ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КРУЖКА

Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами кружка

Овцынова О. В,

МАОУ «СОШ № 2 с УИОП»

На современном этапе состояния образования в России всё острее обозначается проблема применения знаний. Выпускники школ насыщены различными знаниями, но при этом совершенно не умеют применять их на практике. Следовательно, всё большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в научно-исследовательской и научно-практической деятельности. Именно эта работа и формирует у учащихся умения и навыки практического применения теоретических знаний. Особенно важно, если эти знания формируются на примере своего родного края. Поэтому, в начальной школе главными темами кружка «Я-исследователь» является краеведение, позволяющее успешно решать основные образовательно-воспитательные задачи. Краеведческий принцип обучения не только обеспечивает овладение многими предметными знаниями, но и позволяет теснее увязать преподавание всех предметов с жизнью, включать учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности, формировать их активную жизненную позицию, любовь к родному краю, своей Родине. Решить это можно через использование различных форм внеклассной работы. Основная цель внеклассной работы — развитие у школьников интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к слову, к богатствам языка, интереса к культуре своего народа.

Под внеклассной работой понимают необязательные, добровольные внеурочные занятия учащихся, которые способствуют углублению знаний, развитию умений, навыков, развитию интересов, способностей. Одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы, например по русскому языку, является кружок. Основные задачи кружковой работы — расширить кругозор учащихся по предмету, по истории родного района, города, края, дать работу сильным учащимся, развивать индивидуальные склонности и способности школьников, умение самостоятельно добывать знания, приобщить краеведов кружка к поисковой — исследовательской деятельности.

Хорошо организованная и систематическая кружковая работа даст возможность глубже раскрывать богатства русского языка в его региональной разновидности. Урок не может вместить того, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для формирования лингвокраеведческих умений, направленных на овладение речевой деятельностью на региональном материале.

Кружковая лингвокраеведческая работа создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Хорошо организованная внеклассная лингвокраеведческая работа открывает большие возможности для пробуждения у учащихся интереса к изучению родного языка в его региональной разновидности [1].

Лингвокраеведческий кружок дает возможность организовать систематическую и регулярную работу по изучению лексики родного говора.

Формы и приемы проведения занятий кружка могут быть самыми различными, например: слово учителя, беседа по вопросам, занимательные задания. Кроме того, к каждому занятию младшие школьники должны получать конкретные задания, которые будут приобщать их к чтению научно-популярной литературы, а также отдельные задания поискового характера, направленные на знакомство с лексикой говора.

В процессе проведения кружковых занятий необходимо показать младшим школьникам, что в каждой местности, в том числе и там, где они живут, существует свой «набор» местных языковых особенностей. Эти особенности наслаиваются на общерусскую основу русской речи данной местности, придают ей своеобразную местную окраску.

Ряд занятий кружка следует посвятить практической работе — сбору диалектной лексики. Общепризнанно, что собирать диалектную лексику удобнее всего по тематическим группам. Круг тем следует подбирать так, чтобы они были близки и понятны младшим школьникам и вызывали у них интерес. Чтобы нацелить учащихся, облегчить им сбор диалектологического материала, по каждой теме нужно использовать специальные вопросники. Вопросы составляются таким образом, чтобы помочь школьникам выяснить диалектные названия тех или иных предметов, явлений, понятий.

Следует отметить и практическую направленность кружковой работы, направленной на изучение местного говора. Происходящее в настоящее время нивелирование диалектов, утрата ими черт, отличающих их друг от друга и от литературного языка, — это утрата части языкового богатства, обеднение общенародного языка. Собирая и записывая диалектную лексику, можно внести определенный вклад в сохранение диалектов, которые являются феноменом культурного национального наследия.

Знакомясь с лексикой родного говора, учащиеся увидят, как увлекательна работа, связанная с разгадкой происхождения знакомых им с раннего детства названий. Наблюдение над лингвокраеведческим материалом способствует более глубокому проникновению в смысл и содержание слова, совершенствованию у детей навыков лингвистического анализа и раскрытию многих тайн «языка». Кроме того, такой подход позволит формировать стремление самостоятельно добывать знания, а также вооружит младших школьников элементарными навыками научно-исследовательской работы.

Литература:

1. Майорова, Т.В. О соотношении литературного и народного языка в преподавании русского языка в школе [Текст] / Т.В. Майорова // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: Материалы 3-ей Всероссийской научно-практической конференции.- Ч.III. — Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2005. — С. 310-317.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *