать лекарственные растения? В каком количестве? Давайте прочитаем правило на стр. 103.

5. Редкие, исчезающие растения

К сожалению, хозяйственная деятельность лю­дей изменяет условия жизни растений. К приме­ру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений при этом погибает. Так постепенно человек сам губит природу.

— Из-за чего многие растения становятся редкими? ( из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вя­нут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!)

С каждым годом под влиянием деятельности человека все больше растений исчезает с лица земли. Поэтому встала необходимость составить списки тех растений, которых осталось очень мало. Так в Красную книгу попали растения – стр. 102 (слайды 7,8)

Ситуация «Кто прав»?

Идя на экскурсию в лес, увидели сон-траву. Петя хотел сорвать и принести ее в класс, а Наташа предло­жила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ре­бята долго спорили, но так и не решили, кто прав.

Ответ: сон-траву рвать нельзя, она занесена в Красную книгу — взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью нужно собрать семена и посеять на не слишком затененном месте.

Физкультминутка (слайд 9)

Мы пойдем гулять на луг.

Сколько много там подруг:

Бабочки нарядные

Крылышками машут.

Птички и комарики

Полечку там пляшут.

А кузнечик—скок, скок, скок

И забрался под кусток.

Там цветочки и травинки

Выпрямляют свои спинки.

К солнцу выше потянулись

И друг другу улыбнулись.

Аромат цветов вдыхаем

И урок наш продолжаем.

6. Охрана растений

— Массовый сбор цветов для букетов приводит к тому, что численность красивых цветов резко сокращается.

— Срывая цветы, мы не даем созреть семенам и лишаем растение возможности размножаться. Старые экземпляры рано или поздно отомрут, а смены им не будет.

Вывод:

— Что же мы можем сделать для охраны растений? (ответы учащихся)

— Опасно и другое. Мало кто рвет цветы аккуратно. Нередко, срывая цветок, растение выдергивают с корнем.

— Собирая букеты, мы топчем много растений, обламываем стебли, давим почки. Некоторые растения не выносят даже слабого вытаптывания и быстро погибают.

(Стр. 104) –прочитать правило(слайд 10)

Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под но­гами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.

Ситуация.

Сережа рассказал о том, что когда они с папой гу­ляли по лесу, то развели костер и пекли картошку. По­том папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Сережи в том, что он поступил неправильно?

Ответ: кострище в лесу не зарастет 5-7 лет, а до пол­ного разложения консервной банки нужно 90 лет, поли­этиленового пакета — 200 лет. На месте кострища обра­зуется «рана» — выгорит трава, корешки, насекомые, обуг­лится часть почвы.

Вывод: мусор необходимо унести с собой и выбро­сить в мусоросборник. Кострище разводить в емкости, которую устанавливают на ножках вдали от деревьев, ближе к воде.

Заповедники, питомники (слайды 11-13)

В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено со­бирать. Под особой защитой они находятся в за­поведниках, сейчас в России действует 101 государственный заповедник и 35 национальных парков. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах и питомниках.

  1. Правила поведения.

Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже обычные виды растений. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и сёлах.

Давайте ещё раз повторим, как же мы можем помочь растениям? (ответы учащихся)

(Слайды 14-18)

  1. Тест «Охрана природы»

Итог. Вывод. (Слайд 19)

Природа может жить и без человека, а вот без природы человек не проживет. Он сам — часть природы и все необходимое для своей жизни берет из дома-природы. Живет природа — живет и человек. Значит, природа и человек — неразделимы.

Поэтому природу нужно любить и охранять. Охранять природу – значит охранять Родину.

  1. Песня «Не рвите цветы». (Клип)

Литература.

  1. Т.О. Поглазова. Методические рекомендации к учебнику.

  1. Поурочные планы. 3 класс. Автор — составитель Т.В.Бондарева

3. Сайт www.viki.rdf.ru

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *