«Формирование ИК — компетентности учащихся ГБОУ СОШ с. Большой Толкай Самарской области согласно ФГОС через создание единого информационного пространства школы (и повышение уровня ИК-компетентности педагогов школы)»

26

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Большой Толкай»

Похвистневского района Самарской области

Зачетная работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации Российского образования»
«Формирование ИК — компетентности учащихся ГБОУ СОШ с. Большой Толкай Самарской области согласно ФГОС через создание единого информационного пространства школы (и повышение уровня ИК-компетентности педагогов школы)»


подготовила

учитель английского языка

Попова Светлана Ивановна

с. Большой Толкай

2013

  1. Вводная часть

    • Представлена система деятельности педагогов и администрации школы на примере программы «Формирование ИК — компетентности учащихся ГБОУСОШ с. Большой Толкай Самарской области согласно ФГОС через создание единого информационного пространства школы (и повышение уровня ИК-компетентности педагогов школы)».

  • Целевая аудитория: учащиеся младшего, среднего и старшего звеньев, все педагоги школы и администрация, родители учащихся.

  • Соавторы в организации и осуществлении ИР: учителя-предметники, медик, администрация школы.

  • Система деятельности выстраивается с детьми в интегрированных классах. Школа является опорной площадкой по инклюзивному образованию детей ОВЗ Северо – Восточного Управления Самарской области.

  • Работа над внедрением системы будет длиться в течение 1,5 лет.

Этапы реализации

1. Подготовительный (январь – март 2012г.)

проекта

;

  1. 0сновной ( январь — май 2013г .)

i

З. 3аключение (март — сентябрь 2013г.)

Этапы развития проекта:

  1. Подготовительный (январь – март 2012г.):

  • разработка нормативно-правовой базы реализации проекта, внесение изменений в локальные нормативные акты (должностные инструкции, внесение изменений в положение о стимулирующих надбавках;

  • изучение уровня владения ИКТ, потребности педагогов в повышении ИК ­компетенции;

  • разработка плана работы по повышению образовательного процесса;

  • разработка плана работы по созданию материально-технической базы необходимой для реализации проекта.

2.0сновной (январь — май 2013г.)

Реализация проекта осуществляется через:

  • оснащение образовательного пространства средствами ИКТ;

  • через обучение педагогов ИК;

  • через активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми;

  • через организацию работы с семьей посредством привлечения информационных ресурсов.

  1. Заключение. (март — сентябрь 2013г.)

Анализ результатов реализации проекта, подведение итогов.

Нормативно — правовые документы, регулируюшие реализацию проекта:

1. Федеральная целевая Программа развития образования на

2011 — 2015 годы» (распоряжение Правительcrва РФ от 7

февраля 2011 г. .N’2163-p).

2. Федеральные государcrвеиные требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы щкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151).

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».

Актуальность

Актуальность проекта обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования детей, практической потребностью в использовании ИКТ в образовательных учреждениях.

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).

На сегодняшний день ясно одно – школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. ФГОС является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Стремительное распространение информационных и коммуникационных технологий является определяющим фактором развития мирового сообщества XXI века. В связи с этим особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку учащихся к полноценной жизни в информационном обществе:

  • Формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность;

  • Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ;

  • Развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;

  • Развитие коммуникабельности, предполагающей учет различных точек зрения, умения анализировать их основания, навыков публичных выступлений, участия в дискуссии, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.

Одним из наиболее перспективных вариантов решения этих задач является формирование единого информационно-образовательного пространства школы.

Между тем при внедрении ИКТ в образовательный процесс ОУ наряду с плюсами, возникают различные проблемы при подготовке к таким урокам, во время их проведения и применения ИКТ вообще:

  1. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет и для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.

  2. Не все учителя психологически готовы  к использованию ИКТ в образовательном процессе.

  3. Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.
    Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику.

  4. Отсутствие демонстрационного центра.

  5. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

  6. Не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе.

  7. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

  8. Нет  четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.

  9. Лимит времени у учителя 
    (В связи с этим, может быть пересмотреть вопрос нагрузки учителя? Требования к преподаванию растут, а «нагрузка» осталась как раньше. Нужен творческий ИКТ-грамотный учитель? Значит необходимо дать учителю время на творчество.)

  10. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
    Остается также актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов:

  • педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности,

  • к тому же педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Противоречия

  • между потребностью общества в овладении знаний с помощью ИКТ и низким уровнем использования ИКТ в образовательном процессе;

  • между динамизмом изменений знаний и умений в области использования ИКТ и фактическом преобладанием экстенсивных путей совершенствования обучения, неэффективным использованием имеющихся программно – методических и технических средств обучения;

  • между большими дидактическими возможностями применения ИКТ в обучении и недостаточным поиском преподавателей путей их реализации.

При внедрении компьютерных технологий обучения возникают трудности экономического характера:

  • дефицит бюджета, не хватает средств на техническое оснащение помещений,

  • создание локальной сети внутри учреждения,

  • осуществление необходимой технической поддержки,

  • приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

Исходя из вышесказанного, определены направления реализации проекта:

  • формирование информационной компетентности участников образовательного процесса:

  • оснащение образовательного пространства средствами ИКТ;

  • применение ИКТ в образовательном процессе.

Назначение проекта. Повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс ОУ информационно-коммуникационных технологий, развитие ИК-компетентности педагогов ОУ.

Цель: создание условий для внедрения ИКТ в ОУ, повышения информационной компетентности педагогов и всех участников образовательного процесса.

Достижение цели считаю возможным через решение следующих задач:

  • формирование единого информационного пространства школы ГБОУ “СОШ с.Большой Толкай”;

  • повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов ГБОУ “СОШ с.Большой Толкай”;

  • формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной подготовки в области современных информационных технологий.

И возникают подзадачи:

  1. организовать работу по повышению квалификации и методической поддержке педагогов в области использования информационных технологий;

  2. расширить область применения ИКТ в ОУ (внедрение электронного мониторинга результатов освоения общеобразовательной программы школьного образования, сопровождение образовательного процесса)

  3. скоординировать информационное взаимодействие (сайт, электронная почта, сервер) с родителями, другими учреждениями;

  4. совершенствовать материально-техническое оснащение ОУ;

  5. создать банк информационно-образовательных ресурсов, дидактических и мeтодических материалов по использованию ИКТ в работе ОУ.

  1. Ожидаемые результаты:

  • создание единого информационного пространства О У;

  • повышение ИК -компетентности педагогов;

  • разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;

  • активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов педагогами и как следствие повышение качества и эффективности образовательного процесса;

  • повышение уровня освоения учащимися программного содержания, познавательной активности;

  • улучшение материально-технической базы;

  • автоматизация процессов мониторинга результатов образовательной деятельности, создание электронной базы данных педагогов, учащихся;

  • создание банка медиаресурсов (мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ для детей, графических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ОУ);

  • вовлечение родителей в единое информационное пространство ОУ.

Результат изменений:

  • Внедрение новых информационно – коммуникационных технологий в процесс обучения.

  • Улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации.

  • Повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации.

  • Достижение необходимого уровня в овладении учебных дисциплин.

  • Интеграция различных видов деятельности (учебной, учебно – исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении новых информационных технологий.

  • Подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества.

  • Повышение мотивации в изучении учебных дисциплин.

  • Разработка перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное образование.

  1. Основная часть

Новизна опыта

  • в усовершенствовании труда учителя и сокращения затрат его рабочего времени;

  • в разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающей содержательно – функциональные особенности обучения.

  • в активном использовании информационно – коммуникационных технологий;

  • в интерактивном взаимодействии «учитель– ученик – компьютер»;

  • в создании и использовании новых ИК технологий и материалов Интернет;

II.2. Содержательно-технический блок.

II.2.1. Принципы формирования единого информационного пространства

В центре внутреннего единого информационного пространства школы должен находиться ученик. Единое информационное пространство школы создается ради того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать самые передовые  знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал посещать кружки, секции, читать книги и т.д. Единое информационное пространство школы должно быть открыто и подчинено образовательному и воспитательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие — управленческую. Таким образом, наряду с учеником в центре должны находиться и остальные участники педагогического процесса: учителя, родители и администрация.

Открытость информационного пространства школы предполагает обеспечение обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса как на внутреннем школьном уровне (администрация, учителя, учащиеся, родители), так и на внешнем (педагогические сообщества, управляющие структуры, СМИ). Открытое информационное пространство обеспечивает прозрачность школы для родителей и общественности, поднимая тем самым уровень доверия к системе образования.

Построение открытого информационного пространства в нашей школе будет осуществляется путём по совершенствованию каждого компонента ЕИП:

1). Аппаратный: укрепление материально-технической базы.

  • 100% обеспечение рабочих мест учителей компьютерами и проекционным оборудованием;

  • создание локальной сети с выделенными серверами, включающей проводные и беспроводные сегменты, обеспечивающей беспроводное подключение в любой точке школы;

  • обеспечение мобильности учителей и учащихся за счет увеличения доли портативных компьютеров, замены морально устаревших стационарных компьютеров портативными;

  • увеличение доли кабинетов, оснащенных интерактивной доской (интерактивной насадкой).

2). Информационный: освоение и внедрение сетевых технологий и сервисов, позволяющих эффективно использовать компьютерное оборудование и цифровые образовательные ресурсы.

  • приобретение серверного и другого ПО, позволяющего повысить эффективность школьных информационных процессов;

  • формирование и развитие локального хранилища ЦОР с доступом через школьный web-сервер на основе предоставляемых в свободном доступе ЦОР федерального центра информационно-образовательных ресурсов и других источников по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;

  • формирование банка контрольно-измерительных материалов (включая КИМы по ЕГЭ и ГИА) по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;

  • перевод в единый цифровой формат школьного и образовательного видео, размещение этого банка на одном сервере;

  • совершенствование сетевых технологий доступа через web-интерфейс ко всему многообразию имеющихся ЦОР (спутниковое телевидение, видео, образы CD-дисков, хранилищу ЦОР иных типов) по принципу “единого окна”;

  • совершенствование и расширение личного информационного пространства учителя и образовательного учреждения на основе создания сайтов в локальной сети и в сети Интернет.

3). Кадровый: подготовка участников образовательного процесса к деятельности в условиях ЕИП, информационного общества.

  • система методической поддержки учителей в области использования информационных технологий;

  • интеграция педагогических и информационно-коммуникационных технологий;

  • проектная деятельность учащихся на основе использования средств ИКТ (пресс-центр, газета “Школьная жизнь”, видео-студия, классные и предметные проекты);

  • информирование родителей посредством ИК-технологий о деятельности школы, расширение спектра данного вида услуг (школьный сайт, наличие интерактивной обратной связи с администрацией школы, АСУ РСО).

4). Регламентный: набор правил взаимодействия между различными компонентами единого информационного пространства.

  • локальные акты школы (о системе постоянной методической поддержки учителей в области ИКТ, об электронном журнале, о медиатеке, о Совете по контентной фильтрации, о сайте школы и др.);

  • должностные обязанности работников ответственных за информатизацию;

  • приказы директора;

  • договоры о сотрудничестве с ВУЗами и с другими школами.

II.2.2. Принципы формирования ИК — компетентности педагогов

Процесс подготовки учителей к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, не может носить только единовременный и краткосрочный характер. Практика показала, что необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении. Учителям, получившим знания в области новых образовательных технологий, требуется постоянно проявлять себя в них, иметь профессиональную среду информационного взаимодействия. Для решения этих задач необходимо:

  • непрерывное повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в обучении (причем без отрыва от работы) не реже одного раза в 5 лет;

  • программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования оборудования и информационных ресурсов образовательного учреждения, техническое сопровождение ИКТ и предоставление доступа к Интернету;

  • информационно–методическое сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием ИКТ.

В нашей школе в этом направлении работает МЦ “Внедрение ИКТ в образовательный процесс”. Основываясь на опыт работы центра и изучив теоретический материал, была разработана модель “Учителя с высоким уровнем ИК- компетентности”.

Примерный перечень содержания ИК —

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Знания, за которые платят, запоминаются лучше. Рабби Нахман
globuss24.ru © 2024 – образование для всех
00
вверх